Решение б/н Решение и предписание № 357, 365-ж/2015 от 6 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

16 июня 2015 года                                                                         г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:        -    руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    

    -


-    начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
    


    -


    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
        -    специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ООО «Форвард», ЗАО «Уралмостострой» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Усть-Багаряк — Тюбук, участок км 9 — граница Свердловской области (изв. № 0169200003615000056) (далее - аукцион),  в присутствии:
- представителей  Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее  - заказчик), действующих на основании доверенностей  № 36-Д от 09.04.2015 года, № 37-Д от 09.04.2015 года;
- представителей ООО «Форвард» (далее – заявитель-1), действующих на основании доверенностей № 19 от 25.05.2015, № 79 от 08.06.2015, № 19/2 от 25.05.2015, №80 от 15.06.2015;
- представителей ЗАО «Уралмостострой» (далее – заявитель-2), действующих на основании доверенностей № 126 от 15.06.2015, № 128 от 15.06.2015, № 129 от 15.06.2015, № 127 от 15.06.2015;
- представителя ОГУП «Южно-Уральский центр дорожных испытаний и исследований», действующего на основании служебного удостоверения,
УСТАНОВИЛА:
    В Челябинское УФАС России поступили жалобы ООО «Форвард» (вх. № 8615 от 09.06.2015), ЗАО «Уралмостострой» (вх. № 8741 от 10.06.2015) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Усть-Багаряк — Тюбук, участок км 9 — граница Свердловской области (изв. № 0169200003615000056).
    Согласно представленным документам Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области объявило о проведении аукциона в электронной форме путем опубликования 19.05.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении закупки. Изменения в указанное извещение опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 20.05.2015.
    Начальная (максимальная) цена контракта – 344 848 600,00 рублей.
    По состоянию на 16.06.2015 года контракт по предмету рассматриваемой закупки не заключен.
    Доводы жалобы  ООО «Форвард» заключаются в следующем.
    ООО «Форвард» (порядковый номер заявки 5) отказано в допуске к участию в аукционе в связи с тем, что по позициям 9.6, 13.5 Приложения № 2 к документации об аукционе участник закупки указал наибольшие размеры минеральных зерен 20 мм и 40 мм, в то время как документацией об аукционе предусмотрены наибольшие размеры минеральных зерен по указанным позициям соответственно до 20 мм и до 40 мм.
    Между тем, по мнению ООО «Форвард», в связи с тем, что в инструкции по заполнению заявки отсутствует информация о значении предлога «до» применительно к рассматриваемой закупке, а также на основании положений ГОСТов, показатели «до 20 мм» и «до 40 мм» следует понимать как максимально допустимые значения диапазонов, которые включают в себя в первом случае максимальный размер зерен, равный 20мм, во втором – 40 мм.
    Таким образом, заявитель считает отказ ООО «Форвард» в допуске к участию в аукционе неправомерным и в обоснование своей позиции ссылается на положения ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 12801-98, ГОСТ 8269.0-97.
    Кроме того, заявитель-1 указывает, что по вопросу требований к наибольшему размеру минеральных зерен заказчику поступил запрос о разъяснении положений документации о закупке, в ответ на который заказчик сообщил, что в соответствии с пунктом 4 классификации асфальтобетонной смеси ГОСТа 9128-2009 в документации установлены показатели, характеризующие наибольший размер минеральных зерен, из чего заявителем-1 сделан вывод об указании максимального размера таких зерен.
    Доводы обращения ЗАО «Уралмостострой» (порядковый номер заявки 2) аналогичны доводам жалобы ООО «Форвард», а также указывают на неправомерный характер требований заказчика относительно пунктов №№ 10.1, 14.1 Приложения № 2 к Информационной карте документации.
    Так, согласно указанным требованиям, должны использоваться фракции щебня  «от 5 до 10 мм, св. 10 до 20 мм, от 5 до 20 мм» и «от 5 до 10 мм, св. 10 до 20 мм, от 5 до 20 мм, св. 20 до 40 мм».
    Между тем, по мнению заявителя-2, указанные положения документации не соответствуют требованиям ГОСТа 9128-2009. Кроме того, выбор заявителем-2 одной из указанных фракций и указание такой фракции в составе первой части заявки, согласно протоколу рассмотрения заявок, также стал основанием для отказа ООО «Уралмостострой» в допуске к участию в аукционе, с чем заявитель-2 не согласен.
    Доводы заказчика относительно жалоб ООО «Форвард», ЗАО «Уралмостострой» заключаются в следующем.
    Указанные в первой части заявок ООО «Форвард», ЗАО «Уралмостострой» значения показателей товара по позициям 9.6, 13.5 Приложения № 2 к Информационной карте аукционной документации выходят за пределы значений таких показателей, предусмотренных документацией о закупке. На этом основании аукционная комиссия, руководствуясь документацией о закупке, в полном соответствии с положениями Закона о контрактной системе отказала в допуске к участию в аукционе участникам закупки, подавшим заявки с порядковыми номерами 3 и 4.
    По мнению заказчика, указанная позиция подтверждается положениями ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 8269.0-97, ГОСТ 8267-93, а также Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2014 по делу № А76-20634/2014.
    По доводу заявителя-2 об отказе в допуске к участию в аукционе, в том числе по причине указания одной из фракций по позициям 10.1, 14.1 Приложения № 2 к Информационной карте, заказчиком указано, что по данным позициям в документации установлены показатели товаров, которые не меняются, из чего и исходила аукционная комиссия при принятии решения в данной части.
    По доводу ЗАО «Уралмостострой» о неправомерном характере требований пунктов №№ 10.1, 14.1 Приложения № 2 к Информационной карте представители заказчика пояснили, что при формировании содержания указанных пунктов Приложения № 2 допущена техническая ошибка.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
    
    В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе  аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
    Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
    1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
         2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
    Подпункт «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусматривает, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ, в ходе выполнения которых используется товар, должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях документации об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Указанное требование установлено в пункте 24 Информационной карты документации об аукционе. При этом, конкретные показатели товара должны быть представлены участниками закупки в соответствии с Приложением № 2 к Информационной карте документации об аукционе.
    Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.06.2015, аукционной комиссией рассмотрено 6 заявок на участие в закупке, 4 из которых допущены к участию в аукционе.
Участникам, подавшим заявки с порядковыми номерами 2 и 5 на участие в закупке, отказано в допуске к участию в аукционе с указанием в протоколе следующей информации: «Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об аукционе. Информация, предусмотренная подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, не соответствует требованиям, указанным в документации об аукционе, а именно: по позиции 9.6 «Наибольший размер минеральных зерен до 20 мм» (Приложение № 2 к Информационной карте документации об электронном аукционе)  участник предлагает «20 мм», «до» исключает значение «20 мм»; по позиции 13.5 «Наибольший размер минеральных зерен до 40 мм» (Приложение № 2 к Информационной карте документации об электронном аукционе)  участник предлагает «40 мм», «до» исключает значение «40 мм».
Рассмотрев положения документации об аукционе и заявок с порядковыми номерами  2 и 5 на участие в аукционе, Комиссия приходит к следующим выводам.
В Приложении № 2 содержится таблица, в которой отражены требования к товару, используемому при выполнении работы, а именно: по позициям 9.6, 13.5 – «наибольший размер минеральных зерен» указаны в качестве максимального показателя объекта закупки величины: до 20 мм и до 40 мм соответственно.
При этом, предметом оценки аукционной комиссией являются исключительно требования документации об аукционе, а именно требования к составу заявки и инструкции по ее заполнению, из которых буквально не следует, что размер зерен 20 мм и 40 мм включаются в диапазон значений, требуемых заказчику.
В первых частях заявок с порядковыми номерами 2 и 5 по данным позициям указаны величины - 20 мм и 40 мм, которые выходят за предел значений, установленных в документации.
  На основании изложенного, решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе  участникам, подавшим заявки с порядковыми номерами 2 и 5 на участие в закупке, на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе является правомерным.
    Кроме того, Комиссия не усматривает нарушений в действиях аукционной комиссии по отказу в допуске ЗАО «Уралмостострой» к участию в аукционе по причине неуказания всех фракций щебня, предусмотренных позициями №№ 10.1, 14.1 Приложения № 2 к Информационной карте, поскольку участником закупки изменены показатели товаров, значения которых не могут изменяться в составе заявки на участие в закупке, что предусмотрено документацией об аукционе.
    Дополнительно Комиссия обращает внимание, что согласно части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе,  жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок, на основании чего довод ЗАО «Уралмостострой» о неправомерном характере требований пунктов №№ 10.1, 14.1 Приложения № 2 к Информационной карте может быть рассмотрен только в ходе проведения внеплановой проверки.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия, с учетом исследования обстоятельств и доказательств по делу в совокупности и взаимосвязи, приходит к следующим выводам.

Согласно документации об аукционе  при выполнении работ  исполнитель должен использовать следующий товар:
- щебеночно-песчаную смесь для устройства обочин (ГОСТ 25607-2009);
- щебень для устройства оснований дорожных одежд ГОСТ 8267-93;
- бетон ГОСТ 26633-2012;
- блоки оголовков железобетонных труб ГОСТ 24547-81;
- звенья железобетонные водопропускных труб средней части трубы ГОСТ 24547-81;
- асфальтобетонную смесь для нижних и верхних слоев покрытий  соответствующую требованиям ГОСТа 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон» (далее – ГОСТ 9128-2009);
- знаки дорожные по ГОСТ Р 52 290-2004;
- металлическое оцинкованное дорожное барьерное удерживающее ограждение, марка 11ДО.
В отношении указанных товаров в документации  об аукционе определены показатели, их  минимальные и (или) максимальные значения, а также показатели, значения которых не меняются (Приложение № 2 к Информационной карте документации об аукционе).
В соответствии с пунктом 24 Информационной карты указанной документации в первой части заявки на участие в аукционе необходимо представить согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения предлагаемого для использования товара по позициям Приложения № 2 к Информационной карте документации об аукционе (Показатели основных материалов при выполнении работ).
При указании конкретных показателей товара, используемого для выполнения работ, участник закупки вправе воспользоваться формой Приложения № 2 к Информационной карте.

1. Как следует из документации об аукционе заказчику при производстве работ необходимо использование мелкозернистой смеси для верхнего слоя покрытия и крупнозернистой смеси для нижнего слоя покрытия ( пункты 9.2 и 13.2 Приложения № 2 к Информационной карте.).
Согласно требованиям ГОСТа 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон» асфальтобетонные смеси в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на:
- крупнозернистые с размером зерен до 40 мм;
- мелкозернистые с размером зерен до 20 мм;
- песчаные     с размером зерен     до 10 мм.
     Из содержания заявок всех участников закупки явно следует их намерение выполнить работы с использованием необходимых заказчику видов  асфальтобетонной смеси, а именно, мелкозернистой смеси для верхнего слоя покрытия и крупнозернистой смеси для нижнего слоя покрытия, о чем  прямо  указано в заявках всех участников закупки.
     Вместе с тем, заказчик  помимо  сведений о виде смеси в зависимости от размера минеральных зерен, потребовал от участников закупки указать в заявке  точное значение наибольшего размера минеральных зерен в каждой из данных видов смеси.

1.1. Согласно пункту 5.1.2 ГОСТа 9128-2009:
-для нижних слоев покрытий и оснований зерна размером мельче 40 мм в процентах по массе должны составлять от 90 до 100% (таблица 2 ГОСТа 9128-2009);
- для верхних слоев покрытий и оснований смеси зерна размером фракции мельче 20 мм в процентах по массе должны составлять от 90 до 100% (таблица 3 ГОСТа 9128-2009).
Указанные в ГОСТе 9128-2009  значения  приведены в следующей таблице.
 
Таблица № 2 «Выдержка из ГОСТа 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон»
В процентах по массе
Вид и тип смесей и асфальтобетонов    Размер зерен, мм, мельче
    40    20    15    10    5    2,5    1,25    0,63    0,315    0,16    0,071
Плотные типов:    Непрерывные зерновые составы
А    90-100    66-90    56-70    48-62    40-50    28-38    20-28    14-20    10-16    6-12    4-10
Б    90-100    76-90    68-80    60-72    50-60    38-48    28-37    20-28    14-22    10-16    6-12
    Прерывистые зерновые составы
А    90-100    66-90    56-70    48-62    40-50    28-50    20-50    14-50    10-28    6-16    4-10
Б    90-100    76-90    68-80    60-72    50-60    38-60    28-60    20-60    14-34    10-20    6-12
Пористые    90-100    75-100 (90-100)    64-100    52-88    40-60    28-60    16-60    10-60    8-37    5-20    2-8
Высокопористые щебеночные    90-100    55-75 (90-100)    35-64    22-52    15-40    10-28    5-16    3-10    2-8    1-5    1-4
Высокопористые песчаные    -    -    -    -    70-100    64-100    41-100    25-85    17-72    10-45    4-10
Примечания
1 В скобках указаны требования к зерновым составам минеральной части асфальтобетонных смесей при ограничении проектной документацией крупности применяемого щебня.
2 При приемо-сдаточных испытаниях допускается определять зерновые составы смесей по контрольным ситам в соответствии с показателями, выделенными полужирным шрифтом.
Из совокупного анализа данных положений следует, что крупнозернистые смеси с размером зерен до 40 мм и мелкозернистые смеси с размером зерен до 20 мм, с учетом зернового состава указанных смесей, допускают включение в их состав не более 10% зерен фракции 20 и 40 мм.
В документации об аукционе  (пункты 9.9, 13.7 Приложения № 2 к Информационной карте) состав зерновой смеси с размером зерен мельче 20, мельче 40 мм указан  заказчиком в процентах по массе от 90 до 100%, что также свидетельствует о возможности включения 20 и 40 мм в диапазон значений, требуемых заказчику.

1.2. В пункте 5.2.1 ГОСТа 9128-2009 указано, что для приготовления смесей и асфальтобетонов применяют щебень и гравий фракций от 5 до 10 мм, свыше 10 до 20 (15) мм, свыше 15 до 20 мм, свыше 20 (15) до 40 мм, а также смеси указанных фракций.
С учетом изложенного, из указанных фракций следует, что нижний предел каждой последующей фракции (ввиду применения предлога «свыше») исключает верхний предел предыдущей фракции, то есть зерна размером 20 и 40 мм включаются во фракции свыше 10 до 20 мм, свыше 20 до 40 мм, требуемые заказчику по позициям 9.2 и 13.2 Приложения № 2 к Информационной карте при выполнении работ.
Таким образом, ГОСТ 9128-2009 позволяет применять крупнозернистые и мелкозернистые смеси с номинальным наибольшим размером зерен, включая 20 и 40 мм.

1.3. Вывод о том, что ГОСТ 9128-2009 позволяет применять крупнозернистые и мелкозернистые смеси с номинальным наибольшим размером зерен, включая 20 и 40 мм, подтверждается и порядком физико-механических испытаний щебня, являющегося непосредственным сырьем для  изготовления асфальтобетонной смеси.
     Так, ГОСТ 9128-2009  указывает на то, что  щебень, используемый при изготовлении асфальтобетонной смеси,  должен соответствовать  ГОСТу 8269.0-97 «Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний» (далее - ГОСТ 8269.0-97).
В пункте 4.2.7 ГОСТа 8269.0-97 указаны требования к порядку взятия лабораторной пробы при приемочном контроле на предприятии (карьере)-изготовителе, из которых следует, что наибольший номинальный размер зерен «Д», при испытании составляет 10, 20, 40 и св. 40.
При этом в пункте 4.1.6 ГОСТа 8269.0-97 для определения зернового состава отдельных фракций щебня (гравия) должны применяться в том числе сита с круглыми отверстиями диаметрами 2,5; 5(3); 7,5; 10; 12,5; 15; 17,5; 20; 22,5; 25; 30; 40; 50; 60; 70(80) мм.
Таким образом, порядок физико-механических испытаний щебня также подтверждает, что наибольший номинальный размер зерен включает верхнюю границу фракции щебня – 40 и 20 мм.

С учетом изложенного, предложение участников закупки  о выполнении работ с использованием асфальтобетонных смесей, в которых имеются в допустимых значениях зерна  фракций  20 и 40 мм,  не противоречит  требованиям проектной документации, размещенной на сайте, ввиду их соответствия ГОСТу 9128-2009.
В данном случае заказчик потребовал от участников указать в заявке точное значение наибольшего размера зерен, установил недопустимость использования участниками предлога «до» при описании данного показателя, при этом  в  инструкции по заполнению заявки не указал, установлен ли в требованиях к составу заявки максимальный размер зерен с возможностью включения или исключения таких величин как 20 и 40 мм, чем ввел в заблуждение аукционную комиссию и участников закупки.
     Тогда как, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Указанные требования Закона о контрактной системе продиктованы необходимостью указания в документации о закупке максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
Таким образом, правовая цель в части наличия в документации о закупке инструкции по заполнению заявки заключается в разъяснении и уточнении требований к содержанию заявки, что позволит участнику закупки надлежащим образом оформить свое предложение на участие в аукционе.
С учетом изложенного, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе инструкция по заполнению первой части заявки с учетом Приложения № 2 к Информационной карте не позволяет сделать вывод о надлежащем указании в заявке участников закупки сведений о  наибольшем размере минеральных зерен.

    2. Рассмотрев документацию об аукционе, размещенную на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, Комиссия установила, что в подпункте 3 пункта 25 Информационной карты аукционной документации «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» содержится следующая информация.
     По позиции № 1 «Щебеночно-песчаная смесь для устройства обочин» в графе 5 необходимо указать конкретные показатели товара, выбрав значение в соответствии с проектно-сметной документацией.
    Таким образом, исходя из требований заказчика, по позиции № 1, указанной в Приложении № 2 к Информационной карте аукционной документации, необходимо представить конкретные показатели товара в соответствии и с требованиями указанного Приложения, и с требованиями проектно-сметной документации. При этом указание  на позиции проектно-сметной документации, которые содержат требования к щебеночно-песчаной смеси для устройства обочин, в документации о закупке отсутствует.
    Указанные положения инструкции затрудняют надлежащее оформление заявки, поскольку требуют от участников закупки в целях заполнения заявки не только изучить Приложение № 2 к Информационной карте, но и обеспечить поиск соответствующих  требований  в сметной документации, сопоставить данное Приложение с проектно-сметной документацией.
    Тогда как целью соблюдения требований законодательства о контрактной системе относительно надлежащего оформления документации об аукционе является четкое и однозначное толкование как требований заказчика к используемому товару, так и требований к надлежащему описанию участниками закупки характеристик данного товара в составе заявки.  
    Исходя из документации об аукционе, по позиции № 1, указанной в Приложении № 2 к Информационной карте аукционной документации, участникам необходимо представить конкретные показатели товара как в соответствии с требованиями Приложения № 2, так и в соответствии с требованиями проектно-сметной документации.
    Вместе с тем, содержание Приложения № 2 и проектно-сметной документации  противоречат друг другу.
    Так, согласно  Приложению №2 заказчик допускает использование щебеночно-песчаной смеси для устройства обочин марок  С4-80мм или С5-40мм или С10-40мм, или С11-20мм.
    Тогда как согласно сметной документации для указанных целей используется только смесь марки С5 (позиция 14 локальной сметы № 02-04-01).
     Кроме того, анализ указанной сметы позволяет сделать вывод о том, что в смете указана  только одна марка – С5, тогда как в Приложении № 2 к Информационной карте указана возможность выбора марок: С4 или С5 или С10 или С11 по позиции № 1 Приложения № 2 к Информационной карте, что свидетельствует о не соответствии требований к составу первой части заявки, указанных в документации об аукционе, положениям проектно-сметной документации, образующей объект закупки.
    На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, не указав в документации о закупке позиции смет, в соответствии с которыми участники закупки должны представить конкретные показатели товара, а также установив  требования к материалам, противоречащие проектно-сметной документации, заказчик фактически ввел в заблуждение участников закупки относительно требований  заказчика  к щебеночно-песчаной смеси, что может привести к  ненадлежащему оформлению заявок и как следствие к их отклонению и уменьшению количества участников закупки.

    3.  Из содержания  подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что в первой части заявки  должны содержаться конкретные показатели  используемого при выполнении работ товара.
Однако из документации об аукционе следует, что участникам закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо представить конкретные показатели не только используемого при выполнении работ товара, но и  конкретные показатели сырья, из которого изготавливается указанный товар.
Так, участники закупки должны указать  не только сведения о характеристиках асфальтобетонной смеси, но и о характеристиках материалов, используемых для ее приготовления, в том числе в отношении щебня, песка и битума.
Между тем, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, заказчиком в документации об аукционе  в нарушение  пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, установлены требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе в части необходимости предоставления сведений о  конкретных значениях характеристик щебня, песка и битума, используемых для изготовления асфальтобетонной смеси.
Необходимо отметить, что при описании используемого для изготовления асфальтобетонной смеси щебня заказчик в качестве неизменяемого  значения показателя щебня  указал следующую информацию: «Фракция щебня – от 5 до 10 мм, св. 10 до 20 мм, от 5 до 20 мм», «Фракция щебня – от 5 до 10 мм, св. 10 до 20 мм, от 5 до 20 мм, св. 20 до 40 мм»  (пункты 10.1, 14.1 Приложения № 2 ).
    Поскольку конкретизация указанного показателя щебня участниками закупки не предусмотрена в силу положений аукционной документации, выбрать одну или две из трех указанных фракций, а именно, фракций от 5 до 10 мм, св. 10 до 20 мм, от 5 до 20 мм, не представляется возможным. При описании фракции щебня заказчик перечисляет требования к товару таким образом, что пункты 10.1, 14.1 Приложения № 2 к Информационной карте трактуются участниками закупки как требование о необходимости использования всех трех указанных фракций одновременно.
    Однако, в соответствии с пунктом 4.2.1 ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.  Таким образом,  фракция от 5 до 20 мм фактически является смесью двух фракций – фракции от 5 до 10 мм и фракции св. 10 до 20 мм.
    На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что в пунктах 10.1, 14.1 Приложения № 2 к Информационной карте допущена техническая ошибка, поскольку использование всех трех указанных в данных пунктах фракций при выполнении работ не предусмотрено.
    Таким образом, заказчик предполагал возможность использования фракции используемого щебня: «Фракция щебня - от 5 до 10 мм, св. 10 до 20 мм или от 5 до 20 мм», что соответствует ГОСТ 8267-93 и не отрицается представителями заказчика и ОГУП «ЮУЦДИ».
    Учитывая то, что заказчик не вправе истребовать сведения о конкретных значениях показателей в отношении сырья (материалов), используемых для изготовления асфальтобетонной смеси, при повторном рассмотрении заявок, в том числе заявки с порядковым номером 2, данная информация не должна приниматься во внимание аукционной комиссией.

    4. Положения части 2 статьи 33, подпункта «б»  пункта 3 части 3 статьи 66, части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривают, что аукционная документация должна содержать информацию, позволяющую  аукционной комиссии обеспечить отбор участников закупки, чьи первые части заявки содержат информацию,  соответствующую требованиям, установленным документацией об аукционе в отношении закупаемых товаров и работ. При этом пунктом 2 части 1 статьи  64 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких требований к содержанию заявки  и инструкции по ее заполнению, которые влекут за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение  доступа к участию в аукционе.
   Из документации об аукционе следует, что  участники закупки в отношении асфальтобетонной смеси в заявке  должны   указать:
марку асфальтобетона ( I или II),
вид смеси в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен (крупнозеренистая или мелкозернистая),
тип смеси в зависимости от содержания в ней щебня ( тип Б или тип А),
вид смеси в зависимости от величины остаточной пористости (плотная или пористая).
Указанные требования  установлены заказчиком с учетом проектно-сметной документации, соответствуют требованиям ГОСТа 9128-2009 и позволяют аукционной комиссии и участникам закупки определить соответствие предлагаемого товара требованиям заказчика, установленным в документации.
  Однако заказчиком безосновательно установлены излишние требования о предоставлении  участниками закупки в составе заявки информации о точном значении  (конкретном значении) показателей температуры укладки, наибольшего размера минеральных зерен, величины остаточной пористости, процентного содержания щебня, а также  процентного  содержания по массе зерен различной фракции, поскольку проектно-сметная документация не содержит указанных требований к смеси.
Данные требования к составу заявки имеют целью формальное указание участниками точных значений данных показателей.
Необходимость их включения в первую часть заявки требует от участников закупки неоправданных временных затрат, связанных с поиском смеси и поставщиков смеси, которые готовы предоставить информацию о конкретных значениях данных показателей изготовленной смеси, в том числе ввиду отсутствия данной информации в отрытых источниках (например, в сети Интернет),  что может привести к уменьшению круга добросовестных участников закупки по причине необходимости указания ими тех точных значений рассматриваемых показателей, соблюдение которых участник при выполнении работ гарантирует ввиду необходимости их выполнения в строгом соответствии с указанными участниками закупки значениями, о чем свидетельствует  и  проект контракта с Приложением № 4.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, тем более в объеме необходимом для выполнения работ,  вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупки асфальтобетонной смеси ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того,  из содержания документации об аукционе явно следует, что  в случае соответствия данных показателей (позиции 9.5-9.18, 13.5-13.18 Приложения № 2) смеси диапазону, указанному в ГОСТе, вне зависимости от их конкретного значения, указанного в заявке, участник выполнит работу с использованием материала, соответствующего требованиям заказчика, в том числе указанным  в проектно-сметной документации,  то есть без изменения установленного в проектно-сметной документации качества работ.
Протоколы лабораторных испытаний свидетельствуют о том, что  точное значение таких показателей как зерновой состав смеси в % по массе, величина остаточной пористости, определяется по итогам испытания готовой смеси, которое позволяет сделать вывод о соответствии или несоответствии смеси требованиям ГОСТа 9128-2009 (протокол лабораторных испытаний ОГУП «ЮУЦДИИ» № 221 от 16.04.2015, состав № 36 от16.09.2014 года, № 37 от12.09.2014 года).
     
Помимо этого заказчиком безосновательно, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, истребуется в первой части заявки  конкретное значение температуры укладки смеси, поскольку данное значение характеризует  не смесь, а процесс выполнения работ  по укладке, и такая температура  в процессе выполнения работ может  различна, но должна  превышать 120 С.
Так, согласно ГОСТ 9128-2009   смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке подразделяют на:
    - горячие, приготовляемые с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 120° С;
    - холодные, приготовляемые с использованием жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 5° С.
Таким образом, заказчик вправе установить требование о необходимости использования горячей смеси, требование о предоставлении данной информации в составе первой части заявки, не обязывая при этом участника указывать в первой части заявки сведения о конкретном значении температуры  процесса укладки данной смеси.
 
    5. Часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливает, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, из условий проекта контракта невозможно сделать вывод о порядке и сроках оплаты работы.
Так, в пункте 2.6 проекта контракта заказчиком  предусмотрено авансирование работ по контракту в размере 10% от годового объема финансирования. При этом объем такого финансирования проектом контракта не определен. В связи с чем невозможно сделать вывод о размере аванса, а, следовательно, о порядке и сроках оплаты за выполненные работы.
Таким образом, проект контракта, размещенный в составе документации о закупке, не соответствует требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, принимая во внимание допущенные нарушения и  снижение начальной (максимальной) цены контракта при проведении аукциона (6% или 20 690 916 рублей),  необходимости  выполнения работ с учетом их сезонного характера,  наличия  заинтересованности участников закупки в участии в аукционе (подано 6 заявок участников закупок, 3 из 4-х допущенных к участию в аукционе приняли участие в нем), антимонопольный орган, руководствуясь принципами разумности, добросовестности и справедливости, принимает решение о выдаче предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем пересмотра заявок на участие в аукционе с учетом решения № 357, 365-ж/2015 от 16.06.2015 и продолжения процедуры электронного аукциона.

    Исходя из изложенного, информации, представленной сторонами, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
    1. Признать жалобы ООО «Форвард», ЗАО «Уралмостострой» на действия аукционной комиссии необоснованными.
    2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 13 статьи 34  Закона о контрактной системе.
    3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
    

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 357, 365-ж/2015
об устранении нарушений законодательства
о контрактной системе
16 июня 2015 года         г. Челябинск, пр. Ленина, 59
           Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:        -    руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    

    -


-    начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
    

    -


    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
        -    специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
на основании решения Челябинского УФАС России от 16.06.2015, вынесенного по итогам рассмотрения жалоб ООО «Форвард», ЗАО «Уралмостострой» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Усть-Багаряк — Тюбук, участок км 9 — граница Свердловской области (изв. № 0169200003615000056) (далее – аукцион), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области:
1.1 со дня размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – официальный сайт) предписания не заключать контракт по итогам аукциона, оформленного протоколом подведения итогов от 08.06.2015.
2. Аукционной комиссии:
2.1 в срок до 25.06.2015 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона.
2.2 в срок до 25.06.2015 рассмотреть первые части заявок участников закупок в соответствии с решением № 357, 365-ж/2015 от 16.06.2015, ГОСТа 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон» и возможности включения в наибольший размер минеральных зерен значений 20 и 40 мм, а также без учета сведений о материалах, используемых для приготовления асфальбетонной смеси, указанных в пунктах 10.1, 14.1 Приложения № 2 к Информационной карте документации об аукционе.
2.3  в срок до 25.06.2015 передать протоколы (решение), оформленные по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания уполномоченному органу для размещения на официальном сайте.
2.4. в сроки, установленные действующим законодательством, рассмотреть вторые части заявок участников закупки.
3. Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в срок до 29.06.2015:
3.1 разместить протоколы (решение), оформленные по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания, на официальном сайте.
3.2 после исполнения аукционной комиссией пункта 2.4. настоящего предписания  продолжить процедуру определения поставщика в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе с учетом настоящего предписания, в том числе при формировании проекта контракта указать порядок оплаты работ, в части определения объема финансирования, в зависимости от которого определяется размер аванса в соответствии с действующим законодательством, а также в Приложении № 4 к проекту контракта изложить позиции 10.1, 14.1 Таблицы основных материалов в соответствии с пунктом 4.2.1 ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия».
4. ООО «РТС-Тендер»:
4.1 с 19.06.2015  обеспечить  заказчику  и аукционной комиссии возможность исполнения настоящего предписания;
4.2  не позднее одного дня после исполнения заказчиком  пункта 3.1. настоящего предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате и времени проведения аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
4.3 после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе  обеспечить продолжение проведения аукциона с последнего (минимального) предложения о цене контракта, поданного участником закупки с порядковым номером заявки 6, то есть с 324 157 684, 00  рублей в соответствии с протоколом проведения аукциона от 08.06.2015, и  разместить  протокол проведения аукциона в соответствии с требованиями части 18 статьи 68 Закона о контрактной системе  на  электронной площадке.
5. Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в подтверждение исполнения предписания
5.1. в срок до 10.07.2015 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: протоколы (решения), составленные по итогам исполнения 2.1,2.2, 2.3 настоящего предписания, подтверждение размещения указанных протоколов (решений) на официальном сайте,
5.2. не позднее трех рабочих дней после заключения  контракта представить  копию заключенного контракта.
6. ООО «РТС-Тендер» в подтверждение исполнения предписания в течение трех дней с с даты исполнения пункта 4.3. настоящего предписания  представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 6 настоящего предписания.    
    Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
    Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
    За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны