Решение №ВЛ/4426/22 об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных по... от 20 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

 

Муниципальное казенное учреждение «Поисково-спасательная служба на водных объектах города Челябинска»
454106, Челябинская обл, г. Челябинск, ул. Неглинная, д. 45
pssvo@bk.ru

ООО «ТЕХЭКОПРОЕКТ»

Директору, участнику

ООО «ТЕХЭКОПРОЕКТ»
454079, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Зальцмана, д. 40, кв. 42
director@tehecopro.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-921/2022 (№ РНП-74-138/2022)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 15 апреля 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 20 апреля 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Муниципального казенного учреждения «Поисково-спасательная служба на водных объектах города Челябинска» о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «ТЕХЭКОПРОЕКТ», о его директоре и участнике, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам запроса котировок в электронной форме 22-94764 Выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации муниципальных пляжей города Челябинска (извещение № 0169300000122000001), при участии в заседании Комиссии:

- представителей Муниципального казенного учреждения «Поисково-спасательная служба на водных объектах города Челябинска» (далее - заказчик) <...>, действующих на основании доверенностей от 28.03.2022, от 14.04.2022 № 2, от 13.04.2022 № 1;

- представителя ООО «ТЕХЭКОПРОЕКТ» (общество, подрядчик, проектировщик) <...>, действующего на основании доверенности от 15.02.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении ООО «ТЕХЭКОПРОЕКТ» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам запроса котировок в электронной форме 22-94764 Выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации муниципальных пляжей города Челябинска (извещение № 0169300000122000001) (далее – закупка).

Согласно представленным документам 03.02.2022 заказчик и ООО «ТЕХЭКОПРОЕКТ» заключили контракт на выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации муниципальных пляжей города Челябинска по цене 500 000,00 руб.

По мнению заказчика, подрядчик работы по контракту выполнил некачественно, в связи с чем решением от 16.03.2022 заказчик отказался от исполнения контракта.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 11.04.2022.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик в день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 9.1 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:

а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);

б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, заказчиком 16.03.2022 составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое 16.03.2022 направлено обществу заказным письмом с уведомлением, а также по электронной почте, в единой информационной системе во вкладке «дополнительная информация о закупках, контрактах» размещено 16.03.2022.

Согласно материалам дела, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в единой информационной системе 11.04.2022 в разделе «информация об исполнении (расторжении) контракта».

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 11.04.2022.

На дату заседания Комиссии антимонопольного органа, согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе, контракт считается расторгнутым.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

Между заказчиком и ООО «ТЕХЭКОПРОЕКТ» 03.02.2022 заключен муниципальный контракт № ПССВО 2022.01К (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.1 контракта «Настоящий Контракт заключен по результатам проведения запроса котировок в электронной форме № 0169300000122000001 от 21.01.2022 г. на размещение муниципальной закупки на выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации муниципальных пляжей города Челябинска в количестве и объемах, согласно техническому заданию (Приложение №1 к контракту), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

В пункте 1.4 контракта заказчиком указан срок выполнения работ:

«1.4. Срок выполнения работ: не более 15 рабочих дней с даты заключения контракта. Работы могут быть выполнены досрочно».

В силу пункта 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:

- выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;

- согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

- передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.

Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Как следует из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и из пояснений представителей заказчика, обязательство по изготовлению проектно-сметной документации согласно контракту должно быть исполнено подрядчиком в срок до 26.02.2022.

В ходе приемки заказчиком разработанной проектно-сметной документации в соответствии с требованиями раздела 5 контракта приемочной комиссией составлен акт выявленных недостатков от 01.03.2022. Указанный документ направлен подрядчику посредством единой информационной системы 04.03.2022. Дополнительно подрядчику направлено письмо № 139 от 01.03.2022 с требованием устранить выявленные несоответствия. В отношении акта подрядчик представил возражения на выявленные приемочной комиссией недостатки, фактически недостатки не устранены.

Кроме того, представители заказчика отметили, что подрядчик разработал проектно-сметную документацию на строительство, а Техническим заданием предусмотрено выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации по виду работ «Благоустройство». Также Техническим заданием в Основных требованиях к приложению № 2 к разделу «СМ» «Конструктивные решения» предусмотрена обязанность проектом предусмотреть устройство подпорных стенок из сборных бетонных блоков с последующей отделкой типа «Габион». Однако подрядчик предусмотрел подпорную стену заливную. По пляжу «Спортивный» точку подключения к воде (ТУ №17-1 от 04.02.2022) заказчик передал, но в проекте не разработана схема подключения душа. Согласно пункту 9 Технического задания подрядчик обязан согласовать сметную документацию с МКУ «Челябстройзаказчик». Однако сметный расчет не направлялся на проверку достоверности сметной стоимости в уполномоченный орган.

Представитель ООО «ТЕХЭКОПРОЕКТ» на заседание Комиссии представил письменные пояснения и указал следующее.

Исполнителем выполнена работа по контракту в соответствии с Техническим заданием. Результат работ передан заказчику в 4 экземплярах на бумажном носителе и в 1 экземпляре в электронной версии, сметы в формате excel и Гранд Смета, в соответствии с требованием пункта 8 Технического задания «Выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации муниципальных пляжей города Челябинска (пляж «Спортивный»)» и пункта 8 Технического задания «Выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации муниципальных пляжей города Челябинска (пляж «Чайка»)» совместно с сопроводительными письмами исполнителя сх. № 08/03 от 25.02.2022 «О завершении работ и передаче проектно-сметной документации в электронном виде по Муниципальному контракту № ПССВО 2022.01 К / № 01-03 от 03.02.2022 г.», № 09/03 от 25.02.2022 «О завершении работ и передаче проектно-сметной документации на бумажном носителе по Муниципальному контракту № ПССВО 2022.01 К / № 01-03 от 03.02.2022 г.»). Наряду с проектно-сметной документацией направлены бухгалтерские документы (счет на оплату № 1 от 25.02.2022 на 1 л. в 1 экз.), акт № 1 от 25.02.2022 на 1 л. в 2 экз., акт сверки взаимных расчетов на 1 л. в 2 экз.).

Таким образом, исполнитель передал заказчику результат работ по контракту (проектно-сметную документацию) 25.02.2022, то есть в установленный контрактом срок.

На адрес электронной почты ООО «ТЕХЭКОПРОЕКТ» 01.03.2022 заказчик направил письмо сх. от 01.03.2022 № 139 «О выявленных недостатках (мотивированный отказ)».

Утверждения, изложенные в письме заказчика сх. от 01.03.2022 № 139 «О выявленных недостатках (мотивированный отказ)») и Акте о выявленных недостатках, по мнению общества, неосновательны, так как в указанных документах отсутствуют ссылки на нарушения исполнителем конкретных пунктов контракта или технического задания.

В ответ на письмо заказчика сх. от 01.03.2022 № 139 «О выявленных недостатках (мотивированный отказ)») исполнителем направлено письмо (№ 10/03 от 04.03.2022 «О выявленных недостатках (мотивированном отказе) по Муниципальному контракту № ПССВО 2022.01 К / № 01-03 от 03.02.2022 г.»), где приведены комментарии относительно тезисов, изложенных в рассматриваемом письме.

В ответ на Акт о выявленных недостатках заказчику направлена претензия сх. № 11/03 от 15.03.2022 «Об обязательствах по Муниципальному контракту № ПССВО 2022.01 К / № 01-03 от 03.02.2022 г.»).

При этом представитель общества отметил, что подрядчик выразил заказчику готовность внести изменения в проектно-сметную документацию при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных в обязательном порядке частью 6 статьи 48 ГрК РФ, о чем сообщил в письме сх. № 12/03 от 24.03.2022 «О готовности выполнения корректировки проектной документации по Муниципальному контракту № ПССВО 2022.01 К / № 01-03 от 03.02.2022 г.»). Градостроительный план земельного участка; результаты инженерных изысканий; технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям заказчиком по настоящее время не предоставлены.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что обществом принимались возможные меры и совершались конкретные действия с целью выполнения работ, являющихся предметом контракта.

Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Изучив материалы дела Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что обществом часть работ по контракту выполнена, что подтверждается документами, представленными сторонами в материалы дела. Переписка сторон подтверждает намерение общества исполнить контракт. Наличие обязанности подрядчика по согласованию сметной документации с МКУ «Челябстройзаказчик» в ходе заседания Комиссии не подтверждено, поскольку, несмотря на включение заказчиком в Техническое задание требования к согласованию, на официальном сайте МКУ «Челябстройзаказчик» опубликована информация о том, что Учреждение на основании Устава принимает на проверку сметную документацию только на текущий ремонт, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета города Челябинска. Между тем, контрактом, Техническим заданием заказчика предусмотрена разработка проектно-сметной документации на выполнение работ по благоустройству.

Помимо прочего Комиссия отмечает, что антимонопольный орган не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с качеством выполненных работ по контракту, по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «ТЕХЭКОПРОЕКТ», о его директоре, участнике.

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Муниципальным казенным учреждением «Поисково-спасательная служба на водных объектах города Челябинска» об ООО «ТЕХЭКОПРОЕКТ» (ИНН 5401952091), о его директоре, участнике, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

 

 

 

 

2022-4743

 

 

Связанные организации

МКУ «ПССВО»
ИНН 7453334068, ОГРН 1207400008573
ООО "ТЕХЭКОПРОЕКТ"
ИНН 5401952091, ОГРН 1155476034933