Решение б/н 1. Признать доводы жалобы ООО «Лаборатория цифрового зрения»... от 2 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Областное государственное казенное учреждение «Челябинскавтодор» (ОГКУ «Челябинскавтодор»)

454048, г. Челябинск, ул. Елькина, 77

 

АО «ЕЭТП»

115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

Общество с ограниченной ответственностью «Лаборатория цифрового зрения» (ООО «Лаборатория цифрового зрения»)

121205, г. Москва, территория Сколково инновационного центра, бульвар Большой, д. 42, строение 1, этаж 4, пом. 1407

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-1688/2019

642-ж/2019

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 28 августа 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 02 сентября 2019 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

-

заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

«…»

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

«…»

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Лаборатория цифрового зрения» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству инженерно-технических систем обеспечения безопасности дорожного движения и дорожных сооружений на автомобильных дорогах Челябинской области (дооборудование автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области элементами обустройства — автоматической системой весогабаритного контроля) (извещение № 0369200036119000016) в присутствии:

- представителя ОГКУ «Челябинскавтодор» «…», действующего на основании доверенности от 28.08.2019 №29;

- представителя ОГКУ «Челябинскавтодор» «…», действующего на основании доверенности от 28.08.2019 №30;

- представителя ООО «Лаборатория цифрового зрения» «…», действующего на основании доверенности от 26.06.2019 №96,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 22.08.2019 поступила жалоба ООО «Лаборатория цифрового зрения» (далее – заявитель) на действия ОГКУ «Челябинскавтодор» (далее – заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству инженерно-технических систем обеспечения безопасности дорожного движения и дорожных сооружений на автомобильных дорогах Челябинской области (дооборудование автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области элементами обустройства — автоматической системой весогабаритного контроля) (извещение № 0369200036119000016) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам, заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 22.07.2019 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки №0369200036119000016.

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. №0369200036119000016) определена в размере 171 769 100,00 рублей.

Согласно сведениям, размещенным в плане-закупок (№201903692000361003), закупка осуществляется в рамках государственной программы Челябинской области «Развитие дорожного хозяйства в Челябинской области на 2015-2022 годы». Подпрограмма «Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования в Челябинской области». (КБК 0060409181R2КУ110244 310).

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 22.08.2019 08:30.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0369200036119000016 от 22.08.2019 на участие в аукционе поступило 4 заявки. Все заявки признаны соответствующими требованиям документации о закупке, а участники допущены до дальнейшего участия в аукционе. Исходя из протокола проведения электронного аукциона от 23.08.2019, снижение цены контракта составило 25.5 % от установленной начальной (максимальной) цены контракта. Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0369200036119000016 от 27.08.2019 победителем признано ООО «ИБС ЭКСПЕРТИЗА» с предложением о цене контракта 127 967 979,50 рублей.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

Доводы жалобы заключаются в следующем.

В нарушение подпункта б пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком не установлено требование о предоставлении в составе заявки конкретных показателей предлагаемого к использованию товара.

Также заявитель указывает на допущенные заказчиком нарушения правил описания объекта закупки, в части неправомерного указания в проектной документации на товарный знак без сопровождения словами «или эквивалент» и определения параметров такой эквивалентности.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, указали, что ООО «Лаборатория цифрового зрения» является участником закупки, занявшим второе место по итогам электронного аукциона. Заявитель, как любой иной потенциальный участник закупки не ограничен в своем праве приобрести с целью выполнения контракта АПВГК именно с теми характеристиками, которые определены потребностью заказчика и установлены в требованиях документации об аукционе, либо использовать как минимум три решения АПВГК различных производителей, которые подходят по требования проектной документации: ООО «Сфера», ООО «Корпорация «СтройИнвест Проект М», ООО «ИБС Экспертиза».

Также представители заказчика указали, что проектная документация содержит детализированные требования к характеристикам товаров и оборудования, которые должны быть использованы подрядчиком при выполнении работ и примечание, что допускается замена применяемых оборудования и материалов на аналогичные, не уступающие по характеристикам.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Исходя из подпункта б пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Требования к составу заявки, а также инструкция по ее заполнению указаны в пунктах 25, 26 информационной карты. Согласно данным пунктам документации об аукционе первая часть заявки должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки). Таким образом, заказчиком предусмотрены требования к составу заявки в соответствии с положениями части 3.1. статьи 66 Закона о контрактной системе.

Объектом закупки является выполнение работ по устройству инженерно-технических систем обеспечения безопасности дорожного движения и дорожных сооружений на автомобильных дорогах Челябинской области (дооборудование автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области элементами обустройства — автоматической системой весогабаритного контроля). Следовательно, выполнение работ предполагает использование товара, в том числе автоматической системы весогабаритного контроля (АПВГК).

При этом, как следует из пояснений заказчика, необходимые к выполнению работы не относятся к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком неправомерно установлены требования к составу заявки в соответствии с частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе. В свою очередь Комиссия отмечает, что допущенное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика все заявки признаны соответствующими требованиям документации о закупке (в том числе заявка ООО «Лаборатория цифрового зрения»), а участники допущены до дальнейшего участия в аукционе.

Таким образом, документация о закупке не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64, подпункту б пункта 2 части 3 статьи 66, части 3.1. статьи 66 Закона о контрактной системе.

2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик должен при описании объекта закупки использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся техническими характеристиками, функциональными характеристиками (потребительскими свойствами) товара, работы, услуги и качественными характеристиками объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Как следует из пункта 6 информационной карты описание объекта закупки: приведено в техническом описании (приложение №1 к информационной карте документации об электронном аукционе).

Пунктом 1 раздела II технического описания предусмотрено, что качество применяемых строительных материалов и оборудования в соответствии с проектной документацией, ГОСТ, СП и другими нормативными документами, указанными в приложении к Государственному контракту - «Перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ по Государственному контракту».

Более того согласно пункту 1.1 проекта контракта работы должны быть выполнены в том числе в соответствии с проектной документацией. В составе документации о закупке размещена проектная документация, разработанная заказчиком по собственной инициативе в связи с социальной значимостью объекта закупки. Заказчиком на заседание Комиссии подтверждено, что при выполнении работ подрядчик должен руководствоваться, в том числе проектной документацией. Таким образом, проектная документация является описанием объекта закупки и предметом заключаемого контракта.

Согласно проектной документации в качестве основного решения АПВГК используется комплексное решение весогабаритного контроля «Система измерений параметров автомобильных транспортных средств в движении «ИБС ВИМ» («ИБС ВИМ») компании ООО «ИБС Экспертиза» с использованием в комплектации датчиков фирмы Kistler.

В составе жалобы и на заседание Комиссии представитель заявителя указывает на незаконное использование в описании объекта закупки товарного знака без сопровождения его словами «или эквивалент» и без определения параметров такой эквивалентности. В качестве примера указано: АПВГ «ИБС ВИМ» компании ООО «ИБС Экспертиза» с использованием датчиков фирмы Kistler.

Вместе с тем, в нарушение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что такое описание содержит указание на официально зарегистрированный товарный знак.

При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе обязывает заказчика предусматривать возможность поставки эквивалентного товара только в случае указания в документации об аукционе на товарный знак. Учитывая, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что «ИБС ВИМ» или «Kistler» являются официально зарегистрированными на территории Российской Федерации товарными знаками, Комиссия признает данный довод необоснованными, ввиду его недоказанности.

В свою очередь Комиссия отмечает следующее. В проектной документации содержится указание на производителей необходимых к использованию товаров (ООО «ИБС Экспертиза» и Kistler), что прямо запрещено частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В своих пояснениях представитель заказчика (письмо № 1245 от 28.08.2019) указал, что требованиям заказчика соответствуют различные АПВГК, в том числе производства ООО «Сфера», ООО «Корпорация «СтройИнвест Проект М», ООО «ИБС Экспертиза». Аналогичная позиция выражена заказчиком в разъяснении на запрос №1053. Вместе с тем, из документации о закупке невозможно установить, что является потребностью заказчика и какими характеристиками должен обладать АПВГК.

Согласно пояснениям представителей заказчика характеристики АПВГК закреплены в Приказе Минтранса России от 29.03.2018 N 119 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» (далее – Приказ №119). Данные положения являются обязательными к применению и при определении эквивалентности товара необходимо руководствоваться требованиями данного приказа. Представитель заявителя подтвержден факт обязательного использования требований Приказа №119.

Вместе с тем, документация о закупке не содержит требования об использовании товара с характеристиками, установленными в Приказе №119. Вместе с тем, отсутствие данных условий исполнения контракта фактически привело к описанию объекта закупки без учета нормативных требований законодательства Российской Федерации, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, отсутствие условия о поставки товара с характеристиками, установленными в Приказе №119, не позволяет определить характеристики товара, соответствующие потребности заказчика.

Принимая во внимание, что в проектной документации содержаться указание на производителей, необходимого к поставке АПВГК, при условии отсутствия характеристик, позволяющих определить какой товар иных производителей соответствует потребности заказчика, Комиссия приходит к выводу, что документация о закупке не соответствует пункту 1 части 1 статьи 64, пункту 2 статьи 42, частей 2,3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Исходя из информации, представленной заявителем, заказчиком, уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ООО «Лаборатория цифрового зрения» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству инженерно-технических систем обеспечения безопасности дорожного движения и дорожных сооружений на автомобильных дорогах Челябинской области (дооборудование автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области элементами обустройства — автоматической системой весогабаритного контроля) (извещение № 0369200036119000016) обоснованными в части нарушений требований к составу заявки.

2. По результатам рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение подпункта б пункта 2 части 3 статьи 66, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 3.1 статьи 66, пункта 2 статьи 42, пункта 2 части 1, частей 2,3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «…»

Члены комиссии «…»

 

«…»

* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке «реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний» - поиск по № извещения – № жалобы - вкладка «документы»

Связанные организации

Связанные организации не указаны