Решение б/н Решение и предписание № 355,366-ж/2015 от 2 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

16 июня 2015 года                                                                      г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:    ……………………    -    руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    ……………………    -    начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
    ……………………    -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ООО ТСК  «АЛЬБИОН», ЗАО  «Уралмостострой» на действия аукционной комиссии  при проведении электронного аукциона на выполнение работ по планово-предупредительному ремонту мостового перехода через р. Гумбейка на км 4 автомобильной дороги Обход села Фершампенуаз (изв. № 0169200003615000058) в присутствии:
- представителей Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, действующих на основании доверенностей №№ 36,37-Д от 09.04.2015 года;
- представителя ООО ТСК  «АЛЬБИОН», действующего на основании Решения №1 единственного учредителя от 23.01.2012 года;
- представителей ЗАО  «Уралмостострой», действующих на основании доверенностей №№126,128/2015 от 15.06.2015;
- представителя ОГУП «Южно-Уральский центр дорожных испытаний и исследований», действующего на основании служебного удостоверения,

УСТАНОВИЛА:

    В Челябинское УФАС России поступили жалобы ООО ТСК  «АЛЬБИОН» (далее – заявитель 1), ЗАО  «Уралмостострой» (далее – заявитель 1) на действия аукционной комиссии  при проведении электронного аукциона на выполнение работ по планово-предупредительному ремонту мостового перехода через р. Гумбейка на км 4 автомобильной дороги Обход села Фершампенуаз (изв. № 0169200003615000058) (далее - закупка).
    Согласно представленным документам Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее – заказчик) 20.05.2015 объявило о проведении электронного аукциона на выполнение работ по планово-предупредительному ремонту мостового перехода через р. Гумбейка на км 4 автомобильной дороги Обход села Фершампенуаз путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения № 0169200003615000058 об осуществлении закупки.
    Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 49 621 995    рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 05.06.2015 года в 08 часов 30 минут.
На дату рассмотрения жалоб контракт на выполнение работ по планово-предупредительному ремонту мостового перехода через р. Гумбейка на км 4 автомобильной дороги Обход села Фершампенуаз по итогам проведения закупки не заключен.
Согласно доводам, изложенным в жалобах, заявители считают, что заявки ООО ТСК «АЛЬБИОН», ЗАО «Уралмостострой» неправомерно признаны несоответствующими требованиям документации о закупке, поскольку при их составлении участники руководствовались требованиями ГОСТов, в которых предлог «до» сопровождает диапазоны показателей с включением крайних значений.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, следующее.
Предлог «до» употребляется для  указания на предел чего-либо, в значении «раньше чего-нибудь» (С.И. Ожегов). Словарь русского языка, 1997.
Предлог  «до» употребляется в значении «исключая (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка М. 19997. С. 526).
Заявители в своих заявках по обжалуемым позициям указали максимальное значение показателей. В связи с чем аукционной комиссия, рассматривая данные заявки участников закупки, приняла решение о несоответствии представленных заявок требованиям документации о закупке.
По мнению заказчика, указанная позиция подтверждается положениями ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 8269.0-97, ГОСТ 8267-93, а также Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2014 по делу № А76-20634/2014.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе  аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 05.06.2015 (далее - протокол) заявка с порядковым номером 3 (ООО ТСК  «АЛЬБИОН») отклонена ввиду несоответствия представленной заявки позициям 4.6; 4.7; 4.8; 8.6; 8.7; 8.8; 12.5; 12.6 приложения № 2 к информационной карте. Заявка с порядковым номером 2 в протоколе (ЗАО  «Уралмостострой») признана не соответствующей по позициям 4.6; 8.6; 12.5; 5.1; 9.1 приложения № 2 к информационной карте.
В пункте 24 информационной карты в требованиях к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе указано, что первая часть заявки должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе по позициям Приложения № 2 к информационной карте (Показатели основных материалов).
Согласно подпункту б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар в первой части заявки требуется выражение согласия, предусмотренного пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара.
1.1. В приложении № 2 к информационной карте содержится таблица, в которой отражены требования к товару, используемому при выполнении работы. Позиции №№4.6, 4.7, 4.8, 8.6, 8.7, 8.8, 12.5, 12.6 указаны в столбце «максимальные и/или минимальные значения показателей» и определяют диапазон возможных значений. Так, например, пункты 4.6, 8.6, 12.5 определяют наибольший размер минеральных зерен до 20 мм и до 40 мм; позиции 4.7, 8.7, 12.6  и 12.6 указывают на диапазон возможных значений показателя «величина остаточной пористости», а именно свыше 2,5% до 5,0% и свыше 5,0% до 10,0%; пункты 4.8, 8.8 указывает на характеристику «содержание щебня» - свыше 40% до 50 %.
При этом по всем указанным позициям верхние значения сопровождаются предлогом «до».
Предметом оценки аукционной комиссии являются исключительно требования документации о закупке, а именно требования к составу заявки и инструкции по ее заполнению, из которых буквально не следует, что максимальное значение диапазона показателей включает/не включает в себя диапазон значений, требуемых заказчику.
ООО ТСК  «АЛЬБИОН» в своей заявке по позициям 4.6; 4.7; 4.8; 8.6; 8.7; 8.8; 12.5; 12.6 приложения № 2 к информационной карте указал верхние значения показателей, а именно по показателю «наибольший размер минеральных зерен» - 20 мм и 40мм (позиции 4.6, 8.6, 12.5); по показателю «величина остаточной пористости» - 5% и 10% (позиции 4.7, 8.7 и 12.6) и так далее.
Аналогичным образом  по позициям 4.6; 8.6; 12.5 приложения № 2 к информационной карте оформило заявку ЗАО  «Уралмостострой», указав верхние значения диапазона возможных показателей.
Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе основанием отказа в допуске к участию в аукционе участника закупки является непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, а также несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.   
Ввиду отсутствия в инструкции по заполнению заявки информации о том, включает или не включает верхнее значение использование предлога «до» по оспариваемым позициям, в действиях аукционной комиссии по отказу в допуске к участию в аукционе участников закупки с порядковыми номерами № 2,3 нарушений законодательства о контрактной системе не усматривается.

1.2. Кроме того, основанием для отклонения заявки ЗАО  «Уралмостострой» послужило указание в составе заявки (по пунктам 5.1, 9.1 приложения № 2 к информационной карте) характеристики «фракция щебня», не соответствующей требованиям заказчика.
Так, в пунктах 5.1, 9.1 приложения № 2 к информационной карте через запятую указаны виды фракции щебня от 5 до 10 мм, свыше 10 до 20 мм, от 5 до 20. При этом данные показатели отнесены в столбец «показатели, значения которых не могут изменяться».
В соответствии с пунктом 2 Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (пункт 25 информационной карты) показатели из столбца «минимальные и/или максимальные значения показателей» указываются участником в соответствии с установленными значениями без изменений. Объект закупки должен в точности соответствовать показателям, указанным в данном столбце.
В своей заявке ЗАО  «Уралмостострой» в качестве показателей, представляемых участником закупки, указало одну фракцию щебня, а именно от 5 до 20 мм, чем изменило требуемое заказчику значение, что не соответствует требованиям документации о закупке в связи в с чем в действиях аукционной комиссии по отказу заявителю в допуске к участию в аукционе нарушений законодательства о контрактной системе не усматривается.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия, с учетом исследования обстоятельств и доказательств по делу в совокупности и взаимосвязи, приходит к следующим выводам.

Согласно документации об аукционе  при выполнении работ  исполнитель должен использовать следующий товар:
-щебеночно-песчаную смесь для укрепления обочин и для устройства дополнительного слоев основания (ГОСТ25607-2009)
- щебень для устройства оснований дорожных одежд ГОСТ8267-93
-бетон по ГОСТ26633-2012
-блоки оголовков железобетонных труб ГОСТ24547-81,
-звенья железобетонные водопропускных труб средней части трубы ГОСТ24547-81
-асфальтобетонную смесь для нижних и верхних слоев покрытий,  соответствующую требованиям ГОСТа 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон» (далее – ГОСТ 9128-2009).
- знаки дорожные по ГОСТЗ52290-2004
-металлическое оцинкованное дорожное барьерное удерживающее ограждение, марка 11ДО.
В отношении указанного товара в документации  об аукционе определены показатели, их  минимальные и (или) максимальные значения, а также показатели, значения которых не меняется (приложение № 2 к информационной карте документации об аукционе).
В соответствии с пунктом 24 Информационной карты указанной документации в первой части заявки на участие в аукционе необходимо представить согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения предлагаемого для использования товара по позициям Приложения № 2 к Информационной карте документации об аукционе (Показатели основных материалов при выполнении работ) «Показатели основных материалов при выполнении работ» (далее - Приложение 2).
При указании конкретных показателей товара, используемого для выполнения работ, участник закупки вправе воспользоваться формой приложения 2.

1. Как следует из документации об аукционе заказчику при производстве работ необходимо использование мелкозернистой смеси для верхнего слоя покрытия и крупнозернистой смеси для нижнего слоя покрытия (п. 4 и 8 приложения № 2.).
Согласно требованиям ГОСТа 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон»  асфальтобетонные смеси  в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют:
- крупнозернистые с размером зерен до 40 мм;
- мелкозернистые с размером зерен до 20 мм;
- песчаные с размером зерен до 10 мм.
 Из содержания заявок всех участников закупки явно следует их намерение выполнить работы с использованием необходимой заказчику видов  асфальтобетонной смеси  мелкозерненой смеси для верхнего слоя покрытия и крупнозернистой смеси для нижнего слоя покрытия, о чем  прямо  указано в заявках всех участников закупки.
 Вместе с тем, заказчик  помимо  сведений о виде смеси в зависимости от размера минеральных зерен, потребовал от участников закупки указать в заявке  точное значение наибольшего размера минеральных зерен в каждой из данных видов смеси.

1.1.Согласно пункту 5.1.2 ГОСТа 9128-2009:
-для нижних слоев покрытий и оснований зерна размером мельче 40 мм в процентах по массе должны составлять от 90% до 100% (таблица 2 ГОСТа 9128-2009);
- для верхних слоев покрытий и оснований смеси зерна размером фракции мельче 20 мм в процентах по массе должны составлять от 90% до 100% (таблица 3 ГОСТа 9128-2009).
Указанные в таблице 2 ГОСТ 9128-2009  значения  приведены ниже.
 Таблица № 2
В процентах по массе
Вид и тип смесей и асфальтобетонов    Размер зерен, мм, мельче
    40    20    15    10    5    2,5    1,25    0,63    0,315    0,16    0,071
Плотные типов:    Непрерывные зерновые составы
А    90-100    66-90    56-70    48-62    40-50    28-38    20-28    14-20    10-16    6-12    4-10
Б    90-100    76-90    68-80    60-72    50-60    38-48    28-37    20-28    14-22    10-16    6-12
    Прерывистые зерновые составы
А    90-100    66-90    56-70    48-62    40-50    28-50    20-50    14-50    10-28    6-16    4-10
Б    90-100    76-90    68-80    60-72    50-60    38-60    28-60    20-60    14-34    10-20    6-12
Пористые    90-100    75-100 (90-100)    64-100    52-88    40-60    28-60    16-60    10-60    8-37    5-20    2-8
Высокопористые щебеночные    90-100    55-75 (90-100)    35-64    22-52    15-40    10-28    5-16    3-10    2-8    1-5    1-4
Высокопористые песчаные    -    -    -    -    70-100    64-100    41-100    25-85    17-72    10-45    4-10
Примечания
1 В скобках указаны требования к зерновым составам минеральной части асфальтобетонных смесей при ограничении проектной документацией крупности применяемого щебня.
2 При приемо-сдаточных испытаниях допускается определять зерновые составы смесей по контрольным ситам в соответствии с показателями, выделенными полужирным шрифтом.

Из совокупного анализа данных положений следует, что крупнозернистые смеси с размером зерен до 40 мм и мелкозернистые смеси с размером зерен до 20 мм с учетом зернового состава указанных смесей, допускают включение в их состав не более 10% зерен фракции 20 мм и 40 мм.
В документации об аукционе  (4.9, 8.9, 12.7 приложения № 2 к информационной карте) состав зерновой смеси с размером зерен мельче 20 мм, мельче 40 мм указан заказчиком в процентах по массе от 90% до 100%, что также свидетельствует о возможности включения 20 мм и 40 мм в диапазон значений, требуемых заказчику.

1.2. В пункте 5.2.1 ГОСТа 9128-2009 указано, что для приготовления смесей и асфальтобетонов применяют щебень и гравий фракций от 5 до 10 мм, свыше 10 до 20 (15) мм, свыше 15 до 20 мм, свыше 20 (15) до 40 мм, а также смеси указанных фракций.
С учетом изложенного, нижний предел каждой последующий фракции (ввиду применения предлога «свыше») исключает верхний предел предыдущий фракции, то есть зерна размером 20 и 40 мм включаются во фракции свыше 10 до 20 мм, свыше 20 до 40 мм, требуемые заказчику по позициям 4.6 и 8.6, 12.5 Приложения 2.
Таким образом, ГОСТ 9128-2009 позволяет применять крупнозернистые и мелкозернистые смеси с номинальным наибольшим размером зерен, включая 20 и 40 мм.

1.3. Вывод о том, что ГОСТ 9128-2009 позволяет применять крупнозернистые и мелкозернистые смеси с наибольшим размером зерен, включая 20 и 40 мм, подтверждаются и порядком физико-механических испытаний щебня, являющегося непосредственным сырьем для  изготовления асфальтобетонной смеси.
Так, ГОСТ 9128-2009  указывает на то, что щебень, используемый при изготовлении асфальтобетонной смеси должен соответствовать ГОСТу 8269.0-97 «Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний (далее - ГОСТ 8269.0-97)
В пункте 4.2.7 ГОСТа 8269.0-97 указаны требования к порядку взятия лабораторной пробы при приемочном контроле на предприятии (карьере)-изготовителе, из которых следует, что наибольший номинальный размер зерен «Д», при испытании составляет 10, 20, 40 и св. 40.
При этом в пункте 4.1.6 ГОСТа 8269.0-97 для определения зернового состава отдельных фракций щебня (гравия) должны применяться в том числе сита с круглыми отверстиями диаметрами 2,5; 5(3); 7,5; 10; 12,5; 15; 17,5; 20; 22,5; 25; 30; 40; 50; 60; 70(80) мм.
Таким образом, порядок физико-механических испытаний щебня также подтверждает, что наибольший номинальный размер зерен включает верхнюю границу фракции щебня – 40 и 20 мм.

С учетом изложенного, предложение участников закупки  о выполнении работ с использованием асфальтобетонных смесей, в которых имеются в допустимых значениях зерна  фракций  20 и 40 мм,  не противоречит  требованиям проектной документации, размещенной на сайте ввиду их соответствия ГОСТу 9128-2009.

Аналогичная ситуация обстоит и с иными показателями материалов, необходимых к использованию при выполнении работ (позиции 7.7; 7.8; 7,9; 7,10; 11,6; 11,7; 11,8 приложения №2 к информационной карте).
 Так, например, согласно пункту 4.4 ГОСТа 9128-2009 асфальтобетоны в зависимости от величины остаточной пористости подразделяют на виды: высокоплотные с остаточной пористостью от 1% до 2,5%; плотные свыше 2,5% до 5,0%; пористые свыше 5,0% до 10,0%; высокопористые св. 10,0%.
Пункт 4.5 ГОСТа 9128-2009 определяет, что щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на типы:
А – с содержанием щебня свыше 50 % до 60 %;
Б - с содержанием щебня свыше 40% до 50%;
В - с содержанием щебня свыше 30% до 40%.
Таким образом, наибольший показатель значений включен в диапазон, указанный в ГОСТе 9128-2009, поскольку последующий диапазон значений сопровождается словами  «свыше».
В данном случае заказчик, потребовал от участников указать в заявке точное значение данных показателей, установил недопустимость использования участниками предлога «до» при описании данных характеристик, при этом  в  инструкции по заполнению заявки не указал, установлен ли в требованиях к составу заявки максимальные значения показателей с возможностью включения или исключения данных величин, чем ввел в заблуждение аукционную комиссию и участников закупки.
 Тогда как, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Указанные требования Закона о контрактной системе продиктованы необходимостью указания в документации о закупке максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
Таким образом, правовая цель в части наличия в документации о закупке инструкции по заполнению заявки заключается в разъяснении и уточнении требований к содержанию заявки, что позволит участнику закупки надлежащим образом оформить свое предложение на участие в аукционе.
С учетом изложенного, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе инструкция по заполнению первой части заявки с учетом Приложения №2 не позволяет сделать вывод о надлежащем указании в заявке участников закупки сведений о наибольшем размере минеральных зерен, наибольшей величины остаточной пористости, максимальном количестве зерен по массе размером мельче 40 мм, 20 мм, 15 мм в диапазон значений, требуемых заказчику.

2.  Рассмотрев документацию об аукционе, размещенную на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, Комиссия установила, что в подпункте 3 пункта 25 Информационной карты аукционной документации «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» содержится следующая информация.
По позиции № 1 «Щебеночно-песчаная смесь для устройства обочин» необходимо указать конкретные показатели товара, выбрав значение в соответствии с проектно-сметной документацией. При этом, указание на позиции проектно-сметной документации, которые содержат требования к щебеночно-песчаным смесям, в документации о закупке отсутствует.
Указанные положения инструкции затрудняют надлежащее оформление заявки, поскольку требуют от участников закупки в целях заполнения заявки не только изучить Приложения № 2, но и обеспечить поиск соответствующих  требований  в сметной документации, сопоставление данного Приложения с проектно-сметной документацией.
Тогда как целью соблюдения требований законодательства о контрактной системе относительно надлежащего оформления документации об аукционе является четкое и однозначное толкование как требований заказчика к используемому товару, так и требований к надлежащему описанию участниками закупки характеристик данного товара в составе заявки.  
Исходя из документации об аукционе, по позиции № 1, указанным в приложении №2 к информационной карте аукционной документации, участникам необходимо представить конкретные показатели товара как в соответствии с требованиями приложения  2,  так и в соответствии с требованиями проектно-сметной документации.
Вместе с тем, содержание приложение  и проектно-сметной документации  противоречат друг другу.
Так, согласно приложению 2  заказчик допускает использование:
-щебеночно-песчаной смеси для устройства обочин марок  С4-80мм или С5-40мм или С10-40мм, или С 11-20мм;
Тогда как согласно сметной документации для указанных целей используется только смесь марки С5 (позиции 26.8, 10.8 локальной сметы № 05-01-01).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не указав в документации о закупке позиции смет, в соответствии с которыми участники закупки должны представить конкретные показатели товара, а также установив  требования к материалам, противоречащие проектно-сметной документации, заказчик фактически ввел в заблуждение участников закупки относительно требований  заказчика  к щебеночно-песчаной смеси, что может привести к  ненадлежащему оформлению заявок и как следствие к их отклонению и уменьшению количества участников закупки.

3. Из содержания  подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что в первой части заявки  должны содержаться конкретные показатели  используемого при выполнении работ товара.
Однако в документации об аукционе установлено, что участникам закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо представить конкретные показатели не только используемого при выполнении работ товара, но и  конкретные показатели сырья, из которого изготавливается указанный товар.
Так, участники закупки должны указать  не только сведения о характеристиках асфальтобетонной смеси, но и характеристиках сырья (материалов), используемых для ее приготовления, в том числе в отношении щебня, песка и битума.
Между тем, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, заказчиком в документации об аукционе  в нарушение  пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, установлены требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе в части необходимости предоставления сведений о  конкретных значениях характеристик щебня, песка и битума, используемых для изготовления асфальтобетонной смеси.
Необходимо отметить, что при описании используемого для изготовления асфальтобетонной смеси щебня заказчик в качестве неизменяемого  значения показателя щебня  указал следующую информацию: «Фракция щебня – от 5 до 10 мм, св. 10 до 20 мм, от 5 до 20 мм» (п. 5.1, 9.1, 13.1 приложения 2).
    Поскольку конкретизация указанного показателя щебня участниками закупки не предусмотрена в силу положений аукционной документации, выбрать одну или две из трех указанных фракций не представляется возможным. При описании фракции щебня заказчик перечисляет требования к товару таким образом, что в пунктах 5.1, 9.1, 13.1 Приложения 2  указанные положения трактуются участниками закупки как требование о необходимости использовании всех трех указанных фракций одновременно.
    Однако, в соответствии с пунктом 4.2.1 ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.  Таким образом,  фракция от 5 до 20 мм фактически является смесью двух фракций – фракции от 5 до 10 мм и фракции св. 10 до 20 мм.
    На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что в пунктах 5.1, 9.1, 13.1 приложения 2 допущена техническая ошибка, поскольку использование всех трех указанных в данном пункте фракций при выполнении работ не предусмотрено.
    Таким образом, заказчик предполагал возможность использования фракции используемого щебня: «Фракция щебня - от 5 до 10 мм, св. 10 до 20 мм или от 5 до 20 мм», что соответствует ГОСТ 8267-93 и не отрицается представителями заказчика и ОГУП «ЮУЦДИ».
              Учитывая то, что заказчик не вправе истребовать сведения о конкретных значениях показателей в отношении сырья (материалов) используемых для  асфальтобетонной смеси, при  повторном рассмотрении заявок, в том числе заявки с порядковым номером 2 в протоколе информация по позициям 5.1, 9.1, 13.1 Приложения 2  не должна приниматься во внимание аукционной комиссией.


4. Положения части 2 статьи 33, подпункта б пункта 3 части 3 статьи 66, части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривают, что аукционная документация должна содержать информацию, позволяющую  аукционной комиссии обеспечить отбор участников закупки, чьи первые части заявки содержат информацию  соответствуют требованиям установленным документацией об аукционе в отношении закупаемых товаров и работ. При этом пунктом 2 части 1 статьи  64 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких требований к содержанию заявки  и инструкции по ее заполнению, которые влекут за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение  доступа к участию в аукционе.
Из документации об аукционе следует, что  участники закупки в отношении асфальтобетонной смеси в заявке  должны   указать:
марку асфальтобетона (I или II),
вид смеси в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен (крупнозеренистая или мелкозернистая),
тип смеси в зависимости от содержания в ней щебня (тип Б или тип А),
вид смеси в зависимости от величины остаточной пористости (плотная или пористая).
Указанные требования установлены заказчиком с учетом проектно-сметной документации, соответствуют требованиям ГОСТа 9128-2009 и позволяют аукционной комиссии и участникам закупки определить соответствие смеси  предлагаемого товара требованиям заказчика, установленным в документации.
  Однако, заказчиком безосновательно установлены излишние требования о предоставлении  участниками закупки в составе заявки информации о точном значении  (конкретном значении) показателей температуры укладки, наибольшего размера минеральных зерен, величины остаточной пористости, процентного содержания щебня, а также  процентного  содержания по массе зерен различной фракции, поскольку проектно-сметная документация не содержит указанных требований к смеси.
Протоколы лабораторных испытаний свидетельствуют о том, что точное значение   таких показателей как зерновой состав смеси в % по массе, величина остаточной пористости определяется по итогам испытания готовой продукции, которые позволяют сделать вывод о соответствии или несоответствии смеси требованиям ГОСТ 9128-2009 (протокол лабораторных испытаний ОГУП «ЮУЦДИИ» №221 от16.04.2015, состав № 36 от 16.09.2014 года, № 37 от 12.09.2014 года).
Рассматриваемые требования к составу заявки имеют целью формальное указание участниками точных значений данных показателей.
Необходимость их включения в первую часть заявки требует от участников закупки неоправданных временных затрат, связанных с поиском смеси и поставщиков смеси, которые готовы предоставить информацию о конкретных значениях данных показателей изготовленной смеси, в том числе ввиду отсутствия такой информации в отрытых источниках  (например, в сети Интернет).
 Рассматриваемые требования к составу заявки могут привести к уменьшению круга добросовестных участников закупки ввиду необходимости указания ими тех точных значений рассматриваемых показателей, соблюдение которых участник гарантирует ввиду необходимости при выполнении работ в строгом соответствии с указанными участниками закупки значениями, о чем свидетельствует  и  приложение № 4  к проекту контракта.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, тем более в объеме необходимом для выполнения работ,  указанные  примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупки асфальтобетонной смеси ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того,  из содержания документации об аукционе явно следует, что в случае соответствия данных показателей (позиции 4.6-4.18, 8.6-8.18, 12.5-12.17 Приложения 2) смеси диапазону, указанному в ГОСТе, вне зависимости от их конкретного значения, указанного в заявке, участник выполнит работу с использованием материала, соответствующего требованиям заказчика, в том числе указанным  в проектно-сметной документации,  т.е. без изменения, установленного в проектно-сметной документации качества работ.

Помимо этого заказчиком безосновательно, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, истребуется в первой части заявки  конкретное значение температуры укладки смеси, поскольку данное значение характеризует  не смесь, а процесс выполнения работ  по укладке и такая температура  в процессе выполнения работ может быть  различна, но должна  превышать 120 С.
Так, согласно ГОСТ 9128-2009 смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке подразделяют на:
- горячие, приготовляемые с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 120°С;
- холодные, приготовляемые с использованием жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 5°С.
Таким образом, заказчик вправе установить требование о предоставлении  участниками информации о том, что ими будет использован такой  вид смеси как горячая, не обязывая при этом участника указывать в первой части заявки сведения о конкретном значении температуры  процесса укладки данной смеси.

5. Часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливает, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, из условий проекта контракта невозможно сделать вывод о порядке и сроках оплаты работы.
Так, в пункте 2.6 проекта контракта заказчиком предусмотрено авансирование работ по контракту в размере 10% от годового объема финансирования. При этом объем такого финансирования проектом контракта не определен. В связи с чем невозможно сделать вывод о размере аванса, а, следовательно, о порядке и сроках оплаты за выполненные работы.
Таким образом, проект контракта, размещенный в составе документации о закупке, не соответствует требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, принимая во внимание допущенные нарушения, необходимость выполнения работ с учетом их сезонного характера,  наличия  заинтересованности участников закупки в участии в аукционе (на участие в закупке поступило 3 заявки, 2 из которых отклонены) антимонопольный орган, руководствуясь принципами разумности, добросовестности и справедливости, принимает решение о выдаче предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем пересмотра заявок на участие в аукционе с учетом решения № 355,366-ж/2015 от 16.06.2015 и продолжения процедуры электронного аукциона.

        Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:
    
1.    Признать доводы жалобы ООО ТСК «АЛЬБИОН» на действия аукционной комиссии необоснованными.
2.    Признать доводы жалобы ЗАО  «Уралмостострой»  на действия аукционной комиссии необоснованными.
3.    По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4.    Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
    
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
                   
Председатель Комиссии                                                                               ……………………


Члены Комиссии                                                                                           ……………………

……………………

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 355,366-ж/2015
об устранении нарушений законодательства
о контрактной системе
16 июня 2015 года                                                                    г. Челябинск, пр. Ленина, 59

           Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:    ……………………    -    руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    ……………………    -    начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
    ……………………    -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 16.06.2015, вынесенного по итогам рассмотрения жалоб ООО ТСК «АЛЬБИОН», ЗАО  «Уралмостострой» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по планово-предупредительному ремонту мостового перехода через р. Гумбейка на км 4 автомобильной дороги Обход села Фершампенуаз (изв. №0169200003615000058) (далее – закупка), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области:
1.1 со дня размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – официальный сайт) предписания не заключать контракт по итогам аукциона, оформленного протоколом подведения итогов от 08.06.2015.
2. Аукционной комиссии:
2.1 в срок до 25.06.2015 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона.
2.2 в срок до 25.06.2015 рассмотреть первые части заявок участников закупок с учетом  решения №355, 366-ж/2015 от 16.06.2015,  ГОСТа 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон» и возможности включения в наибольший размер минеральных зерен значений 20 и 40 мм, максимальной величины остаточной пористости, процентного содержания щебня, а также  процентного  содержания по массе зерен различной фракции; а также без учета сведений о материалах, используемых для приготовления асфальбетонной смеси, указанных в пунктах 5.1, 9.1 Приложения №2 информационной карты документации об аукционе;
2.3 в срок до 25.06.2015 передать протоколы (решение), оформленные по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания заказчику для размещения на официальном сайте;
2.4. в сроки, установленные действующим законодательством, рассмотреть вторые части заявки участников закупки.
3. Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области:
3.1. в срок до 29.06.2015 разместить протоколы (решение), оформленные по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания на официальном сайте.
3.2. после исполнения аукционной комиссии пункта 2.4 настоящего предписания продолжить процедуру определения поставщика в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе с учетом настоящего предписания, в том числе при формировании проекта контракта указать порядок оплаты работ, в части определения объема финансирования, в зависимости от которого определяется размер аванса в соответствии с действующим законодательством, а также в приложении 4 к проекту контракта изложить позицию 8.1, 12.1 Таблицы основных материалов в соответствии с пунктом 4.2.1. ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия».
4. ООО «РТС-Тендер»:
4.1 с 19.06.2015 обеспечить заказчику возможность исполнения настоящего предписания;
4.2 не позднее одного дня после исполнения заказчиком пункта 3.1. настоящего предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате и времени проведения аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
4.3. после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе  обеспечить продолжение проведения аукциона и разместить протокол поведения аукциона в соответствии с требованиями части 18 статьи 68 Закона о контрактной системе на электронной площадке.
5. Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в подтверждение исполнения предписания:
5.1. в срок до 10.07.2015 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: протоколы (решения), составленные по итогам исполнения 2.1,2.2, 2.3 настоящего предписания, подтверждение размещения указанных протоколов (решений) на официальном сайте,
5.2. не позднее трех рабочих дней  после заключения контракта представить копию заключенного контракта.
  6. ООО «РТС-Тендер» в подтверждение исполнения предписания в течение трех дней с с даты исполнения пункта 4.3. настоящего предписания  представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 6 настоящего предписания.    
    Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
    Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
    За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Председатель Комиссии:                               ……………………


Члены Комиссии                                                                                    ……………………
 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны