Решение б/н Решение и предписание по делу №342-ж/2013 по жалобе ООО "ИНФ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №342-ж/2013

31 июля 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Комиссия Челябинского УФАС России) в составе:

 

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

 

Членов Комиссии:

Саинской Л.А.

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

 

 

Титовой С.В.

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу ООО «ИНФО-ТЕХ» на действия заказчика при проведении аукциона на поставку автобусов для перевозки детей (изв. № 0169200000313004098), в присутствии представителей ООО «ИНФО-ТЕХ», Министерства образования и науки Челябинской области, Главного управления материальных ресурсов Челябинской области,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 24.08.2013 поступила жалоба ООО «ИНФО-ТЕХ» (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении аукциона на поставку автобусов для перевозки детей (изв. № 0169200000313004098) (далее — Аукцион).

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте в сети «Интернет» 03.07.2013.

Заказчик — Министерство образования и науки Челябинской области (далее — заказчик).

Уполномоченный орган — Главное управление материальных ресурсов Челябинской области (далее — уполномоченный орган).

Максимальная (начальная) цена контракта — 169 117 665 рублей 86 копеек.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе — 24.07.2013.

Дата окончания срока рассмотрения заявок — 30.07.2013.

Дата проведения открытого аукциона — 02.08.2013.

Контракт по состоянию на 31.07.2013 не заключен.

Представитель заявителя пояснил следующее.

1. В документации об аукционе неправомерно объединены обязательства по поставке товара и обязательства по обеспечению складского хранения. В обоснование данного довода представитель заявителя сослался на письмо ФАС РФ от 14.02.2011 № АЦ/4619.

2. В документации об аукционе не определен предмет и условия наступления гарантийных обязательств по контракту, которые должны быть обеспечены производителем машин.

3. В документации об аукционе ненадлежащим образом определен срок гарантийных обязательств по контракту.

4.Требования к электронной форме документов, не соответствуют требованиям Федерального закона от 02.07.2013 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» и отдельные законодательные акты РФ». Указанным законом с 01.07.2013 «электронная цифровая подпись» заменена на «усиленную электронную подпись».

5.Размещенное на официальном сайте разъяснение положений документации об аукционе не содержит суть запроса участника размещения заказа.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и пояснили следующее.

1. Законодательством не запрещено объединять в один лот несколько услуг, либо поставку и услугу, тем более, если они технологически и функционально связаны с товаром, являющимся предметом аукциона.

Заказчиком установлены требования к месту и условиям поставки, а именно: место поставки: до склада в г. Челябинске, предоставленного Поставщиком, условия поставки: поставленный товар хранится на территории поставщика в г. Челябинске в течение 3 месяцев.

В документации об аукционе отсутствует требование о том, что у поставщика должно быть помещение для хранения исключительно на праве собственности, а значит отсутствует ограничение конкуренции.

2. В документации об аукционе указан размер обеспечения гарантии поставщика (пункт 6.3 проекта контракта).

В документации об аукционе содержатся требования к сроку гарантии. Законодательством не установлено требование о необходимости определения предмета и условий гарантийных обязательств.

3. Гарантии производителя указаны в пункте 7 информационной карты документации об аукционе.

4. В документации об аукционе указаны сведения о подписании электронных документов электронной цифровой подписью, поскольку электронный документ, подписанный электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном в соответствии с порядком, ранее установленным Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» в течение срока действия указанного сертификата, но не позднее 31.12.2013 признается электронным документом, подписанным квалифицированной подписью в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы Комиссия, руководствуясь статьей 60, 17 Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), пришла к следующим выводам.

1. Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.

Таким образом, для признания нарушения указанной нормы необходимо установление в совокупности четырех квалифицирующих признаков:

  • отсутствие технологической взаимосвязи;

  • отсутствие функциональной взаимосвязи;

  • невзаимозаменяемость;

- ограничение количества участников размещения заказа в виду объединения в один лот товаров, отвечающих указанным признакам.

Согласно предмету заказа к поставке необходимы автобусы для перевозки детей в количестве 121 единицы.

В пункте 6 информационной карты документации об аукционе указаны сведения о месте, условиях и сроках поставки товара, а именно: место поставки: до склада в г. Челябинске, представленного Поставщиком; условия поставки: допускается поставка партиями не менее 15штук. Поставленный товар хранится на территории поставщика в г. Челябинске в течение 3 месяцев со дня поставки до момента востребования собственником товара.

С учетом количества единиц товара заказчиком определено, что товар может быть поставлен в любое место, расположенное в г. Челябинске, выбранное поставщиком. Специальных требований к такому месту (площадь, наличие коммуникаций и т.д.) заказчиком в документации об аукционе не установлено.

Таким образом, поставщик может иметь как в собственности помещение (территорию), так и арендовать указанные объекты для обеспечения передачи товара.

Нахождение товара на территории поставщика в г. Челябинске позволит заказчику осуществить прием товара именно в г. Челябинске.

В данном случае установленное требование направлено на достижение одной цели — приобретение автобусов.

Следовательно, нарушение части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции не установлено.

Необходимо отметить, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 0169200000313004098 от 30.07.2013 подано две заявки на участие в аукционе.

Исходя из заявок на участие в аукционе к поставке были предложены автобусы марки ПАЗ и Citroen Jumper.

Таким образом, признаков ограничения числа участников аукциона Комиссией не установлено.

2. В пункте 5 информационной карты документации об аукционе, пункте 4.1 проекта контракта указано, что поставляемый товар должен быть новым.

В пункте 7 информационной карты документации об аукционе, пунктах 4.2, 4.3 проекта контракта, указаны сведения о требованиях к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, а именно:

  • поставщик предоставляет вместе с товаром гарантии производителя сроком не менее 1 года или 50 000 км пробега с момента востребования собственником товара;

  • предоставить вместе с товаром гарантии поставщика сроком не менее 1 года или 50 000 км пробега с момента востребования собственником товара.

2.1 В силу пункту 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, а в случае поставок новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки которых составляет пятьдесят миллионов рублей и более, обязаны определить такие обязательства (в том числе обязательства о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий производителя и поставщика на товар) и обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от двух до десяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Комиссия учитывает довод представителей заказчика, уполномоченного органа о том, что заказчик в любом случае востребует товар, поскольку иначе теряется смысл закупки. Однако непосредственно событием, которое должно неизбежно наступить, в данном случае, может быть момент подписания акта приема-передачи товара. Момент востребования собственником товара не является сроком гарантийных обязательств в силу статьи 191 Гражданского кодекса РФ.

Более того, Комиссия принимает во внимание довод заявителя о том, что факт наступления события не может зависеть от волеизъявления одной из сторон.

Таким образом, заказчиком ненадлежащим образом определены гарантии производителя, что не соответствует пункту 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

2.2. Согласно пункту 6 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов в случае размещения заказов на поставки новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации об аукционе требования о предоставлении гарантии производителя данного товара и к сроку действия такой гарантии.

В пункте 7 информационной карты документации об аукционе указано, что срок гарантии производителя — не менее 1 года или 50 000 км пробега.

Таким образом, заказчиком установлен срок действия гарантии в виде периода времени (1 год), так и объеме гарантии (количество пробега 50 000 км).

В то время как буквальное прочтение нормы позволяет заказчику указывать только срок действия гарантии, который должен исчисляться годами, месяцами, неделями, днями или часами (статья 190 Гражданского кодекса РФ) и не может быть выражен в количестве километров пробега.

Следовательно, заказчиком нарушен пункт 6 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

3. В силу части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об аукционе должно содержать указание на предмета запроса.

Так, 19.07.2013 на официальном сайте в разделе «Разъяснения документации об аукционе» размещен «Ответ на запрос», из содержания которого не следует суть вопроса.

Разъяснение содержит ссылки на постановления Правительства РФ, Губернатора Челябинской области, Закон Челябинской области и вывод о том, что в Паспорте транспортного средства необходимо указывать собственника поставляемых автобусов — Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области.

Однако указанное разъяснение не содержит указание на предмет запроса, что нарушает часть 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.

4. В пункте 29 информационной карты документации об аукционе указано, что «документы и сведения, направляемые в форме электронных документов участником размещения заказа, должны быть подписаны электронной цифровой подписью».

Согласно части 2 статьи 41.2 Закона о размещении заказов должны быть подписаны усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок.

Таким образом, в документации об аукционе не учтены изменения в Закон о размещении заказов от 02.07.2013№ 171-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» и отдельные законодательные акты РФ» о замене понятий «электронная цифровая подпись» на «усиленная электронная подпись в соответствии с условиями функционирования электронных площадок», что не соответствует части 2 статьи 41.2 Закона о размещении заказов.

Комиссия, руководствуясь частью 6 статьи 60, статьей 17 Закона о размещении заказов,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Инфо-Тех» на действия заказчика в части неправомерного объединения в один лот обязательства по поставке товара и обязательства по обеспечению отпуска товара в г. Челябинске - необоснованными.

2. Признать доводы жалобы ООО «Инфо-Тех» на действия заказчика в части ненадлежащего указания гарантийных обязательств по контракту, которые должны быть обеспечены производителем машин; ненадлежащего определения срока гарантийных обязательств по контракту; указания сведений о подписании электронных документов электронной цифровой подписью; размещения разъяснения положений документации об аукционе без указания предмета запроса — обоснованными.

3. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 11 части 3 статьи 41.6, части 6 статьи 41.9, части 2 статьи 41.2 Закона о размещении заказов.

4. Признать в действиях уполномоченного органа нарушения части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.

5. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадке предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

6. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновных к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

В.А. Ливончик

Члены Комиссии

Л.А. Саинская

С.В. Титова

 

 ПРЕДПИСАНИЕ № 342-ж/2013

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о размещении заказов

 

31 июля 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

 

 

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Саинской Л.А.

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

 

 

 

Титовой С.В.

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

на основании решения Челябинского УФАС России от 31.07.2013 года, по итогам рассмотрения жалобы ООО «ИНФО-ТЕХ» на действия заказчика при проведении аукциона на поставку автобусов для перевозки детей (изв. № 0169200000313004098, в целях устранения нарушений законодательства,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  • Министерству образования и науки Челябинской области с момента получения настоящего предписания не заключать контракт по итогам размещения заказа (изв. № 0169200000313004098), с нарушениями законодательства о размещении заказов, указанными в решении № 342-ж/2013 от 31.07.2013.

2. Министерству образования и науки Челябинской области в срок до 14.08.2013:

2.1. принять решение о внесении изменений в документацию об аукционе и привести ее в соответствие с требованиями действующего законодательства в части :

- определения гарантии производителя,

- указания срока гарантийных обязательств по контракту,

-указания сведений о подписании электронных документов усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок;

2.2. продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем на 10 дней со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в документацию об аукционе.

3. Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области в течение одного рабочего дня с момента исполнения пункта 2 настоящего предписания разместить изменения в документацию об аукционе на официальном сайте в сети «Интернет», указанные в пункте 2 настоящего предписания.

4. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» обеспечить возможность внесения изменений в документацию об аукционе (изв. № 0169200000313004098).

5. Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области в срок до 16.08.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе: надлежащим образом заверенную копию документации об аукционе с изменениями и подтверждения размещения документации об аукционе с изменениями на официальном сайте в сети Интернет, а также извещения о продлении срока подачи заявок на участие в аукционе.

6. Министерству образования и науки Челябинской области в срок до 16.08.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 2 настоящего предписания, а именно: сведения о незаключении контракта по итогам размещения заказа (изв. № 0169200000313004098) с нарушениями законодательства о размещении заказов, решение о внесении изменений в документацию об аукционе.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Председатель Комиссии

В.А. Ливончик

Члены Комиссии

Л.А. Саинская

С.В. Титова

Связанные организации

Связанные организации не указаны