Решение №ВЛ/15869/21 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 074/06/99-3307/2021(130- ВП/2021) от 26 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

11

 

 

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины»

ул. Блюхера, д. 42, г. Челябинск,

Челябинская область, 454087

 

Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области»

454084, г. Челябинск, ул. Калинина,

д. 21

 

Индивидуальный предприниматель

 

 

АО «ТЭК-Торг»

ул. Тимура Фрунзе, д. 24, г. Москва, 119021

Гамсоновский переулок, д. 5, стр. 2, 5-ый этаж, помещение VII, г. Москва, 115191

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/99-3307/2021(130- ВП/2021)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 18 ноября 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 23 ноября 2021 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

 

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

   

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

     

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий заказчика при проведении электронного аукциона на поставку перчаток (извещение № 0869200000221003479), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины» (далее – Учреждение, Заказчик): действующего на основании доверенности б/н от 20.09.2021; действующего на основании доверенности б/н от 11.11.2021;

- представителей Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области» (далее – Уполномоченный орган): начальника юридического отдела , действующей на основании доверенности № 03 от 08.04.2021, юрисконсульта юридического отдела Учреждения , действующей на основании доверенности № 04 от 08.04.2021;

- представителя Заявителя: действующего на основании доверенности № 1 от 12.11.2021,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 12.11.2021 в Единую информационную систему поступила жалоба ИП Канабеева П.О. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку перчаток (извещение № 0869200000221003479) (далее – аукцион, закупка).

Решением по делу № 900-ж/2021 антимонопольным органом жалоба возвращена заявителю на основании пункта 1 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе, и назначено проведение внеплановой проверки действий заказчика по аукциону.

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 22.10.2021 в 13:38.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку перчаток составляет сумму 1 390 960,00рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 10.11.2021 10:00.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0869200000221003479 от 11.11.2021 на участие в закупке поступило две заявки, которые признаны соответствующими аукционной документации и участники допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу проведения аукциона от 12.11.2021 снижение начальной (максимальной) цены контракта в ходе аукциона составило 5,05 %.

Протоколом подведения итогов аукциона № 0869200000221003479 от 17.11.2021 победителем признано ООО «РУСФАРМ» с предложением о цене контракта 1 320 774,50 рублей.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

 

По мнению ИП Канабеева П.О. Заказчиком в описании объекта закупки установлены избыточные требования к закупаемому товару.

  1. Пункты 5, 6 технического задания: установлено требование к манжете перчаток: «манжета перчатки обрезана (без венчика) с адгезивной полосой».

Пояснение Заказчика, изложенное в Техническом задании, а также в ответах на запросы о разъяснении аукционной документации, о том, что данное требование предусмотрено Методическими рекомендациями МР 3.5.1.0113-16 (далее – Методические рекомендации), Заявитель считает необоснованными, поскольку пункт 3.7. Методических рекомендаций предусматривает два вида способа обработки края манжеты: с обрезанным краем (с полосой против скольжения и без нее); край манжеты закатан в валик (с полосой против скольжения и без нее).

Требование же именно к перчаткам с валиком или без валика, не регламентируется ни одним нормативным документом.

При этом, по мнению Заявителя, пунктом 4.16 Методических рекомендаций предусмотрено, что форма и способ обработки края манжеты не влияют на защитные функции медицинских перчаток, их выбор зависит от объективных предпочтений медицинских работников.

Более того, Заявитель указывает на то, что в пункте 4.17 Методических рекомендаций указано, что валик на перчатке обеспечивает более надежную фиксацию манжеты на предплечье.

  1. Пункты 5 и 7 Технического задания: характеристика «Цвет перчатки»: требование «Контрастного по отношению к крови цвета», в столбце «Показатели, не подлежащие изменению по результатам проведения электронного аукциона», в разделе «Максимальные и/или минимальные значения показателей» предусмотрено требование: «синего или зеленого цвета».

Заявитель считает, что Методическими рекомендациями не предусмотрены требования к перчаткам по цветовым спектрам, соответственно, указанное требование ограничивает права участников закупки, которыми могут быть предложены перчатки, цвета, контрастного к цвету крови, но не синего или зеленого спектра.

  1. Пункт 6 технического задания, требование к внутреннему покрытию: «Полимерное (синтетическое). В составе полимерного покрытия содержится антисептик на основе хлоргексидина».

В ответах на запросы о разъяснении аукционной документации, Заказчиком представлено обоснование с указанием на Методические рекомендации а также того, что требование к наличию в составе покрытия именно антисептика на основе хлоргексидина обусловлено «его широким спектром действия, отсутствием аллергических реакций на него у медицинского персонала и непрерывной антисептической обработки рук, что значительно влияет на безопасность работы в условиях повышенного риска и на комфорт при использовании перчаток».

Заявитель не считает данное обоснование достаточным и объективным, поскольку пунктом 3.2.2 Методических рекомендаций  предусмотрен тип перчаток с антибактериальными свойствами, без указания МНН, химического или группировочного наименования антисептика.

При этом, Заявитель считает, что опасным типом реакции на хлоргексидин является немедленный аллергический ответ, симптомы которого — крапивница и ангионевротический отек, а также анафилаксия, которая может развиться в результате контакта хлоргексидина с внутренними (слизистыми) поверхностями или более глубокими тканями тела через отверстия в коже во время медицинских процедур. 

  1. Пункт 7 технического задания, требование о наличии характеристики: «Внутреннее покрытие Полимерное (синтетическое) с глицерином и диметиконом или с Алое-вера».

По мнению Заявителя, указанное требование не предусмотрено Методическими рекомендациями или иными ведомственными нормативными актами в сфере здравоохранения, и/или национальными стандартами.

В разъяснениях положений документации об электронном аукционе от 08.11.2021 №РД2 заказчик указывает следующее: «Требование в п. 7 к перчаткам с глицерином и диметиконом или с Алое-вера связано с необходимостью ухода за кожей рук медицинского персонала и профилактики кожного дерматита, что крайне важно в хирургических перчатках при долговременных инвазивных операциях. Следует отметить, что указанные вещества не вызывают аллергических реакций на коже рук персонала, что крайне важно, так как тем самым обеспечивается приемлемый уровень комфорта при ношении таких перчаток. Также в техническом задании предлагается на выбор один из вариантов внутреннего покрытия, что не ограничивает круг потенциальных участников закупки».

При этом, как указывает Заявитель, Заказчиком не представлены доказательства наличия аллергических реакций работников Учреждения на коллаген, аллантоин, протеины шелка, Витамин Е, глюконолактон и иные компоненты, которые могут содержаться в составе перчаток различных производителей.

По мнению Заявителя, наличие указанных требований к объекту закупки в совокупности не позволяет предложить иные перчатки, полностью удовлетворяющие функциональным и потребительским свойствам, кроме перчаток одного производителя.

Таким образом, включение в аукционную документацию дополнительных характеристик, не влияющих на работу медицинского персонала, носит избыточный характер, что приводит к ограничению количества участников и не соответствует пунктам 1, 2 части 1, и части 2 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

Заказчик по доводам жалобы представил письменные пояснения, пояснил следующее.

Техническое задание составлено в соответствии нормами Закона о контрактной системе.

По мнению Учреждения, исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге.

Соответственно, на основании действующего законодательства в сфере закупок заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, детализируя в необходимой степени предмет закупок, то есть при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него. Заказчик считает, что условия Технического задания не содержат указаний на конкретные модели изделий, товарный знак.

Факт установления определенных характеристик к товару, по мнению Заказчика, не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа, поскольку на рынке существует масса производителей, имеющих различный состав перчаток.

При этом, как считает Заказчик, все характеристики, отличные от требований национальной системы стандартизации, им обоснованы, что соответствует положению пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

При формировании требований к закупаемым медицинским изделиям, Заказчик исходил из собственных потребностей.

Так:

1. По позиции № 5 Технического задания «Перчатки хирургические из полихлорпрена, неопудренные» установлено требование «Манжета перчатки - Обрезана (без венчика) с адгезивной полосой».

В соответствие с правилами описания объекта закупки, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком приведено обоснование установления данной характеристики: «Для профилактики пережимания предплечья и надежной фиксации на предплечье при продолжительных операциях».

Необходимость применения хирургической перчатки без валика на практике обусловлена тем, что манжета с валиком не обеспечивает достаточную защиту от скатывания. Валик может в некоторой степени противодействовать (будучи ригидным объектом большего диаметра, чем манжета ниже валика) скатыванию, но он не защищает манжету от сползания.

Заказчик указывает на то, что после того, как при движении в лучезапястном суставе был утрачен плотный контакт валика с предплечьем (то есть, если валик был «подёрнут» вниз), валик неизбежно начинает сползать. Манжета с валиком характеризуется малой толщиной и не формирует цилиндрическое ребро жёсткости (как усиленная манжета), предохраняющее от скатывания. Кроме того, валик является объектом повышенной жёсткости и пониженной эластичности, который не может соответствовать анатомическим особенностям предплечий хирургов. Заказчик поясняет, что валик будет или умеренно, или очень выражено пережимать предплечье, либо совсем не будет (при узком предплечье) держаться на руке.

Манжеты без валика отличаются усиленной толщиной (не сопоставимой, тем не менее, с толщиной валика и не представляющей, таким образом, опасности для пережимания предплечья). Кроме того, усиленная манжета без валика формирует цилиндрическое ребро жесткости, надежно удерживающееся на предплечье.

Адгезивная полоска, которой дополнительно оснащена с внутренней стороны усиленная манжета без валика, является дополнительным фиксатором, удерживающим манжету на предплечье.

По мнению Заказчика, Аналоги по позиции 5, помимо указанного производителя Анселл, являются: СФМ Госпитал Продактс ГмбХ; Yixing HBM Latex Production Co. ТЁРАИГ НУСА СДН, БХД NUZONE X2.

2. По позиции № 6 Технического задания установлено требование «Полимерное (синтетическое). В составе полимерного покрытия содержится антисептик на основе хлоргексидина».

Требование антисептика на основе Хлоргексидина во внутреннем покрытии перчаток обусловлено тем, что требуется непрерывная антисептическая обработка кожи под перчаткой, защищающая и пациента, и персонал в случае повреждения перчатки от заражений и инфекций, что прямо предусмотрено упомянутым ранее пунктом 4.6 Методических рекомендаций. Кожная антисептика - основное назначение и показание для применения антисептиков на основе Хлоргексидина.

По мнению Заказчика, заявителем не представлены документы и/или сведения, подтверждающие наличие на товарном рынке перчаток, имеющих в составе полимерного покрытия антисептик помимо хлоргексидина, что свидетельствует о недоказанности доводов жалобы в указанной части.

Заказчик указывает на то, что перчатки с требуемыми характеристиками предлагаются на рынке РФ большим количеством компаний. При этом продукция представлена на рынке несколькими производителями, что подтверждается, в том числе, и судебной практикой - дела А40-169114/2016 и А53-5608/2015. В рамках указанных дел рассматривалась законность требований к антибактериальному покрытию на основе хлоргексидина в хирургических перчатках.

По мнению Заказчика, из решений судов следует, что по совокупности данных требований могут быть предложены к поставке перчатки производства: Ansell Healthcare Europe NV, Yixing НВМ Latex Production Co, SFM Hospital Products GmbH.

Таким образом, указанное требование является потребностью заказчика и установлено на законных основаниях, не приводит к ограничению количества участников закупки.

Заказчик поясняет, что помимо отмеченных перчаток производителя Ansell, совокупности технических характеристик требованиям технического задания удовлетворяют перчатки следующих производителей:

- GAMMEX PF with AMT, регистрационное удостоверение ФСЗ 2011/09785;

- Armilla Yixing HBM Latex Production Co., Китай, регистрационное удостоверение РЗН 2013/1220

- Profile 3000, Нитритекс, Малайзия, регистрационное удостоверение ФСЗ 2012/12749.

3. По позиции № 7 Технического задания установлено требование «Внутреннее покрытие Полимерное (синтетическое) с глицерином и диметиконом или с Алое-вера».

Данное требование обусловлено потребностью Заказчика, для работы хирургов при длительности операций более 4 часов, которые вынуждены проводить длительные операции в медицинских перчатках.

По мнению Заказчика, поскольку за долгие годы работы по несколько часов в день в перчатках кожа рук значительно портится и требует большего ухода. В связи с чем данное требование является реальной потребностью заказчика.

Заказчик отмечает, что невозможно обработать руки перед операцией или во время операции какими-либо составами, так как согласно п. 3490, 3501 СаНПиН 3.3686-21 медицинский персонал должен надевать перчатки на сухие руки и их обработка для профилактики сухости и нежелательных явлений возможна исключительно после медицинских манипуляций. В итоге, медицинский персонал вынужден проводить многочасовые операции без возможности осуществить уход за кожей рук. В случае отсутствия во внутреннем слое перчаток увлажняющих и питающих веществ, профилактика заболеваний кожи рук у медицинского персонала не будет иметь место, что неминуемо скажется на здоровье сотрудников заказчика.

Заказчик считает, что помимо отмеченных перчаток производителя Ansell, из совокупности технических характеристик требованиям технического задания по позиции 7 Технического задания удовлетворяют перчатки следующих производителей:

- HELIOMED GMBH,

- Armilla Yixing HBM Latex Production Co.,Китай, регистрационное удостоверение РЗН 2013/1220

- СФМ Госпитал Продактс ГмбХ.

По мнению Заказчика, установленные в документации о закупке требования полностью соответствуют правилам описания закупки, обусловлены исключительно необходимостью лечебного учреждения в получении товара, наилучшим образом удовлетворяющего потребности лечебного персонала.

Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.

 

Уполномоченный орган представил письменное мнение по доводам жалобы, пояснил следующее.

В рамках формирования закупок Уполномоченное учреждение руководствовалось существующей потребностью Заказчика, возникшей в связи с осуществлением им своей деятельности.

Так, Заказчиком в соответствии с пп. 3 п. 4 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденным распоряжением Правительства Челябинской области от 08.05.2020 г. № 294-рп была направлена заявка, содержащая утвержденное Заказчиком описание объекта закупки (Техническое задание).

Более того, Заказчик при описании объекта закупки (составлении технического задания) помимо требований, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе, руководствовался существующей потребностью в приобретении необходимого для организации лечения пациентов товара.

Заказчик, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, в документациях об электронном аукционе указал требования к закупаемым товарам, обусловленные потребностями медицинской организации.

Следовательно, по мнению уполномоченного органа, Заказчиком сформировано требование к закупаемому товару в части потребительских (эксплуатационных) значимых характеристик и на основании положений статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Уполномоченный орган отмечает, что на участие в аукционе подано 2 заявки, оба участника участвовали в торгах, где предложили к поставке товар разных производителей.

По мнению уполномоченного органа, аукцион проводится в соответствии с Законом о контрактной системе, нарушения в действиях Уполномоченного органа и Заказчика отсутствуют.

Доводы жалобы Заявителя уполномоченный орган считает необоснованными.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Исходя из содержания части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В пункте 5 Правил № 145 указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 6 Правил № 145 в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Из извещения о проведении аукциона, аукционной документации следует, что объектом закупки по оспариваемым Заявителем позициям размещена потребность в товарах, предусмотренных следующими кодами КТРУ:

- позиция 5 Технического задания: «Перчатки хирургические из полихлорпрена, неопудренные» код КТРУ 22.19.60.111-00000001, содержит следующее общее описание по классификатору: «Стерильное изделие из полихлорпрена (неопрена), которое используется как защитный барьер на руках медицинского работника в хирургическом поле; внутренняя поверхность неопудрена, перчатки не обладают антибактериальными свойствами. Обычно используется в качестве двухстороннего барьера для защиты пациента и персонала от микроорганизмов и при возможной аллергии на латекс. Имеют соответствующие характеристики по тактильности и комфортности применения, должны выполнять соответствующие требования стерильности и должны иметь соответствующие физические свойства (например, прочность на растяжение, эластичность) и однотипные размеры (т.е., системность размеров). Это изделие одноразового применения»;

- позиция 6 Технического задания: «Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные, антибактериальные», код КТРУ 22.19.60.113-00000003, содержит следующее общее описание по классификатору: «Стерильное устройство, содержащее натуральный латекс гевеи [например, натуральный латекс/полимерный композит], предназначено в качестве защитного барьера при ношении на руках медицинских работников в области хирургического вмешательства; оно имеет антибактериальные или противовирусные средства/свойства, предназначенные для снижения воздействия жизнеспособных микробов в случае их проникновения. Оно используется в основном в качестве двойного барьера для защиты пациента и персонала от заражения. Оно будет иметь соответствующие характеристики в отношении тактильности/удобства использования, и должно обеспечить соответствующие физические свойства (например, прочность, эластичность) и сплошную линейку размеров. Устройство одноразового использования»;

- позиция 7 Технического задания: «Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные», код КТРУ 22.19.60.113-00000001, содержит следующее общее описание по классификатору: «Стерильное изделие из латекса гевеи, которое используется как защитный барьер на руках медицинского работника в хирургическом поле; внутренняя поверхность неопудрена, перчатки не обладают антибактериальными свойствами. Перчатки используются в основном как двухсторонний барьер для защиты пациента и медперсонала от различных загрязнений микроорганизмами. Имеют соответствующие характеристики по тактильности и комфортности применения и должны иметь соответствующие физические свойства (например, прочность на растяжение, эластичность) и однотипные размеры. Это изделие одноразового применения».

Из указанного описания следует, что иные характеристики товара, в том числе: «Манжета перчатки - Обрезана (без венчика) с адгезивной полосой», «Цвет перчатки», «Полимерное (синтетическое) покрытие, в составе содержится антисептик на основе хлоргексидина», «Внутреннее покрытие Полимерное (синтетическое) с глицерином и диметиконом или с Алое-вера», КТРУ не предусмотрены.

В Техническом задании Заказчиком предусмотрено следующее обоснование оспариваемых характеристик:

- характеристика «Манжета перчатки - Обрезана (без венчика) с адгезивной полосой»: «для профилактики пережимания предплечья и надежной фиксации на предплечье при продолжительных операциях»;

- характеристика «Цвет перчатки»: требование «Контрастного по отношению к крови цвета…синего или зеленого спектра»: «для цветовой индикации проколов при использовании в системе двойных перчаток»;

- характеристика «Полимерное (синтетическое) покрытие, в составе содержится антисептик на основе хлоргексидина»: «для легкости смены и надевания перчаток в процессе продолжительных операций и для непрерывной антисептической обработки кожи рук, снижающий инфекционную нагрузку при нарушении целостности перчаток для операций в условиях повышенного риска»;

- характеристика «Внутреннее покрытие Полимерное (синтетическое) с глицерином и диметиконом или с Алое-вера»: «для легкости смены и надевания перчаток в процессе продолжительных операций и дополнительно для увлажнения и смягчения кожи рук».

В ответах на запросы о разъяснении положений аукционной документации, поступившие по данному аукциону, заказчик дополнительно разъясняет следующее:

- цвет перчаток синего или зеленого спектра в системе двойных перчаток позволяет более точно определить характер повреждения во время процедуры осмотра и проведения манипуляций, а также позволяет своевременно обнаружить загрязнение и нарушение целостности перчатки. На перчатках иного от требуемого цвета невозможно определить наличие каких-либо выделений, которые, помимо крови, могут быть совершенно различными в процессе профессиональных манипуляций;

- требование в п. 7 к перчаткам с глицерином и диметиконом или с Алое-вера связано с необходимостью ухода за кожей рук медицинского персонала и профилактики кожного дерматита, что крайне важно в хирургических перчатках при долговременных инвазивных операциях…указанные вещества не вызывают аллергических реакций на коже рук персонала, что крайне важно, так как тем самым обеспечивается приемлемый уровень комфорта при ношении таких перчаток; в техническом задании предлагается на выбор один из вариантов внутреннего покрытия, что не ограничивает круг потенциальных участников закупки;

- хирургические перчатки с хлоргексидином выпускаются не только компанией Анселл; …в реестре контрактов содержится огромное количество контрактов на поставку подобных перчаток десятками поставщиков. Данное обстоятельство наглядно свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки и ограничения конкуренции;

- поскольку ранее персонал заказчика уже использовал перчатки с глицерином и диметиконом, а также с Алоэ вера, то достоверно известно об отсутствии на данные вещества аллергических реакций у персонала; данные перчатки выпускаются несколькими производителями.

Указанные доводы, приведенные Заказчиком в Техническом задании, разъяснениях положений аукционной документации, а также пояснениях представителей Заказчика на заседании Комиссии, не могут быть признаны обоснованными, на основании следующего.

Методическими рекомендациями, на которые ссылаются стороны по настоящему делу, предусмотрено следующее:

- пункт 3.7: Медицинские перчатки различаются по способу обработки края манжеты: манжета с обрезанным краем (с полосой против скольжения и без нее); край манжеты закатан в валик (с полосой против скольжения и без нее);

- пункт 4.6: При выборе типа хирургических перчаток необходимо принимать во внимание особые условия вида оперативного вмешательства, которые могут быть удовлетворены за счет дополнительных свойств перчаток, в том числе:

- двойные перчатки с индикацией прокола (аналогично простым двойным перчаткам, система индикации значительно снижает риск сквозного прокола и обеспечивает более высокую степень защиты за счет быстрой визуализации повреждения: нижняя перчатка отличается от верхней по цвету и размеру, и жидкость, проникающая между перчатками при проколе, образует контрастное пятно. Своевременное выявление прокола и замена перчатки существенно сокращают время контакта с кровью пациента и снижают риск инфицирования медицинского работника);

- перчатки с внутренним антибактериальным покрытием (Внутреннее покрытие таких перчаток содержит антисептик);

- пункт 4.11: обработка внутренней поверхности перчаток применяется для предотвращения слипания перчаток при хранении, а также для облегчения надевания перчаток, с этой целью используется, в том числе, обработка внутренней поверхности перчаток полимерными покрытиями (полиуретан, силикон, полиакрилат и др.) дополнительно усиливает барьерные свойства медицинских перчаток;

- пункт 4.16: форма и способ обработки края манжеты не влияют на защитные функции медицинских перчаток, их выбор зависит от субъективных предпочтений медицинских работников;

- пункт 4.17: край медицинских перчаток может быть обрезан или закатан в валик; валик на перчатке обеспечивает более надежную фиксацию манжеты на предплечье; для лучшей фиксации обрезанного края может использоваться липкая полоса.

- пункт 5.3: после снятия перчаток проводится гигиеническая обработка кожи рук антисептиками.

Из приведенного текста Методических рекомендаций не следует наличие требований:

- к определенному цветовому спектру перчаток, которые, исходя из Методических рекомендаций, должны только отличаться по цвету и размеру и быть контрастными по отношению к жидкости; при этом Методические рекомендации и не содержат указания на то, что данной жидкостью может быть только кровь;

- к характеристике «манжеты перчатки» - «обрезана (без венчика) с адгезивной полосой», поскольку Методическими рекомендациями данный способ обработки края манжеты не содержит преимуществ, напротив, указано, что валик на перчатке обеспечивает более надежную фиксацию манжеты на предплечье;

- к полимерной поверхности перчаток, содержащей в составе антисептик, зарегистрированный под определенным МНН;

- к наличию средств с определенным составом внутреннего покрытия перчаток, в том числе, глицерина, диметикона или алое-вера, или комбинации действующих веществ.

Доказательств наличия обоснования оспариваемых характеристик объекта закупки, а также их совокупности, в иных ведомственных рекомендациях, документах национальной стандартизации, нормативных правовых актах Заказчиком Комиссии не представлено.

Заказчиком не представлено антимонопольному органу как доказательств наличия аллергических реакций на определенные химические вещества в составе перчаток у работников Учреждения – конечных потребителей закупаемых перчаток, так и доказательств (результатов проведенных исследований) невозможности использования закупаемого товара с иным составом веществ.

В пояснениях Заказчика, также, как и представленных им документах, отсутствуют доказательства, исключающие возможность использования товара с манжетой, закатанной валик, также, как нормативное обоснование и подтверждение невозможности использования перчаток с не обрезанной манжетой, и доказательств улучшенных потребительских свойств обрезной манжеты по отношению к манжете, закатанной в валик.

В фармакологической группе «Антисептики и дезинфицирующие средства» зарегистрировано более 150 торговых наименований различных производителей, обладающих сопоставимыми противопоказаниями и показаниями к применению.

Заказчиком не представлено доказательств невозможности использования перчаток, содержащих в составе иной антисептик, кроме заявленного в Техническом задании хлоргексидина, также, как не обоснованно преимущество использования данного антисептика.

Доказательства невозможности использования перчаток, внутреннее покрытие полимерное (синтетическое) содержит иные вещества, кроме указанных в Техническом задании (смесь глицерина и диметикона или алое-вера) Заказчиком не представлены.

Комиссия отмечает, что ответы на запросы о разъяснении положений аукционной документации содержат обоснование потребности Заказчика в части оспариваемых характеристик товара, не предусмотренные аукционной документацией.

Так:

- ответ на запрос 2: содержит дополнительно информацию о ГОСТ 31508-2012 и Методических рекомендациях, подробные обоснования требований по цветовому спектру перчаток, с размещением также в ответе на запрос цветового круга Иттена (представляет модель взаимодействия оттенков между собой: разделение по первичным и вторичным цветам, по длине волны, на холодные и теплые тона, а также порядок их сочетания); дополнительное обоснование характеристики «…с глицерином и диметиконом, а также с алоэ вера..» (ранее использовано в практике Учреждения);

- дополнительное обоснование требований о наличии в составе перчаток хлоргексидина и «Манжета перчатки - Обрезана (без венчика) с адгезивной полосой».

Комиссия отмечает, что обоснование указанных характеристик, как представленное Заказчиком в аукционной документации, так и разъяснениях положений аукционной документации, носит субъективный и неизмеримый характер.

Из пояснений Заявителя и документов, представленных сторонами, следует, что совокупность указанных оспариваемых характеристик объекта закупки в полной мере соответствует товару определенного производителя – «Анселл Хелскеа Юроп Н.В.», Бельгия.

Наличие на товарном рынке хирургических перчаток, соответствующих всей совокупности указанных обжалуемых характеристик, иных производителей Заказчиком не доказано.

Заказчиком в составе документов по настоящему делу в качестве соответствия товаров иных производителей требованиям Технического задания представлены письма SFM Hospital Products GmbH и ООО «Актив Медикал Групп».

Указанные письма не могут быть приняты в качестве доказательство по данному делу, поскольку Заказчиком не подтверждены полномочия на предоставления разъяснений о характеристиках товара как самих юридических лиц, так и лиц, подписавших указанные документы.

Кроме того, содержание указанных писем не подтверждает наличие всей совокупности обжалуемых характеристик в товарах данных производителей.

 

2. В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе и т. д.

В соответствии с Методикой оценки состояния конкуренции, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 г. № 7, установление продуктовых границ товарного рынка - процедура определения товара (его потребительских свойств), не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Объектом закупки являются перчатки как смотровые/процедурные, так и хирургические. При этом, обжалуемые характеристики предусмотрены Техническим заданием аукционной документации только по отношению к перчаткам хирургическим.

Таким образом, из пояснений представителей сторон и материалов дела следует, что перчатки смотровые/процедурные и перчатки хирургические образуют разные товарные рынки.

Заявителем на заседании Комиссии заявлено о наличии всей совокупности оспариваемых характеристик в товарах производителя "Исин Эйч Би Эм Латекс Продакшн Ко. Л тд", КНР, Yixing НВМ Latex Production Со., Ltd., Yixing, China, изделие «Перчатки медицинские Armilla».

Вместе с тем, Заявителем представлено письмо ООО «Ресурсный центр», являющегося держателем РУ № РЗН 2013/1220 от 06.12.2017, в соответствии с которым на территорию Российской Федерации перчатки, с характеристиками, указанными в Техническом задании, в том числе, позициях 5,6,7, не будут поставляться до конца 2021.

При этом, в Государственном реестре медицинских изделий Росздравнадзора зарегистрировано более 460 наименований перчаток смотровых и более 297 наименований перчаток хирургических.

Заявителем представлена, а Заказчиком и уполномоченным органом не опровергнута информация о наличии как минимум 38 регистрационных удостоверений различных производителей медицинских перчаток.

В этой связи, включение в состав лота товаров, которые соответствуют товару определенных производителей, исключает возможность поставки хозяйствующими субъектами товара по всему сформированному заказчиком лоту, ограничивает конкуренцию и создает преимущественные условия участия в торгах хозяйствующим субъектам, реализующим товар производителя «Анселл Хелскеа Юроп Н.В.», Бельгия.

 

Формирование лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), а также определение их содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг), является правом заказчика, однако подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе, в том числе в части конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Заявителем представлен реестр контрактов, заключенных на территории Российской Федерации государственными и муниципальными заказчиками, предметом которых являются перчатки медицинские, при этом аукционная документация не содержит оспариваемых характеристик. Снижение НМЦК в ходе торгов по представленным аукционам при этом составило в среднем от 10 % до 40 %.

Заказчиком представлен реестр контрактов, заключенных государственными и муниципальными заказчиками, объект закупки по которым содержит обжалуемые характеристики. Снижением НМЦК в этом случае составляет около 5 %.

Принимая во внимание, что участие в настоящей закупке приняли два участника, снижение НМЦК по данной закупки составляет 5,05 %, описание объекта закупки, содержащее совокупность обжалуемых характеристик, носит избыточный характер и формирует узконаправленных поставщиков, что в свою очередь, могло привести к ограничению количества участников закупки.

Из содержания заявок на участие в аукционе, с учетом результатов проведения торгов, следует, что победителем аукциона является участник, предложивший по позициям 5, 6, 7 Технического задания товар указанного производителя.

 

С учетом изложенного в пунктах 1 и 2 настоящего решения, описание объекта закупки не соответствует статье 8, пункту 2 статьи 42, пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.

 

Кроме того, Комиссия отмечает, что Заказчиком одновременно размещены извещения о проведении закупок, №№ 0869200000221003479, 0869200000221003594, 0869200000221003596, 0869200000221003597. НМЦК по каждому аукциону составляет сумму, превышающую 1,3 млн. рублей, потребность размещена в одних и тех же товарах, каждое описание объекта закупки содержит одинаковые позиции, в том числе, с указанием оспариваемых характеристик, что может свидетельствовать о системном подходе к формированию потребности, и, как следствие, о наличии признаков нарушения законодательства о защите конкуренции.

 

С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым выдать предписание об отмене аукциона.

 

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

 

Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

  1. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение статьи 8, пункта 2 статьи 42 пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

  2. Выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

  3. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

  4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии 

 

Члены Комиссии 

 

 

 


 

 

Связанные организации

ГКУ "ЦОЗ"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
ИП Канабеев Павел Олегович
ИНН 771618381900, ОГРН 318631300115700
ГБУЗ "ЧОКЦО и Ям"
ИНН 7453012342, ОГРН 1027403897707
АО «ТЭК-Торг»
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368