Решение б/н Решение и предписание по делу 36/08-18.1/15 от 3 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
 3 (12.00 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение 

по жалобе № 36-08/18.1/15

 

«28» августа 2015 года                                                    г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

 

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

 

 

-

специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

главный специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

 

рассмотрев жалобу <…>. (далее – Заявитель) на неправомерные действия Администрации Миасского городского округа (далее – Администрация) при организации торгов в форме конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкций на территории Миасского городского округа (лот № 1, 2) по извещению, опубликованному 29.07.2015 на официальном интернет-сайте Миасского городского округа http://миасс.рф/aukciony/reklama.php (далее – Конкурс),

в отсутствие Заявителя, заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его  отсутствие,

в присутствии представителя Администрации (доверенность от 09.02.2015              № 25),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на неправомерные действия Администрации, выразившиеся в установлении в извещении о проведении открытого конкурса на право на заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Миасского городского округа условий, ведущих к ограничению количества участников Конкурса.

В жалобе Заявитель указывает, что при проведении Конкурса Администрацией были допущены следующие нарушения антимонопольного законодательства.

1. В извещении о проведении Конкурса Администрацией определены условия получения Конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Миасского городского округа (далее – Конкурсная документация) , а также информации об условиях договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, о требованиях к оформлению документов, необходимых для участия в конкурсе, о форме заявки, о порядке проведения торгов месте, дате и времени подачи заявок и ознакомления с положением о проведении торгов, которые свидетельствуют о безальтернативном месте и времени ознакомления с правилами и положениями о проведении торгов и создает препятствие для участия в Конкурсе неопределенного круга лиц, направлены на уменьшение числа участников аукциона, поскольку процедура получения конкурсной документации, формы заявки, проекта договора требуют дополнительных временных затрат на подготовку, направление, доставку запроса и получение ответа на данный запрос.

2. Условия, содержащиеся в извещении о проведении конкурса, противоречат принципу открытости и доступности информации, предоставляют преимущества хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на территории города Миасс по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, так как требуют от последних дополнительных временных затрат, сокращают возможный срок подготовки заявки на участие в Аукционе.

3. Предоставляемый Администрацией файл с конкурсной документацией является текстовым (формат World), не содержит в себе сведений об основании проведении конкурса, а также подписи лица, утвердившего конкурсную документацию. Таким образом, условие предоставления конкурсной документации в электронном виде по заявке потенциальных участников Конкурса и не опубликование ее в полном объеме на сайте позволяет организатору Конкурса передать участникам отличающиеся друг от друга, в том числе по объему и условиям, варианты конкурсной документации.

Администрацией представлены письменные пояснения по доводам жалобы Заявителя и указано следующее.

  1. Обязательность публикации извещения по проведению открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в официальных средствах массовой информации, утвержденных решением органа местного самоуправления, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена. Гражданский кодекс Российской Федерации не определяет обязательный источник публикации извещения о проведении конкурса, также его не определяет и Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Отсутствие публикации извещения по проведению открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в официальных средствах массовой информации, утвержденных решением органа местного самоуправления, не свидетельствует о нарушении Администрацией порядка опубликования извещения о проведении Конкурса, и не ограничивает доступ к участию в торгах для потенциальных участников Конкурса.
  2. На территории Миасского городского округа порядок организации и проведения торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций регулируется решением Собрания депутатов Миасского городского округа от 27.09.2013 г. № 7 об утверждении Положения «О порядке организации и проведения торгов (аукционов или конкурсов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности Миасского городского округа, или на имуществе, которым органы местного самоуправления Миасского городского округа вправе распоряжаться в соответствии с действующим законодательством» (далее – Положение). Извещение о проведении Конкурса опубликовано заблаговременно, в сроки, установленные статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, на официальном сайте Администрации, доступ к которому является неограниченным. Плата за пользование данными, размещенными на указанном сайте, не взимается. Интернет-сайт удобен для использования, раздел «Аукционы и Конкурсы» находится на главной странице сайта, что позволяет потенциальным участникам Конкурса легко находить необходимую информацию по интересующему вопросу.
  3. Положений, направленных на создание преимущественных условий участникам Конкурса, Конкурсная документация не содержит. В связи с чем, действия Организатора Конкурса, не противоречат требованиям частей 1 и 2 Федерального закона № 135-ФЗ и не могут квалифицироваться как действия, направленные на ограничение участия в Конкурсе.
  4. Критерии конкурса определены Положением. Администрация, являясь одновременно органом местного самоуправления, созданным для удовлетворения потребностей жителей муниципального образования, и стороной, оказывающей услуги по предоставлению мест для установки рекламных конструкций, заинтересована в увеличении обязательной доли социальной рекламы на территории своего муниципального образования для выполнения возложенных на нее функций в социальной сфере, и вправе при проведении конкурса устанавливать соответствующие требования, на которые участники как свободные в экономическом плане субъекты могут либо соглашаться либо не соглашаться.
  5. Порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок, используемый Администрацией, позволяет определить порядок расчета баллов по каждому критерию с учетом предложений участников (установлены предельные: минимальное и максимальное количество баллов по каждому из критериев), значимость критериев оценки конкурсных заявок установлена, также указаны случаи присвоения наибольшего количества баллов. В пункте 7.4 Конкурсной документации закреплен порядок определения итоговой оценки заявки на участие в конкурсе.
  6. Сам по себе конкурсный отбор рекламораспространителей не оказывает влияния на конкуренцию, поскольку каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в конкурсе, все участники конкурса равны между собой, самостоятельные действия каждого влияют на результаты конкурса, и победителем определяется участник, предложивший наилучшие условия по всем оговоренным параметрам, то есть более конкурентоспособный, условия участия в конкурсе не создают отдельным лицам преимущества.

По мнению представителей Администрации, в действиях Администрации при организации открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Миасского городского округа полностью соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации, и не содержат признаки нарушений Федерального закона № 135-ФЗ, в силу чего, жалоба Заявителя является необоснованной.

Изучив представленные материалы дела, заслушав пояснения представителя Администрации, Комиссия пришла к следующим выводам.

Администрацией 29.07.2015 на официальном интернет-сайте Администрации Миасского городского округа http://миасс.рф/aukciony/reklama.php (далее - Сайт) опубликовано извещение о проведении Конкурса.

29.07.2015 Приказом заместителя Главы Администрации утверждена документация по проведению открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Миасского городского округа.

Согласно извещению срок подачи заявок определен до 9.00 часов 31.08.2015 года.

26.08.2015 Администрацией проведение Конкурса приостановлено, победители Конкурса не определялись.

26.08.2015 Приказом Администрации № 5307 утвержден состав комиссии для организации и проведения аукционов и конкурсов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

1. В официальных средствах массовой информации, утвержденных решением Миасского городского округа, извещение не опубликовывалось. Конкурсная документация на официальном сайте Администрации не размещалась.

Подпункт 3 пункта 2 Положения устанавливает в качестве одной из основных целей проведения торгов создание равных условий и возможностей для установки и эксплуатации рекламных конструкций с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности Миасского городского округа, или имущества, которым органы местного самоуправления Миасского городского округа вправе распоряжаться в соответствии с действующим законодательством.

Пункт 3 Положения определяет, что основными принципами проведения торгов являются единство требований для всех участников, открытость и доступность информации о проведении торгов, гласность и состязательность при проведении торгов.

Пунктом 14 Положения определяется, что в извещении о проведении торгов должны содержаться сведения: наименование Организатора торгов и его реквизиты, информация о форме торгов, информация о предмете торгов (о типе (виде) рекламной конструкции, месте ее предполагаемой установки, технических характеристиках рекламной конструкции, в том числе ее параметрах и внешнем виде) с указанием номера лота, срок, место и порядок предоставления документации о торгах; срок принятия решения об отказе в проведении торгов; размер, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счета для его перечисления (в случае проведения торгов в форме аукциона); адрес и телефон для получения информации об условиях договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, о требованиях к оформлению документов, необходимых для участия в торгах, о форме заявки, о порядке проведения торгов; дату, время начала и окончания приема заявок; дату, время, место проведения процедуры рассмотрения заявок; место, дату и время проведения торгов, критерии оценки заявок (в случае проведения торгов в форме конкурса); срок, в течение которого победитель торгов или единственный участник должен подписать проект договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение о проведении Конкурса должно содержать сведения о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также определенные организатором торгов условия договора, заключаемого по результатам торгов.

Вместе с тем, в нарушение пункта 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение о проведении Конкурса не содержит сведения, позволяющие определить порядок оформлении участия в торгах, определения лица, выигравшего торги, а также условия договора, заключаемого по результатам торгов.

В извещении о проведении Конкурса, указано, что после официального опубликования извещения о проведении конкурса Организатор конкурса на основании заявления любого заинтересованного лица, поданного в письменной форме на имя Организатора конкурса, в том числе в форме электронного документа, в течение двух рабочих дней после получения соответствующего заявления предоставляет такому лицу конкурсную документацию на электронный носитель заинтересованного лица.

Согласно извещению, информацию об условиях договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, о требованиях к оформлению документов, необходимых для участия в конкурсе, о форме заявки, о порядке проведения торгов по рабочим дням: с понедельника по четверг с 8 часов 30 минут до 16 часов 30 минут, по пятницам с 8 часов 30 минут до 15 часов 30 минут, перерыв с 13 часов до 13 часов 45 минут по адресу: Челябинская обл., г. Миасс, пр. Автозаводцев, д. 55, кабинет № 5, контактное лицо: <…> Контактный телефон: 8(3513)571264.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Действия Администрации, выразившиеся в не размещении на официальном сайте Администрации конкурсной документации, отсутствии в извещении о  проведении Конкурса сведений, предусмотренных пунктом 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, не позволяют  хозяйствующим субъектам сделать вывод об условиях участия в торгах и порядке выбора победителя Конкурса.

В результате Администрацией при проведении Конкурса созданы преимущества хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на территории Миасского городского округа по сравнению с иными хозяйствующими субъектами. Отсутствие  рассматриваемой информации на официальном сайте Администрации  и необходимость ее получения по запросу, лишает хозяйствующих субъектов возможности получить необходимую для участия в торгах информацию без дополнительных временных и финансовых затрат, что сокращает возможный срок для подготовки и подачи заявки на участие в Конкурсе.

Таким образом, действия Администрации, выразившиеся в не размещении на официальном сайте Администрации конкурсной документации, в которой содержится информация о требованиях к оформлению документов, необходимых для участия в конкурсе, об условиях договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, о форме заявки, о порядке проведения торгов, приводят к необходимости поиска участниками дополнительной информации, что может привести к созданию необоснованных преимуществ отдельным претендентам на участие в торгах, в том числе в связи с предоставлением информации в приоритетном порядке, сокращению срока для подготовки заявки на участие в торгах и противоречит части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также пункту 3 Положения.

2. Согласно абзацу 2 пункта 9 Положения, исходя из интересов Миасского городского округа, устанавливаются следующие критерии оценки заявок: «Внешний вид рекламной конструкции», «Технические характеристики рекламной конструкции», «Благоустройство прилегающей территории», «Доля социальной рекламы и городской информации».

Согласно подпункту 14 пункта 17 Положения Конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в торгах.

В пункте 6 Конкурсной документации содержится графа «порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и определение победителя конкурса».

Вместе с тем, информация, указанная в конкурсной документации, в том числе в пункте 6, не позволяет сделать вывод о порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по критериям  «Внешний вид рекламной конструкции», «Технические характеристики рекламной конструкции», «Благоустройство прилегающей территории», а, соответственно, и о порядке выбора победителя.

Так, согласно пункту 6 Конкурсной документации по критериям «Внешний вид рекламной конструкции», «Технические характеристики рекламной конструкции», «Благоустройство прилегающей территории» оценка заявки определяется следующим образом. Каждый член конкурсной комиссии оценивает заявки на участие в конкурсе по десятибалльной шкале (от 0 до 10 баллов). Наибольшее количество баллов по критерию присваивается заявке на участие в конкурсе, которая содержит наиболее выгодные условия по данному критерию.

Представитель Администрации пояснила, что рекламная конструкция не должна иметь угрожающий вид (критерий «Внешний вид рекламной конструкции»), должна быть металлической («Технические характеристики рекламной конструкции»), прилегающая территория, площадь которой не определена и ее пределы являются разумными, должна быть чистой, с оформлением («Благоустройство прилегающей территории»).

Таким образом, конкурсная документация не содержит сведений о показателях, которые подлежат оценке по критериям «Внешний вид рекламной конструкции», «Технические характеристики рекламной конструкции», «Благоустройство прилегающей территории», а также о количестве баллов, присуждаемых за каждый из данных показателей в отдельности. В результате, хозяйствующие субъекты не могут  сделать вывод о наиболее предпочтительных для Организатора Конкурса условиях договора и сформировать свое предложение (заявку) с учетом указанных предпочтений. Вместе с тем, в извещении о проведении Конкурса указано, что победителем признаётся лицо, предложившее наилучшие условия договора.

Кроме того, конкурсная документация не содержит сведений о размере прилегающей территории в отношении каждой из рекламных конструкций, благоустройство которой будет оцениваться конкурсной комиссией, в связи с чем хозяйствующие субъекты лишены возможности рассчитать свои затраты, связанные с благоустройством  прилегающей территории и предложить наиболее выгодные для организатора Конкурса условия. 

С учетом изложенного, в нарушение подпункта 14 пункта 17 Положения  конкурсная документация не содержит порядок оценки заявок ввиду отсутствия показателей оценки заявок, а также сведений о порядке присвоения баллов по каждому из показателей таких критериев как «Внешний вид рекламной конструкции», «Технические характеристики рекламной конструкции», «Благоустройство прилегающей территории». Отсутствие указанной информации приводит к невозможности установить порядок выбора победителя Конкурса, что может привести к созданию преимущественных условий участия в торгах отдельным хозяйствующим субъектам, а также к нарушению порядка определения победителя торгов и, как следствие к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и противоречит части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Доводы заявителя о неправомерности использования Администрацией  критериев оценки «Доля социальной рекламы», «Внешний вид рекламной конструкции», «Технические характеристики рекламной конструкции», «Благоустройство прилегающей территории» не могут быть приняты Комиссией во внимание, поскольку указанные критерии определены абзацем 2 пункта 9 Положения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу <…> обоснованной.

2. Признать действия Администрации, выразившиеся в неразмещении  на официальном сайте Администрации конкурсной документации, в которой содержится информация о требованиях к оформлению документов, необходимых для участия в конкурсе, об условиях договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, о форме заявки, о порядке проведения торгов, что приводит к необходимости поиска участниками дополнительной информации и может привести к созданию необоснованных преимуществ отдельным претендентам на участие в торгах, в том числе в связи с предоставлением информации в приоритетном порядке, сокращению срока для подготовки заявки на участие в торгах, нарушающими часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Признать действия Администрации, выразившиеся в отсутствии в Конкурсной документацией порядка оценки заявок, ввиду отсутствия показателей по критериям «Внешний вид рекламной конструкции», «Технические характеристики рекламной конструкции», «Благоустройство прилегающей территории» и количества баллов, присуждаемых по каждому показателю, нарушающими часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также подпункт 14 пункта 17 Положения.

3. Выдать в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Администрации Миасского городского округа предписание об устранении нарушений порядка организации Конкурса путем принятия решения об отмене проведения Конкурса.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 36-18.1/15

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации торгов

 

«28» августа 2015 года                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

 

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главный специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, на основании решения по жалобе № 36-18.1/15 от 19 августа 2015 года на неправомерные действия Администрации Миасского городского округа (далее – Администрация) при организации торгов в форме конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкций на территории Миасского городского округа (лот № 1, 2) по извещению, опубликованному 29.07.2015 на официальном интернет-сайте Администрации Миасского городского округа http://миасс.рф/aukciony/reklama.php (далее – Конкурс),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации в срок до 18 сентября 2015 года совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации Конкурса, а именно:

  • принять решение об отмене проведения Конкурса;
  • разместить на официальном интернет-сайте Администрации Миасского городского округа http://миасс.рф сведения о принятом решении об отмене проведения Конкурса;
  • направить заявителям, подавшим заявки на участие в Конкурсе, уведомления о принятом решении об отмене проведения Конкурса;

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Челябинское УФАС России в срок до 30 сентября 2015 года с приложением подтверждающих документов (копии решения об отмене проведения Конкурса, копии соответствующего уведомления организациям, подавшим заявку на участие в Конкурсе, с приложением документов, подтверждающих их направление в адрес хозяйствующих субъектов, документы свидетельствующие о размещении решения на сайте).

Каждый пакет документов, представленный в доказательство исполнения предписания, должен быть заверен печатью организации и подписью должностного лица, прошит  и пронумерован, представлен с сопроводительным письмом и  описью документов.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны