Предупреждение б/н В связи с наличием в действиях МУП «Комритсервис» СМР призна... от 7 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МУП «Комритсервис» СМР

456910, Челябинская область,

г. Сатка, ул. Металлургов, д. 2

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-06/19

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«07» марта 2019 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

В связи с наличием в действиях Муниципального унитарного предприятия «Комритсервис» Саткинского муниципального района (далее - МУП «Комритсервис» СМР) признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в ограничении прав потребителей по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно исполнителю услуги, Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий в срок до 15 апреля 2019 года путем организации пунктов (отделов) по приему платежей от потребителей непосредственно МУП «Комритсервис» СМР, как исполнителю коммунальной услуги по обращению с отходами на территории Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области.

При исполнении данного предупреждения необходимо учесть следующее.

МУП «Комритсервис» СМР является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) в Горном кластере Челябинской области, включающем в себя: Саткинский, Катав-Ивановский, Ашинский муниципальные районы, Усть-Катавский и Трехгорный городские округа Челябинской области, на основании заключенного соглашения с Министерством экологии Челябинской области об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Горного кластера Челябинской области от 28.04.2018

МУП «Комритсервис» СМР приступило к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2019 года на основании утвержденных предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО (Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30 ноября 2018 года № 78/1).

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Правила № 1156)

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) Правил № 1156, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Во исполнение части 1 статьи 157 ЖК РФ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

На основании подпункта «ж» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах является одним из видов коммунальных услуг.

Частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 63, 148(39) Правил № 354 установлено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Таким образом, жилищное законодательство предоставило исполнителю коммунальных услуг право получать плату за жилое помещение и коммунальные услуги посредством платежного агента или банковского платежного агента.

Однако, право исполнителя коммунальных услуг осуществлять расчеты при участии платежных агентов не устанавливает запрета на внесение платы за коммунальные услуги потребителями непосредственно такому исполнителю.

В этой связи согласно подпункту «б» пункта 69 Правил № 354 в платежном документе должно быть указано в том числе наименование исполнителя коммунальных услуг (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.

Указанная позиция также находит подтверждение в решении Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2015 № АКПИ15-52.

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию (региональному оператору по обращению с ТКО) рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно региональному оператору по обращению с ТКО либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абзац второй пункта 64, абзац второй пункта 148(40) Правил № 354).

МУП «Комритсервис» СМР приступило к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2019 года.

Следовательно, МУП «Комритсервис» СМР осуществляет деятельность на рынке оказания услуг по обращению с ТКО в качестве регионального оператора по обращению с ТКО с 1 января 2019 года, т.е. менее 1 года.

МУП «Комритсервис» СМР занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с ТКО на территории Саткинского, Катав-Ивановского, Ашинского муниципальных районов, Усть-Катавского и Трехгорного городских округов Челябинской области в соответствии с нормами действующего законодательства.

Вместе с тем, МУП «Комритсервис» СМР не организованы пункты по приему платежей от потребителей непосредственно МУП «Комритсервис» СМР, как исполнителю коммунальной услуги по обращению с отходами на территории Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, и потребитель вынужден вносить платежи с комиссией через банковских платежных агентов.

Таким образом, право потребителя по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно исполнителю услуги ограничено.

Следовательно, МУП «Комритсервис» СМР подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе: предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно статье 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, ограничение прав потребителей по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно исполнителю услуги - МУП «Комритсервис» СМР приводит к ограничению, ущемлению интересов неопределенного круга потребителей и является незаконным и противоречит нормам действующего законодательства.

В связи с наличием в действиях МУП «Комритсервис» СМР признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него, Челябинское УФАС России на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий в срок до 15 апреля 2019 года путем организации пунктов (отделов) по приему платежей от потребителей непосредственно МУП «Комритсервис» СМР, как исполнителю коммунальной услуги по обращению с отходами на территории Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области.

О выполнении предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Руководитель А.А. Козлова

Связанные организации

Связанные организации не указаны