Решение б/н Решение по делу № 34-03/14 в отношении ООО «ЗЭМЗ-Энерго» от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 24 декабря 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 30 декабря 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

<…> – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Члены Комиссии:

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в отсутствие представителей сторон,

рассмотрев дело 34-03/14 по признакам нарушения ООО «ЗЭМЗ-Энерго», ООО «ЗМЗ-Энерго части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Прокуратурой г. Златоуста в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) направлены материалы проверки ООО «НОВАТЭК-Челябинск» по вопросу подготовки объектов коммунальной сферы к работе в зимних условиях.

В указанных материалах указано следующее.

05.05.2014 ООО «НОВАТЭК-Челябинск» введено полное ограничение подачи газа для ООО «ЗМЗ-Энерго», что повлекло полную остановку эксплуатируемой предприятием отопительной котельной в г. Златоусте, которая вырабатывает тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения жителей многоквартирных домов и объектов социальной сфера района.

В результате остановки котельной ООО «ЗМЗ-Энерго» прекращена подача тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение в многоквартирные жилые дома, объекты социальной сферы (79 зданий, в том числе больницы, школы, детские сады, дом ребенка). В многоквартирных домах, обеспечение тепловой энергией которых осуществляется от котельной ООО «ЗМЗ-Энерго», проживает свыше 19 тыс. человек.

ООО «ЗМЗ-Энерго» решением Арбитражного суда Челябинской области от 31 июля 2014 признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

Согласно письму МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа от 03.10.2014 (вх. № 15458 от 06.10.2014) единственным участником и учредителем ООО «ЗМЗ-Энерго» является ООО «ЗЭМЗ».

С 16.05.2014 по 01.07.2014 ООО «ЗЭМЗ», являясь собственником тепловых сетей, приняло на себя обязательство по поставке тепловой энергии потребителям г. Златоуста Челябинской области в пределах пролегания своих сетей.

С 01.07.2014 ООО «ЗМЗ-Энерго» передало отопительную котельную в аренду вновь созданному предприятию ООО «ЗЭМЗ-Энерго».

Эксплуатация отопительной котельной осуществляется ООО «ЗЭМЗ-Энерго» без договора на поставку газа, являющегося топливом для работы оборудования котельной.

01.10.2014 ООО «ЗЭМЗ-Энерго» введено ограничение подачи теплоносителя в отношении МУП «Коммунальные сети ЗГО».

ООО «НОВАТЭК-Челябинск» по существу рассматриваемого дела пояснило следующее.

Между ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и ООО «ЗМЗ-Энерго» 01.01.2014 заключен договор на поставку и транспортировку газа № 3-01-26-3456.

По условиям договора № 3-01-26-3456 ООО «НОВАТЭК-Челябинск» обязалось поставлять природный газ ООО «ЗМЗ-Энерго».

Свои обязанности по оплате газа со стороны ООО «ЗМЗ-Энерго» систематически нарушались.

В адрес ООО «ЗМЗ-Энерго» были направлены соответствующие уведомления:

- предупреждение об ограничении подачи газа от 28.03.2014 № 6514;

- требование об ограничении поставки/отбора газа от 04.04.2014 № 7386;

- требование о прекращении поставки/отбора газа от 29.04.2014 № 8939.

ООО «ЗМЗ-Энерго» самостоятельно прекратило отбор газа 05.05.2014, что было зафиксировано ООО «НОВАТЭК-Челябинск» в акте по прекращению отбора газа.

Задолженность ООО «ЗМЗ-Энерго» перед ООО «НОВАТЭК-Челябинск» за поставленный газ на момент введения ограничения и прекращения поставки газа составляла 125 801 365 руб. 34 коп.

Кроме того, ООО «НОВАТЭК-Челябинск» указало, что общество предпринимало все возможные меры по заключению с ООО «ЗМЗ-Энерго» соглашения об обеспечении добросовестных потребителей.

28.04.2014 в адрес ООО «ЗМЗ-Энерго» было направлено письмо, в котором ООО «НОВАТЭК-Челябииск» просило представить информацию об удельной доле денежных средств, поступающих от потребителей, добросовестно осуществляющих оплату за тепловую энергию ООО «ЗМЗ-Энерго». Однако ответа на указанное письмо не поступило.

Самостоятельно ООО «ЗМЗ-Энерго» с просьбой заключения указанного соглашения не обращалось.

ООО «ЗМЗ-Энерго» самостоятельно приступило к отбору газа в мае 2014 года.

Между ООО «НОВАТЭК-Челябинск», ООО «ЗЭМЗ-Энерго» и ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» заключен договор на поставку и транспортировку газа от 16.10.2014 № 3-01-26-4983.

Согласно договору ООО «НОВАТЭК-Челябинск» с 01.10.2014 осуществляет газоснабжение котельной, расположенной по адресу: г. Златоуст, ул. им. С.М. Кирова, д. 6.

В период с 01.10.2014 по 10.12.2014 поставка газа на вышеназванную котельную не прекращалась и не ограничивалась.

Согласно письму ООО «ЗМЗ-Энерго» от 24.10.2014 № 12-782/ГА 24 июля 2014 года следователями СО МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области произведен обыск ООО «ЗМЗ-Энерго», в ходе которого изъяты оригиналы документов, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЗМЗ-Энерго», в том числе запрошенные Челябинским УФАС России в рамках рассмотрения дела.

ООО «ЗЭМЗ-Энерго» пояснило, что с 24.10.2014 в организации сменились учредители и генеральный директор, в связи с чем дать пояснения по вопросу прекращения (ограничения) подачи тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения потребителям г. Златоуста в 2014 году не может, документами не располагаем.

Согласно письму Прокуратуры г. Златоуста от 21.10.2014 в настоящее время проблема обеспечения жителей г. Златоуста коммунальными ресурсами решена. Между ООО «ЗЭМЗ-Энерго» и МУП «Коммунальные сети» ЗГО заключен договор поставки тепловой энергии в паре и горячей воды от 01.10.2014.

Изучив материалы дела, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «ЗМЗ-Энерго» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 указанной части, а также об отсутствии в действиях ООО «ЗЭМЗ-Энерго» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции о защите конкуренции по следующим основаниям.

 

1. В соответствии со статьей 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Учитывая, что доля ООО «ЗМЗ-Энерго» на рынке поставки тепловой энергии в виде горячей воды и пара потребителям по сетям МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа на территории г. Златоуста Челябинской области в пределах пролегания сетей ООО «ЗЭМЗ»в период с 01.01.2013 по 05.05.2014 составляет более 50%, положение ООО «ЗМЗ-Энерго» на указанном товарном рынке следует признать доминирующим.

Учитывая, что доля ООО «ЗЭМЗ» на рынке поставки тепловой энергии в виде горячей воды и пара потребителям по сетям МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа на территории г. Златоуста Челябинской области в пределах пролегания сетей ООО «ЗЭМЗ» в период с 16.05.2014 по 01.07.2014 составляет более 50%, положение ООО «ЗЭМЗ» на указанном товарном рынке следует признать доминирующим.

Учитывая, что доля ООО «ЗЭМЗ-Энерго» на рынке поставки тепловой энергии в виде горячей воды и пара потребителям по сетям МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа на территории г. Златоуста Челябинской области в пределах пролегания сетей ООО «ЗЭМЗ» в период с 01.07.2014 по 30.09.2014 составляет более 50%, положение ООО «ЗЭМЗ-Энерго» на указанном товарном рынке следует признать доминирующим.

2. В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и в своей деятельности руководствуется Законом о защите конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения и принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства, предупреждает монополистическую деятельность.

В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции сфера применения указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Прокуратурой г. Златоуста в адрес Челябинского УФАС России направлены материалы проверки ООО «НОВАТЭК-Челябинск» по вопросу подготовки объектов коммунальной сферы к работе в зимних условиях.

Из указанных материалов, а также из полученной информации в рамках рассмотрения дела, Челябинским УФАС России установлено следующее.

Между ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и ООО «ЗМЗ-Энерго» 01.01.2014 заключен договор на поставку и транспортировку газа № 3-01-26-3456.

По условиям договора № 3-01-26-3456 ООО «НОВАТЭК-Челябинск» обязалось поставлять природный газ ООО «ЗМЗ-Энерго».

Свои обязанности по оплате газа со стороны ООО «ЗМЗ-Энерго» систематически нарушались.

В адрес ООО «ЗМЗ-Энерго» были направлены соответствующие уведомления:

- предупреждение об ограничении подачи газа от 28.03.2014 № 6514;

- требование об ограничении поставки/отбора газа от 04.04.2014 № 7386;

- требование о прекращении поставки/отбора газа от 29.04.2014 № 8939.

05.05.2014 ООО «НОВАТЭК-Челябинск» введено полное ограничение подачи газа для ООО «ЗМЗ-Энерго», что повлекло полную остановку эксплуатируемой предприятием отопительной котельной в г. Златоусте, которая вырабатывает тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения жителей многоквартирных домов и объектов социальной сфера района.

В результате остановки котельной ООО «ЗМЗ-Энерго» прекращена подача тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение в многоквартирные жилые дома, объекты социальной сферы (79 зданий, в том числе больницы, школы, детские сады, дом ребенка). В многоквартирных домах, обеспечение тепловой энергией которых осуществляется от котельной ООО «ЗМЗ-Энерго», проживает свыше 19 тыс. человек.

28.04.2014 в адрес ООО «ЗМЗ-Энерго» было направлено письмо, в котором ООО «НОВАТЭК-Челябииск» просило представить информацию об удельной доле денежных средств, поступающих от потребителей, добросовестно осуществляющих оплату за тепловую энергию ООО «ЗМЗ-Энерго». Однако ответа на указанное письмо не поступило.

Самостоятельно ООО «ЗМЗ-Энерго» с просьбой заключения указанного соглашения не обращалось.

Отмечаем, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях:

неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок;

прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения;

выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения;

наличие обращения потребителя о введении ограничения;

иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;

из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее - Правила) исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно пункту 3 Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Пунктом 115 Правил определены случаи ограничения или приостановления исполнителем предоставления коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя. Такими случаями являются:

а) возникновение или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновение стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявление факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям, инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использование потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей - с момента выявления нарушения;

д) получение исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

Действующее законодательство, регулирующее сферу теплоснабжения и горячего водоснабжения не предусматривает возможность прекращения подачи тепловой энергии и горячей воды в случае ограничения поставки энергоресурса (газа) в адрес теплоснабжающей организации.

Таким образом, действия ООО «ЗМЗ-Энерго», выразившиеся в необоснованном прекращении услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителям г. Златоуста, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения дела также установлено, что решением Арбитражного суда Челябинской области от 31 июля 2014 ООО «ЗМЗ-Энерго» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

С 01.07.2014 ООО «ЗМЗ-Энерго» передало отопительную котельную в аренду вновь созданному предприятию ООО «ЗЭМЗ-Энерго».

Таким образом, выдача предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ООО «ЗМЗ-Энерго» нецелесообразна.

Документов, подтверждающих введение ООО «ЗМЗ-Энерго» ограничения поставки тепловой энергии в отношении потребителей г. Златоуста в период оказания данной организацией услуг теплоснабжения Челябинским УФАС России не установлено, материалами дела не подтверждено.

Согласно письму Прокуратуры г. Златоуста от 21.10.2014 в настоящее время проблема обеспечения жителей г. Златоуста коммунальными ресурсами решена. Между ООО «ЗЭМЗ-Энерго» и МУП «Коммунальные сети» ЗГО заключен договор поставки тепловой энергии в паре и горячей воды от 01.10.2014.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение ООО «ЗМЗ-Энерго» на рынке поставки тепловой энергии в виде горячей воды и пара потребителям по сетям МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа на территории г. Златоуста Челябинской области в пределах пролегания сетей ООО «ЗЭМЗ» в период с 01.01.2013 по 05.05.2014 доминирующим;

2. Признать положение ООО «ЗЭМЗ-Энерго» на рынке поставки тепловой энергии в виде горячей воды и пара потребителям по сетям МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа на территории г. Златоуста Челябинской области в пределах пролегания сетей ООО «ЗЭМЗ» в период с 01.07.2014 по 30.09.2014 доминирующим;

3. Признать в действиях ООО «ЗМЗ-Энерго», выразившихся в необоснованном прекращении услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителям г. Златоуста, нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 указанной части.

4. Дело № 34-03/14 в отношении ООО «ЗЭМЗ-Энерго» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны