Решение б/н Решение № 38-2015 от 8 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

08 октября  2015 года                                                                                     г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

          председатель Комиссии:    <…>  – заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

          члены Комиссии:     <…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,
<…> –  ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,
рассмотрев дело № 38-2015, возбужденное по  признаками нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»   по факту размещения рекламы, в которой присутствуют сведения:   «...Самые низкие цены…», слово «Алкоголь» в совокупности с изображением емкостей алкогольной продукции в том виде, в котором она представлена на рынке, в отсутствие:              
заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) из прокуратуры Орджоникидзевского района города Магнитогорска поступило заявление гражданина о размещении рекламы алкогольной продукции магазина «Продукты»  по адресу: г. Магнитогорск, ул. Полевая, д. 1.
Администрация города Магнитогорска по запросу Челябинского УФАС России представила сведения о том, что в указанном магазине деятельность осуществляет ИП  <…>. Указала, что ИП <…> самовольно установил рекламную конструкцию, в связи с чем в адрес ИП <…> Администрацией города Магнитогорска направлено предписание о демонтаже рекламной конструкции. Администрация города Магнитогорска представила фотоматериалы с фиксацией информации, указанной в заявлении.
Помимо указанного в обращении факта, из представленных Администрацией города Магнитогорска фотоматериалов усматривается, что в рекламе присутствуют сведения: «...Самые низкие цены…».
Челябинское УФАС России в отношении ИП Иванова А.Ю. возбудило дело по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
ИП <…> на рассмотрение дела не явился, запрошенные определением исх. № 7532/08 документы не представил. Почтовое уведомление о вручении почтовой корреспонденции, направленной в адрес ИП <…> по месту нахождения магазина (г. Магнитогорск, ул. Полевая, д. 1) возвратилось в антимонопольный орган с отметкой о получении документов 20.06.2015. Сведениями об уведомлении ИП <…> о рассмотрении дела № 38-2015 по месту его регистрации антимонопольный орган не располагал.
В связи с неявкой ИП <…> и необходимостью установления его местонахождения, определением исх. № 9174/08 производство по делу приостановлено для установления адреса регистрации <…>.
По данным отдела адресно-справочной работы УФМС России  по Челябинской области, а также Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области на запросы Челябинского УФАС России адрес регистрации  <…> совпадает с адресом, на который антимонопольным органом направлялась корреспонденция с процессуальными документами.
В  связи с получением ответа отдела адресно-справочной работы УФМС России  по Челябинской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области определением  исх. № 11132/08 производство по делу было возобновлено.
ИП<…> на рассмотрение дела вновь не явился, запрошенные сведения и материалы не представил. Почтовая корреспонденция с процессуальными документами Челябинского УФАС России, направленная в адрес ИП <…> (г. Магнитогорск, ул. Полевая, д. 1 и г. Магнитогорск, пер.Витебский, д. 2) была возвращена почтовым отделением с отметкой об истечении срока хранения.
С учетом изложенного, Комиссия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ИП <…>
Рассмотрев заявление и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В городе Магнитогорске на здании по адресу: ул. Полевая, д. 1, в котором расположен магазин «Продукты», размещена наружная реклама в виде настенного панно, в которой присутствуют сведения: «Молоко, хлеб, овощи, табак, алкоголь, Самые низкие цены…» и  изображение товаров, в том числе бутылок с напитками в том виде, в котором они представлены на рынке. Присутствует наименование «Кормилец», выполненное в виде логотипа. Логотип «Кормилец»  изображен  также на вывеске магазина, размещенной на входной группе, а также логотип «Кормилец»  изображен на входной двери  наряду с указанием информации о режиме работы магазина.
Информация, выполненная в форме настенного панно и размещенная по месту нахождения магазина «Кормилец», является рекламой на основании следующего.
Статья 3 Федерального закона «О рекламе» устанавливает, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Присутствующие в рекламе сведения, не являются обязательными для размещения в силу Закона Российской Федерации  «О защите прав потребителей», а именно: рекламные слоганы, изображение товаров, реализация которых осуществляется в месте торговли с наименованием «Кормилец», образы  покупателей и продавца в совокупности с изображением логотипа «Кормилец», предназначены для  неопределенного круга лиц и направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, формируют  и поддерживают интерес к объекту торговли, использующего коммерческое обозначение «Кормилец», то есть являются  рекламой.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Присутствующие в рекламе сведения «...Самые низкие цены…» указывают на преимущества цен товаров магазина, использующего коммерческое обозначение  «Кормилец» перед ценами на аналогичные товары других магазинов. Ввиду отсутствия иной информации применительно к стоимости товаров реклама создает впечатление, что цены в магазине «Кормилец» самые низкие на все без исключения товары.
Материалами дела доказано, что торговую деятельность в магазине по адресу: г. Магнитогорск, ул. Полевая, д. 1 осуществляет ИП <…>. Указанное подтверждается письмом Администрации города Магнитогорска вх. № 6802 от 05.05.2015. Кроме того, согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП <…> является розничная торговля  пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах.
ИП <…> не представил каких-либо доказательств того, что цены на товары в магазине, использующем коммерческое обозначение «Кормилец» самые низкие по сравнению с ценами на аналогичные товары в других магазинах (например, результаты независимого маркетингового исследования, либо прайс цен магазина «Кормилец» и прайсы цен других магазинов), тем самым не подтвердил соответствие действительности указанных в рекламе сведений «...Самые низкие цены…», в связи с чем, Комиссией данные сведения рассматриваются как не соответствующие действительности, а реклама  признается недостоверной, как противоречащая пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Для установления признаков размещения рекламы алкогольной продукции необходимо наличие в рекламе сведений об объекте рекламирования (марка алкогольной продукции, текстовые или графические указания на конкретный алкогольный напиток), позволяющих индивидуализировать продукцию как алкогольную.
Материалы, представленные Администрацией города Магнитогорска о размещении в городе Магнитогорске на здании по адресу: ул. Полевая, д. 1, наружной рекламы в виде настенного панно, в которой присутствуют сведения: «Молоко, хлеб, овощи, табак, алкоголь, Самые низкие цены…» не содержат указания на конкретные виды алкогольной продукции, в связи с чем такую рекламу нельзя отнести к рекламе алкогольной продукции.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель - заказчик рекламы, то есть то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно, таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, государственный или общественный орган, частное лицо и так далее.
С учетом изложенного, рекламодателем рекламы является ИП <…>  как лицо, осуществляющее торговую деятельность в магазине с коммерческим наименование «Кормилец», поскольку рекламная информация направлена на формирование и поддержание интереса к товарам, реализуемым ИП <…>.
Администрация города Магнитогорска представила фотоматериалы о демонтаже 19 июня 2015 года рекламы, установленной по адресу: г. Магнитогорск, ул. Полевая, д. 1. Факт демонтажа также подтверждается постановление Администрации города Магнитогорска № 7825-11 от 05.06.2015 «О принудительном демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций»  и контрольным актом Администрации города Магнитогорска № 140/1 от 19.06.2015.
Поскольку нарушение рекламного законодательства прекращено и реклама демонтирована, Комиссия считает, что необходимость в выдаче предписания отсутствует.
   Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42  Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
 
                                                       РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, размещенную в апреле 2015 года на здании магазина по адресу: ул. Полевая, д. 1, рекламу, в которой  присутствуют не соответствующие действительности сведения: «...Самые низкие цены…», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».
2. Предписание ИП <…> о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
            3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина <…>.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 18 ноября 2015 года

 


Председатель Комиссии                                                           <…>

Члены Комиссии                                                                  <…>

                                                                                                                       <…>

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны