Решение б/н Решение и предписание по делу № 374-ж/2013 по жалобе ЗАО «Ал... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 374-ж/2013

 

16 августа 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Саинской Л.А.

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

 

Долгополовой К.А.

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), рассмотрев жалобу ЗАО «Алиас» на действия аукционной комиссии при проведении совместных торгов в форме открытого аукциона в электронной форме на поставку компьютерного оборудования и оборудования для пунктов проведения единого государственного экзамена в образовательных учреждениях Варненского муниципального района (в рамках модернизации системы общего образования в 2013 году) (изв. № 0169300047913000004), в присутствии:

- представителя Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии имени Карла Орфа (далее – МОУ гимназия им. К. Орфа), Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 имени Героя Советского Союза Русанова М.Г. с. Варны (далее - МОУ СОШ № 1 им. ГСС Русанова М.Г.), Отдела образования Администрации Варненского муниципального района, действующего на основании доверенностей от 15.08.2013 № 20, 21, 23;

- представителей ЗАО «Алиас», действующих на основании доверенности от 15.08.2013 и протокола № 1 общего собрания аукционеров от 15.02.2012,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 09 августа 2013 года поступила жалоба ЗАО «Алиас» на действия аукционной комиссии при проведении совместных торгов в форме открытого аукциона в электронной форме на поставку компьютерного оборудования и оборудования для пунктов проведения единого государственного экзамена в образовательных учреждениях Варненского муниципального района (в рамках модернизации системы общего образования в 2013 году) (изв. № 0169300047913000004) (далее - Аукцион).

Согласно представленным документам, Отдел образования Администрации Варненского муниципального района (далее – организатор торгов), МОУ гимназия им. К. Орфа и МОУ СОШ № 1 им. ГСС Русанова М.Г. (далее – заказчики совместных торгов) объявили о проведении Аукциона.

Между заказчиками и организатором совместных торгов заключено соглашение о проведении совместных торгов, которое подписано директорами образовательных учреждений и начальником отдела образования Администрации Варненского муниципального района и скреплено печатями указанных учреждений.

В соответствии со статьей 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте www. zakupki.gov.ru 26.07.2013.

Начальная (максимальная) цена контракта (общая по всем заказчикам) — 2 094 185,36 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме – 05.08.2013 в 09:00.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме – 07.08.2013.

Дата проведения открытого аукциона в электронной форме – 12.08.2013 в 09:30.

Состав аукционной комиссии утвержден приказом начальника отдела образования Администрации Варненского муниципального района от 24.07.2013 № 175.

По состоянию на 16.08.2013 муниципальные контракты не заключены, что подтверждается письмами заказчиков совместных торгов (исх. № 902 от 05.08.2013, № 509 от 06.08.2013, № 309 ОКСиП от 05.08.2013, № 313 от 06.08.2013), имеющимися в материалах дела.

Согласно доводам жалобы, ЗАО «Алиас» направило заявку на участие в Аукционе.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 1 от 07.08.2013, по мнению заявителя жалобы, заявка общества неправомерно признана несоответствующей требований документации об аукционе по основаниям, изложенным в протоколе.

Представитель организатора совместных торгов и заказчиков совместных торгов с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что в протоколе ошибочно указаны основания отклонения заявки ЗАО «Алиас», которые предназначались иному участнику размещения заказа (заявка под номером 5451719).

Вместе с тем, заявка ЗАО «Алиас» также не соответствует требованиям документации об аукционе, поскольку участником размещения заказа представлены недостоверные сведения о предлагаемом товаре по следующим позициям.

Источник бесперебойного питания модели APC BX650CI Back-UPS, который входит в состав автоматизированного рабочего места с системой защиты информации не содержит функционала защиты линий передачи данных факс-модема со стороны телефонной линии с розеткой RJ-11, что не соответствует техническому заданию документации об аукционе.

По позиции «Система видеонаблюдения» указана конкретная модель IP камера VIVOTEK FD8136 с программным обеспечением. Однако на сайте производителя присутствуют только три модификации указанной модели, которые не обладают углами обзора, заявленными в заявке поставщика.

Таким образом, по мнению представителя организатора совместных торгов, заявителем жалобы в заявке на участие в аукционе представлены недостоверные сведения о предлагаемом к поставке товаре.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 17, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ЗАО «Алиас» и проведя внеплановую проверку действий заказчиков и организатора совместных торгов, пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частью 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.

Частью 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов предусмотрено, что на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов.

Частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, а именно:

1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений;

2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.

Подпунктом б пункта 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов предусмотрено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.

Подпункт а пункта 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов в рассматриваемой ситуации не применим, поскольку в документации об аукционе отсутствуют товарные знаки на предполагаемый к поставке товар.

Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, не допускается, что предусмотрено частью 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.

Согласно разделу 16 Информационной карты документации об аукционе первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участнику размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме.

Разделом 17 Информационной карты документации об аукционе установлено, что предложение участника размещения заказа (сведения о предлагаемом для поставки товаре) не должно содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов «или эквивалент», «не менее», «не более».

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 1 от 07.08.2013 ЗАО «Алиас» (в протоколе заявка № 5450402) не отвечает требованиям части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов по причине того, что модель системного блока HP 6300 Pro не удовлетворяет техническому заданию в части слежения на аппаратном уровне за работой критически важного защитного ПО (нет поддержки технологии аппаратного контроля чипсетом intel Q75 express).

При сравнении требований заказчика, изложенных в документации об аукционе (техническое задание) по позиции № 1 «Автоматизированное рабочее место» для МОУ СОШ им. ГСС Русанова М.Г., и товара, предлагаемого участником размещения заказа – ЗАО «Алиас» в заявке, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о соответствии предлагаемого товара требованиям документации об аукционе и неправомерности отказа аукционной комиссии в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе.

Так, из технического задания документации об аукционе следует, что заказчику требуется системный блок для автоматизированного рабочего места со следующей характеристикой: «слежение на аппаратном уровне за работой критически важного защитного ПО».

Участником размещения заказа ЗАО «Алиас» по рассматриваемой позиции технического задания документации об аукционе предложен системный блок HP 6300 Pro i3-3220 4GB PC3-1600, 500 GB SATA HDD, DVD+/-RW, keyboard, mouse, GigLAN, TPM./Microsoft WinPro7/ Microsoft Office Professional Plus 2013/Kaspersky Endpoint Security/Acronis True Image с пакетом аппаратно-программного контроля и восстановления работоспоспособности системного блока (HP Recovery Manager; HP Support Assistant/).

Таким образом, аукционной комиссией в нарушение частей 1,4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов принято решение об отказе в допуске ЗАО «Алиас к участию в аукционе».

Доводы представителя организатора торгов о том, что источник бесперебойного питания модели APC BX650CI Back-UPS, который входит в состав автоматизированного рабочего места с системой защиты информации, не содержит функционала защиты линий передачи данных факс-модема со стороны телефонной линии с розеткой RJ-11, что не соответствует техническому заданию документации об аукционе, а также по позиции «Система видеонаблюдения» указана конкретная модель IP камера VIVOTEK FD8136 с программным обеспечением, данные о которой не соответствуют сведениям с официального сайта производителя, не принимаются Комиссией Челябинского УФАС России по следующим основаниям.

В обоснование заявленных доводов организатором совместных торгов представлена распечатка с сайта www.apc.com, на которой размещена информация об источнике бесперебойного питания серии Back-UPS APC Back-UPS 650 VA, AVR, 230V.

Согласно пояснениям представителя организатора совместных торгов указанный источник бесперебойного питания не соответствует требованиям документации об аукционе.

Вместе с тем, участником размещения заказа к поставке предлагается источник бесперебойного питания APC BX650CI Back-UPS.

Следовательно, распечатка с сайта www.apc.com не подтверждает представление ЗАО «Алиас» в составе первой части заявки недостоверных сведениях о предлагаемом к поставке товаре.

Распечатка с сайта www.vivotek.com, представленная организатором торгов, содержит сведения о 1MP Ultra-mini Dome Network Camera FD8136 c характеристиками углов обзора 89,9*62*101 (FD8136-F2), 61*38*73 (FD8136-F3), 35,5*22,6*41,6 (FD8136-F6).

Однако ЗАО «Алиас» предложена к поставке иная система видеонаблюдения IP-камера VIVOTEK FD 8136 с программным обеспечением.

Таким образом, у организатора совместных торгов, аукционной комиссии отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ЗАО «Алиас» в составе первой части заявки представлены недостоверные сведения о товаре и то, что заявка не соответствует требованиям документации об аукционе.

2. В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона о размещении заказов два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов.

Права, обязанности и ответственность заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов и порядок проведения совместных торгов определяются соглашением сторон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о размещении заказов.

Контракт с победителем или победителями совместных торгов заключается каждым заказчиком, проводившим такие торги, или каждым заказчиком, для которого размещение заказа путем проведения торгов осуществлялось уполномоченным органом. Исполнение контрактов, заключенных с победителем или победителями совместных торгов, осуществляется сторонами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.

Положением о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 № 631 (далее - Положение), определен порядок взаимодействия государственных и муниципальных заказчиков (далее - заказчики), органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков (далее - уполномоченные органы), при размещении заказов на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов.

В соответствии с пунктом 4, 5 Положения для проведения совместных торгов заказчики, уполномоченные органы между собой заключают соглашение о проведении совместных торгов до утверждения конкурсной (аукционной) документации, которое должно содержать

а) сведения о заказчиках и уполномоченных органах, проводящих совместные торги;

б) сведения о видах и предполагаемых объемах заказов, в отношении которых проводятся совместные торги;

в) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;

г) сведения об организаторе совместных торгов, включая перечень функций, передаваемых ему сторонами соглашения в целях проведения торгов;

д) порядок и срок формирования конкурсной (аукционной) комиссии по размещению заказа (далее - комиссия);

е) порядок и сроки разработки и утверждения конкурсной (аукционной) документации;

ж) ориентировочные сроки проведения совместных торгов;

з) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных торгов;

и) срок действия соглашения;

к) порядок рассмотрения споров и обжалований;

л) иная информация, определяющая взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных торгов.

Организатор совместных торгов осуществляет разработку и утверждение конкурсной (аукционной) документации для проведения совместных торгов в соответствии с порядком и условиями, установленными соглашением (пункт 8 Положения).

Проекты контрактов, составленные по результатам торгов, направляются организатором совместных торгов для подписания каждой стороной соглашения после их подписания поставщиком (пункт 13 Положения).

2.1. Соглашение о проведении совместных торгов, в том числе и его приложения должны быть подписаны всеми сторонами соглашения и скреплены печатями заказчиком совместных торгов.

Согласно пункту 1.1 соглашения о проведении совместных торгов предметом соглашения является проведение совместных торгов в форме открытого аукциона в электронной форме при размещении заказа на поставку компьютерного оборудования и оборудования для пунктом проведения единого государственного экзамена в образовательных учреждениях Варненского муниципального района в рамках модернизации системы общего образования в 2013 году, в объемах и на условиях, указанных в Приложениях №№ 1,2,3,4, являющихся неотъемлемой частью Соглашения.

Пунктом 1.2 соглашения о проведении совместных торгов предусмотрено, что к соглашению прилагаются следующие документы, необходимые для размещения заказа в соответствии с действующим законодательством, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчиков, выступающие неотъемлемой частью документации об аукционе: Техническое задание на размещение муниципального заказа путем проведения совместных торгов (Приложение № 1), Обоснование начальной максимальной цены (Приложение № 2), Условия (Приложение № 3), Проект контракта (Приложение № 4).

Комиссией Челябинского УФАС России при изучении соглашения о проведении совместных торгов установлено, что Приложения №№ 1-4 не утверждены всеми сторонами соглашения, что свидетельствует об отсутствии соглашения между заказчиками в части вида и объемов товаров, условиях, обоснования начальной (максимальной) цены контракта, что не соответствует подпункту б пункта 4 Положения.

2.2. Согласно подпункту ж пункта 4 Положения соглашение о проведении совместных торгов должно содержать ориентировочные сроки проведения торгов.

Указанные сроки в нарушение подпункта ж пункта 4 Положения в соглашении о проведении совместных торгов отсутствуют.

Довод организатора совместных торгов о том, что указанные сроки предусмотрены пунктом 6.1 соглашения, не принимаются Комиссией Челябинского УФАС России во внимание, поскольку указанным положением соглашения определяется общий срок проведения совместных торгов со дня опубликования извещения о проведения открытого аукциона и до дня заключения договоров и до дня муниципальных договоров в порядке пункта 8 соглашения, который не должен превышать 60 календарных дней.

3. Пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.

Частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов предусмотрено, что первая часть заявки на участие в аукционе в случае размещения заказа на поставку товара должна содержать:

а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов организатор совместных торгов должен был установить в документации об аукционе требования к содержанию и составу заявки, руководствуясь подпунктом б пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.

Вывод Комиссии Челябинского УФАС России обусловлен тем, что в документации об аукционе отсутствует указание на товарный знак товара, необходимого заказчику, что исключает применение подпункта а пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

Таким образом, организатором совместных торгов при установлении требований к первой части заявки нарушены положения пункта 1 части 3 статьи 41.6, пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.

4. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о размещении заказов, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Частями 1-2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрены специальные антимонопольные требования к торгам, согласно которым при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе ограничение доступа к участию в торгах, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.

Перечень нарушений, перечисленный в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений законодательства о размещении заказов с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.

Согласно извещению о проведении аукционе предметом размещаемого заказа является поставка компьютерного оборудования и оборудования для пунктов проведения единого государственного экзамена в образовательных учреждениях Варненского муниципального района (в рамках модернизации системы общего образования в 2013 году).

Пунктом 1.2 проекта муниципального контракта поставщик обязуется в обусловленный контрактом срок собственными силами и средствами осуществить поставку компьютерного оборудования и оборудования для пунктов проведения единого государственного экзамена в соответствии со спецификацией (Приложение № 1 к контракту).

Техническим заданием документации об аукционе предусмотрены следующие дополнительные необходимые условия автоматизированного рабочего места средств защиты информации:

1) Перед поставкой АРМ СЗИ должен пройти регистрацию в качестве оператора персональных данных в Управлении Роскомнадзора по Челябинской области по утвержденной форме уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных.

2) Предоставление внутренней нормативной документации по системе защиты персональных данных, необходимой для аттестации системы.

3) Наличие Аттестата соответствия по требованиям безопасности персональных данных с протоколом и заключением по результатам аттестационных испытаний.

4) Произвести обучение организацией-лицензиатом, имеющей право на данный вид деятельности, от 2 до 5 пользователей Заказчика работе со средствами защиты информации и организационным требованиям работы по защите информации персональных в организации.

Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

В статье 3 Закона о персональных данных приведены следующие основные понятия:

1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

4) автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

5) информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

Согласно части 1 статьи 22 Закона о персональных данных оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 Закона о персональных данных.

Форма уведомления содержится в Административном регламенте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по предоставлению государственной услуги «Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных», утвержденном приказом Минкомсвязи России от 21.12.2011 № 346 (далее - Административный регламент).

Часть 3 статьи 22 Закона о персональных данных устанавливает перечень документов, которые должен представить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных оператор вместе с уведомлением о намерении осуществлять обработку персональных данных.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о персональных данных пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) и ее территориальные органы.

В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона о персональных данных Роскомнадзор осуществляет ведение реестра операторов.

Требование организатора совместных торгов о том, что перед поставкой АРМ СЗИ поставщик должен пройти регистрацию в качестве оператора персональных данных в Управлении Роскомнадзора по Челябинской области по утвержденной форме уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных, неправомерно, поскольку в рамках размещаемого заказа осуществляется поставка товара, а не создание информационной системы.

В случае создания информационной системы операторами персональных данных будут являться образовательные учреждения, именно они должны направить в Роскомнадзор и его территориальные органы уведомление о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.

Участник размещения заказа может лишь обеспечить сбор необходимых документов для прохождения регистрации образовательных учреждений в качестве операторов персональных данных, но это не связано с поставкой товара.

Кроме того, проектом муниципального контракта не предусмотрена обязанность поставщика по обеспечению дополнительных необходимых условий автоматизированного рабочего места средств защиты информации и указанные услуги не являются предметом заключенного контракта, в документации об аукционе не установлен объем и требования заказчика к такой услуге.

Требование организатора совместных торгов о предоставлении внутренней нормативной документации по системе защиты персональных данных, необходимой для аттестации системы, также не основано на требованиях федерального законодательства, поскольку на оператора, являющегося юридическим лицом, возложена обязанность по принятию документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений.

В документации об аукционе указанная внутренняя нормативная документация по системе защиты персональных данных не размещена, возможности ознакомления и с указанными документами и их передаче участникам размещения заказа не предоставлено, что исключает, в последствии, возможность исполнения требований документации об аукционе и проекта муниципального контракта.

Кроме того, организатором совместных торгов установлено требование о наличии аттестата соответствия по требованиям безопасности персональных данных с протоколом и заключением по результатам аттестационных испытаний.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1119

утверждены требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, в соответствии с которыми определены информационные систем в зависимости от типов угроз.

Система защиты персональных данных представлять собой совокупность организационных мер, а также технических и программных средств защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, несанкционированного распространения, которые устанавливаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК России) и Федеральной службой безопасности России (далее – ФСБ России).

Создание систем защиты персональных данных осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе выполняется проектирование создаваемой системы: разрабатываются необходимые проектные, эксплуатационные и организационно-распорядительные документы по обеспечению информационной безопасности.

На втором этапе осуществляется внедрение системы защиты персональных данных. Проводятся поставка необходимых средств обеспечения информационной безопасности и их пусконаладка, обучение персонала компании по вопросам защиты информации, внедрение разработанных процессов информационной безопасности (организационных мер).

В зависимости от установленного класса защищенности информационной системы, обрабатывающей персональные данные, при создании системы защиты персональных данных от оператора требуется использование средств защиты информации, которые сертифицированы в системах сертификации ФСТЭК России/ФСБ России: межсетевых экранов, систем обнаружения и предотвращения вторжений, шифровальных средств, средств защиты от несанкционированного доступа. Для информационных систем 1-го и 2-го классов защищенности использование сертифицированных средств защиты от утечки информации по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок является обязательным.

Требования по аттестации информационной системы актуальны для тех лиц, в которых автоматизированная обработка персональных данных осуществляется в информационных системах 1-го и 2-го классов защищенности. Аттестация проводится с привлечением внешнего аудитора - компании, имеющей аттестат аккредитации органа по аттестации, выдаваемый ФСТЭК России. По результатам аттестации в случае соответствия системы защиты персональных данных установленным требованиям по безопасности персональных выдается аттестат соответствия на информационную систему.

В документации об аукционе отсутствуют сведения о классе защищенности информационной системе, что не позволяет сделать вывод о потребности заказчика и препятствует пониманию требований заказчика участникам размещения заказа.

Положением по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации, утвержденным Гостехкомиссией РФ 25.11.1994 (далее - Положение), установлено, что под аттестацией объектов информатизации понимается комплекс организационно-технических мероприятий, в результате которых посредством специального документа – аттестата соответствия подтверждается, что объект соответствует требованиям стандартов или иных нормативно-технических документов по безопасности информации, утвержденных Гостехкомиссией России.

Аттестация по требованиям безопасности информации предшествует началу обработки подлежащей защите информации и вызвана необходимостью официального подтверждения эффективности комплекса используемых на конкретном объекте информатизации мер и средств защиты информации.

Пунктом 1.6 Положения предусмотрено, что при аттестации объекта информатизации подтверждается его соответствие требованиям по защите информации от несанкционированного доступа, в том числе от компьютерных вирусов, от утечки за счет побочных электромагнитных излучений и наводок при специальных воздействиях на объект (высокочастотное навязывание и облучение, электромагнитное и радиационное воздействие), от утечки или воздействия на нее за счет специальных устройств, встроенных в объекты информатизации.

В пункте 1.7 Положения указано, что аттестация предусматривает комплексную проверку (аттестационные испытания) защищаемого объекта информатизации в реальных условиях эксплуатации с целью оценки соответствия применяемого комплекса мер и средств защиты требуемому уровню безопасности информации.

Аттестация проводится органом по аттестации в установленном Положением порядке в соответствии со схемой, выбираемой этим органом на этапе подготовки к аттестации.

Органы по аттестации объектов информатизации аккредитуются Гостехкомиссией России и получают от нее лицензию на право проведения аттестации объектов информатизации.

Такими органами могут быть отраслевые и региональные учреждения, предприятия и организации по защите информации, специальные центры Гостехкомиссии России, которые аттестуют объекты информатизации и выдают аттестаты соответствия.

Согласно пункту 6 Положения заявители проводят подготовку объекта информатизации для аттестации путем реализации необходимых организационно-технических мероприятий по защите информации, привлекают органы по аттестации для организации и проведения аттестации объекта информатизации, предоставляют органам по аттестации необходимые документы и условия для проведения аттестации.

Аттестат соответствия выдается владельцу аттестованного объекта информатизации органом по аттестации на период, в течение которого обеспечивается неизменность условий функционирования объекта информатизации и технологии обработки защищаемой информации, могущих повлиять на характеристики, определяющие безопасность информации (состав и структура технических средств, условия размещения, используемое программное обеспечение, режимы обработки информации, средства и меры защиты), но не более чем на 3 года (пункт 3.8.4 Положения).

Исходя из документации об аукционе, по результатам проведенного аукциона заказчикам совместных торгов будет поставлено компьютерного оборудование и оборудование для пунктов проведения единого государственного экзамена.

На момент поставки товара и заключения муниципального контракта поставщик не сможет представить заказчикам совместных торгов аттестат соответствия по требованиям безопасности персональных данных с протоколом и заключением по результатам аттестационных испытаний, поскольку указанные документы выдаются только на объекты информатизации-информационные системы, которые не являются предметом размещаемого заказа и заключаемого по итогам аукциона муниципальных контрактов.

Согласно требованиям технического задания документации об аукционе участник размещения заказа должен произвести обучение организацией-лицензиатом, имеющей право на данный вид деятельности, от 2 до 5 пользователей Заказчика работе со средствами защиты информации и организационным требованиям работы по защите информации в организации.

По мнению Комиссии Челябинского УФАС России требование заказчика об оказании подобной услуги неправомерно в рамках размещаемого заказа по следующим основаниям.

Организатором совместных торгов не указано, лицензией на какой вид деятельности привлекаемая для обучения организация должна обладать, что не позволяет определить потребность заказчика и может ограничить круг потенциальных участников размещения заказа.

Кроме того, обучение пользователей Заказчика работе со средствами защиты информации и организационным требованиям работы по защите информации в организации также не является предметом размещаемого заказа и не включено в проект муниципального контракта.

Таким образом, действия организатора совместных торгов по установлению в документации об аукционе дополнительных необходимых условий автоматизированного рабочего места средств защиты информации нарушают части 2, 3.1 статьи 34, часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, части 1,2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

5. Пунктом 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.

Для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (часть 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов).

Согласно пункту 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об аукционе указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

На заседание Комиссии Челябинского УФАС России организатором совместных торгов представлены коммерческие предложения ИП Яблокова Максима Александровича от 18.07.2013 № 30, ООО «Компания «КТС» от 18.07.2013 № 143, ООО «Реторком» от 18.07.2013 № 88.

В соответствии с разделом 9 Информационной карты документации об аукционе обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержится в Приложении № 2 к документации об открытом аукционе в электронной форме.

Приложение № 2 документации об аукционе содержит информацию, что качестве источника информации использованы следующие формулировки Поставщик № 1, Поставщик № 2, Поставщик № 3.

Наименование «Поставщик № 1», «Поставщик № 2», «Поставщик № 3» не раскрывает источник информации о ценах на товары, что не соответствует части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.

Исходя из изложенного, информации, представленной ЗАО «Алиас», Отделом образования Администрации Варненского муниципального района, МОУ гимназия им. К. Орфа и МОУ СОШ № 1 им. ГСС Русанова М.Г., а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ЗАО «Алиас» на действия аукционной комиссии обоснованными;

2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях аукционной комиссии нарушение частей 1,4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, организатора совместных торгов нарушение частей 2, 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6, пункта 1 части 3 статьи 41.6, пункта 1 части 4 статьи 41.8, части 6 статьи 10, части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, частей 1,2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, подпункта ж пункта 4 Положения;

4. Выдать организатору совместных торгов, заказчикам совместных торгов, оператору электронной площадки, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов;

5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Председатель Комиссии

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии

Л.А. Саинская

К.А. Долгополова


 

 ПРЕДПИСАНИЕ № 374-ж/2013

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о размещении заказов

 

16 августа 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

 

 

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Саинской Л.А.

-

ведущего специалиста эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

 

 

 

Долгополовой К.А.

-

ведущего специалиста эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 16.08.2013, принятого по итогам рассмотрения жалобы ЗАО «Алиас» на действия аукционной комиссии при проведении совместных торгов в форме открытого аукциона в электронной форме на поставку компьютерного оборудования и оборудования для пунктов проведения единого государственного экзамена в образовательных учреждениях Варненского муниципального района (в рамках модернизации системы общего образования в 2013 году) (изв. № 0169300047913000004) (далее - Аукцион), в целях устранения нарушений законодательства,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Муниципальному общеобразовательному учреждению гимназии имени Карла Орфа, Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 1 имени Героя Советского Союза Русанова М.Г. с. Варны (далее - МОУ СОШ № 1 им. ГСС Русанова М.Г.)с момента размещения предписания на официальной сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ruи (далее – официальный сайт в сети Интернет) не заключать контракты по результатам Аукциона (извещение № 0169300047913000004);

2. Аукционной комиссии по Аукциону (извещение № 0169300047913000004) в срок до 27.08.2013:

2.1. принять решение об отмене протокола рассмотрения первых частей на участие в аукционе № 0169300047913000004 от 27.08.2013, протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе № 0169300047913000004 от 12.08.2013 и передать указанное решение в Отдел образования Администрации Варненского муниципального района для размещения на официальном сайте в сети «Интернет»;

3. Муниципальному общеобразовательному учреждению гимназии имени Карла Орфа, Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 1 имени Героя Советского Союза Русанова М.Г. с. Варны, Отделу образования Администрации Варненского муниципального района в срок до 27.08.2013 принять решение об отмене Аукциона (извещение № 0169300047913000004) и передать указанное решение в Отдел образования Администрации Варненского муниципального района для размещения на официальном сайте в сети «Интернет»;

4. Отделу образования Администрации Варненского муниципального района в течение двух дней с момента получения от заказчиков совместных торгов и аукционной комиссии решений, указанных в пунктах 2,3 настоящего предписания, разместить их на официальном сайте в сети «Интернет»;

5. ООО «РТС-тендер» с 21.08.2013 обеспечить Муниципальному общеобразовательному учреждению гимназии имени Карла Орфа, Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 1 имени Героя Советского Союза Русанова М.Г. с. Варны, Отделу образования Администрации Варненского муниципального района возможность исполнения пунктов 2,3,4 настоящего предписания;

6. Муниципальному общеобразовательному учреждению гимназии имени Карла Орфа, Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 1 имени Героя Советского Союза Русанова М.Г. с. Варны в срок до 30.08.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе: надлежащим образом заверенную копию решения об отмене Аукциона (извещение № 0169300047913000004) с отметкой о получении указанного решения Отделом образования Администрации Варненского муниципального района;

7. Отделу образования Администрации Варненского муниципального района в срок до 30.08.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение решения заказчиков совместных торгов об отмене Аукциона (извещение № 0169300047913000004), решения аукционной комиссии об отмене протокола рассмотрения первых частей на участие в аукционе № 0169300047913000004 от 27.08.2013, протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе № 0169300047913000004 от 12.08.2013;

8. ООО «РТС-тендер» в срок до 30.08.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 5 настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Председатель Комиссии

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии

Л.А. Саинская

К.А. Долгополова

Связанные организации

Связанные организации не указаны