Решение №ВЛ/3970/21 решение по делу № 334-ж/2021 от 2 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение по делу № 334-ж/2021

 

Муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» Правобережного района г. Магнитогорска Челябинской области

455036, Челябинская область,

г. Магнитогорск,

ул. Суворова, д. 123

 

Управление муниципального заказа администрации г. Магнитогорска

455044, Челябинская область,

г. Магнитогорск,

пр. Ленина, 72

 

Индивидуальный предприниматель

«<…>»

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/105-828/2021

по делу № 334-ж/2021

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 30 марта 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 01 апреля 2021 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя «<…>» (далее – ИП «<…>», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 50403-2021-ЭА-386 на оказание услуг по профессиональному обучению социальных работников согласно техническому заданию (извещение №0169300000321000400), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» Правобережного района г. Магнитогорска Челябинской области (далее – МУ «КЦСОН» Правобережного района г. Магнитогорска, заказчик) «<…>», действующих на основании распоряжения № 32-К от 01.02.2018, доверенности № 2 от 29.03.2021;

- представителей Администрации г. Магнитогорска (далее – уполномоченный орган) «<…>», действующих на основании доверенностей № АГ-02/4757 от 27.07.2020, № АГ-02/6505 от 07.10.2020;

- в отсутствие представителей заявителя, уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, заявлений, ходатайств не представлено.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 24.03.2021 поступила жалоба ИП «<…>» на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 50403-2021-ЭА-386 на оказание услуг по профессиональному обучению социальных работников согласно техническому заданию (извещение № 0169300000321000400) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 16.03.2021 в 17:36.

Начальная (максимальная) цена контракта на оказание услуг по профессиональному обучению социальных работников согласно техническому заданию 282 666,56 рублей.

Протокол № 0169300000321000400 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: оказание услуг по профессиональному обучению социальных работников согласно техническому заданию от 25.03.2021.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы ИП «<…>» в документации об аукционе отсутствует условие, при котором индивидуальным предпринимателям не требуется лицензия на осуществление образовательной деятельности. Кроме того, заказчик, определяя документ, подтверждающий прохождение слушателями обучения, выдаваемый исполнителем, ссылается на утративший силу Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 677н «Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник».

Представители заказчика с доводами жалобы ИП «<…>»согласились в части отсутствия в документации об аукционе указания на часть 2 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании); ошибочного указания утратившего силу приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 № 677н. Пояснили, что профессия «Социальный работник» включена в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Кроме того, пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие такого участника единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования) регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

Согласно статье 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования (часть 1 статьи 91 Закона об образовании).

В силу части 2 статьи 91 Закона об образовании соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона для закупки №0169300000321000400 объектом закупки является оказание услуг по профессиональному обучению социальных работников согласно техническому заданию.

Пунктом 14.1 документации об аукционе установлены следующие единые требования к участникам закупки: 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, являющихся объектом закупки: установлены в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» наличие действующей, выданной участнику закупки лицензии (или ее копии) на осуществление образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии: «Дополнительное профессиональное образование». В подтверждение соответствия данному требованию участники закупки в составе заявки предоставляют действующую лицензию (или ее копию), или документы, подтверждающие запись в реестре лицензий на специальное разрешение на право осуществления образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии: «Дополнительное профессиональное образование» ….

Согласно пункту 1.2 проекта контракта требования, предъявляемые к оказываемым услугам, их содержание и объем изложены в техническом задании (Приложение №1), которое является неотъемлемой частью настоящего контракта.

Пунктом 9 технического задания (Приложение №1 как к документации об аукционе, так и к проекту контракта) установлено, что в подтверждение прохождения обучения исполнителем слушателям выдается свидетельство о профессии рабочего/должности служащего с присвоением квалификации «Социальный работник», в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 02.09.2013 г. № АК-1879/06 «О документах квалификации».

Согласно пунктам 17-20 статьи 2 Закона об образовании образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ; образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности; организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях Закона об образовании к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено Законом об образовании.

Частью 1 статьи 59 Закона об образовании установлено, что итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

В соответствии с частью 3 статьи 59 Закона об образовании итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено Законом об образовании.

В силу части 1 статьи 60 Закона об образовании в Российской Федерации выдаются: 1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации; 2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии со статьи 60 Закона об образовании организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Частью 15 статьи 60 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

Необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно статье 780 ГК РФ если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Проектом контракта рассматриваемой закупки не предусмотрено право исполнителя привлекать для оказания услуг соисполнителей.

Принимая во внимание, что без лицензии индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность (деятельность по реализации образовательных программ), в соответствии с требованиями к результату оказания услуг по рассматриваемой закупке обучившимся гражданам выдается свидетельство о профессии рабочего/должности служащего с присвоением квалификации «Социальный работник», а законодательством об образовании не предусмотрено право выдавать такой документ индивидуальным предпринимателем, несостоятельным представляется довод заявителя о неправомерном не включении в документацию об аукционе условия о том, что индивидуальным предпринимателям не требуется лицензия на осуществление образовательной деятельности при осуществлении такой деятельности непосредственно.

При оказании услуг, являющихся предметом рассматриваемой закупки, невозможно возникновение ситуации, при которой образовательная деятельность, включающая профессиональное обучение социальных работников и выдачу документа по итогам прохождения аттестации будет осуществляться непосредственно индивидуальным предпринимателем, не обладающим лицензией на осуществление образовательной деятельности.

Довод жалобы заявителя не находит подтверждения, не обоснован.

 

2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Согласно пункту 3 документации об аукционе объектом закупки является оказание услуг по профессиональному обучению социальных работников согласно техническому заданию. Описание объекта закупки, объем услуг определены Техническим заданием (Приложение № 1 к документации об аукционе).

Так, в соответствии с пунктом 7 Технического задания установлено, что исполнитель оказывает услугу в соответствии с профессиональным стандартом «Социальный работник» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. № 677н).

Однако, указанный документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 18.06.2020 № 354н, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Таким образом, техническое задание в части указания недействующего приказа Министерства труда и социальной защиты РФ сформировано заказчиком с нарушением пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Довод жалобы обоснован.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Принимая во внимание, что допущенные заказчиком нарушения на результаты осуществленной закупки не повлияли, на участие в закупке подано 9 заявок, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 65, 38 %, Комиссия Челябинского УФАС России считает целесообразным предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП «<…>» на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 50403-2021-ЭА-386 на оказание услуг по профессиональному обучению социальных работников согласно техническому заданию (извещение №0169300000321000400) обоснованной в части ссылки заказчика в техническом задании на утративший силу Приказ Минтруда России, в остальной части не нашедшей подтверждения, необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как допущенные нарушения на результаты осуществленной закупки не повлияли.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии В.А. Ливончик

 

Члены Комиссии Н.В. Фадеева

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

2021-4432

 

 

Связанные организации

ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ИП Бондарев Андрей Юрьевич
ИНН 231304110315, ОГРН 320508100399470
МУ «КЦСОН» Правобережного района г. Магнитогорска
ИНН 7446013867, ОГРН 1027402233550