Решение б/н Решение по делу № 331,332,333,334-ж/2016 от 17 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

12 мая 2016 года                                                                      г. Челябинск, пр. Ленина, 59

    Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:    «…»    -    начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    «…»    -    специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
    «…»    -    заместителя начальника  отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ООО «Медпром» (далее – Общество, Заявитель, Участник закупки) на действия заказчика при проведении электронных аукциона на оказание услуг по индивидуальному слухопротезированию инвалидов Челябинской области  (извещения № 0169200000116000124, 0169200000116000125, 0169200000116000126, 0169200000116000127) (далее - Аукционы), в присутствии:
представителя ООО «Медпром», действующего на основании доверенности от 18.04.2016 № 32/16;
представителей Министерства социальных отношений Челябинской области (далее – Заказчик), действующих на основании доверенностей от 09.03.2016 2-ю, 3-ю, 5-ю,
УСТАНОВИЛА:
    В Челябинское УФАС России  04.05.2016 поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении рассматриваемых Аукционов, объявленных Заказчиком путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki.gov.ru 26.04.2016 извещений о проведении Аукционов и документаций об Аукционах.
           Начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону (извещение № 0169200000116000124) - 2 065 973 рубля 14 копеек.
    Начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону (извещение № 0169200000116000125) - 1 924 599 рублей 90 копеек.
    Начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону (извещение № 0169200000116000126) - 992 320 рублей 08 копеек.
           Начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону (извещение № 0169200000116000127) - 1 079 166 рублей 50 копеек.
 По состоянию на 12.05.2016 контракты по результатам Аукционов не заключены, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе.
    Согласно доводам жалобы, ООО «Медпром» не согласен с действиями Заказчика по формированию лотов, а именно объединению поставки товара (слуховых аппаратов) и услуг по слухопротезированию, а также установлению в документации об Аукционе требования о наличии у участника закупки  лицензии на осуществление медицинской деятельности по сурдологии – оториноларингологии, действующей на территории г. Магнитогорска Челябинской области, поскольку такие действия Заказчика приводят к ограничению количества участников закупки.
    Из жалобы следует, что ООО «Медпром» проведен анализ организаций, имеющих лицензии по виду деятельности, указанному в документации об Аукционе, в результате которого получена информация о том, что на территории г. Магнитогорска Челябинской области вправе осуществлять медицинскую деятельность по профилю «сурдология – оториноларингология» Автономная некоммерческая организация  «Центральная медико–санитарная часть» и ОАО  «ММК», МУЗ «Детская городская поликлиника №8 г. Магнитогорска», МУЗ «Городская больница № 3»,  ООО «Центр независимых экспертиз «МИЭП», НУЗ «Узловая больница на ст. Карталы ОАО «РЖД».
       На территории г. Челябинска и Челябинской области лицензией на осуществление медицинской деятельности по сурдологии – оториноларингологии обладают ЗАО НПО «Медприбор», МУЗ ДГКБ № 1, ЗАО «МЦ ЧТПЗ»,  МБУЗ ГКБ № 8, ГБУЗ «ЧОКБ», НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Челябинск ОАО «РЖД», ГБУЗ «ОКБ № 3», ООО «ДНК КЛИНИКА», МБУЗ Ордена Трудового Красного Знамени ГКБ № 1,  МБУЗ ГКП №7, ОАО «МЦ «Гиппократ», ГБУЗ ЧОДКБ, МУЗ ДГП №10,  МУЗ ГКБ№ 2, МБУЗ «Городская клиническая поликлиника №8», ООО «Центр слуха «Самех», ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России,    ФКЛПУ СТБ-3 ГУФСИН России по Челябинской области, ГБОУ ОЦД и К,  МБСКОУ школа -интернат № 10, ООО «ЛОРа-ВИТ», Отделенческая больница на ст. Златоуст РЖД, ООО «Доверие», МБУЗ «Троицкая ЦРБ»,  НУЗ «Узловая больница на ст. Троицк ОАО «РЖД».
    Заявитель также указывает, что Заказчик отнес закупаемые услуги к коду по классификатору ОКПД2 - 86.22.19.000 «Услуги в области специализированной врачебной практики прочие». Однако в описании объекта закупки в соответствии с Приложением № 1 к Информационной карте документации в Разделе II «Показатели товаров, используемых при оказании услуг по индивидуальному слухопротезированию, в соответствии с потребностями заказчика» указаны цифровые слуховые аппараты заушные сверхмощные, которые относятся к коду по классификатору ОКПД2 - 26.60.14.120: Аппараты слуховые.
Одновременно в расчете начальной (максимальной) цена контракта в сумму услуги по слухопротезированию входит поставка слухового аппарата.
В Техническом задании прописаны требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, а также к эксплуатационным характеристикам товара, используемого при оказании услуги.
Таким образом, по мнению Заявителя, в данной закупке Заказчиком объединены в один лот лицензируемая (услуги по слухопротезированию) и не лицензируемая деятельности (поставка слуховых аппаратов), что может привести к ограничению количества участников закупки и, как следствие, к ограничению конкуренции.
Кроме того, как считает Заявитель, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены ограничения и условия допуска слуховых аппаратов иностранного производства в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ПП РФ № 102).
    Представители Заказчика с доводами жалоб не согласились, представили письменные возражения (исх. №  505-КО, 506-КО, 508-КО ОТ 11.05.2016), а также пояснили, что место оказания услуг определено с учетом места жительства граждан, нуждающихся в индивидуальном слухопротезировании (г. Магнитогорск, Брединский, Варненский, Кизильский, Нагайбакский районы, г. Карталы (оригиналы списков изучены Комиссией Челябинского УФАС России на заседании).
    Установление требований к участникам закупки о наличии лицензии на оказание медицинской деятельности по сурдологии-оториноларингологии, действующей на территории г. Магнитогорска Челябинской области, определено с учетом описания объекта закупки, условий оказания услуг, а также требований  Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».
    По мнению представителей Заказчика, права и законные интересы потенциальных участников закупки не нарушены, поскольку на территории города Магнитогорска осуществляют деятельность лица, которые могут оказывать услуги, предусмотренные документациями об Аукционах, и имеющие лицензии на оказание медицинской деятельности по сурдологии-оториноларингологии, действующей на территории г. Магнитогорска Челябинской области, а именно:  МАУЗ «Городская больница № 3» (лицензия № ЛО-74-01-003092 от 13.05.2015), АНО «ЦМСЧ» (лицензия № ЛО-74-01-002965 от 26.12.2014), МУЗ «ДГП № 8 г. Магнитогорска» (лицензия № ЛО-74-01-002888 от 11.11.2014), ООО «Центр независимых экспертиз «МедицинаИнформатикаЭкономикаПраво» (лицензия № ЛО-74-01-000636 от 31.05.2007).
    Представители Заказчика также обратили внимание Комиссии Челябинского УФАС России на то, что доводы Заявителя относительно места оказания услуг уже рассматривались антимонопольным органом, что подтверждается решением № 232,233,234,239,240,241,242,243,244,245,246,247-ж/2016, 64-ВП/2016 от 08.04.2016.
    Относительно кодов ОКПД 2, к которым в извещениях о проведении Аукционов и документациях об Аукционах отнесены объекты рассматриваемых закупок, Заказчик пояснил, что ПП РФ № 102 не включает в себя код ОКПД 2 86.22.19.000 «Услуги в области специализированной врачебной практики прочие, в связи с чем в документации об Аукционе и извещении о проведении Аукциона отсутствуют ограничения и условия допуска, предусмотренные ПП РФ № 102.
    Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалоб ООО «Медпром», проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
    1. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе должна содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
    Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
    Таким образом, действующим законодательством о контрактной системе установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии на оказание услуг непосредственно у участника закупки, в случае, если оказание данных услуг является лицензируемым видом деятельности.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии на осуществление деятельности, относящейся к объекту закупки.
    Объектом закупки в соответствии с извещениями о проведении Аукционов и документациями об Аукционах является оказание услуг по индивидуальному слухопротезированию инвалидов Челябинской области.
    Заказчиком в пункте 6 Информационных карт документаций об Аукционах установлено место оказания услуг – г. Магнитогорск Челябинской области.
    Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о ЛОВД) установлено, что медицинская деятельность относится к лицензируемым видам деятельности.
    Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (далее - Положение).
    Согласно подпункту «а» пункта 4 Положения к одному из лицензионных требований относится наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.
    Приказом Минздрава России от 09.04.2015 № 178н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «сурдология-оториноларингология» (далее - Порядок) регламентировано, что медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь пациентам с нарушением слуха, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями № 1 - 6 к Порядку.
    Согласно пункту 2 Приложения № 1 Порядка, пункту 2 Приложения № 2 Порядка сурдологический кабинет создается для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи пациентам с нарушением слуха, включая профилактику, диагностику, лечение, в том числе слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественное слухоречевое поведение; центр является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее - медицинская организация), оказывающей первичную специализированную медико-санитарную помощь и (или) специализированную, за исключением высокотехнологичной, медицинскую помощь пациентам с нарушением слуха по профилю «сурдология-оториноларингология».
    Кроме того, в лицензии на осуществление медицинской деятельности указывается конкретный адрес места осуществления такой деятельности с соблюдением требований Положения, Закона о ЛОВД.
    В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения исх. от 14.04.2015 № 03-9428/15 указано, что проведение аудиометрии, подбор слухового аппарата в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология» и «сурдология – оториноларингология», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 155н, осуществляет врач сурдолог – оториноларинголог.  
Следовательно, для проведения сурдологического приема больных, осуществлению подбора, настройки слуховых аппаратов, изготовлению индивидуальных ушных вкладышей медицинской организации необходимо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) «сурдология – оториноларингология».
    Таким образом, лица, которые не обладают лицензией на осуществление медицинской деятельности на территории, например, г. Магнитогорска, не имеют права оказывать медицинские услуги в указанном муниципальном образовании.
    Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев документации об Аукционах, требования к участникам закупки, к месту оказания услуг, с учетом пояснений, изложенных в установочной части настоящего решения, не усматривает в действиях Заказчика нарушений пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, поскольку действия Заказчика направлены на создание наиболее удобных для граждан условий оказания медицинских услуг  с учетом места проживания таких граждан и объема транспортных расходов, необходимых для посещения сурдологического кабинета или центра, соблюдение законодательства о контрактной системе.
    2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
     При этом исходя из требований части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов) к компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Данный Перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р (далее – Перечень).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. № 240 определены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),  протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила).
Согласно статье 11.1 Закона о социальной защите инвалидов к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются в том числе протезные изделия, включая слуховые аппараты. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение статьи 10 Закона о социальной защите инвалидов Правительством Российской Федерации принято 30 декабря 2005 г. Распоряжение № 2347-р об утверждении Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Данный перечень состоит из 3 разделов: реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, услуги. При этом в раздел «Технические средства реабилитации» включены слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления (пункт 17).
Согласно пункту 2 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 2014 года в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы» разработаны Методические рекомендации по установлению медицинских показаний и противопоказаний при назначении специалистами медико-социальной экспертизы технических средств реабилитации инвалида и методика их рационального подбора. В соответствии с указанными рекомендациями единственным средством реабилитации лиц с нарушением слуха является слухопротезирование.
Цель по реабилитации инвалидов с нарушением слуха может быть достигнута только когда инвалид будет слышать.
Согласно Приложению №1 к информационной карте в состав услуг по индивидуальному слухопротезированию инвалидов Челябинской области входит:
- прием врача сурдолога-оториноларинголога;
- принятие врачом сурдологом-оториноларингологом решения о возможности слухопротезирования или наличия противопоказаний к слухопротезированию на момент обращения инвалида;
- индивидуальные подбор, настройка и выдача слухового аппарата (далее – прибор);
- отоскопия уха и снятие слепка слухового прохода для изготовления и выдачи индивидуального ушного вкладыша;
- изготовление ушного вкладыша индивидуального изготовления (далее – изделие);
- обучение правилам пользования прибором с изделием и выдача прибора и изделия получателю;
- замена неисправного и/или бракованного прибора в период оказания услуги и в период гарантийного срока на прибор, настройка прибора, выданного взамен бракованного прибора.
Каждая из перечисленных услуг является составной частью услуги по обеспечению инвалида слуховыми аппаратами: чтобы выдать подходящий слуховой аппарат необходимо проверить степень слуха инвалида, подобрать слуховой аппарат, изготовить ушной вкладыш, произвести настройку и т.д., что свидетельствует о единстве услуги и об отсутствии в действиях Заказчика нарушений пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Пунктом 7 части 3 статьи 63, частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе должны содержать условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
ПП РФ № 102 установлен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом из содержания указанного ПП РФ № 102 следует, что данный нормативный правовой акт распространяется только на случаи поставки товара.
Ввиду того, что объектом закупки является оказание услуг, а не поставка товара, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения пункта 7 части 3 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом  ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
          Признать доводы жалоб ООО «Медпром» на действия заказчика необоснованными.
          

Председатель Комиссии                                                                «…»

Члены Комиссии                                                                                        «…»

                                                «…»
                                                                                                                   
    

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны