Решение б/н Решение от 24 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 074/10/18.1-3489/2022

 

16 января 2023 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе (далее – Комиссия):

Председателя

Комиссии:

<...>

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов

Комиссии:

<...>

-

заместителя начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

при рассмотрении жалобы ООО «СберТройка» (далее — Заявитель) на неправомерные действия Областного государственного казенного учреждения «Организатор перевозок Челябинской области» (далее — ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области», организатор торгов)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «СберТройка» на неправомерные действия ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» при организации и проведении конкурса на право заключения договора по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района, извещение № 2527334 (далее — Конкурс, торги).

В качестве доводов ООО «СберТройка» указано, что организатором торгов 06.12.2022 в извещение о проведении торгов и конкурсную документацию внесены изменения, однако, срок подачи заявок продлен менее чем на 15 календарных дней. Кроме того, Заявитель полагает, что в конкурсной документации отсутствует информация о максимальном количестве маркетинговых и иных мероприятий, которые необходимо проводить оператору автоматизированной системы оплаты проезда (далее - АСОП); о предполагаемом количестве и виде транспортных карт, выпуск и эмиссию которых необходимо осуществить; требования о количестве сотрудников, которые обрабатывают звонки пользователей системы оплаты проезда и времени работы центра по обработке звонков; не указан порядок и срок согласования дизайна оформления транспортных карт. В связи с этим, Заявитель отмечает, что организатором торгов не исполнено предписание Челябинского УФАС России по жалобам №№ 074/10/18.1-3108/2022, 074/10/18.1-3111/2022, 074/10/18.1-3122/2022 от 21.11.2022.

В дополнениях к жалобе ООО «СберТройка» указано, что организатором торгов не в полном объеме указана информация о предмете торгов. Так, конкурсная документация содержит прямое указание на оказание победителем торгов услуг исключительно при осуществлении перевозок по регулируемым тарифам, в то время как в разъяснении положений конкурсной документации от 28.10.2022 № 468589 указано, что при подготовке проекта договора допущены неточности, а работа АСОП предполагалась на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа по нерегулируемому тарифу, включая маршруты наземного городского электрического транспорта.

Заявитель отмечает, что в конкурсной документации отсутствует информация об осуществлении интеграции АСОП с внешними информационными системами.

ООО «СберТройка» полагает, что конкурсная документация содержит положения, направленные на развитие недобросовестной конкуренции, поскольку в ней отсутствуют требования об обеспечении заявки на участие в Конкурсе, обеспечении заключаемого по результатам Конкурса договора, антидемпинговые меры, ответственность за срыв сроков внедрения системы оплаты проезда, о включении уклонившегося или не исполнившего договор поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков.

На основании изложенного, Заявитель считает, что конкурсная документация составлена с нарушением требований действующего законодательства, просит обязать организатора торгов устранить допущенные нарушения и отменить составленные в ходе проведения Конкурса протоколы.

 

ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» представлены следующие письменные пояснения, поддержанные представителями на заседании Комиссии.

Решение о внесении изменений в извещение о проведении торгов принято организатором торгов в соответствии с предписанием Челябинского УФАС России по жалобам №№ 074/10/18.1-3108/2022, 074/10/18.1-3111/2022, 074/10/18.1-3122/2022 от 21.11.2022, в соответствии с которым ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» надлежало продлить срок подачи заявок на участие в Конкурсе не менее чем на 10 дней со дня опубликования и (или) размещения изменений, внесенных в конкурсную документацию, которое являлось обязательным для исполнения.

Согласно пункту 4.12 технического задания маркетинговые и иные мероприятия будут проводиться с использованием мобильного приложения АСОП и сайта в сети Интернет не реже 1 раза в месяц. Проведение маркетинговых мероприятий с использованием мобильного приложения и сайта в сети Интернет не требует существенных финансовых затрат, расходы на данные мероприятия могут быть учтены как затраты на ведение мобильного приложения.

В пункте 5.7. технического задания «Требования к показателям назначения» указаны параметры, поддержку которых на момент ввода в эксплуатацию должна обеспечить АСОП: число действующих Транспортных карт - 2 000 000 (два миллиона), число действующих Социальных карт - 500 000 (пятьсот тысяч). Таким образом, конкурсная документация содержит информацию о количестве и виде действующих транспортных карт. Данные сведения позволяют оценить предполагаемое количество и виды транспортных карт, эмиссию (выпуск) которых должен обеспечить оператор АСОП.

Количество операторов и время работы центра по обработке звонков пользователей определяется оператором АСОП на свое усмотрение в соответствии с обозначенным в пункте 5.7 технического задания количеством обрабатываемых звонков пользователей - от 600 (шестисот) в месяц.

Организатор торгов, отмечает, что согласно пункту 3.2.7 договора по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района Заказчик обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента исполнения Оператором АСОП мероприятия Календарного плана (Приложение № 1 к договору) осуществить приемку работ по мероприятию или подготовить мотивированный отказ от приемки работ по мероприятию.

На основании изложенного, ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» полагает, что доводы Заявителей являются необоснованными.

 

Представителем Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - Министерство) на заседании Комиссии отмечено, что на территории Челябинской агломерации предполагается внедрение «онлайн» системы оплаты проезда, которая предполагает, что при пополнении транспортной карты деньги будут зачислены на нее автоматически, действующая на территории города Челябинска система является «офлайн» системой, т. е. деньги поступают на карту на следующей день. Указанные требования к АСОП должны были быть отражены в конкурсной документации.

Кроме того, представителем Министерства отмечено, что необходимо дополнить ответственность победителя торгов в части соблюдения условий договора, заключаемого по результатам торгов.

 

ООО «БЕНТОК-СМОЛЕНСК» представлены письменные пояснения по доводам жалобы и представителями на заседании Комиссии пояснено, что Заявитель участвовал в торгах, положения конкурсной документации в антимонопольный орган не обжаловал. Срок приема заявок на участие в Конкурсе продлен с учетом требований контролирующего органа. В конкурсную документацию внесены изменения в соответствии с предписанием Челябинского УФАС России по жалобам №№ 074/10/18.1-3108/2022, 074/10/18.1-3111/2022, 074/10/18.1-3122/2022 от 21.11.2022. Действующая редакция конкурсной документации позволила ООО «БЕНТОК-СМОЛЕНСК» осуществить расчет предложения по стоимостному критерию для участия в Конкурсе. Обществом отмечено, что предполагаемая им система оплаты проезда является системой закрытого типа, а конкурсная документация не содержит требований к АСОП исключительно в виде «онлайн» системы. Для приведения системы ООО «БЕНТОК-СМОЛЕНСК» к «онлайн» типу требуется ее техническая доработка и, соответственно, дополнительное вложение денежных средств.

На основании изложенного, ООО «БЕНТОК-СМОЛЕНСК» полагает, что доводы Заявителя являются необоснованными.

 

Изучив представленные материалы, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

1.1. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Кроме того, ООО «СберТройка» подана заявка на участие в торгах.

В связи с этим жалоба Заявителя на действия организатора торгов подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

1.2. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального района, городского округа отнесены к вопросам местного значения муниципального района, городского округа соответственно (пункт 6 статьи 15, пункт 7 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

В соответствии с подпунктами 12, 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение); социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, жертв политических репрессий, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.

По данным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Автоматизация учета оплаты проезда пассажирами на маршрутах регулярных перевозок и автоматизированное распределение денежных средств, полученных от такой оплаты, является нуждой публичного образования в целях реализации полномочий по усовершенствованию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные информационные системы создаются, модернизируются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве, законодательством о концессионных соглашениях, а в случаях, если эксплуатация государственных информационных систем осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с иными федеральными законами.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 29.12.2014 № 280 (в ред. от 16.09.2022) утверждено Положением о Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее – Положение).

Пунктом 8 Положения установлено, что Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: координацию деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (подпункт 4); осуществление полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с Законом № 71-ЗО (подпункт 45-1).

Пунктом 11 части 2 статьи 3 Закон № 71-ЗО (в ред. от 05.10.2022) определено, что к полномочиям уполномоченного органа (Министерства) по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района относится установление регулируемых тарифов на регулярные перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, включая установление порядка организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам на регулярные перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и организацию указанного автоматизированного учета, а также включая установление порядка организации автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты пассажирами проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам на регулярные перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на регулярные перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, и организацию указанного автоматизированного распределения денежных средств.

Правительством Челябинской области издано Распоряжение № 115-рп от 27.02.2020 «О создании Областного государственного казенного учреждения «Организатор перевозок Челябинской области», в соответствии с которым функции и полномочия учредителя возложены на Министерство (пункт 3), основной целью деятельности учреждения определена организация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района (пункт 5).

Приказом Министерства от 28.02.2020 № 88 утвержден Устав Областного государственного казенного учреждения «Организатор перевозок Челябинской области» с изменениями № 1 и № 2, внесенными Приказами Министерства от 22.07.2022 № 338 и от 05.10.2022 № 479 (далее – Устав).

В пункте 2.3 Устава приведены основные виды деятельности учреждения, в том числе:

- организация автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам (подпункт 22);

- реализация установленных учредителем заданий и планов выполнения работ в рамках осуществления уставной деятельности (подпункт 30).

Пунктом 1.3 Устава определено, что учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральным органов исполнительной власти, Уставом (Основным законом) Челябинской области, законами и иными нормативными правовыми актами Челябинской области, распорядительными документами учредителя и органа исполнительной власти Челябинской области по управлению областным государственным имуществом Челябинской области, государственным заданием, иными документами, издаваемыми учредителем по вопросам деятельности учреждения в пределах своих полномочий, Уставом.

Приказом Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области от 30.12.2021 № 464 утвержден План оказания (услуг) работ ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» на 2022 год (далее – План).

В рамках мероприятия 2 Плана - «Внедрение единой системы оплаты проезда для Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района», предусмотрены следующие показатели:

- подготовка аукционной документации и проведение конкурсных процедур по определению оператора для внедрения системы оплаты проезда; разработка проекта Порядка проведения конкурса, критерии отбора участников, проекта договора и технического задания для проведения конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации процесса и автоматизации учета платы за проезд пассажиров и провоз багажа на маршрутах регулярных перевозок (пункт 2.1);

- разработка и подготовка проекта нормативного правового акта о едином билетном меню для Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района (пункт 2.2);

- разработка предложений по развитию системы оплаты проезда в отношении системы городского пассажирского транспорта (пункт 2.3).

Приказом Министерства от 06.10.2022 № 482 (в редакции Приказа Министерства от 07.10.2022 № 490) утвержден Порядок проведения открытого конкурса на право заключения договора по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам, автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа, между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района» (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства от 06.10.2022 № 482 организация автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа, между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района, производится в соответствии с договором, который заключается по итогам конкурса, проведенного согласно Порядку.

Пунктом 3 Приказа Министерства от 06.10.2022 № 482 определено, что ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» необходимо организовать и провести конкурс, в том числе осуществить следующие мероприятия:

- разработать конкурсную документацию, включая утверждение критериев отбора участников конкурса, разработку технического задания к конкурсу и проекта договора;

- заключить договор по итогам конкурса.

В соответствии со статьей 123.22 ГК РФ, с частью 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» казенные учреждения признаются типом государственных, муниципальных учреждений.

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что казенное учреждение это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Как следует из вышеуказанных положений, казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам.

Казенные учреждения в гражданском обороте действуют от имени публично-правового образования.

Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

На основании изложенного, к государственным (муниципальным) казенным учреждениям отнесены те учреждения, которые по определению должны содержаться за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, цель создания которых - оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение государственных (муниципальных) функций.

Из системного толкования указанных правовых актов следует, что ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области», созданное в целях оказания государственных (муниципальных) услуг и выполнения государственных (муниципальных) функций, действует на основании Устава, руководствуется в своей деятельности требованиями действующего законодательства, а также правовыми актами, издаваемыми Министерством, являющимся учредителем казенного учреждения.

Таким образом, проведение ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» торгов по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств является обязательным для данного учреждения.

Проведение ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» рассматриваемого Конкурса осуществляется в связи с реализацией властных полномочий и способно влиять на конкуренцию на соответствующем товарном рынке, который исходя из полученных антимонопольным органом документов и сведений является конкурентным.

Заявки на участие в Конкурсе поданы следующими хозяйствующими субъектами: ООО «Альфалайт», АО «Башкирский регистр социальных карт», ООО «Сбертройка», ООО «ЭК-Мобайл», ООО «Бенток-Смоленск», ООО «Трансгидсервис», ООО «Уралинфотек», ООО «Система-А».

Таким образом, на территории трех муниципальных образований, образующих Челябинскую городскую агломерацию, казенным учреждением проводятся торги по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, т. е. выбору оператора АСОП, который осуществляет ввод в эксплуатацию АСОП с последующим осуществлением в течение 5 лет деятельности победителя в качестве единственного оператора такой системы.

На основании изложенного, проведение Конкурса является обязательным для ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

2. ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» при организации и проведении Конкурса руководствовалось статьями 447, 448 ГК РФ, Порядком.

В соответствии с пунктом 2 статьи 448 ГК РФ извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Пунктом 3 статьи 448 ГК РФ определено, что условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

Согласно пункту 21 Порядка извещение и документация размещаются организатором конкурса на сайте электронной торговой площадки (ЭТП) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не менее чем за тридцать календарных дней до дня рассмотрения заявок.

Требования к содержанию извещения о проведении конкурса и конкурсной документации определены пунктами 22, 23 Порядка.

Извещение и конкурсная документация размещены на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru 09.10.2022 (извещение № 2527334).

Предметом Конкурса является право на заключение договора по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района. Предмет торгов раскрывается ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» в техническом задании (приложение № 4 конкурсной документации, приложение № 1 к проекту договора, входящего в состав конкурсной документации; далее — техническое задание).

Во исполнение предписания Челябинского УФАС России по жалобам №№ 074/10/18.1-3108/2022, 074/10/18.1-3111/2022, 074/10/18.1-3122/2022 от 21.11.2022 организатором торгов 06.12.2022 в извещение о поведении торгов и конкурсную документацию внесены изменения, в связи с чем изменены сроки проведения Конкурса.

Даты начала и окончания подачи заявок 06.12.2022 и 19.12.2022 соответственно.

Дата рассмотрения, сопоставления, оценки заявок - 20.12.2022.

Дата подачи окончательных предложений - 21.12.2022.

Дата подведения итогов торгов – 21.12.2022.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок № 2527334 от 20.12.2022 на участие в Конкурcе подано 8 заявок, которые допущены к участию в торгах.

21.12.2022 составлен протокол рассмотрения окончательных предложений о цене договора № 2527334 на участие в Конкурcе.

В соответствии с протоколом подведения итогов конкурса № 2527334 от 21.12.2022 первый порядковый номер присвоен заявке ООО «БЕНТОК-СМОЛЕНСК», второй — ООО «Сбертройка».

Торги приостановлены в связи с поступлением жалобы на действия организатора торгов, договор по результатам Конкурса не заключен.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, а также в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы установлено следующее.

 

2.1. Согласно пункту 24 Порядка организатор конкурса вправе принять решение о внесении изменений в извещение и (или) документацию не позднее чем за два рабочих дня до даты окончания приема заявок. В течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения такие изменения размещаются организатором конкурса на сайте электронной торговой площадки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на сайте электронной торговой площадки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет изменений в извещение и (или) документацию до даты окончания приема заявок такой срок составлял не менее пятнадцати календарных дней.

Аналогичное положение закреплено в пункте 24 Порядка, включенного в состав конкурсной документации.

Вместе с тем, внесение изменений в конкурсную документацию осуществлялось организатором торгов во исполнение предписания Челябинского УФАС России по жалобам №№ 074/10/18.1-3108/2022, 074/10/18.1-3111/2022, 074/10/18.1-3122/2022 от 21.11.2022.

Так, Челябинским УФАС России организатору торгов выдано по жалобам №№ 074/10/18.1-3108/2022, 074/10/18.1-3111/2022, 074/10/18.1-3122/2022 предписание от 21.11.2022, в соответствии с которым ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» необходимо внести в конкурсную документацию изменения в части приведения ее в соответствие с требованиями действующего законодательства (подпункт 1 пункта 1 указанного предписания), а также принять решение о продлении срока подачи заявок на участие в Конкурсе не менее чем на 10 дней со дня опубликования и (или) размещения изменений, внесенных в конкурсную документацию (подпункт 3 пункта 1 указанного предписания).

Таким образом, при принятии решения о продления сроков подачи заявок на участие в Конкурсе организатор торгов руководствовался сроками, определенными в таком предписании.

При этом, внесение таких изменений в конкурсную документацию осуществлялось ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» не по собственной инициативе в порядке, предусмотренном пунктом 24 Порядка, а во исполнение предписания антимонопольного органа.

Комиссия отмечает, что организатор торгов вправе также был продлить срок приема заявок на больший срок, по сравнению с установленным в предписании Челябинского УФАС России.

ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» изменения в конкурсную документацию опубликованы 06.12.2022, срок приема заявок продлен до 19.12.2022, т. е. на 13 дней.

На основании изложенного, Комиссия считает, что в действия организатора торгов отсутствуют нарушения пункта 24 Порядка при принятии решения о продлении срока приема заявок, а соответствующий довод Заявителя является необоснованным.

 

2.2. Пунктом 2.1 проекта договора установлено, что оператор АСОП обязуется оказать услуги по организации автоматизированного учета оплаты за проезда на территории АСОП в соответствии с техническим заданием (Приложение № 3 к проекту договора).

Оплата услуг по заключаемому по результатам Конкурса договору со стороны заказчика не осуществляется, а расходы оператора АСОП на оказание услуг по организации процесса и автоматизации учета оплаты за проезд предусмотрено компенсировать за счет тарифа оператора определенный процент от платы за проезд (не более 4 % от размера платы за проезд пассажиров и провоза багажа), который является стоимостным критерием Конкурса. Величина значимости такого критерия составляет 80 %.

Таким образом, для оформления участия в конкурсе потенциальным участникам необходимо осуществить расчет конкурсного предложения по стоимостному критерию и рассчитать свои расходы на оказание услуг по организации процесса и автоматизации учета оплаты с учетом всех предусмотренных техническим заданием мероприятий.

Согласно пункту 4.12 технического задания оператор АСОП за счет собственных средств обязан по заданию заказчика проводить совместно с участниками АСОП маркетинговые и иные организационные мероприятия с использованием мобильного приложения АСОП и сайта в сети Интернет, направленные на территориальное масштабирование транспортных карт в порядке, предварительно согласованном сторонами договора отдельно. Маркетинговые и иные организационные мероприятия будут проводиться не реже 1 раза в месяц.

Из указанного положения технического задания следует, что минимальное количество маркетинговых мероприятий составляет 1 в месяц (т. е. 60 мероприятий с учетом 5-летнего срока действия заключаемого по результатам Конкурса договора). Максимальное количество таких мероприятий не определено, при этом поскольку необходимость проведения таких мероприятий ставится в зависимость от выдачи оператору АСОП задания заказчиком (ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области»), а их выполнение осуществляется за счет оператора АСОП, то целесообразно определить в техническом задании, в том числе максимальное количество таких мероприятий (либо диапазона значений), для расчета предложения потенциальных участников о размере тарифа оператора АСОП.

Кроме того, пунктом 4.13 технического задания предусмотрено, что оператор АСОП за счет собственных средств обязан разработать и согласовать с заказчиком оформление (дизайн) и наименование транспортных карт. Для разработки оформления (дизайна) и наименования транспортных карт оператор АСОП может привлекать сторонние организации, а также привлекать средства массовой информации Челябинской области и органы исполнительной власти Челябинской области для проведения опроса населения территории АСОП.

В соответствии с пунктом 1.12 календарного плана мероприятий, являющегося Приложением № 1 к договору, разработать и согласовать с заказчиком оформление (дизайн) и наименование транспортных карт, оператору АСОП надлежит в течение месяца с момента заключения договора.

Таким образом, в конкурсной документации не регламентирован порядок и сроки согласования дизайна и оформления транспортных карт, помимо общего срока на выполнение данного мероприятия.

Помимо этого, пунктом 4.14 конкурсной документации предусмотрено, что оператор АСОП за счет собственных средств обязан обеспечить выпуск и эмиссию транспортных карт различных видов.

Вместе с тем, из документации не следует предполагаемый объем выпуска и эмиссии транспортных карт различных видов.

При этом из буквального содержания пункта 5.7 технического задания следует, что указанным положением определены требования к АСОП, которая должна обеспечить поддержку следующих параметров на момент ввода АСОП в эксплуатацию:

число действующих Транспортных карт – 2 000 000 (два миллиона);

число действующих Социальных карт 500 000 (пятьсот тысяч).

При этом, из указанного положения не следует, что именно в этом количестве оператор АСОП обязан осуществить выпуск и эмиссии транспортных карт. Более того, выпуск и эмиссия социальных карт условиями конкурсной документации не предусмотрена.

Таким образом, пункт 5.7 фактически отражает параметры системы, при которых оператор должен обеспечить возможность функционирования системы, что не является ни сведениями о количестве и виде действующих транспортных карт, ни сведениями о предполагаемом количестве и виде транспортных карт, выпуск и эмиссию которых необходимо осуществить.

Довод организатора торгов о том, что данное положение документации позволяет оценить количество и вид транспортных карт, эмиссию и выпуск которых необходимо осуществить победителю торгов, отклонен Комиссией, поскольку не соответствует буквальному содержанию конкурсной документации. При этом недоставки формулировок, приведенных в конкурсной документации, могут вводить потенциальных участников торгов в заблуждение относительно предмета торгов и объема обязательств победителя торгов.

Обоснования невозможности приведения в конкурсной документации сведений о количестве и виде действующих транспортных карт и транспортных карт, выпуск и эмиссию которых необходимо осуществить, а также об источнике определения значений 2 000 000 действующих Транспортных карт и 500 000 действующих Социальных карт в пункте 5.7 технического задания, антимонопольным органом не получено, организатором торгов не представлено.

В связи с чем, конкурсная документация не содержит сведений о количестве и виде действующих транспортных карт, предполагаемом количестве и виде транспортных карт выпуск и эмиссию которых необходимо осуществить оператору АСОП в соответствии с условиями конкурсной документации, что может привести у созданию препятствий участникам торгов при расчете цены своего конкурсного предложения.

Кроме того, согласно пункту 4.27 технического задания оператор АСОП за счет собственных средств обязан организовать работу с обращениями пользователей, в том числе центра по обработке звонков пользователей с возможностью бесплатного вызова для пользователя.

В соответствии с изменениями от 06.12.2022 в пункт 5.7 технического задания предусматривает, что АСОП на момент ввода АСОП в эксплуатацию должна обеспечить поддержку обрабатываемых звонков пользователей в количестве от 600 в месяц.

Вместе с тем, целесообразно определить в техническом задании в том числе максимальное количество таких звонков, либо диапазона значений, для расчета предложения потенциальных участников о размере тарифа оператора АСОП, поскольку установление одного лишь минимального значения данного показателя не позволяет рассчитать максимальные затраты претендента на участие в торгах при исполнении условий договора, заключаемого по результатам.

 

Таким образом, конкурсная документация, несмотря на внесенные в нее 06.12.2022 изменения, не содержит информации, позволяющей объективно осуществить расчет конкурсного предложения по стоимостному критерию и рассчитать свои расходы на оказание услуг по организации процесса и автоматизации учета оплаты с учетом всех предусмотренных техническим заданием мероприятий, в том числе сведения о количестве и виде действующих транспортных карт, предполагаемом количестве и виде транспортных карт выпуск и эмиссию которых необходимо осуществить оператору АСОП в соответствии с условиями конкурсной документации, достаточных сведений о количестве проведения маркетинговых и иных мероприятий с использованием мобильного приложения и сайта в сети Интернет, а также об объеме работы центра по обработке звонков пользователей на территории АСОП, не регламентирован порядок и сроки согласования дизайна и оформления транспортных карт.

При этом каких либо документов, подтверждающих невозможность установления в конкурсной документации таких сведений, организатором торгов не представлено, антимонопольным органом не получено.

Отсутствие информации, необходимой для расчета предложения потенциальных участников о размере тарифа оператора АСОП, свидетельствует, что организатором торгов в нарушение пункта 2 статьи 448 ГК РФ, подпункта 2 пункта 22 Порядка, не в полном объеме указано описание предмета торгов и отсутствует информация, необходимая потенциальным участникам для оформления участия в торгах, а доводы Заявителя в рассматриваемой части признаны Комиссией обоснованными.

 

2.3. По доводам заявителей об осуществлении интеграции АСОП с внешними информационными системами Комиссия считает возможным указать следующее.

Согласно разделу 1 технического задания внешняя информационная система – это информационная система, которая осуществляет обмен данными с АСОП через программный интерфейс (API) в целях предоставления пользователю сведений из личного кабинета пользователя и возможности пополнения транспортных карт.

Под информационным партнером понимается участник АСОП, владеющий внешней информационной системой и осуществляющий автоматизированный информационный обмен с оператором АСОП в соответствии с регламентом взаимодействия участников АСОП и на основании соглашения взаимодействия с внешними информационными системами.

Согласно пункту 4.36 технического задания оператор АСОП обязан разработать и согласовать с заказчиком программный интерфейс приложения (API) АСОП и его описание в целях обмена данными с внешними информационными системами информационных партнеров, взаимодействие с которыми может возникнуть в процессе эксплуатации (функционирования) АСОП, в соответствии с пунктом 5.3.2. технического задания.

Согласно пункту 5.3.2 технического задания обмен данными между АСОП и внешними информационными системами осуществляется на основании заключенного соглашения взаимодействия с внешними информационными системами. Обмен данными между АСОП и внешними информационными системами, который может возникнуть в процессе эксплуатации (функционирования) АСОП должен быть реализован через программный интерфейс (API).

Таким образом, положения конкурсной документации предполагают определение «внешняя информационная система», введения понятии «информационный партнер», а также включения условий об осуществлении обмена данными информационных систем с АСОП через программный интерфейс (API).

API предстает собой описание способов взаимодействия одной компьютерной программы с другими; обычно входит в описание какого-либо интернет-протокола, программного каркаса или стандарта вызовов функций операционной системы; часто реализуется отдельной программной библиотекой или сервисом операционной системы; набор компонентов, с помощью которых компьютерная программа может использовать другую программу.

Заявителем не доказана невозможность исполнения данных условий конкурса и недостаточность такого механизма интеграции информационных систем.

В связи с чем, Комиссией Челябинского УФАС России довод Заявителя об отсутствии достаточных сведений относительно интеграции АСОП с внешними информационными системами признан необоснованным.

При этом, Комиссия отмечает, что в конкурсной документации прямо не указанно о том, будут ли продолжать функционировать действующие на территории муниципальных образований, входящих в Челябинскую агломерацию, автоматизированные системы оплаты проезда после выбора по результатам Конкурса оператора АСОП.

В случае прекращения действия на территории муниципальных образований, входящих в Челябинскую агломерацию, действующих автоматизированных систем оплаты проезда после выбора по результатам Конкурса оператора АСОП условия об обеспечении интеграции АСОП с такими системами может быть не предусмотрена заказчиком.

При сохранении на территории таких муниципальных образований функционирования действующих автоматизированных систем оплаты проезда после выбора по результатам Конкурса оператора АСОП возникает и необходимость рассмотрения вопроса об обеспечении интеграции АСОП с такими системами.

В связи с чем Комиссия полагает о целесообразности доработки в рассматриваемой части конкурсной документации.

 

2.4. В пункте 3.2.6 проекта договора указана обязанность организатора торгов предусмотреть в государственных контрактах на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам на Территории АСОП, обязанность перевозчиков присоединиться к Регламенту взаимодействия участников АСОП.

В пункте 5.1 проекта договора также указано, что размер тарифа оператора АСОП определяется от объема платы за проезд пассажиров и провоз багажа, которая подлежит перечислению перевозчикам, в соответствии с заключенными государственными контрактами на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам на Территории АСОП.

В ответ на запрос о разъяснении положений конкурсной документации от 28.10.2022 № 468589 организатором торгов указано, что в пунктах 3.2.6, 5.1 проекта договора допущены неточности, заказчиком на основании Закона № 71-ЗО предполагалась работа АСОП на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемому тарифу, включая маршруты наземного городского электрического транспорта.

Таким образом, в действующей редакции конкурсной документации Комиссией каких-либо несоответствий пунктов 3.2.6, 5.1 проекта договора и разъяснений положений конкурсной документации от 28.10.2022 № 468589 не установлено, а соответствующий довод Заявителя является необоснованным.

При этом, Комиссия отмечает, что в пункте 3 разъяснения положений конкурсной документации от 28.10.2022 № 468589 указано, что конкурсной документацией, проектом договора, техническим заданием не предусмотрена работа оператора АСОП по нерегулируемому тарифу, однако, оператор АСОП вправе самостоятельно организовать работу по маршрутам по нерегулируемому тарифу в соответствии с регламентом взаимодействия участков АСОП.

Конкурсной документацией, предполагается, что в отчете по организации процесса и автоматизации учета оплаты за проезд пассажиров и провоз багажа Оператором АСОП, отчете «Динамика сбора выручки» указываются помимо прочего сведения по нерегулируемому маршруту.

Более того, на территории Челябинской области реализуется транспортная реформа, предполагающая изменения вида регулярных перевозок по значительному количеству муниципальных и межмуниципальных маршрутов на территории Челябинской агломерации с нерегулируемого на регулируемый, что может привести к изменению предмета торгов в отсутствие указанной информации в конкурсной документации при условии, что договор с победителем торгов заключается на 5 лет, изменению количества действующие на территории АСОП транспортных карт.

Комиссия отмечает, что согласно пункту 7.4 проекта договора оператор АСОП вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего договора в случае, если количество транспортных средств перевозчиков на последний календарный день 2022 года составит менее 700 (семисот), уведомив об этом заказчика за десять дней до предполагаемой даты расторжения Договора.

Вместе с тем, заключение договора в 2022 году в связи с обжалованием Конкурса не представляется возможным, а указанные положения проекта договора необходимо скорректировать по состоянию на 2023 год, в том числе с учетом документа планирования регулярных перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Челябинского городского округа, Копейского городского округа и Сосновского муниципального район.

 

2.5. Конкурс проводится ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» в соответствии со статьями 447, 448 ГК РФ, Порядком.

Положения законодательства о контрактной системе к данным правоотношениями не применяются, в связи с чем доводы Заявителя о том, что в конкурсной документации отсутствуют требования об обеспечении заявки на участие в Конкурсе, обеспечении заключаемого по результатам Конкурса договора, антидемпинговые меры, ответственность за срыв сроков внедрения системы оплаты проезда, о включении уклонившегося или не исполнившего договор поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков.

Вместе с тем, указанные требования могут быть включены в конкурсную документацию в случае, если возможность их установления будет предусмотрена Порядком.

Таким образом, Комиссия полагает целесообразным при наличии соответствующей потребности у заказчика внести в Порядок изменения в целях обеспечения подтверждения добросовестности участников торгов, и только после таких изменений рассмотреть возможность включения соответствующих положений в конкурсную документацию.

Комиссия отмечает, что конкурсной документацией также могут быть определены и минимальное и максимальное значение размера тарифа оператора АСОП (цены) при наличии соответствующего экономического и документального обоснования.

Кроме того, пунктом 5.1 проекта договора определено, что размер тарифа оператора АСОП определяется Регламентом и составляет не более «__» процента от объема платы за проезд пассажиров и провоз багажа с использованием транспортных карт, специального вида транспортных карт и наличных денежных средств, которая подлежит перечислению перевозчикам, в соответствии с заключенными государственными контрактами на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории АСОП.

Однако из положений договора и конкурсной документации не следует, что размер такого тарифа не может превышать окончательное предложение победителя торгов по стоимостному критерию, что может привести к заключению с победителем торгов договора на условиях, отличных от предложенных в заявке победителя Конкурса.

В части ответственности оператора АСОП в случае неисполнения договора Комиссия обращает внимание, что в соответствии с пунктом 7.1 проекта договора за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

За нарушение оператором АСОП сроков оказания услуг по исполнению этапов, определенных в календарном плане (Приложение №1 к Договору) и/или сроков, указанных в пункте 4.4 договора, заказчик вправе расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке (пункт 7.2. проекта договора).

В случае нарушения функционирования АСОП оператор АСОП обязан уплатить перевозчику неустойку по каждому маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории АСОП, обслуживаемому перевозчиком в размере произведения продолжительности времени нарушения функционирования в минутах на стоимость одной минуты нарушения функционирования (пункт 7.3 проекта договора).

 

2.6. Положения конкурсной документации не содержат сведений о виде АСОП («онлайн» или «офлайн» система) и требовании о мгновенном поступлении денежных средств на транспортную карту.

При этом конкурсная документация содержит следующее формулировки: «онлайн пополнение транспортных карт», «онлайн проездной».

ООО «БЕНТОК-СМОЛЕНСК», заявке на участие в Конкурсе которого присвоен первый порядковый номер, исходя из того, что конкурсная документация не содержит требований к АСОП исключительно в виде «онлайн» или «офлайн» системы, предположена система оплаты проезда закрытого типа, и конкурсное предложение сформировано без учета затрат на техническую доработку такой системы и приведения ее в «онлайн» систему.

При этом, представителем Министерства отмечено о потребности Челябинской области именно в «онлайн» системе.

Таким образом, Комиссия полагает, что организатором торгов в нарушение пункта 2 статьи 448 ГК РФ, подпункта 2 пункта 22, подпункта 2 пункта 23 Порядка, не в полном объеме указана информация об описании предмета торгов и информация, необходимая потенциальным участникам для оформления участия в торгах, в части требований к виду АСОП - «онлайн» или «офлайн» система.

 

2.7. Комиссия отмечает, что согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

В соответствии с пунктом 54 Порядка проект договора направляется организатором конкурса. для подписания победителю конкурса или единственному участнику конкурса не позднее двух рабочих дней со дня подписания итогового протокола. Не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем получения проекта договора, победитель конкурса или единственный участник конкурса подписывает проект договора и направляет его для подписания организатору конкурса (пункт 55 Порядка). Не позднее двух рабочих дней со дня получения проекта договора от победителя конкурса организатор конкурса подписывает проект договора (пункт 56 Порядка). Аналогичные положения установлены в пунктах 54-56 конкурсной документации.

Согласно сведениям, размещенным на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru 09.10.2022 (извещение № 2527334) срок подписания договора участником 5 рабочих дней, срок заключения договора 2 рабочих дня.

Следовательно, установление в конкурсной документации и порядке положений, предусматривающих возможность заключения договора по результатам торгов ранее, чем через 10 дней со дня подписания итогового протокола, не учитывающего закрепленной в Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически может привести к исключению применения оперативных мер реагирования, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Порядок, а также конкурсная документация не должны вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а, напротив, призваны обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

В связи с чем, Комиссия обращает внимание на необходимость учета в Порядке, конкурсной документации срока заключения договора не ранее, чем через 10 дней со дня подписания итогового протокола, с учетом закрепленной в Законе о защите конкуренции процедуры административного обжалования процедуры торгов.

 

2.8. Конкурсная документация должна содержать сведения, указанные в пунктах 22 и 23 Порядка, в том числе сведения о времени и месте проведения конкурса; предмете конкурса; порядке проведения конкурса, в том числе об оформлении участия в конкурсе, определении победителя конкурса; начальной цене; наименовании, месте нахождения, почтовом адресе и адресе электронной почты, номере контактного телефона организатора конкурса; дате и времени начала и окончания приема заявок, рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок; сроке отказа от проведения конкурса; порядке проведения конкурса; цене договора или порядке ее формирования; требованиях к заявке; требованиях к документам, входящим в состав заявки; требованиях к заявителям; порядке подачи заявок на участие в конкурсе; порядке отзыва заявок на участие в конкурсе, порядке внесения изменений в заявки; критериях оценки заявок на участие в конкурсе; порядке оценки участников конкурса; порядке заключения договора. Неотъемлемыми приложениями к документации являются критерии оценки, форма заявки на участие в конкурсе, проект договора, а также техническое задание.

Вместе с тем, утвержденная организатором конкурсная документация имеет следующую структуру:

- Порядок (приведен в полном объеме текст нормативного правового акта Министерства);

- Извещение о проведении открытого конкурса;

- Приложение № 1 к конкурсной документации. Критерии отбора участников конкурса;

- Приложение № 2 к конкурсной документации - перечень документов, представленный заявителем в составе заявки для участия в открытом конкурсе;

- Приложение № 3 к конкурсной документации - заявка на участие в открытом конкурсе;

- Приложение № 4 к конкурсной документации — договор;

- Приложение № 5 к конкурсной документации - техническое задание.

Приведение в утвержденной конкурсной документации Порядка, Извещения не исключает обязанность организатора торгов обеспечить требования Порядка к содержанию непосредственно самой конкурсной документации.

Из указанного следует, что организатором торгов в нарушение пункта 23 Порядка утверждена конкурсная документация, не соответствующая установленным требованиям к ее составу.

 

В связи с установлением в действиях организатора торгов нарушений порядка организации и проведения торгов, а также ввиду необходимости внесения изменений в Порядок, Комиссией принято решение о наличии оснований для выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка действующего законодательства при организации и проведении торгов.

На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «СберТройка» на действия организатора торгов обоснованной.

  2. Признать в действиях организатора торгов в лице ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» при организации и проведении Конкурса нарушение порядка организации и проведении Конкурса, предусмотренного пунктом 2 статьи 448 ГК РФ, подпункта 2 пункта 22, пункта 23 ( в том числе подпунктом 2) Порядка.

  3. В порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции выдать ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» предписание об аннулировании
    Конкурса.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны