Решение №ВЛ/2651/22 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 074/06/105-518/2022( 106-ж/2022) от 16 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

МУ Копейского городского округа «Управление строительства»

 

456618, Челябинская область, г. Копейск,

пр. Ильича, д. 6, пом. 2/2

 

АО «ЕЭТП»

 

115114, г. Москва, ул. Кожевническая,

д. 14, стр. 5

 

ООО «Капиталстрой»

 

454119, г. Челябинск, ул. Кронштадтская, д. 17, оф. 5

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/105-518/2022( 106-ж/2022)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 10.03.2022

В полном объеме решение изготовлено 15.03.2022

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

в ходе рассмотрения жалобы ООО «Капиталстрой», при участии в дистанционном режиме:

- представителя МУ Копейского городского округа «Управление строительства» действующего на основании доверенности № 159/22-Д от 09.03.2022,

- представителя ООО «Капиталстрой»  действующего на основании доверенности от 10.03.2022,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 11.03.2022 поступила жалоба ООО «Капиталстрой» на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на строительство автомобильной дороги от ул. Малышева до МОУ СОШ № 16 в микрорайоне "Тугайкуль" (извещение № 0369300372022000001) (далее - конкурс).

Согласно представленным документам 07.02.2022 МУ Копейского городского округа «Управление строительства» объявило о проведении конкурса.

Начальная (максимальная) цена контракта – 73 157 591,60 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 24.02.2022.

На момент рассмотрения жалобы ООО «Капиталстрой» контракт не заключен.

На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы и указал, что конкурсная комиссия неправомерно произвела оценку заявки победителя закупки, так как из протоколов, составленных при проведении закупки, следует, что обществом представлен опыт выполнения работ, не связанный со строительством автомобильной дороги.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения и документы и указал, что в составе заявки заявителя представлены сведения об исполненном контракте, из которых следует, что общество обладает опытом исполнения контракта, работы по которому соответствуют работам в отношении объявленной закупки. При этом при рассмотрении заявки конкурсная комиссия руководствовалась сведениями, размещенными в единой информационной системе.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе следует, что в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно подпунктам «а, б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок:

- рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;

- осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).

В пункте 3 части 13 статьи 48 Закона о контрактной системе указаны требования к содержанию протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, в том числе сведения о присвоенных вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значениях по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки).

Согласно подпункту «б» пункта 1 части 15 статьи 48 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Пунктом 6 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что протокол подведения итогов электронного конкурса должен содержать решение каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке.

Таким образом, решение конкурсной комиссии, в том числе в части оценки вторых частей заявок на участие в закупке по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, которое содержится в протоколе рассмотрения вторых частей заявок и в протоколе подведения итогов, должно приниматься с учетом порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по указанному критерию, установленному в извещении о закупке.

Так, в приложении к извещению о закупке установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. В разделе II указанного приложения определены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке:

- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги – 60%;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее – квалификация участников закупки) – 40%.

В рамках критерия «квалификация участников закупки» установлен показатель - «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта», детализирующий показатель - «наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров».

В разделе III указанного приложения раскрыты сведения и документы, которые должен предоставить участник закупки, а именно:

- исполненный договор (договоры);

- акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

При этом указано, что к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры) строительного подряда, предусматривающего:

- выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

- выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

- выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.

Кроме того, в порядке оценки заявки указано, что к оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.

Указанные положения порядка оценки заявки, установленные в извещении о закупке, соответствуют подпунктам «в, е» пункта 28 раздела 5 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 (далее - Положение).

При этом в подпункте «е» пункта 28 раздела 5 Положения указано исключение, согласно которому при предоставлении документов, подтверждающих опыт выполнения работ, может быть не приложена только проектная документация, если проектная документация является приложением к таким документам.

Как следует из протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке от 25.02.2022 (далее - протокол) на участие в конкурсе подано 4 заявки, по результатам оценки участнику закупки с номером 5 (заявка ООО «Строймеханизация») присвоено 40 %, при этом указано, что наибольшая цена предложенного договора – 471 714 853, 4 рублей.

Аналогичная информация в части оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки» содержится в протоколе подведения итогов от 28.02.2022.

Вместе с тем, в составе второй части заявки ООО «Строймеханизация» в подтверждение наличия опыта выполнения работ по критерию оценки заявки представлено письмо, в котором указана следующая информация:

- реквизиты контракта/№ в ЕИС - 3745122790621000031;

- предмет: 21-81117 Строительство пешеходной набережной вдоль южного берега р. Миасс от улицы Кирова до створа ул. Пушкина и «Сквера Искусств»;

- стоимость: 471 714 853,40 рублей;

- реквизиты акта: акт приемки законченного строительством объекта от 08.10.2021;

- сумма акта: 471 714 853,40 рублей.

Таким образом, ни один из документов, предусмотренных в порядке оценки заявок, не представлен ООО «Строймеханизация» в подтверждение наличия опыта выполнения работ (договор, акт приемки объекта капитального строительства, акт (акты) выполненных работ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), что не соответствует как требованиям извещения о закупке, так и подпункту «е» пункта 28 раздела 5 Положения.

Следует отметить, что Комиссия исследовала сведения, размещенные в единой информационной системе в реестре контрактов по указанному в заявке номеру договора – 3745122790621000031, при этом во вкладке «вложения» размещены только контракт с приложениями, КС-2, КС-3 и платежные поручения об оплате выполненных работ, экспертные заключения, тогда как акт приемки объекта капитального строительства (КС-11), являющийся обязательным документом, который должен быть предоставлен участником закупки, в составе общедоступной информации о закупке в реестре контракта отсутствует.

На заседании Комиссии представитель заказчика также не смог пояснить в каком разделе реестровой записи контракта № 3745122790621000031 размещен акт приемки объекта капитального строительства, на который ссылается заявитель в составе второй части заявки.

Более того, из представленных участником закупки сведений не представляется возможным сделать вывод, что пешеходная набережная является автомобильной дорогой, что также является обязательным подтверждением наличия опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта, согласно порядку оценки, установленному в извещении о закупке.

Следует отметить, что представленный ООО «Строймеханизация» контракт заключен на основании электронного конкурса № 0169300000121000059 на строительство пешеходной набережной вдоль южного берега р. Миасс от улицы Кирова до створа ул. Пушкина и «Сквера Искусств».

В составе конкурсной документации, размещенной в единой информационной системе, содержится положительное заключение экспертизы, выданное ОГАУ Госэкспертиза Челябинской области от 30.04.2019 (далее - заключение), в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту: «строительство пешеходной набережной вдоль южного берега р. Миасс от улицы Кирова до створа ул. Пушкина и «Сквера Искусств».

В пункте 2.1.2 заключения указано, что назначение объекта – объекты жилищно-гражданского строительства, тип объекта – линейный.

На основании изложенного, Комиссия критически относится к тому обстоятельству, что представленный опыт выполнения работ по строительству пешеходной набережной является опытом по строительству автомобильной дороги, при том, что ни из объема сведений, представленных в составе второй части заявки ООО «Строймеханизация», ни из пояснений и документов заказчика не представляется возможным сделать вывод об отнесении пешеходного объекта к автомобильной дороге.

Таким образом, в нарушение подпункта «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, подпункта «е» пункта 28 раздела 5 Положения конкурсная комиссия нарушила порядок оценки заявок, предусмотренный извещением о закупке в части оценки заявки ООО «Строймеханизация», которое не представило в составе второй части заявки полный перечень документов, предусмотренных извещением, из которых также не следует, что общество имеет опыт выполнения работ по строительству автомобильной дороги.

Более того, сведения в отношении представленного контракта, размещенные в единой информационной системе, также не подтверждают наличие у указанного участника закупки опыта выполнения работ, соответствующего требованиям заказчика.

Дополнительно Комиссия отмечает, что допущенное конкурсной комиссией нарушение законодательства о контрактной привело к тому, что указанному участнику закупки присвоено максимальное значение по критерию «квалификация участника закупки» (40%) и создало необоснованное преимущество по отношению к другим участника закупки, которые получили значительно меньшее количество баллов по данному показателю (заявка № 4 – 7,95%, заявка № 3 – 6,71%, заявка № 2 – 0 %), что в итоге повлияло на определение победителя закупки.

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.


 

Согласно пункту 3 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Требования к содержанию заявки определены в статье 43 Закона о контрактной системе, при этом в силу части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе указано, что заявка на участие в конкурсе состоит из трех частей:

- первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «а», «б» и «г» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

- вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «р» пункта 1, подпунктом «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

- третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Из документов и сведений, размещенных в единой информационной системе, а также представленных заказчиком на заседании Комиссии, следует, что требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке не размещены в составе документов по закупке, что противоречит пункту 3 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки составов административного правонарушения, предусмотренных главой 7 КоАП РФ.


 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Капиталстрой» на действия конкурсной комиссии обоснованными.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях конкурсной комиссии нарушение подпункта «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, подпункта «е» пункта 28 раздела 5 Положения.

3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

2022-2878

 

 

Связанные организации

МУ КГО «Управление строительства»
ИНН 7411015020, ОГРН 1027400779230
АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1027739521666
ООО «Капиталстрой»
ИНН 7449069730, ОГРН 1077449008966