Решение б/н Решение и предписание по делу №378, 380-ж/2013 по жалобам ОО... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №378, 380-ж/2013

 

20 августа 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Комиссия Челябинского УФАС России) в составе:

 

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

 

Членов Комиссии:

Долгополовой К.А.

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

 

 

Титовой С.В.

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалоб ООО «АВТОДОРКОМПЛЕКТ», ООО «Предприятие «Стройкомплект» на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку экскаватора-погрузчика (изв. № 0169200000313004845), в присутствии представителей ООО «АВТОДОРКОМПЛЕКТ», ООО «Предприятие «Стройкомплект», Главного управления материальных ресурсов Челябинской области, ГБОУ СПО «Златоустовский техникум сварки и строительных технологий»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России поступили жалобы ООО «АВТОДОРКОМПЛЕКТ», ООО «Предприятие «Стройкомплект» на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку экскаватора-погрузчика (изв. № 0169200000313004845) (далее — Аукцион).

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте в сети «Интернет» 09.08.2013.

Заказчик —ГБОУ СПО «Златоустовский техникум сварки и строительных технологий» (далее — заказчик).

Уполномоченный орган — Главное управление материальных ресурсов Челябинской области (далее — уполномоченный орган).

Максимальная (начальная) цена контракта — 2 880 000 рублей.

Дата окончания срока подачи заявок — 19.08.2013.

Дата окончания срока рассмотрения заявок — 20.08.2013.

Контракт по состоянию на 20.08.2013 не заключен.

Представители заявителей считают, что указанные в документации об аукционе характеристики экскаватора-погрузчика ограничивают число участников аукциона, поскольку к поставке может быть предложен экскаватор-погрузчик «John Deerе». В обоснование своей позиции представителями заявителей представлены каталоги производителей экскаваторов-погрузчиков фирмы «JCB», «TEREХ», «John Deerе», «Volvo», «MST» и распечатки с сайтов производителей.

Жестко прописанные технические требования к товару не позволяют ООО «Предприятие «Стройкомплект» предложить к поставке экскаватор-погрузчик фирмы «JCB», ООО «АВТОДОРКОМПЛЕКТ» - экскаватор-погрузчик фирмы «TEREХ».

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и пояснили следующее.

Экскаватор-погрузчик необходим заказчику не для работы на нем, а для обучения студентов. Заказчиком пояснил, что техническому заданию соответствует экскаватор-погрузчик «John Deerе». Сведения об иных производителях экскаваторов-погрузчиков, соответствующих характеристикам, указанным в документации об аукционе, заказчиком не представлено.

Технические характеристики товаров, предложенных в коммерческих предложениях хозяйствующими субъектами, представленных на запрос заказчика при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, заказчиком не исследовались. Соответствуют ли данные экскаваторы-погрузчики требованиям документации об аукционе, представители заказчика пояснить не смогли.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы Комиссия, руководствуясь статьей 60, 17 Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), пришла к следующим выводам.

1. В силу положения пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна сдержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно поставляемого товара, что в свою очередь позволяет участникам размещения заказа сформировать цену своего предложения на аукционе с учетом характеристик товара.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о размещении заказов в частности прозрачности размещения заказа, равного участия в торгах и недопустимости ограничения числа участников размещения заказа.

Согласно части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также ограничивающие доступ к участию в торгах.

Согласно документации об аукционе к поставке необходим экскаватор-погрузчик, при этом в Спецификации указаны характеристики данной техники.

Изучив представленную информацию, в т.ч. каталоги производителей, Комиссия пришла к выводу, что Спецификации документации об аукционе по характеристикам, указанным в Таблице № 1, соответствует только экскаватор-погрузчик «John Deerе». Экскаваторы-погрузчики «JCB», «TEREХ», «Volvo», «MST M542»», «Forway FW799» не соответствуют техническому заданию документации об аукционе по характеристикам, указанным в Таблице № 1, и иным параметрам.

Таблица 1

 

Характеристики экскаватора-погрузчика, указанные в документации об аукционе

Характеристики экскаватора-погрузчика «John Deerе»

Характеристики экскаватора-погрузчика «Terex»

Характеристики экскаватора-погрузчика «JCB»

Характеристики экскаватора-погрузчика «Volvo»

Характеристики экскаватора-погрузчика «MST M542»

Характеристики экскаватора-погрузчика «Forway FW799»

рабочий объем двигателя

 

не менее 4,5 л

6,8 л

4,4 л

4,4 л

4,8 л

4,4 л

4,4 л

мощность

 

не менее 69 кВт

94 кВт

68,5 кВт

68 кВт

64 кВт

74,5 кВт

70 кВт

коробка передач

 

не менее пятиступенчатая трансмиссия

пятиступенчатая трансмиссия

четырехступенчатая трансмиссия

четырехступенчатая трансмиссия

четырехступенчатая трансмиссия

четырехступенчатая трансмиссия

пятиступенчатая трансмиссия

глубина копания

 

не более 5,49 м

5,44 м

4,74 м

4,25 м

4,26 м

5,66 м

5,2 м

 

 

 

- характеристики экскаватора-погрузчика, не соответствующие требованиям документации об аукционе.

При обосновании характеристик товара, указанных в Таблице 1, заказчиком на запрос ООО «АВТОДОРКОМПЛЕКТ» на официальном сайте в сети «Интернет» размещено следующее разъяснение положений документации об аукционе.

Относительно пятиступенчатой коробки передач: «Экскаватор-погрузчик — машина цикличная и большую часть времени находится в движении. Габариты машины подразумевают и рассчитаны на то, чтобы перегонять машину по дорогам общего пользования, поэтому пятиступенчатая трансмиссия более технологична, более разгружает двигатель и способна экономить деньга своего владельца на топливо во время перегонов машины между рабочими площадками».

Относительно объема двигателя: «машина с большим объемом двигателя имеет больший запас по крутящему моменту, а это больший моторесурс и тяговооруженность в суровых российских условиях».

Относительно максимальной глубины копания: «максимальная глубина копания прямо пропорциональна увеличению негативных реактивных нагрузок на конструкцию машины. А в частности, чем длиннее плечо, тем меньше производительность машины, из-за пиковых реактивных нагрузок и больше затраты на последующий ремонт...от экскаватора-погрузчика в большей степени требуется максимальная надежность и максимальная производительность, без снижения ресурса узлов конструкции стрелы и гидравлической системы».

Аналогичные доводы были озвучены представителем заказчика на заседание Комиссии.

Однако указанные сведения не могут быть приняты во внимание, поскольку установленная законодательством необходимость указания в документации сведений о товаре, позволяющих определить потребность заказчика не должна приводить к тому, что этим требованиям будет соответствовать товар выпускаемый под одной торговой маркой или одним производителем.

Согласно части 1 статьи 41.6, части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов.

В данном случае в документации не указано ссылок на торговую марку и модель экскаватора-погрузчика, а также на место происхождения товара. Однако требования, изложенные в документации об аукционе и предъявляемые к экскаватору-погрузчику, фактически позволяют предложить к поставке товар определенной торговой марки, поскольку в случае несоответствия характеристик предлагаемого товара требованиям документации участнику размещения заказа должно быть отказано в допуске к участию в торгах (пункта 2 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов).

Представителями заказчика не представлено сведений и документов о реализации на территории РФ и Челябинской области хозяйствующими субъектами экскаваторов-погрузчиков иных торговых марок, отвечающих всем требованиям Спецификации документации об аукционе. Тогда как из положений статьи 41.6 Закона о размещении заказов следует, что заказчику при формировании документации об аукционе, в том числе в целях формирования начальной цены контракта и требований к товару надлежит изучить предложения об имеющихся в продаже экскаваторов-погрузчиков, соответствующих потребностям заказчика, и установить значимые для заказчика требования к товару, не устанавливая при этом безосновательных ограничений в допуске претендентов к участию в торгах.

Необходимо отметить, что согласно данным, указанным в коммерческих предложениях ООО «РосТрансАвто» и ООО «НТК форклифт», используемых заказчиком при формировании начальной (максимальной) цены контракта, технические характеристики экскаваторов погрузчиков «Forway FW799» и «MST M542» в совокупности не соответствуют документации об аукционе (см. Таблицу 1), следовательно, не могут быть предложены к поставке.

Таким образом, в нарушение Закона о размещении заказов должностным лицом заказчика фактически установлено требование о поставке экскаватора-погрузчика, соответствующего характеристикам марки «John Deerе», без возможности поставить его эквивалент, как это предусмотрено Законом о размещении заказов, что само по себе ограничивает количество участников размещения заказа, поскольку не позволяет принимать участие в торгах организациям и предпринимателям, реализующим, к примеру, экскаваторы-погрузчики марки «Terex» и «JCB», технические характеристики которых отличаются на незначительные показатели, например, рабочий объем двигателя 4,4 л, тогда как в техническом задании установлено требование не менее 4,5 л; мощность 68 кВт, тогда как в техническом задании — не менее 69 кВт.

Анализ представленных документов свидетельствует о том, что техническим и функциональным характеристикам экскаватора-погрузчика, указанным в техническом задании документации об аукционе в их совокупности соответствует только «John Deerе», что подтверждается представленными каталогами, распечатками с сайтов производителей.

Указание в документации об аукционе характеристик, соответствующих только одному экскаватору-погрузчику «John Deerе», нарушает часть 1 статьи 41.6, часть 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, части 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. Заказчиком в нарушение частей 1 и 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, при обосновании начальной максимальной цены контракта исследовалась цена на экскаваторы-погрузчики «Forway FW799» и «MST M542», технические характеристики которых в совокупности не соответствуют документации об аукционе (см. Таблицу 1).

Комиссия, руководствуясь частью 6 статьи 60, статьей 17 Закона о размещении заказов,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалоб ООО «Предприятие «Стройкомплект», ООО «АВТОДОРКОМПЛЕКТ» на действия заказчика обоснованными.

2. Признать в действиях заказчика нарушения части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34, частей 1,2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновныхлиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии

К.А. Долгополова

С.В. Титова

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 378, 380-ж/2013

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о размещении заказов

 

20 августа 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

 

Членов Комиссии:

Долгополовой К.А.

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

 

 

Титовой С.В.

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

 

на основании решения Челябинского УФАС России от 20.08.2013 года, принятого по итогам рассмотрения жалоб ООО «АВТОДОРКОМПЛЕКТ», ООО «Предприятие «Стройкомплект» на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку экскаватора-погрузчика (изв. № 0169200000313004845) (далее - Аукцион), в целях устранения нарушений законодательства в сфере размещения заказов,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ГБОУ СПО «Златоустовский техникум сварки и строительных технологий» с момента размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – официальный сайт) предписания не заключать контракт по итогам аукциона (изв. № 0169200000313004845), проведенного с нарушениями законодательства о размещении заказов, указанными в решении № 378, 380-ж/2013 от 20 августа 2013 года.

2. ГБОУ СПО «Златоустовский техникум сварки и строительных технологий» в срок до 27.08.2013 года:

2.1. принять решение об отмене открытого аукциона в электронной форме (изв. № 0169200000313004845);

2.2. передать указанное в пункте 2.1. настоящего предписания решение в Главное управление материальных ресурсов Челябинской области для размещения на официальном сайте в сети «Интернет» и направления оператору электронной площадки.

3. Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области в течение двух рабочих дней после получения от ГБОУ СПО «Златоустовский техникум сварки и строительных технологий» решения, предусмотренного пунктом 2.1 настоящего предписания, разместить указанные документы на официальном сайте в сети «Интернет» и направить оператору электронной площадки.

4. Электронной площадке ООО «РТС-тендер» с 22.08.2013 обеспечить ГБОУ СПО «Златоустовский техникум сварки и строительных технологий», Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области возможность исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания.

5. ГБОУ СПО «Златоустовский техникум сварки и строительных технологий» в срок до 30.08.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 1, 2 настоящего предписания в виде сообщения сведений о стадии размещения заказа по состоянию на 30.08.2013 (в случае заключения государственного контракта, представить надлежащим образом заверенную копию государственного контракта) и копии решения об отмене открытого аукциона в электронной форме с отметкой о получении указанного решения Главным управлением материальных ресурсов Челябинской области.

6. Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области в срок до 30.08.2013 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 3 настоящего предписания (распечатки с официального сайта, свидетельствующие о дате размещения решения об отмене открытого аукциона в электронной форме (изв. № 0169200000313004845 ).

7. Электронной площадке ООО «РТС-тендер» в срок до 30.08.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 4 настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Председатель Комиссии

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии

К.А. Долгополова

С.В.Титова

Связанные организации

Связанные организации не указаны