Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № 354-ж/2018 от 14 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинский областной клинический противотуберкулезный диспансер»

454020, г. Челябинск,

ул. Воровского, 38

 

 

Общество с ограниченной ответственностью

«ПромГигиенаДез»

454085, г. Челябинск,

ул. Кулибина, дом 5, офис 301

 

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д.23-А

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 354-ж/2018

                                                                                                                г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 07 июня 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 08 июня 2018 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ПромГигиенаДез» (далее – ООО «ПромГигиенаДез», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на проведение профилактической дезинфекции (дезинсекции, дератизации) (извещение № 0369200000118000221) в присутствии:

- представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинский областной клинический противотуберкулезный диспансер» (далее – заказчик, ГБУЗ «ЧОКПТД») «<…>», действующих на основании доверенностей № 32 от 20.11.2017, № 3 от 13.02.2018,

- представителей ООО «ПромГигиенаДез» «<…>», действующего на основании приказа № 4 от 21.04.2016, доверенности № 1 от 30.05.2018,

- слушателей «<…>».

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 31.05.2018 поступила жалоба ООО «ПромГигиенаДез» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на проведение профилактической дезинфекции (дезинсекции, дератизации) (извещение № 0369200000118000221) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано ГБУЗ «ЧОКПТД» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 25.05.2018 в 10:37.

Начальная (максимальная) цена контракта на проведение профилактической дезинфекции 342 843,54 рубля.

Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0369200000118000221 от 06.06.2018.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

Согласно доводам жалобы ООО «ПромГигиенаДез» заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии, поскольку проведение профилактической дезинфекции не является оказанием медицинской помощи и не требует лицензии.

Представители заказчика с доводом жалобы ООО «ПромГигиенаДез» не и пояснили, что установленные заказчиком требования к участникам закупки соответствуют требованиям действующего законодательства.

 

            Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

В соответствии с пунктом 3 Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее - Положение).

Согласно приложению к Положению дезинфектология включена в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Более того, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) является основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере.

Согласно пункту 10 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Закон № 52-ФЗ).

В силу статьи 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Пунктом 1 статьи 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Согласно пункту 3.1. СП 3.5.1378-03. «3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003 (далее – СП 3.5.1378-03) дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.

Пунктом 3.6.1. СП 3.5.1378-03 установлено, что дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.

Из совокупного толкования требований действующего законодательства следует, что дезинфекционные работы относятся к санитарно-эпидемиологическим мероприятиям, деятельности в области охраны здоровья граждан и включены в понятие медицинская деятельность.

Следовательно, деятельность, по проведению профилактической дезинфекции (дезинсекции и дератизации) подлежит лицензированию.

Согласно выводам судебной коллегии, изложенным в Определении Верховного суда Российской Федерации от 12.01.2018 № 310-КГ17-14344, Определении Верховного суда Российской Федерации от 15.01.2018 № 309-КГ17-12073, выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии (мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) должно рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в соответствии с Законом об охранах здоровья граждан, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе № 52-ФЗ, и в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, является лицензируемым видом деятельности.

При этом, правовая позиция Верховного суда Российской Федерации заключается в том, что медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. При этом суд отмечает, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие «медицинская деятельность».

Таким образом, в случае, если описание объекта закупки включает в себя оказание услуг по дезинфекции в рамках осуществления медицинской деятельности, то получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) «дезинфектология» является обязательным, в силу пункта 3 положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, пункту 22 информационной карты документации об аукционе установлено требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющегося объектом закупки, а именно наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.

В извещении о проведении электронного аукциона, пункте 6 информационной карты документации об аукционе установлено описание объекта закупки «Проведение профилактической дезинфекции (дезинсекции, дератизации) в соответствии с Приложением № 1 к информационной карте документации об электронном аукционе «Техническим заданием».

В соответствии с Техническим заданием исполнителю необходимо оказывать услуги по профилактической дезинфекции (дезинсекции, дератизации).

По мере обнаружения очагов локализации проводятся внеплановые обработки до полной ликвидации особей. Обработки производятся по требованию заказчика, на территории, обозначенной заказчиком.

При оказании услуг по дезинсекции, дератизации исполнитель обязан соблюдать требования Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека»; СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности»;

Дезинсекция должна проводиться в соответствии с СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», утвержденных Постановлением Главного Госсанврача РФ от 07 июня 2017 года № 83.

Дератизация должна проводиться в соответствии с СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденных Постановлением Главного Госсанврача РФ от 22 сентября 2014 года № 58.

Дератизация предусматривает: обследование объекта: осмотр, сбор информации у персонала объекта о наличии грызунов или следов их пребывания (жилых нор, погрызов, помета); объективная оценка: наличие следов грызунов на следовых площадках, клеевых ловушках; при необходимости отлов грызунов на лабораторное исследование; выбор тактики дератизации; собственно дератизация (раскладка различных видов приманок, клеевых ловушек, капканов); контроль результатов проводимых мероприятий; кратность обработок: не менее 2 раз в месяц.

Дезинсекция предусматривает: предварительное санитарно-эпидемиологическое обследование с целью обнаружения трахейнодышащих членистоногих, выявления мест их локализации и численности с применением провоцирующих средств; выбор метода и тактики борьбы с членистоногими: применение влажного или сухого или приманочного методов в зависимости от численности насекомых и вида объекта; собственно дезинсекция; обработка должна производиться высокоэффективными препаратами, которые удовлетворяют IV классу токсичности и не имеют ограничений по применению в различных классах помещений, а так же соответствуют действующим требованиям СанПин 3.5.2.1376. Исключается применение препаратов в форме дустов. Работа производится в условиях нахождения пациентов ЛПУ; кратность обработок: не менее 4 раз в месяц.

Таким образом, из описания объекта закупки однозначно следует, что исполнителем подлежат оказанию услуги по дезинсекции и дератизации, входящие в услуги по профилактической дезинфекции.

С учетом изложенного, установление в документации о закупке требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии соответствует пункту 6 части 5 статьи 63, пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя не находит подтверждения, не обоснован.

           

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ПромГигиенаДез» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на проведение профилактической дезинфекции (дезинсекции, дератизации) (извещение № 0369200000118000221) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                    «<…>»

 

Члены Комиссии                                                                                                 «<…>»

 

«<…>»

Связанные организации

Связанные организации не указаны