Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-500/2023 от 10 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-500/2023 г. Челябинск Резолютивная часть решения оглашена «03» марта 2023 года В полном объеме решение изготовлено «09» марта 2023 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) рассмотрев жалобу ООО «КОНЦЕПТПРО» (далее – Заявитель) (вх. № 2240-ЭП/23 от 21.02.2023) на действия ГАУЗ «Городская больница № 2 г. Магнитогорск» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку дезинфицирующих средств в форме таблеток (извещение № 32312113053), 2023-3239 2 УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «КОНЦЕПТПРО» на действия ГАУЗ «Городская больница № 2 г. Магнитогорск» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку дезинфицирующих средств в форме таблеток (извещение № 32312113053). В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Жалоба ООО «КОНЦЕПТПРО» поступила в Челябинское УФАС России 20.02.2023. Окончание срока подачи заявок: 21.02.2023. Таким образом, сроки для подачи жалобы в антимонопольный орган соблюдены, следовательно, Заявитель был вправе подать жалобу на действия Заказчика. 1. Заявитель в своей жалобе, ссылаясь на пункт 1 технического задания Заказчика считает, что Заказчиком установлены излишние требования к предмету закупки, требования не обоснованные документально. Составленное техническое задание ограничивает предложение товара с целевой активностью и приводит к минимальной конкуренции на закупке. Заказчик с доводом жалобы не согласился, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам жалобы. Требования заказчика к товару основаны на необходимости обеспечения инфекционной безопасности при осуществлении лечебно-диагпостчческого процесса с учетом специфики деятельности учреждения. По всем позициям спецификации существует товар различных производителей (как минимум двух), что подтверждается заявками участников закупки («Таблетки Хлорные 2023-3239 3 Номер 1», «БиаХлор», «Жавель Абсолют», «Савир-ДХЦ», «Экохтор» и другие). Заказчик разместил закупку на поставку только хлорсодержаших таблеток именно с целою не ограничивать количество участников, т.к. спектр производителей достаточно широк. В пункте 1 спецификации указаны характеристики дезинфицирующего средства в форме таблеток, основой которого является натриевая соль дихлоризоцинуровой кислоты, т.е. хлорсодержащее таблетированное средство. Данное средство закупается для дезинфекции поверхностей и санитарно-технического оборудования, т.е не для ДВУ и не для стерилизации. Согласно СанПиН 3 3686-21 выбор дезинфицирующего средства и способа его применения определяются особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечивать должное достижение дезинфекции. Федеральные клинические рекомендации дополняют СанПин раскрывая антимикробную активность при применении химических веществ. Обосновывая применение и выбор химических средств для дезинфекции, позволяя выбрать наиболее эффективные дезинфицирующие средства. Требования к химическому составу установлены в связи с тем, что средства, обладающие иной концентрацией действующего вещества, при их использовании в лечебном учреждении, с учетом специализации Заказчика, не приведет к нужному биоцидному эффекту. Хлорсодержащие таблетки являются средством с высоким антимикробным действием, при этом обладают низкой стоимостью, что повлияло на выбор средства. Процентная концентрация действующего вещества является важнейшей характеристикой дезсредств, которая указывается в инструкции к применению. При описании объекта закупки Заказчиком использованы минимальные требованиях техническим и качественным характеристикам объекта закупки для соблюдения требований санитарных норм. Срок годности рабочего раствора не менее 5 суток является качественной характеристикой. Длительный срок годности рабочего раствора обусловлен частым контактом с концентрированным средством медицинским персоналом при приготовлении рабочих растворов путем разбавления водой концентрата. Вес таблетки указан минимальный, при этом таблетки такого формата удобно использовать для подготовки рабочих растворов различных концентраций для дезинфекции поверхностей, а также оптимален для удобства хранения, упрощает учет к расчет потребностей. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. Заявитель в своей жалобе указывает на документально не подтвержденные и излишние требования к предмету закупки - поставка дезинфицирующих средств в форме таблеток. Составленное техническое задание ограничивает предложение товара с целевой активностью и приводит к минимальной конкуренции на закупке. Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что в данном случае конкурентная закупка проводится в рамках Закона о закупках, а не в рамках Федерального от 05.04.2013 № 44-ФЗ закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на который в своей жалобе ссылается Заявитель. 2023-3239 4 В силу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами. Из смысла указанной нормы, следует, что Закон о закупках не обязывает Заказчика при описании предмета конкурентной закупки документально подтверждать требования к закупаемому товару. Из положений Закона о закупках следует, что заказчик вправе включить в документацию такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. Закон о закупках не содержит как норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию о закупке требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований при условии соблюдения норм действующего федерального законодательства. Согласно правой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 6 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), Закон о закупках не обязывает Заказчиков допускать к 2023-3239 5 участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора, а также предполагает наличие у Заказчика права на установление в закупочной документации требований, способствующих целевому и эффективному расходованию денежных средств и сокращению издержек. Таким образом, Заказчик указывает в документации требования к объекту закупки, которые являются важными и необходимыми для него. Комиссия Челябинского УФАС России считает, что все требования, указанные в аукционной документации, Заказчиком объективно обусловлены и доказаны его потребностями, что в свою очередь не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках. В рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие у Заказчика соответствующих потребностей. Кроме того, Комиссия полагает, что все требования к функциональным, техническим характеристикам и условиями применения товаров по всем пунктам спецификации Заказчика раскрыты подробно. В материалах жалобы имеются 8 заявок участников, содержащих в т.ч. характеристики предложенных товаров. В ходе рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Челябинского УФАС, по пункту 1 спецификации Заказчика произвела сравнение всех характеристик предложенных участников закупки товаров («Жавель Абсолют», «Экохлор») с Инструкциями товаров, размещенными в свободном доступе сети «Интернет» и с характеристиками указанными в спецификации Заказчика. По результатам анализа установлено, что данные дезинфицирующие средства имеют эквиваленты к заявленным требованиям Заказчика, изложенных в спецификации. Заявителем отсутствие эквивалентов по характеристикам, установленным Заказчиком не доказано. Таким образом, наличие на товарном рынке минимум двух производителей товара, соответствующих всем характеристикам, указанным в документации Заказчика не приводит к ограничению конкуренции среди потенциальных участников закупки. Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что требования аукционной документации создают одним участникам закупки преимущество перед другими или повлекли за собой ограничение конкуренции. При этом, предметом закупки является определение поставщика для осуществления закупки, а не производителя, следовательно участником закупки может выступить любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям аукционной документации. Установленные Заказчиком в аукционной документации требования не препятствуют участию в закупке нескольким хозяйствующим субъектам, в равной мере применяются ко всем участникам закупки. С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что требования, указанные в документации являются потребностью Заказчика, которые не приводят к ограничению конкуренции среди поставщиков. Следовательно, в действиях Заказчика отсутствуют признаки нарушения Закона о закупках, Закона о защите конкуренции. Жалоба ООО «КОНЦЕПТПРО» на действия ГАУЗ «Городская больница № 2 г. Магнитогорск» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку дезинфицирующих средств в форме таблеток (извещение № 32312113053) необоснованна. Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия 2023-3239 6 РЕШИЛА: Признать жалобу ООО «КОНЦЕПТПРО» на действия ГАУЗ «Городская больница № 2 г. Магнитогорск» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку дезинфицирующих средств в форме таблеток (извещение № 32312113053), необоснованной. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны