Решение б/н Решение и предписание № 38-08/2017 по рекламе со сведениями:... от 28 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

15 августа 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии: <…> – заместитель

руководителя Управления -

начальник отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией;

 

члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт

отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией;

<…>, специалист 1-го разряда

отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией,

рассмотрев дело № 38-08/2017, возбужденное в отношении гр. Исакова В.Н. по факту распространения рекламы «Надоели наркотики? Поможем. Бесплатно…» с изображением малолетнего ребенка в ситуации, побуждающей к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью, а также в опасной ситуации, с признаками нарушения части 6 статьи 6 Федерального закона «О рекламе», в отсутствие:

заявителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

ООО «Интерьер-салон», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

<…> , надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

Управление Роскомнадзора по Челябинской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступили заявления физических лиц о распространении в городе Магнитогорске в лифтах жилых домов рекламы: «Надоели наркотики? Поможем. Бесплатно…» с изображением малолетнего ребенка с признаками нарушения рекламного законодательства.

Из представленных Заявителями материалов усматривается, что рекламные щиты в лифтовых кабинах принадлежат лицу с коммерческим обозначением «Лифт Медиа» (г. Магнитогорск, ул. Труда 25). В рекламе указаны номера телефонов <…>.

ПАО «МТС» в письме вх. № 5123 от 26.04.2017 на запрос Челябинского УФАС России указало, что абонентские номера <…>, <…> принадлежат ООО «Интерьер-салон»

ООО «Водомер-Медиа» (рекламное агентство «Лифт Медиа») по запросу Челябинского УФАС России представило договор № 417 от 07 июля 2016 года, в рамках которого размещена указанная реклама, заключенный между обществом и ООО «Интерьер-салон». Из бланка-заказа (приложение № 1 к договору № 417 от 07.07.2016) усматривается, что размещение рекламных материалов в лифтах многоквартирных домов осуществляется с 5 числа по 10 число каждого месяца. Фотоотчет о размещении рекламных материалов предоставляется с 11 по 13 число каждого месяца.

Также ООО «Водомер-Медиа» представило перечень адресов жилых домов, в которых размещается реклама с указанием количества рекламных щитов (1242) и договоры с управляющими компаниями.

Определением исх. № 6262/08 от 31 мая 2017 года Челябинское УФАС России возбудило дело № 38-08/2017 в отношении ООО «Интерьер-салон».

  • письме ООО «Водомер-Медиа» вх. 6959 от 02.06.2017 уточнило, что ООО «Интерьер-салон» является заказчиком рекламного модуля «Мебельный центр, интерьер- салон», а заказчиком модуля рекламы «Надоели наркотики…» является физическое лицо гр. <…>. ООО «Водомер-Медиа» считает данную рекламу социальной, указывает, что она размещена на безвозмездной основе без заключения договора и взимания платы.

ООО «Интерьер-салон» в письме вх. № 8054 от 26.06.2017 указало, что спорную рекламу не размещало. В рамках договора с ООО «Водомер-Медиа» общество размещало рекламу «Мебельный центр, интерьер-салон». <…> общества является <…>, который как физическое лицо, оказывающее консультационную помощь лицам, имеющим наркотическую зависимость и желающим избавиться от нее заказал размещение информации «Надоели наркотики…» в лифтах жилых домов г. Магнитогорска согласно адресной программе рекламного агентства «Лифт Медиа» (1,2,3,4,4,5,6 районы). Телефонные номера, указанные в рекламе, зарегистрированы как корпоративные номера на ООО «Интерьер-салон», однако фактически используются как личные номера гр. <…>

<…> на заседании Комиссии, состоявшемся 28 июня 2017 года пояснил, что оказывает на безвозмездной основе консультационную помощь лицам, имеющим наркотическую зависимость и желающим избавиться от нее, в связи с чем и разместил социальную рекламу «Надоели наркотики…».

Определением исх. № 7854/08 от 28.06.2017 произведена замена лица, в отношении которого возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе № 38-08/2017 ООО «Интерьер-салон» на <…>

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

В апреле 2017 года в лифтах многоквартирных жилых домов города Магнитогорска на рекламных конструкциях (информационные щиты), принадлежащих ООО «Водомер-Медиа», установленных согласно адресной программе (1,2,3,4,4,5,6 районы) (далее – многоквартирные жилые дома) размещена реклама со сведениями: «Надоели Наркотики? Поможем БЕСПЛАТНО <…> Ложечку за маму» в совокупности с изображением несовершеннолетнего ребенка и процесса приготовления наркотиков для употребления (ложка над горящей свечей).

Как усматривается из обращений физических лиц, поступивших в антимонопольный орган, реклама размещалась в МКД, в том числе по адресу: <…>

Согласно пункту 11 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Реабилитация и избавление от наркозависимости являются общественно-полезными целями, поскольку направлены на устранение негативных явлений в обществе, вызванных употреблением наркотиков его членами, в том числе дефектов физического здоровья и психики наркозависимых, их социальной адаптации, восстановления личности бывших наркоманов и возвращению их к полноценному образу жизни.

Информация, размещенная на рекламных конструкциях в лифтах многоквартирных жилых домов города Магнитогорска со сведениями: «Надоели Наркотики? Поможем БЕСПЛАТНО <…> …» и изображением малолетнего ребенка в ситуации, побуждающей к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью, а также в опасной ситуации, является социальной рекламой, поскольку направлена на достижение общественно полезной цели по избавлению от наркозависимости.

В силу пункта 6 статьи 6 Федерального закона «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.

Под опасной ситуацией следует понимать неблагоприятную обстановку, стечение обстоятельств, закономерное развитие которых вследствие воздействия вредных факторов различной природы ставит под угрозу жизнь, здоровье человека, целостность его имущества и окружающей среды. Использование детского образа в подобной обстановке расценивается как нарушение прав ребенка и законодательства о рекламе. Смысл запрета в неприкосновенности детской жизни и здоровья, даже если опасность только предполагается. Умышленное создание угрожающей атмосферы вокруг ребенка претит нормальному его воспитанию и развитию ("Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (постатейный) (Спиридонова М.А.).

В силу части 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

В социальной рекламе используется образ несовершеннолетнего (малолетнего ребенка), первичное восприятие рекламы создает впечатление демонстрации процесса приготовления наркотиков, поскольку находящиеся рядом с мальчиком предметы (ложка, горячая свеча) ассоциируется с предметами, к которым прибегают для приготовления наркотиков.

Нахождение несовершеннолетнего в подобной обстановке является ситуацией опасной для его жизни и здоровья. Под опасной ситуацией понимается неблагоприятная обстановка, стечение обстоятельств, закономерное развитие которых вследствие воздействия вредных факторов различной природы ставит под угрозу жизнь, здоровье человека, целостность его имущества и окружающей среды (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1716/14).

О том, что в данной рекламе показан ребенок в ситуации, побуждающей к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью, а также в опасной ситуации свидетельствуют и результаты Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Челябинском УФАС России, состоявшегося 27 апреля 2017 года. Результат голосования «Да» -15, «Нет» -4.

С учетом изложенного, социальная реклама «Надоели наркотики? Поможем. Бесплатно…» с изображением малолетнего ребенка в ситуации, побуждающей к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью, а также в опасной ситуации нарушает пункта 6 статьи 6 Федерального закона «О рекламе».

Доводы <…> о размещении им социальной рекламы и отсутствии нарушения рекламного законодательства Комиссией не принимаются по следующим основаниям.

Как указано в решении, информация с изображением несовершеннолетнего ребенка является социальной рекламой в силу определения, указанного в статье 3 Федерального закона «О рекламе».

Частью 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» установлена сфера применения настоящего закона и перечень информации, на которую Федеральный закон «О рекламе» не распространяется. Социальная реклама в указанный перечень не включена, в связи с чем, требования статьи 6 Федерального закона «О рекламе», направленные на защиту несовершеннолетних в рекламе, распространяются также на социальную рекламу, к которой отнесена реклама с изображением несовершеннолетнего, размещенная на рекламных конструкциях в лифтах многоквартирных жилых домов города Магнитогорска.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона «О рекламе» рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица.

Рекламодателем социальной рекламы надлежит признать гр. <…>, как лицо, определившее содержание размещаемой информации.

Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Материалы, указывающие о прекращении размещения рассматриваемой социальной рекламы у антимонопольного органа отсутствуют.

Поскольку гр. <…> не представил Комиссии материалы о том, что распространение ненадлежащей социальной рекламы прекращено, Челябинское УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей социальную рекламу со сведениями: «Надоели Наркотики? Поможем БЕСПЛАТНО <…>» и с изображением несовершеннолетнего ребенка в ситуации, побуждающей к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью, а также в опасной ситуации,, размещенную в апреле 2017 года на рекламных конструкциях в лифтах многоквартирных жилых домов в городе Магнитогорске, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 6 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать гр. <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении гр. <…>

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

15 августа 2017 года г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя-

начальник отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией

Челябинского УФАС России;

 

члены Комиссии:

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

<…> – специалист 1-го разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

на основании своего решения от 15.08.2017 по делу № 38-08/2017 о признании ненадлежащей рекламы со сведениями: «Надоели Наркотики? Поможем БЕСПЛАТНО <…>…» и с изображением малолетнего ребенка в ситуации, побуждающей к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью, а также в опасной ситуации, размещенной в апреле 2017 года в лифтах многоквартирных жилых домов города Магнитогорска, на рекламных конструкциях, принадлежащих ООО «Водомер-Медиа», поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 6 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Гр. <…> незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 6 статьи 6 Федерального закона «О рекламе», а именно не распространять рекламу со сведениями: «Надоели Наркотики? Поможем БЕСПЛАТНО…» и с изображением малолетнего ребенка в ситуации, побуждающей к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью, а также в опасной ситуации.

2. Гр. <…> представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10 октября 2017 года (фотоматериалы, адресную программу удаления рекламы и т.п.).

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Связанные организации

Связанные организации не указаны