Решение (комиссия) №АК/8482/23 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (... от 29 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

7

 

о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

Администрация Миасского городского

округа

 

456300, Челябинская область,

г. Миасс, пр-кт Автозаводцев, д. 55

 

Общество с ограниченной

ответственностью «Воронежское» (ООО «Воронежское»)

 

680547, Хабаровский край,

с. Воронежское-2, ул. Набережная,

д. 19А

 

Генеральному директору и участнику

ООО «Воронежское»

<...>

 

680547, Хабаровский край,

с. Воронежское-2, ул. Набережная,

д. 19а

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-1426/2023 (№ 226-РНП/2023)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 27 июня 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 29 июня 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

 

руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Администрации Миасского городского округа о включении сведений об ООО «Воронежское», о его генеральном директоре, участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуги по подбору мусора на территории контейнерных площадок и вокруг контейнерных площадок на территории Миасского городского округа (извещение № 0169300035823000114) (далее – аукцион, закупка), в присутствии представителя Администрации Миасского городского округа (далее — заказчик, Администрация) <...>, действующей на основании доверенности от 28.04.2023 № 40,

в отсутствие представителей ООО «Воронежское», надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 20.06.2023 поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «Воронежское», о его генеральном директоре, участнике в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения аукциона в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно сведениям, опубликованным в единой информационной системе, аукцион объявлен 19.04.2023 путем размещения извещения о проведении электронного аукциона № 0169300035823000114.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 538 595,00 рублей.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 28.04.2023 единственным участником признано ООО «Воронежское».

По итогам проведения закупки между заказчиком и ООО «Воронежское» 15.05.2023 заключен контракт № 0169300035823000114 по цене 1 538 595,00 руб. (один миллион пятьсот тридцать восемь тысяч пятьсот девяносто пять рублей 00 копеек).

Решением от 06.06.2023 заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом обязательств по контракту.

 

Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

 

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 10.2 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, заказчиком 06.06.2023 с использованием единой информационной системы сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу 19.06.2023.

Информация о расторжении контракта размещена в единой информационной системе в сфере закупок 20.06.2023 в разделе «информация об исполнении (расторжении) контракта».

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 20.06.2023.

На дату заседания Комиссии антимонопольного органа согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, контракт считается расторгнутым.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

Между заказчиком и ООО «Воронежское» 15.05.2023 заключен муниципальный контракт № 0169300035823000114 (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.1 контракта «Предметом настоящего Муниципального контракта является оказание услуги по подбору мусора на территории контейнерных площадок и вокруг контейнерных площадок на территории Миасского городского округа».

В силу с пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Таким образом, в соответствии со статьей 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 702, 708, 783 ГК РФ существенными условиями контракта являются предмет и сроки.

В пункте 3.1 контракта заказчиком указан срок оказания услуг:

«Услуги, предусмотренные муниципальным контрактом, должны быть оказаны:

начало услуг: с даты заключения контракта,

окончание услуг: по истечении 170 календарных дней с даты заключения контракта».

Пунктом 1.4. контракта предусмотрено, что услуги по контракту выполняются в соответствии с Приложением 1 (адресный перечень мест (площадок) накопления ТКО) и Приложением 2 (периодичность уборки и надлежащего содержания мест (площадок) накопления ТКО).

Как следует из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и из пояснений представителя заказчика, в нарушение условий контракта по состоянию на дату принятия решения оказание услуг по подбору мусора на территории контейнерных площадок и вокруг контейнерных площадок на территории Миасского городского округа исполнителем не осуществлялось. В адрес исполнителя дважды направлялись письма (от 18.05.2023 № 653/6, от 31.05.2023 № 723/6) с требованием оказать услуги в соответствии с контрактом, однако письма оставлены без ответа. Таким образом, исполнитель не выполнил, предусмотренные контрактом услуги и тем самым нарушил обязанности, предусмотренные пунктами 1.3, 4.2.1, 4.2.2, 7.1 контракта.

Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

В материалы дела заказчиком представлена переписка сторон по вопросам исполнения контракта.

Так, 15.05.2023 обществом на электронный адрес заказчика письмом № 02 предоставлена информация о представителе исполнителя, ответственном за оказание услуг, с приложением приказа № 02/23 от 15.05.2023 о назначении ответственного.

Письмом от 16.05.2023 исх. № 1238 (вх.№ 11995 от 16.05.2023) общество обратилось в адрес заказчика с просьбой рассмотреть возможность расторжения контракта по соглашению сторон в связи со сложившимися сложностями «в подборе подрядной организации для выполнения работ по контракту».

Заказчик сообщил исполнителю о необходимости незамедлительно приступить к исполнению контракта, поскольку на 18.05.2023 услуги по контракту не оказываются (письмо от 18.05.2023 № 653/6).

Исполнителем 25.05.2023 повторно в адрес заказчика направлено письмо от 16.05.2023 № 1238, в ответ на которое заказчик письмом от 31.05.2023 № 723/6 сообщил исполнителю об отсутствии оснований для расторжения контракта по соглашению сторон при указанных обществом обстоятельствах и повторно потребовал приступить к оказанию услуг, указав при этом на дальнейшее принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если общество не приступит к исполнению в срок до 05.06.2023.

Заказчик 06.06.2023 решением № 813/6 отказался в одностороннем порядке от исполнения контракта.

Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что потребность в оказании услуг у заказчика имеется по настоящее время. Предпринимательский риск не является обстоятельством непреодолимой силы, которое могло бы послужить основанием к расторжению по соглашению сторон. Место оказания услуг исполнителю было известно на стадии подачи заявки на участие в закупке. Адресный перечень мест (площадок) накопления ТКО и периодичность уборки и надлежащего содержания мест (площадок) накопления ТКО содержатся в Приложениях 1 и 2 к контракту соответственно. Уборка территории по контракту должна осуществляться 5 дней в неделю (кроме среды и воскресенья). Ни единой уборки за период с даты заключения контракта осуществлено не было. На 23.06.2023 исполнитель не приступил 576 раз к уборке по 72 адресам.

Представитель заказчика отметил, что затягивание сроков исполнения контракта ведет к нарушению муниципальным образованием уставных обязательств, а также нарушению СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

Представитель Администрации пояснил, что заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с необходимостью срочного разрешения сложившейся ситуации в целях недопущения ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки на территории городского округа.

Комиссия антимонопольного органа, проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, выслушав пояснения заказчика, пришла к выводу о том, что основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, предусмотренные статьей 715 ГК РФ, подтверждаются материалами дела.

Кроме того, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что спецификой услуг, как объекта гражданско-правовых отношений, является одновременность получения услуги заказчиком и процесс оказания такой услуги исполнителем, то есть оказание услуги исполнителем и ее получение заказчиком происходят одновременно. Заказчик не может потребить услугу до ее оказания, равно как исполнитель не может «накапливать» услуги.

Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются действия общества, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

При этом согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Так, заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона, направленного на удовлетворение государственных (муниципальных) нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально значимые экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем):

а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

представлены информация и документы, подтверждающие надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).

На заседании Комиссии не выявлены нарушения, допущенные со стороны заказчика. Напротив, общество к исполнению обязательств по контракту не приступило. Исполнителем указанные обстоятельства не опровергнуты, документы, свидетельствующие о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению контракта в материалы дела не представлены. Также обществом не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения.

Сложности в подборе соисполнителей для целей исполнения обязательств по контракту относятся к предпринимательским рискам. Общество, участвуя в закупке и заключая контракт по ее итогам, было ознакомлено с условиями исполнения обязательств по контракту, в том числе с местом оказания услуг, адресным перечнем и периодичностью услуг.

Учитывая изложенное, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о необходимости включения сведений об ООО «Воронежское», о его генеральном директоре и участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Включить сведения, представленные Администрацией Миасского городского округа, об ООО «Воронежское» (ИНН/КПП 2720061410/272001001, ОГРН 1202700006915, 680547, Хабаровский край, р-н Хабаровский, с. Воронежское-2, ул. Набережная, д. 19А) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

2. Включить сведения, представленные Администрацией Миасского городского округа, об участнике, генеральном директоре ООО «Воронежское»<...> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.<...>

 

2023-9625

 

 

Связанные организации

Администрация Миасского городского округа
ИНН 7415031922, ОГРН 1027400874016
ООО «Воронежское»
ИНН 2720061410, ОГРН 1202700006915