Решение б/н Решение по делу № 35-04-18.1/15 по жалобе ООО «Мехатроника»... от 3 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

       Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 01 апреля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 02 апреля 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

-<...> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

-<...>– начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

-<...> – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

    рассмотрев жалобу № 35-04-18.1/15 ООО «Мехатроника» на действия (бездействие) ООО «Завод углеродных и композиционных материалов», (далее — заказчик, ООО «ЗУКМ») при проведении запроса предложений на право заключения договоров на поставку станков на участок мехобработки (извещение № 150219/0657/019), выразившиеся в необоснованном отклонении заявки участника, в присутствии: представителей ООО «Завод углеродных и композиционных материалов», ООО «Мехатроника» уведомлено надлежащим образом о времене и месте рассмотрения жалобы, на заседание не явилось, представило письменные пояснения,

 

   УСТАНОВИЛА:

 

      19.02.2015 ООО «ЗУМК» на официальном сайте www.zakupki.rosatom.ru и на электронной торговой площадке (далее - ЭТП) www.fabrikant.ru разместило извещение № 150219/0657/019 о проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договоров на поставку станков на участок мехобработки.

     Лот 1: Право заключения договора на поставку станка вертикально-фрезерного. Предметы лота: станки, их детали и принадлежности, 1000 шт. Начальная цена лота: 850 000 рублей.

      Лот 2: Право на заключение договора на поставку станка токарно-винторезного с ЧПУ 16А20ФЗ  (или аналог) в защищенном исполнении. Предметы лота: Станки, их детали и принадлежности, 1000 шт. Начальная цена лота: 2 300 000 рублей.

      Лот 3: Право заключеня договора на поставку полуавтомата внутришлифовального с ЧПУ 3М227ВФ2Н8 (или аналог) в защищенном исполнении. Предметы лота: Станки, их детали и принадлежности, 1000 шт. Начальная цена лота: 950 000 рублей.

   Начальная (максимальная) цена договора на право заключения договоров на поставку станков на участок мехобработки: 4 100 000,00 рублей.

      Дата и время окончания подачи предложений: 04.03.2015 в 10:00.

      Дата и время вскрытия конвертов: 04.03.2015 в 10:00.

      Дата рассмотрения предложений: 06.03.2015.

      Дата подведения итогов: 12.03.2015.

      Изменение даты рассмотрения предложения (по лоту № 2): 16.03.2015.

      Победителем запроса предложений признается, по решению закупочной комиссии, допущенный участник запроса предложений, предложивший наилучшие условия исполнения договора, по совокупности критериев, объявленных в документации по запросу предложений.

     Заявитель в жалобе от 25.03.2015 вх. № 4407 и в письменных пояснениях от 31.03.2015 указал, что в соответствии с запросом предложений в электронной форме (извещение № 150219/0657/019) ООО «Мехатроника» было подано предложение на поставку станка токарно-винторезного с ЧПУ 16А20ФЗ  (лот № 2).

    Согласно пункта 2.2. протокола от 16.03.2015 № 150219/0657/019 заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии по открытому запросу предложений на право заключения договоров на поставку станков на участок мехообработки, комиссия отклонила заявку ООО «Мехатроника» на основании подпункта в) пункта 14.9.4 ЕОСЗ и подпункта б) пункта 4.14.2.5 документации по запросу предложений, а именно: в) несоответствие участника конкурса требованиям конкурсной документации.

    В техническом заключении от 16.03.2015 дано заключение о несоответствии предложения  ООО «Мехатроника» требованиям технического задания.

     Как указывает ООО «Мехатроника», оно полностью соответствует требованиям п.п. 12.5.1, 12.5.5 ЕОСЗ. В чем именно выразилось несоответствие участника (а не предложения к заявке) заказчик не указал.

  Установление требований к закупаемой продукции должно производиться в документации согласно пункта 12.2 ЕОСЗ. При этом в любом случае объем требований к продукции должен быть обусловлен целью удовлетворения потребности и соответствовать обычно предъявляемому при закупках аналогичной продукции.

   На основании изложенного, ООО «Мехатроника» просит результаты закупки № 150219/0657/019 в отношении лота № 2 отменить. Признать доводы жалобы ООО «Мехатроника» обоснованными.

    Представители ООО «ЗУКМ» в письменных пояснениях от 31.03.2015 и на заседании Комиссии пояснили, что в составе заявки № 2176743 от 19.02.2015, поданной ООО «Мехатроника» на участие в запросе предложений на право заключения договора на поставку станка токарно-винторезного 16А20ФЗ (или аналог) в защищенном исполнении, было предоставлено техническое предложение. Данное техническое предложение изначально полностью соответствовало техническому заданию.

      В период размещения запроса предложений (с 19.02.2015 по 04.03.2015) ООО «ЗУМК» не получало официальных запросов от ООО «Мехатроника», с целью прояснения или обоснования требований технического задания на поставку станка токарно-винторезного 16А20ФЗ (или аналог) в защищенном исполнении.

         Поскольку в представленном в комплекте документации по запросу предложений не указан конкретный производитель и модель системы ЧПУ, предполагаемой ООО «Мехатроника» к поставке в комплекте со станком, на основании пункта 4.14.1.11 документации по запросу предложений открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договоров на поставку станков на участок мехобработки (далее — документация по запросу предложений) 06.03.2015 ООО «ЗУКМ» запросило у ООО «Мехатроника» информацию, с целью уточнения характеристик станка, предполагаемого к поставке.

   Представленная ООО «Мехатроника» в письме от 10.03.2015 исх. № 161 информация не давала четких сведений о характеристиках станка.

     Так, в письме были приведены комментарии ООО «Мехатроника» о некорректности ряда предъявляемых требований, в том числе со ссылкой на характеристики стандартного станка 16А20ФЗ, а именно:

  • Количество ступеней редуктора, не менее 5 шт.;
  • Автоматический выбор ступеней шпинделя;
  • Технологические циклы сверления/фрезерования и токарной обработки;
  • Автоматическое измерение инструмента/детали;
  • Контроль зажима оси;
  • Длина кабельных соединений должна обеспечивать монтаж шкафа на удалении от станка на расстояние не менее 5-ти метров;
  • Вывод вспомогательных М-функций, не менее 231 шт.

         В ответ на письмо № 161 заказчик, в адрес ООО «Мехатроника»  направил письмо от 12.03.2015 исх. № 278/177-2015, в котором привел ссылку на п. 4.2.2 «Технического задания» на поставку станка 16А20ФЗ (или аналог) в защищенном исполнении», согласно которому поставляемое оборудование допускается к изготовлению, путем модернизации бывшего в эксплуатации станка 16А20ФЗ.

        В письме от 12.03.2015 исх. № 278/177-2015  приведено  обоснование требований ООО «ЗУКМ» по ключевым характеристикам станка, предполагаемому к поставке ООО «Мехатроника» в рамках закупки «Станка токарно-винторезного 16А20ФЗ (или аналог) в защищенном исполнении», а также запрос точных данных о ключевых характеристиках станка, таких как:

  1. Длина кабельных соединений, обеспечивающих монтаж электрошкафа на удалении от станка на расстояние не менее 5-ти метров. Данное требование продиктовано тем, что электрошкаф станка должен быть смонтирован в отдельном, изолированном от производственного цеха, помещении для обеспечения защиты от попадания токопроводящей углеродной пыли и волокон при открытии шкафа. Конструкция данного помещения не исключает попадание в него токопроводящей пыли. Перед обслуживанием электрошкафа, отдельное от производственной площадки помещение обеспыливается при закрытом электрошкафе, после чего в чистых условиях производится обслуживание, электрошкаф запирается и только после этого после этого происходит включение станка;
  2. Автоматический выбор ступеней шпинделя. Данное требование продиктовано современными требованиями к надежности и удобству работы на современных токарных станках;
  3. Соответствие электрооборудования станка степени защиты, обеспечиваемой оболочкой по ГОСТ 14254-96 не ниже IP 65. Данное требование продиктовано тем, что в воздухе производственных помещений ООО «ЗУКМ» присутствует большое количествотокопроводящей углеродной пыли и мельчайших фрагментов углеродных волокон. Электрооборудование, не соответствующее классу защиты электрооборудования, обеспечиваемой оболочкой по ГОСТ 14254-96 не ниже IP 65, не способно работать в таких условиях.

          Отдельно требовалось представить следующее:

  • Габариты, производителя и модель электрошкафа и шкафа станочного пульта, предполагаемых к поставке в комплекте со станком;
  • Механизм реализации охлаждения промышленного компьютера производства компании Delta Tau (США), на основе которого построена система MNC-410, с учетомсоблюдения вышеобозначенных требований по электрозащите.

4. Поставка в комплекте со станком документации, указанной в пункте 5.2. «Технического задания на поставку станка 16А20ФЗ (или аналог) в защищенном исполнении». Отдельно требовалось уточнить готовность представить сертификат соответствия поставляемого станка требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» и сертификат соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» (данное требование обусловлено пунктом 1 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», и пункта 1 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования»).

   ООО «Мехатроника» письмом от 13.03.2015 исх. № 164 не представило точных данных о запрошенных характеристиках станка. В связи с чем, заказчиком в техническом заключении от 16.03.2015 на соответствие предложений участников открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку станков для участка мехобработки предложение ООО «Мехатроника» признано не соответствующим требованиям технического задания.

    ООО «ЗУКМ» также сообщило, что по результатам проведения закупки «Право заключения договоров на поставку станков на участок мехобработки» в форме запроса предложений (извещение № 150219/0657/019) с победителем ООО «Промкаскад» 27.03.2015 заключен договор № МО 27-03/15 на поставку станка токарно-винторезного с ЧПУ 16А20ФЗ (или аналог) в защищенном исполнении.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения ООО «ЗУКМ», Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

       1. При осуществлении закупочной деятельности ООО «ЗУКМ» руководствуется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Госкорпорации «Росатом», утвержденным наблюдательным советом Госкорпорации «Росатом» (протокол от 07.02.2012 № 37) в его действующей редакции и приказами Госкорпорации «Росатом», выпущенные  во исполнении Стандарта, опубликованными на официальном сайте о размещении заказов на закупки товаров, работ и услуг для нужд Госкорпорации «Росатом».

      В соответствии с приказом Госкорпорации «Росатом»  от 19.10.2011 № 1/885-П «Об утверждении Методических указаний по организации порядка утверждения организациями Госкорпорации «Росатом» документа, регламентирующего закупочную деятельность» на ООО «ЗУКМ» распространяются положения Федерального закона  от 18.07.2011   № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  (далее — Закон о закупках).

      В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Закон о закупках государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов осуществляется закупка товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленным Законом о закупках.

     Таким образом,  ООО «ЗУКМ» обязано осуществлять закупку товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленными  Законом о закупках.

     Федеральный закон от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на ООО «ЗУКМ» не распространяется.

    2.  В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

  1. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение  товаров,  работ,  услуг   (с   учетом   при   необходимости   стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  2. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

     Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

      На основании части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

  Остальные вопросы, касающиеся условий и порядка проведения конкретных процедур закупки, должны быть урегулированы в утвержденном заказчиком положении о закупке, соответствующем Гражданскому кодексу РФ и иным обязательным нормативным актам.

3. В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Челябинского УФАС России была проанализирована заявка ООО «Мехатроника» на участие в запросе предложений, а также документация по запросу предложений.

 В соответствии с протоколом от 16.03.2015 № 150219/0657/019 заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии по открытому запросу предложений на право заключения договоров на поставку станков на участок мехобработки (лот №2) ООО «Мехатроника» отказано в дальнейшем участии в запросе предложений в соответствии с подразделом 19.8, на основании подпункта в) пункта 14.9.4 ЕОСЗ и подпункта б) 4.14.2.5 документации по запросу предложений, а именно: несоответствие участника конкурса требованиям конкурсной документации.

     Комиссия приходит к выводу о том, ООО «ЗУКМ» правомерно отказало ООО «Мехатроника» в дальнейшем участии в запросе предложений на право заключения договора на поставку станков на участок мехобработки по следующим основаниям.

        В соответствии с документацией по запросу предложений, техническое задание на станок токарно-винторезный с ЧПУ 16А20ФЗ (или аналог) в защищенном исполнении является неотъемлемым приложением к заявке на участие в запросе предложения.

    В соответствии с положениями документации по запросу предложений предложение (заявка) на участие в запросе предложений должно соответствовать требованиям технического задания, предъявляемым заказчиком.

    Материалами жалобы установлено, что представленные ООО «Мехатроника» характеристики станка не соответствуют п. 4.2.1.2 «Технического задания на поставку станка токарно-винторезного 16А20ФЗ (или аналог) в защищенном исполнении».

   Довод ООО «Мехатроника» о том, что технические требования поставляемого станка, составлены на основе технических характеристик стандарта станка 16А20ФЗ, выпуска завода «Красный пролетарий», подходят по характеристики станка заказчика, указанного в техническом задании является необоснованным, поскольку предметом  запроса предложения является модернизированный станок 16А20ФЗ.

Кроме того, заявителем не доказано, что поставляемый им товар соответствует п. 4.2.1.2 «Технического задания на поставку станка токарно-винторезного 16А20ФЗ (или аналог) в защищенном исполнении».

    В соответствии с Законом о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

   Учитывая цели и предмет закупки (заключение договоров на поставку станков на участок мехобработки), соответствие станка токарно-винторезного с ЧПУ 16А20ФЗ в  защищенном исполнении, требованиям технического задания имеет для заказчика  существенное значение.

    Само по себе указание предъявления требований в техническом задании к станку токарно-винторезному не запрещено действующим законодательством и не ограничивает конкуренцию среди потенциальных участников закупки,  нарушать права и законные интересы потенциальных участников закупки не может, поскольку содержание данных требований определяется исключительно по усмотрению заказчика и зависит от его производственных потребностей, которые, исходя из конституционного принципа свободы предпринимательской деятельности, не подлежат оценке со стороны иных лиц.

    Предъявление в документации по запросу предложений и техническом задании требований к станку токарно-винторезному не противоречит целям Закона о закупках и отвечает потребностям заказчика. Включение в техническое задание требований к станку токарно-винторезному, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в запросе предложений и не является нарушением положений Закона о закупках, что подтверждено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 11017/10  от 28.12.2010, а также судебными актами по делам № А71-11453/12, А60-8616/13, А07-6377/13.

  Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения  закупок,  является  не  столько  обеспечение  максимально  широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате запроса предложений лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «ЗУКМ» соблюдены нормы антимонопольного законодательства при проведении запроса предложений на право заключения договоров на поставку станков на участок мехобработки (извещение № 150219/0657/019), а довод ООО «Мехатроника» относительно необоснованного отклонения заявки на участие в запросе предложения, признается необоснованным.

            Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона  о защите конкуренции, Комиссия

 

  РЕШИЛА:

 

     Признать доводы жалобы ООО «Мехатроника» на действия (бездействие) ООО «Завод углеродных и композиционных материалов» при проведении запроса предложений на право заключения договоров на поставку станков на участок мехобработки (извещение № 150219/0657/019) необоснованными.

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

Связанные организации

Связанные организации не указаны