Решение (комиссия) №ВЛ/11684/24 решение по делу № РНП-74-296/2024 от 13 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

9

 

решение по делу № РНП-74-296/2024

 

Администрация Курчатовского района

454138, г. Челябинск,

Комсомольский проспект, д. 41

 

Управление муниципальных закупок администрации города Челябинска

454080, г. Челябинск,

ул. Сони Кривой, 32

 

Общество с ограниченной ответственностью «ВИКТОРИЯ»

454091, г. Челябинск,

ул. Тимирязева, д. 25, помещ. 2

 

Директору, участнику ООО «ВИКТОРИЯ»

<>

 

АО «Единая Электронная

Торговая Площадка»

115114, г. Москва,

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-1741/2024

(№ РНП-74-296/2024)

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 07 августа 2024 года

В полном объеме решение изготовлено 12 августа 2024 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Гареевой Д.Ф.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Администрации Курчатовского района (далее - заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью «ВИКТОРИЯ» (далее - ООО «ВИКТОРИЯ», Общество, участник закупки, подрядчик), участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО «ВИКТОРИЯ» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта № МК.23-102696Э на выполнение работ от 05.12.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «23-102696Э Выполнение работ по очистке тротуаров на территории Курчатовского района города Челябинска» (извещение № 0169300000123001697), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей заказчика: <>, действующих на основании доверенностей №№ 03-24/24, 03-25/24 от 25.07.2024;

- представителя Управления муниципальных закупок администрации города Челябинска (далее – уполномоченный орган) Красиной Натальи Александровны, действующего на основании доверенности № 00БП-000022 от 22.12.2023;

- представителей ООО «ВИКТОРИЯ» <>, действующих на основании доверенности № 1 от 04.07.2024,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 31.07.2024 поступило обращение Администрации Курчатовского района о включении в Реестр ООО «ВИКТОРИЯ», его директора и участника в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта № МК.23-102696Э на выполнение работ от 05.12.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «23-102696Э Выполнение работ по очистке тротуаров на территории Курчатовского района города Челябинска» (извещение № 0169300000123001697) (далее – аукцион, закупка) в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела Администрацией Курчатовского района объявлен электронный аукцион путем размещения уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 15.11.2023 в 14:59 извещения о проведении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 500 000, 00 рублей.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0169300000123001697 от 24.11.2023.

На основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем.

Муниципальный контракт № МК.23-102696Э на выполнение работ заключен 05.12.2023.

Из обращения Администрации Курчатовского района следует, что в рамках исполнения контракта подрядчиком работы в полном объеме не выполнены, нарушались сроки выполнения работ и часть заявок не выполнялись в полном объеме, выявляемые недостатки не устранялись. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно письменным пояснениям ООО «ВИКТОРИЯ» работы подрядчиком выполнялись, но часть работ не принята заказчиком. Посчитав, что подрядчиком выполнены работы на сумму, составляющую максимальное значение цены контракта, Общество перестало выполнять заявки, направляемые заказчиком.

 

Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Пунктом 1 статьи 711 ГК РФ установлено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Согласно положениям статьи 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.

Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Статьей 729 ГК РФ установлено, что в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком (пункт 1 статьи 720 ГК РФ), заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

В силу части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.

Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, что если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения.

Между Администрацией Курчатовского района и ООО «ВИКТОРИЯ» 05.12.2023 заключен контракт № МК.23-102696Э на выполнение работ (далее - контракт).

В силу пункта 1.2 контракта подрядчик обязуется в обусловленный контрактом срок выполнить работы по очистке тротуаров на территории Курчатовского района города Челябинска (далее – работы), а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в сроки, и на условиях контракта. Подрядчик выполняет работы согласно техническому заданию (приложение № 1 к контракту), расчету стоимости (Приложение № 5 к контракту), являющимися неотъемлемыми приложениями контракта.

Пунктом 1.3 контракта определен срок выполнения работ: - зимняя очистка: с даты заключения контракта, но не ранее 02.12.2023 по 15.04.2024 (включительно); - летняя очистка с 16.04.2024 по 30.09.2024.

Согласно пункту 1.4 контракта место выполнения работ: Российская Федерация, Челябинская область, г. Челябинск, территория Курчатовского района в соответствии с картами-схемами (Приложение к техническому заданию).

Обязанности подрядчика определены пунктом 2.1 контракта. Так, например, подрядчик обязуется: назначить ответственного за выполнение работ по очистке тротуаров на территории Курчатовского района города Челябинска. Предоставить заказчику подписанный и заверенный печатью (при наличии) документ о назначении ответственного за выполнение работ (с указанием должности, ФИО, контактных телефонов) в течение одного рабочего дня с даты заключения контракта и обеспечить его постоянное взаимодействие с заказчиком на период действия контракта; выполнить работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми техническим заданием (Приложение № 1 к контракту) и нормативно-правовыми актами, указанными в нем; по требованию заказчика объемы и качество выполненных работ подтверждать фотоматериалами (на электронных и бумажных носителях), а также документами, подтверждающими размещение снега на площадках, определенных Администрацией города Челябинска; недостатки, выявленные при выполнении работ устранить своими силами и за свой счет в течение 2 (двух) рабочих дней, с даты получения акта о выявленных недостатках (форма акта №2) (Приложение № 4 к контракту).

Заказчик, согласно пункту 2.3 контракта обязан оплатить качественно выполненные подрядчиком работы в соответствии с условиями контракта; провести экспертизу выполненных работ за счет собственных сил и средств (внутренняя экспертиза).

Согласно пункту 2.4 контракта заказчик имеет право: 1) требовать от подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков; 2) проводить оценку качества выполненных работ. Заказчик вправе в любой период времени исполнения контрактных обязательств проверять ход и качество работ, выполняемых подрядчиком. По результатам проверки хода и качества работ заказчиком составляется акт проверки хода и качества работ (форма акта №1) (Приложение №3 к контракту) и направляется подрядчику в течение 1 (одного) рабочего дня. В случае выявления недостатков сторонами составляется акт о выявленных недостатках (форма акта №2) (Приложение №4 к контракту) и направляется подрядчику в течение 1 (одного) рабочего дня. В случае отказа подрядчика от подписания акта о выявленных недостатках (форма акта №2) (Приложение №4 к контракту), он составляется без участия подрядчика и направляется подрядчику в течение 1 (одного) рабочего дня. Выявленные недостатки устраняются подрядчиком в полном объеме и за свой счёт в течение 2 (двух) рабочих дней, с обязательным уведомлением заказчика. В случае неустранения подрядчиком недостатков, указанных в акте о выявленных недостатках (форма акта №2) (Приложение №4 к контракту), объемы, указанные в нем в части невыполнения работ либо некачественного их выполнения, к оплате не принимаются; 3) не принимать выполненные подрядчиком работы до устранения выявленных недостатков и замечаний; 4) оказывать содействие подрядчику для достижения целей контракта.

В соответствии с пунктом 3.1 контракта максимальное значение цены контракта составляет 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей 00 копеек, НДС не предусмотрен.

Пунктом 4.1 контракта установлено, что приемка выполненных работ осуществляется приемочной комиссией заказчика на основании актов проверки хода и качества работ (форма акта №1) (Приложение №3 к контракту) и актов о выявленных недостатках (форма акта №2) (Приложение №4 к контракту) в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения им письменного извещения от подрядчика о готовности к сдаче выполненных работ.

В силу пункта 4.1.7 контракта датой приемки выполненных работ считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного заказчиком.

Пунктом 5.2 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта.

Техническим заданием (Приложение № 1 к контракту) установлено, что:

- работы по очистке тротуаров осуществляются по заявкам заказчика (форма заявки №1) (Приложение №2 к контракту) в объемах, указанных в заявке и на объектах, указанных в техническом задании в соответствии с картами-схемами (Приложение к техническому заданию); заявка (форма заявки №1) (Приложение №2 к контракту) на выполнение работ от заказчика может быть передана по согласованному между сторонами контактному телефону, в устной форме с последующим подтверждением заявки в письменной форме в течение 1 (одного) рабочего дня; направление заявки подрядчику считается надлежащим, если она направлена по адресу электронной почты blago@kurchatov74.ru либо по телефону в виде факсограммы; выполнение работ по очистке тротуаров на территории Курчатовского района города Челябинска в зимний период осуществляется в период с даты заключения контракта, но не ранее 02.12.2023 по 15.04.2024 (включительно);

- выполнение работ по очистке тротуаров в зимний период включает следующие виды работ: - очистка тротуаров от снега на базе трактора до твердого покрытия тротуара; - очистка тротуаров от снега рыхлого вручную; - очистка тротуаров от снега плотного вручную; - россыпь противогололедных материалов; - перевозка, погрузка и размещение снега на площадках, определенных органом местного самоуправления – Администрацией города Челябинска; технология и режимы производства уборочных работ на тротуарах должны обеспечить беспрепятственное движение пешеходов независимо от погодных условий; снег, счищаемый с тротуаров, следует убирать в лотки на проезжей части внутриквартальных проездов и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0-2,5 метра; формирование снежных валов не допускается: - в зоне треугольника видимости на пересечениях дорог; - на тротуарах; - на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; - ближе 20 метров от остановочного пункта общественного транспорта; формирование снежных валов после очистки снега на тротуарах выполняется без сужения проезжей части; места временного складирования снежных валов указываются заказчиком на картах-схемах (Приложение к техническому заданию) в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта, с последующим вывозом в течение 12 календарных дней с даты окончания снегопада; погрузка снега осуществляется в рабочие дни с обязательным уведомлением заказчика не менее чем за сутки до начала производства работ; в период длительных и интенсивных снегопадов допускается наличие слоя уплотненного снега, обработанного противогололедным материалом, при этом должна быть исключена возможность скольжения пешеходов; удаление наледи и уплотненного снега допускается производить в течение всего дня; противогололедные материалы состоят из компонентов смеси – 90% песка (пескощебеночная смесь – отсев от дробины) и 10% соли технической; в случае резкого изменения погодных условий (снег, мороз) сроки начала и окончания зимней уборки определяются в соответствии с нормами зимнего содержания, установленными государственными стандартами; выполнение работ по очистке тротуаров на территории Курчатовского района в летний период осуществляется в период с 16 апреля 2024 года по 30 сентября 2024 года;

- летняя очистка тротуаров включает следующие виды: - механизированная очистка покрытий тротуаров от пыли и грязи; - мойка тротуаров механизированным способом; в случае резкого изменения погодных условий, в соответствии с правовым актом Администрации города, сроки проведения летней уборки могут изменяться; мероприятия по подготовке уборочной техники к работе в летний период проводятся в сроки, определенные правовым актом Администрации города (раздел «наименование и виды выполняемых работ» технического задания).

Расчет стоимости на выполнение работ по очистке тротуаров на территории Курчатовского района города Челябинска (Приложение № 5 к контракту) определяет стоимость работы исходя из единицы измерения - м2.

В материалы дела представлена переписка между Администрацией Курчатовского района и ООО «ВИКТОРИЯ» по вопросам, касающимся исполнения контракта.

Приказом от 06.12.2023 директор Общества назначил ответственного за исполнение контракта

В декабре 2023 года стороны активно переписывались по вопросам нарушения условий контракта, порядка осуществления взаимодействия, достижения попыток прийти к единому мнению относительно сдачи-приемки выполненных работ (письма от 25, 26.12.2023, претензии с расчетом штрафа подрядчику от 21.12.2023 №№ 5127, 5129, от 26.12.2023 № 5166).

Необходимо отметить, что взаимодействие сторон по контракту в части определения необходимости выполнения работ по контракту на определенной территории, обозначенной заказчиком, осуществлялось посредством направления заявок.

Так, например, в заявке № 1 от 05.12.2023 Администрация Курчатовского района указала адреса выполнения работ (79), виды выполнения работ, и объемы выполнения работ, измеряемые в м2.

В эту же дату (05.12.2023) заказчиком составлена факсограмма (№ 398), в которой Администрация Курчатовского района уведомила подрядчика о том, что 07.12.2023 в 09:00 заказчик будет осуществлять проверку хода и качества выполненных работ по заявке № 1 от 05.12.2023; попросила направить полномочного представителя для участия в проверке, назначив встречу по адресу: Комсомольский проспект, 41, кабинет № 6.

Результаты указанной проверки направлены заказчиком подрядчику приложением к письму от 07.12.2023 № 4801, с установлением срока устранения выявленных недостатков до 12.12.2023.

Следует отметить, что актом о выявленных недостатках от 07.12.2023 зафиксировано невыполнение работ по 15 адресам, срок устранения недостатков установлен до 10:00 12.12.2023. При этом, подпись представителя подрядчика в указанном акте отсутствует (с припиской: «на осмотре отсутствовал, уведомлен надлежащим образом: факсограмма от 05.12.2023 № 398).

Согласно акту проверки хода и качества работ от 07.12.2023 работы по 24 адресам выполнены частично. В основном претензии предъявлены к россыпи противогололедных материалов. Представители заказчика заключили, что работы по очистке тротуаров подрядной организацией ООО «Виктория» не выполнены в полном объеме.

Из содержания письма от 13.12.2023 № 4959 следует, что подрядчику направлен акт о выявленных недостатках, установленных в результате осуществления повторной проверки хода и качества выполненных работ по заявке № 1, направлен акт о выявленных недостатках от 12.12.2023, указано, что выявленные недостатки от 07.12.2023 не устранены.

Так, согласно акту о выявленных недостатках по 6 адресам россыпь противогололедных материалов не осуществлена.

Заявка № 2, в которой нашла отражение просьба Администрации Курчатовского района к Обществу приступить к выполнению работ 08.12.2023 подготовлена заказчиком 07.12.2023 на 81 адрес.

Согласно акту проверки хода и качества работ от 08.12.2023 установлено, что работы по заявке № 2 от 07.12.2023 подрядчиком выполнены.

Заявка № 3 от 11.12.2023 составлена в отношении 81 адреса, с указанием на необходимость приступить к выполнению работ 11.12.2023 и ссылкой на контракт от 09.10.2023 № МК.23-102015Э, который не имеет отношения к рассматриваемой закупке.

Факсограммой от 11.12.2024 № 400 заказчик посчитал уведомленным подрядчика об осуществлении проверки хода и качества выполненных работ по заявке № 3 12.12.2023 в 13.00 (встреча по адресу: Комсомольский проспект, 41, кабинет № 6).

Сопроводительным письмом от 13.12.2023 № 4883 Обществу направлены акт проверки хода и качества работ от 12.12.2023, акт о выявленных недостатках от 12.12.2023, согласно которым основной претензией заказчика является отсутствие россыпи противогололедных материалов срок устранения установлен до 10.00 15.12.2023.

Из содержания акта о выявленных недостатках от 15.12.2023 следует, что по 5 адресам недостатки не устранены.

Исходя из содержания акта проверки и качества работ от 15.12.2023 работы по заявке № 4 от 14.12.2023 (по 7 адресам) приняты заказчиком без замечаний.

Кроме того, Администрация Курчатовского района подготавливались: заявка № 5 от 18.12.2023 (84 адреса); заявка № 5.2 от 19.12.2023 (те же 84 адреса, с добавлением к очистке тротуара от снега плотного вручную и россыпи противогололедных материалов вида работ – очистка тротуаров от снега на базе трактора до твердого покрытия тротуара).

Факсограммой от 18.12.2023 № 355 сообщено ООО «Виктория» о проверке хода и качества работ 20.12.2023 в 09:00.

Согласно содержанию: письма от 21.12.2023 № 5130; акта проверки хода и качества работ от 20.12.2023; акта о выявленных недостатках от 20.12.2023; письма от 25.12.2023 № 5161; акта о выявленных недостатках от 25.12.2023 по 23-24 адресам у заказчика имелись претензии к подрядчику относительно выполнения работ.

Заявка № 6 от 20.12.2023 сформирована заказчиком в отношении 84 адресов. Актами: проверки хода и качества работ, о выявленных недостатках от 22.12.2023 зафиксированы претензии заказчика к результатам выполненных подрядчиком работ.

В соответствии с актом проверки хода и качества работ от 26.12.2023, направленным Администрации Курчатовского района письмом от 26.12.2023 № 5174 работы по заявке № 6 от 20.12.2023 выполнены ООО «Виктория».

Заявка № 7 от 22.12.2023 составлена в отношении 2 адресов.

Согласно письму от 26.12.2023 № 5171 заказчик запросил у подрядчика фотоматериалы, подтверждающие выполнение заявки № 7 от 22.12.2023.

Актами: проверки хода и качества работ, о выявленных недостатках от 27.12.2023 зафиксировано неисполнение подрядчиком заявки № 7 от 22.12.2023.

Заявка № 8 от 26.12.2023 на 84 адреса согласно содержанию акта проверки и качества работ от 27.12.2023 подрядчиком выполнена.

Заявка № 9 от 26.12.2023 (84 адреса) согласно содержанию акта проверки и качества работ от 28.12.2023 Обществом выполнена.

Также выполнена заявка № 10 от 29.12.2023 (84 адреса) – акт проверки и качества работ от 30.12.2023.

Последующие заявки: № 11 от 03.01.2024 (84 адреса), № 12 от 04.01.2024 (84 адреса), № 13 от 05.01.2024 (84 адреса), № 14 от 06.01.2024 (84 адреса), № 15 от 07.01.2024 (84 адреса), № 16 от 08.01.2024 (84 адреса), № 17 от 10.01.2024 (1 адрес), 18 от 12.01.2024 (84 адреса), № 19 от 14.0.2024 (84 адреса), № 20 от 15.01.2024 (84 адреса) не выполнены (акты проверки и качества работ от 04.01.2024, от 06.01.2024, от 09.01.2024, от 11.01.2024, от 14.01.2024, от 15.01.2024, от 16.01.2024).

В письме от 17.01.2024 № 122 заказчик, направив ООО «Виктория» акты проверки хода и качества работ, о выявленных недостатках от 16.01.2024 попросил устранить недостатки до 10.00 19.01.2024, с обязательным уведомлением заказчика.

Согласно акту о выявленных недостатках от 19.01.2024 не выполнена очистка тротуаров от снега на базе трактора до твердого покрытия тротуара по 11 адресам.

Заявка № 21 от 31.01.2024 (87 адресов) также содержит 2 «карты-схемы».

В акте проверки хода и качества работ от 05.02.2024 указано, что ООО «Виктория» к работам по очистке тротуаров не приступало, работы не выполнены в полном объеме.

Срок устранения замечаний установлен заказчиком в акте о выявленных недостатках от 05.02.2024 до 12:00 06.02.2024.

Все последующие заявки Администрации Курчатовского района Обществом не выполнялись, заказчиком составлялись соответствующие акты, направлялись письма подрядчику.

В феврале 2024 года Администрация Курчатовского района направляла подрядчику письма относительно выявленных недостатков и отсутствия оплаты подрядчику на этом основании.

Претензии от 27.02.2024 № 544, от 28.02.2024 № 563, от 01.04.2024 №№ 925, 926, от 11.04.2024 № 1087 также содержат суммы штрафа, неустойки, рассчитанные заказчиком.

Согласно претензии ООО «Виктория» б/н, б/д (поступила заказчику 27.02.2024) подрядчик, сообщив что «14 января 2024г. ООО «Виктория» уведомило заказчика об окончании работ. Работы по муниципальному контракту № МК.23-102696Э от 05.12.2023г. «Выполнение работ по очистке тротуаров на территории Курчатовского района города Челябинска» завершены. Согласно пункта 3.1 Максимальное значение цены контракта составляет 1500000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей 00 копеек, НДС не предусмотрен. Работы на данную сумму выполнены, о чем сообщено Заказчику. Претензий по ходу и качеству работ к данным заявкам на 14.01.2024г. Заказчик к ООО «Виктория» не имел. И до 19.02.2024г. претензии по выполненным работам не предъявлялись», указало на необходимость оплаты работ на сумму 637 462,21 руб.

Ответ заказчика от 06.03.2024 № 641 свидетельствует о несогласии заказчика с позицией подрядчика по вопросу приемки работ и осуществления взаимодействия между сторонами контракта.

Согласно сведениям ЕИС, при цене контракта 1 500 000,00 рублей, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств составляет 922 086,48 рублей, фактически оплачено 922 086,48 рублей.

Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта принято Администрация Курчатовского района 19.07.2024 (№ 2806), сформировано с использованием единой информационной системы 19.07.2024.

Основными претензиями, предъявляемыми заказчиком к подрядчику, явились нарушение подпунктов 2, 10 пункта 2.1 контракта, неисполнение заявок от 31.01.2024, 01.02.2024, 03.02.2024, 26.02.2024, 06.03.2024.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 30.07.2024.

Дата расторжения контракта определена заказчиком как 30.07.2024, информация о расторжении контракта опубликована заказчиком в ЕИС 30.07.2024.

Таким образом, заказчиком соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.

Необходимо отметить, что основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта фактически подтверждаются материалами дела (представленными документами и информацией). Действия ООО «Виктория» явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность районной администрации в очищенных тротуарах практически с начала 2024 года не удовлетворена в необходимом объеме.

Вместе с тем, важно отметить, что из документов, представленных на заседание Комиссии, следует, что ООО «Виктория» осуществляло действия, направленные на исполнение контракта, что свидетельствует о намерении исполнить контракт и не позволяет прийти к выводу об уклонении подрядчика от своих обязательств.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

В свою очередь, основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение подрядчиком (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

С учетом характера правовых последствий включения юридического лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).

Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.

Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, индивидуальный предприниматель несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (подрядчиком).

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что между сторонами осуществлялась переписка. Однако к согласию стороны не пришли, должный результат не достигнут.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

С учетом изложенного, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать однозначный вывод о совершении Обществом виновных действий, направленных исключительно на умышленное уклонение от исполнения контракта.

Указанные обстоятельства не позволяют включить участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

В силу подпункта «а» пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила) представление поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации и документов, подтверждающих принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, является одним из оснований для принятия органом контроля решения об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Несомненно, что действия ООО «Виктория» явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность заказчика в чистых тротуарах в полном объеме не удовлетворена. Однако, просрочка исполнения обязательств сама по себе не свидетельствует о недобросовестном характере поведения исполнителя.

Принимая во внимание совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в Реестр ООО «Виктория».

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Администрацией Курчатовского района об ООО «ВИКТОРИЯ» (ИНН 7451454105), его директоре и участнике в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

В.А. Ливончик

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

Д.Ф. Гареева

 

 

 

 

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

 

2024-13101

 

 

Связанные организации

Администрация Курчатовского района
ИНН 7448176715, ОГРН 1157448002360
АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1027739521666
ООО "ВИКТОРИЯ"
ИНН 7451454105, ОГРН 1207400043487
Управление муниципальных закупок Администрации г. Челябинска
ИНН 7453157348, ОГРН 1067451014135