Решение б/н Решение и предписание № 36-08/2016 от 8 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

13 июля 2016 года                                                                                               г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):

        председатель Комиссии:

 

        члены Комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

рассмотрев дело № 36-08/2016, возбужденное по признакам нарушения требований                    пункта 6 части 5 статьи 5,  пункта 3 части 1, части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения в городе Миассе рекламы продукции под маркой «Фитомакс»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) обратилось физическое лицо с заявлением по факту распространения в городе Миассе рекламы продукции под маркой «Фитомакс», в которой, по мнению заявителя, присутствуют признаки нарушения требований рекламного законодательства.

Из представленных заявителем материалов следует, что информация о препаратах с наименованием «Окапин», «Экстракт алое по С. Федорову» распространяется в виде газеты, которая содержит информацию о проведенных исследованиях препарата «Окапин» в десятке крупных институтов, сведения о том, что применение препарата способствует улучшению и восстановлению зрения, отзывы физических лиц с выражением благодарности, ссылки на телефонный номер                  <…> и адрес сайта www.fitomax.ru. Также на последней странице рекламы содержится предупреждение: «Не является лекарственным средством. Перед применением проконсультироваться с врачом» и сведения о проведении выставки-продажи в г. Миассе 15 марта и 21 марта 2016 года по адресам: ГДК, ул. Пролетарская, д. 12 (с 15:00 до 16:00); ДК Автомобилейстроителей, пр-т Автозаводцев, д. 21 (15.03.2016 с 17:00 до 18:00; 21.03.2016 с 11:00 до 12:00).

На запрос Челябинского УФАС России о лице, в интересах которого 15 марта и 21 марта 2016 года проводилась выставка-продажа препаратов под маркой «Фитомакс» по указанным адресам, МКУ «Городской дом культуры» Миасского городского округа представило письменные пояснения, согласно которым в указанные даты на территории учреждения выставки-продажи продукции под маркой «Фитомакс» не проводились.

 Челябинским УФАС России проведен осмотр сайта www.fitomax.ru, который показал, что под маркой «Фитомакс» реализуются биологически активные добавки, в частности к такому виду продукции относятся «Окапин» и «Экстракт алое по С. Федорову», что подтверждается актом осмотра № 54-2016 от 22.04.2016. Указанный сайт содержит сведения о телефонном номере <…>, по которому можно получить круглосуточную бесплатную консультацию.

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, телефонные номера <…> и <…> входят в ресурс нумерации оператора связи ПАО «Ростелеком».

На запрос Челябинского УФАС России ПАО «Ростелеком» представило в материалы дела договор на оказание услуги интеллектуальной сети связи «Бесплатный вызов» с предоставлением интеллектуального номера в КДУ «800» от 19.12.2012, согласно которому ПАО «Ростелеком» оказывает  ИП <…> услугу с предоставлением интеллектуальных номеров <…> и <…>.

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

В городе Миассе распространялась реклама продукции под маркой «Фитомакс» («Окапин», «Экстракт алое по С. Федорову») в виде газеты посредством почтовых ящиков.

Статьей 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Так, информация о препаратах с наименованием «Окапин», «Экстракт алое по С. Федорову», распространяемая в городе Миасе в виде газеты, отвечает признакам рекламы, следовательно, на нее распространяются требования рекламного законодательства.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается  указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

По смыслу указанной нормы указание на лечебные свойства рекламируемых препаратов допустимо, в частности в рекламе лекарственных средств.

Из контекста информации, размещенной в рекламе под видом газеты и на общедоступном сайте www.fitomax.ru в информационно-коммуникационной сети Интернет, усматривается, что она направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц именно к биологически активным добавкам (далее – БАД), на данный факт, в частности указывают сведения: «Не является лекарственным средством…», размещенные на последней странице рекламы в виде печатного издания. Следовательно, реклама БАДов под маркой «Фитомакс», содержащая указание на лечебные свойства таких препаратов, как «Окапин», «Экстракт алое по С. Федорову» нарушает требование пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.

Анализ рекламного материала показывает, что реклама торговой марки «Фитомакс», а именно препаратов «Окапин», «Экстракт алое по С. Федорову», содержит выражение благодарности физических лиц, оформленных в виде писем и содержащих выражения: «… спасибо вам, что вернули…», «…довольна и благодарна вам…», что не допускается при рекламировании биологически активных добавок и нарушает требование пункта 3 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».

В силу части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Реклама биологически активных добавок, распространенная в виде печатного издания, газеты, должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, которое составляет не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). Так, Челябинским УФАС России проведена проверка, в результате которой установлено, что площадь предупредительной надписи, которая присутствует только на последней страницы издания, составляет 0,26% при условии, что площадь рекламного поля составляет 1979,04 см2, площадь предупредительной надписи рассчитывалась по формуле  .

Реклама в виде печатного издания в качестве обратной связи содержит только сведения о контактном номере <…>, ссылку на сайт www.fitomax.ru и информацию о возможности получить продукцию под маркой «Фитомакс» посредством почтовой или иной доставки. Материалы дела содержат договор на оказание услуги интеллектуальной сети связи «Бесплатный вызов» с предоставлением интеллектуального номера в КДУ «800» от 19.12.2012, заключенный между ПАО «Ростелеком» и ИП <…>, согласно которому ПАО «Ростелеком» оказывает  ИП <…> услугу с предоставлением интеллектуального номера <…>.

Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) основным видом деятельности ИП <…> является курьерская деятельность (64.12 по ОКВЭД), дополнительно индивидуальный предприниматель осуществляет, в частности прочую розничную торговлю вне магазинов (52.63 по ОКВЭД).

Таким образом, принимая во внимание принадлежность абонентского номера  <…>, который указан в рекламе в виде печатного издания, в том числе в целях приема заказов продукции под маркой «Фитомакс» и их доставке, ИП <…> и осуществление предпринимателем в частности деятельности по доставке товаров, Комиссия приходит в выводу о том, что данная реклама распространена в интересах ИП <…>.

Пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5,  пункта 3 части 1, части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем является ИП <…>, как лицо определившее объект рекламирования и содержание рекламы, что следует из анализа материалов дела.

Поскольку по состоянию на 13 июля 2016 года ИП <…> не представлено документов, материалов с указанием на прекращение распространения рекламы продукции под маркой «Фитомакс», не соответствующей требованиям пункта 6 части 5 статьи 5,  пункта 3 части 1, части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе», Комиссия считает возможным выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу продукции под маркой «Фитомакс», распространенную в виде газеты ИП <…> в городе Миассе посредством почтовых ящиков, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5,  пункта 3 части 1, части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <…>.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

     ПРЕДПИСАНИЕ

  О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

13 июля  2016 года                                                                                              г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  (далее – Комиссия) в составе:

          председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

          члены Комиссии:

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

на основании своего решения от 13 июля 2016 по делу № 36-08/2016 о признании рекламы продукции под маркой «Фитомакс» ИП <…>, распространенной в виде газеты в городе Миассе посредством почтовых ящиков, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5,  пункта 3 части 1, части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП <…> незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требования пункта 6 части 5 статьи 5,  пункта 3 части 1, части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе», а именно не распространять рекламу продукции под маркой «Фитомакс», которая содержит выражение благодарности физическими лицами, указание на лечебные свойства и площадь предупредительной надписи составляет менее 10%  рекламной площади (пространства).

2. ИП <…> в срок до 31 августа 2016 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, а именно документы и пояснения, свидетельствующие о прекращении распространения ненадлежащей рекламы продукции под маркой «Фитомакс» (рекламный материал, соответствующий требованиям Федерального закона «О рекламе», при его наличии), либо письменные пояснения о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

Сведения об исполнении предписания направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по почте и на адрес электронной почты: to74@fas.gov.ru (с указанием исполнителя и номера исходящего документа).

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

     ПРЕДПИСАНИЕ

  О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

13 июля  2016 года                                                                                              г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  (далее – Комиссия) в составе:

          председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

          члены Комиссии:

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

на основании своего решения от 13 июля 2016 по делу № 36-08/2016 о признании рекламы продукции под маркой «Фитомакс» ИП <…>, распространенной в виде газеты в городе Миассе посредством почтовых ящиков, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5,  пункта 3 части 1, части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП <…> незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требования пункта 6 части 5 статьи 5,  пункта 3 части 1, части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе», а именно не распространять рекламу продукции под маркой «Фитомакс», которая содержит выражение благодарности физическими лицами, указание на лечебные свойства и площадь предупредительной надписи составляет менее 10%  рекламной площади (пространства).

2. ИП <…> в срок до 31 августа 2016 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, а именно документы и пояснения, свидетельствующие о прекращении распространения ненадлежащей рекламы продукции под маркой «Фитомакс» (рекламный материал, соответствующий требованиям Федерального закона «О рекламе», при его наличии), либо письменные пояснения о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

Сведения об исполнении предписания направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по почте и на адрес электронной почты: to74@fas.gov.ru (с указанием исполнителя и номера исходящего документа).

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны