Предупреждение б/н Предупреждение № 34-07/16 Администрации муниципального образ... от 15 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 34-07/16

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«09» сентября 2016 года                                                         г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) рассмотрено заявление ООО «Чебаркульводоканал» на действия администрации муниципального образования «Чебаркульский городской округ» (далее - Администрация), выразившиеся в передаче МУП «Теплоком» по договору хозяйственного ведения объектов системы водоснабжения, в нарушение законодательства о водоснабжении и водоотведении.

При рассмотрении представленных документов установлено следующее.

Муниципальным унитарным предприятием «Комбинат коммунальных предприятий МО г. Чебаркуль» и ООО «Чебаркульгорводоканал» заключен договор аренды инженерно-коммуникационных сетей и сооружений водопроводно-канализационного комплекса от 30.04.2013 № 004/с.

В связи с завершением процедуры конкурсного производства МУП «ККП» в апреле 2015 года, после удовлетворения всех требований кредиторов, имущество предприятия было передано в собственность МО «Чебаркульского городского округа».

В результате ликвидации МУП «КПП» сети водоснабжения и водоотведения обслуживались ООО «Чебаркульводоканал» на основании ранее заключенного договора аренды от 30.04.2013 № 004/с и дополнительного соглашения к нему о смене арендодателя.

За период 2015-2016 гг. единственным арендатором сетей водоснабжения и водоотведения являлось ООО «Чебаркульводоканал».

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27.11.2015 № 57/13 утверждены тарифы на питьевую воду, транспортировку воды и долгосрочные параметры регулирования тарифов для ООО «Чебаркульводоканал», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Чебаркульского городского округа, на 2016-2018 года.

Постановлением Администрации от 13.05.2016 № 411 объекты водоснабжения и водоотведения переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Теплоком». Договор хозяйственного ведения заключен не был, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрирован.

МУП «Теплоком» обратилось к начальнику Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа (исх. № 01-01/195 от 10.06.2016) о согласовании передачи во временное владение ООО «Чебаркульское предприятие канализации» сети водопроводного комплекса и инженерных сооружений.

Указанное обращение было рассмотрено на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с представлением муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование (протокол № 15 от 24.06.2015), по результатам которого было принято решение рекомендовать Администрации согласовать возможность передачи во временное предоставление в аренду сетей канализационного комплекса, сетей водопроводного комплекса и инженерных сооружений.

На основании договора аренды сетей и инженерных сооружений водопроводного комплекса от 17.05.2016 № 1 МУП «Теплоком» переданы ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» сети водопроводного комплекса и инженерные сооружения, смонтированные на них, здания, сооружения, передаточные устройства, линии электропередач, оборудование и т.п. – представляющие собой имущественный комплекс.

Постановлением Администрации от 17.05.2016 № 415 ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» наделено статусом гарантирующей организации на осуществление водоснабжения на территории Чебаркульского городского округа.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении указано, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионные соглашения заключаются путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона  от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Из анализа норм законодательства о водоснабжении и теплоснабжении следует, что передача прав в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договора аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, с момента официального опубликования Закона № 103-ФЗ права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями закрепляться не могут.

Из содержания пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2015 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» следует, что орган местного самоуправления принимает решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которое принадлежат муниципальному образованию.

Таким образом, действия органов местного самоуправления по передаче прав на объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, путем закрепления указанных объектов за муниципальным унитарным предприятием, после вступления в силу Закона № 103-ФЗ, могут являться нарушением антимонопольного законодательства, о чем указано в письме ФАС России от 05.10.2015 № АД/53812/15 «О возможности закрепления на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями такого вида муниципального имущества как сетей водоснабжения и теплоснабжения».

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае действиями Администрации по принятию Постановления от 13.05.2016 № 411 «О передаче объектов водоснабжения, водоотведения муниципальному унитарному предприятию «Теплоком» на праве хозяйственного ведения», а также Постановления Администрации от 17.05.2016 № 415 «О наделении статусом гарантирующей организации в водоснабжении и водоотведении» могут создаваться преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности отдельным хозяйствующим субъектам ввиду предоставления муниципального имущества в отсутствие конкурентных процедур и с нарушением требований действующего законодательства, ограничения доступа на товарный рынок.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

На основании части 3 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении решение органа местного самоуправления о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети «Интернет» (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет»).

Согласно части 1 статьи 450.1 ГК РФ односторонний отказ от договора может быть осуществлен управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Согласно пункту 1 статьи 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

С учетом изложенного, вышеуказанные акты подлежат отмене.

Таким образом, после отмены Постановлений Администрации от 13.05.2016
№ 411 и от 17.05.2016 № 415 арендодателем имущества будет являться Администрация, которой надлежит расторгнуть договор аренды от 17.05.2016 № 1 с ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», заключенный с нарушением действующего законодательства.

С 05.01.2016 вступили в силу изменения в статью 39.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которыми в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях Администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию о необходимости прекращения указанных действий, для чего Администрации необходимо:

1) в срок до 23 сентября 2016 года принять меры, направленные на устранение причин и условий нарушения антимонопольного законодательства, путем:

1.1) информирования МУП «Теплоком» об отмене с 20.09.2016 Постановления Администрации от 13.05.2016 № 411, а также намерении предоставления муниципального имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Закона № 103-ФЗ, Закона о водоснабжении, антимонопольного законодательства;

1.2) отмены Постановления Администрации от 13.05.2016 № 411
«О передаче объектов водоснабжения, водоотведения муниципальному унитарному предприятию «Теплоком» на праве хозяйственного ведения»;

2) прекратить действия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем:

2.1) направления ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» уведомления о расторжении договора № 1 от 17.05.2016 в порядке пункта 8.3 указанного договора, а также необходимости возврата муниципального имущества в муниципальную казну, намерении его предоставления в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Закона № 103-ФЗ, Закона о водоснабжении, антимонопольного законодательства, в срок до 23.09.2016;

2.2) принятия мер по возврату в муниципальную казну муниципального имущества, переданного ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» на основании договора № 1 от 17.05.2016, в срок до 25.12.2016;

2.3) отмены Постановления Администрации от 17.05.2016 № 415 «О наделении статусом гарантирующей организации в водоснабжении и водоотведении», в срок до 25.12.2016;

2.4) обеспечения соблюдения требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, в срок до 25.12.2016;

2.5) организации принятия мер в целях предоставления муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, с соблюдением требований действующего законодательства, в том числе по техническому обследованию муниципального имущества, согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) сведений, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в срок до 25.12.2016.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих получение МУП «Теплоком» и ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» писем, указанных в пункте 1 настоящего предупреждения, актов органов местного самоуправления Чебаркульского городского округа, направленные на принятие мер в целях предоставления муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения, с соблюдением требований действующего законодательства, в том числе по техническому обследованию муниципального имущества и т.д., отмену Постановления Администрации от 13.05.2016 № 411 «О передаче объектов водоснабжения, водоотведения муниципальному унитарному предприятию «Теплоком» на праве хозяйственного ведения», Постановления Администрации от 17.05.2016 № 415 «О наделении статусом гарантирующей организации в водоснабжении и водоотведении»; принятие мер по возврату муниципального имущества в муниципальную казну; а также сведения о хозяйствующих субъектах, которым предоставлено в пользование муниципальное имущество – объекты водоснабжения с приложением следующих надлежаще заверенных копий документов и информации: решений, распоряжений, иных актов о проведении торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав в отношении данного имущества,  с приложением извещения о проведении торгов (с указанием сайта и даты размещения), протоколов, составленных при их проведении, договоров, предусматривающих переход прав владения (пользования) в отношении имущества, иные документы, подтверждающие основания передачи имущества в пользование, в случае принятия решения о предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества – Объектов водоснабжения).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны