Решение №11974/08 реклама комиссионного магазина «Победа» в городе Челябинске от 6 сентября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной

ответственностью «Фианит-Ломбард»

ул. Бр. Кашириных, д. 60 «А»,

2 этаж, помещение 18,

г. Челябинск, 454018

Индивидуальный предприниматель

<…>

РЕШЕНИЕ

22 августа 2019 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председателя Комиссии: <…> – заместителя руководителя

Челябинского УФАС России;

 

членов Комиссии: <…>, начальника отдела контроля

за рекламой и недобросовестной конкуренцией

Челябинского УФАС России;

<…>, главного специалиста-эксперта

отдела контроля за рекламой и недобросовестной

конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 074/05/5-877/2019, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>) по факту размещения рекламы комиссионного магазина «Победа» в городе Челябинске по адресу: ул. 60 лет Октября, д. 2, в которой присутствуют сведения: «0% на 5 дней 5000 рублей. Скупка, залог, займ до зарплаты! 8 800 550 75 05 pobeda63.ru Ломбард» с признаками нарушения пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а также определение о выделении дела в отдельное производство исх. № 9621/08 от 19.07.2019 по факту размещения рекламы комиссионного магазина «Победа» в городе Челябинске по адресу: ул. Богдана Хмельницкого, д. 25 со сведениями: «Мы открылись. Продажа 0% на 5 дней 5000 рублей…» с признаками нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии представителя ИП <…> – <…> по доверенности от 04 сентября 2018 года,

в отсутствие представителя ООО «Фианит-Ломбард», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление ООО «Фианит-Ломбард» о ненадлежащей рекламе комиссионного магазина «Победа» со сведениями: «По-новому Ломбард», «Скупка, Залог, Займ до зарплаты», «0% на 5 дней 5000 рублей», размещенной ИП <…> по адресу: г. Челябинск, ул. 60 лет Октября, д. 2.

ООО «Фианит-Ломбард» просит принять меры по прекращению распространения ненадлежащей рекламы комиссионного магазина «Победа».

По данным справочной программы «2ГИС.Челябинск» жилой дом с административными помещениями по адресу: г. Челябинск, ул. 60 лет Октября, д. 2 обслуживает ООО «Ремжилзаказчик – ЖЭУ №1». В указанном жилом доме расположен комиссионный магазин «Победа».

Челябинским УФАС России также установлено, что комиссионный магазин «Победа» в городе Челябинске расположен по адресу: ул. Б. Хмельницкого, д. 25, в котором осуществляет деятельность <…>

Так, ООО «Доверие +6» в письме вх. № 6911 от 21.05.2019 по запросу Челябинского УФАС России указало, что в комиссионном магазине «Победа» по указанному адресу деятельность осуществляет ИП <…>

Челябинское УФАС России направило запрос в Управление наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска исх. № 5221/08 от 23.04.2019 о наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций комиссионного магазина «Победа» по указанным адресам.

В письме вх. № 8104 от 11.06.2019 Управление наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска (далее – Управление) указало, что в результате проверки по указанным адресам выявлены рекламные конструкции, установленные без разрешения органа местного самоуправления, а также информационные конструкции. Управлением в адрес рекламораспространителя направлено предписание об устранении нарушения и демонтаже рекламных конструкций.

ИП <…в письменных пояснениях вх. б/н от 20.08.2019 указал, что основным видом его деятельности является торговля розничная бывшими в употреблении товарами. Свою деятельность ИП <…> осуществляет путем заключения договоров комиссии с физическими лицами. ИП <…> не осуществляет деятельность по выдаче займов. Договор на изготовление и распространение рекламы им не заключался, основания для распространения рекламы займов у ИП <…> не имелось.

 

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в городе Челябинске комиссионный магазин «Победа» расположен по адресам: ул. 60 лет Октября, д. 2; ул. Богдана Хмельницкого, д. 25.

Над входом в магазин, расположенный по адресу: ул. 60 лет Октября, д. 2 размещена вывеска «Победа». На входной двери магазина присутствует информация «Победа комиссионный магазин 24 часа». На входной группе указанного магазина (на перилах лестницы) размещены конструкции со сведениями:

«Продажа, покупка, обмен техники и золота. Победа комиссионный магазин. 8 800 550 75 05…»;

«0% на 5 дней 5000 рублей. Скупка, залог, займ до зарплаты! 8 800 550 75 05 pobeda63.ru Ломбард (далее – Реклама 1).

На фасаде магазина рядом с входной дверью установлена конструкция с информацией: «24 часа. Ломбард по-новому».

Над входом в магазин, расположенный по адресу: ул. Богдана Хмельницкого, дом 25 установлена вывеска «Победа комиссионный магазин». На фасаде магазина установлены конструкции с информацией: «Ломбард по-новому», «Покупка, продажа, обмен техники….», «Принеси золото-получи много денег». На входной группе указанного магазина (на перилах лестницы) размещена конструкция со сведениями: «Мы открылись. Продажа 0% на 5 дней 5000 рублей…» (далее – Реклама 2).

Факт размещения рекламных конструкций с информацией о комиссионном магазине «Победа» по указанным адресам подтверждается фотоматериалами, представленными Заявителем в Челябинское УФАС России.

Также размещение конструкций со сведениями о комиссионном магазине «Победа» по указанным адресам подтверждается письмом управляющей организации ООО «Доверие +6» вх. № 6911 от 21.05.2019 и письмом Управления наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска вх. № 8104 от 11.06.2019.

Имеющиеся в материалах дела фотоматериалы позволяют сделать выводы, что по указанным адресам размещаются как рекламные конструкции комиссионного магазина «Победа» с Рекламой 1, 2 так и иные конструкции с информационным наполнением, о чем также указано в письме Управления вх. № 8103 от 11.06.2019.

1. В рассматриваемой Рекламе 1 комиссионного магазина «Победа» присутствует слово «Ломбард», «займ».

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе.

В силу статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)». Ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными на хранение вещами. Ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Материалами дела установлено, что в комиссионном магазине «Победа» по адресам: г. Челябинск, ул. 60 лет Октября, д. 2 и ул. Богдана Хмельницкого, д.25 ИП <…>принимает товары на комиссию и реализует эти товары по договору розничной купли-продажи, что подтверждается договорами комиссии № 00-Бх25-0005110 от 19.08.2019, № 00-БХ25-0005113 от 19.08.2019, №00-БХ25-0005116 от 19.08.2019, представленными ИП <…>

Так, в пункте 1.1 договора указано, что Комиссионер обязуется по поручению Комитента за вознаграждение совершить от своего имени, но за счет Комитента сделку, направленную на реализацию нового или бывшего в употреблении имущества третьему лицу (Покупателю).

В соответствии со статьей 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Согласно Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 N 569 (ред. от 04.10.2012), под комиссионером понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, принимающие товары на комиссию и реализующие эти товары по договору розничной купли-продажи.

Таким образом, природа услуг комиссионного магазина «Победа», в котором осуществляет деятельность ИП <…>, принимающий товары на комиссию и реализующий эти товары по договору розничной купли-продажи, и природа услуг ломбардов различны.

Присутствующее в Рекламе 2 слово «ломбард» не соответствуют действительности о природе услуг, предоставляемых ИП <…>, поскольку последний не осуществляет деятельность по предоставлению краткосрочных займов гражданам и хранению вещей в соответствии с Федеральным законом «О ломбардах», в связи с чем реклама нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. В Рекламе 1,2 указаны сведения «0% на 5 дней 5000 рублей».

При этом в рекламе отсутствует информация о том, что обозначают указанные сведения, а также существенная информация о рекламируемой услуге.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При условии оказания ИП <…> услуг по приему товаров на комиссию он получает комиссионное вознаграждение.

В силу части 1 статьи 991 ГК РФ комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение.

В Рекламе 1,2 отсутствует существенная информация об оказываемой услуге, в данном случае услуге комиссии и её условиях, при указании только сведений «0% на 5 дней 5000 рублей», в связи с чем реклама нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Статьей 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара.

Рекламодателем рекламы следует признать ИП <…> как лицо, осуществляющее деятельность в комиссионном магазине «Победа» (г. Челябинск, ул. 60 лет Октября, д. 2; ул. Богдана Хмельницкого, д. 25), в интересах которого распространялась указанная реклама.

Так, из представленных Заявителем фотоматериалов усматривается, что в уголках покупателя комиссионного магазина «Победа» размещены свидетельство о постановке на учет в налоговом органе ИП <…> (ОГРНИП <…>).

Согласно договору аренды нежилого помещения б/н от 01.03.2019 (далее – Договор 1) между ИП <…> и ИП <…>, последний арендует нежилое помещение № 7 по ул. Б.Хмельницкого, д. 25 в городе Челябинске для организации комиссионного магазина.

В силу пункта 2.2.12 Договора 1 Арендатор обязан в случае прекращения действия договора по любым основаниям демонтировать снаружи помещения и на фасаде здания, а также внутри помещения фирменную символику (вывеску).

В силу пункта 2.4.1. Договора 1 Арендатор вправе за свой счет оборудовать и оформлять помещение по своему усмотрению.

В соответствии с пунктом 2.4.2 Договора Арендатор вправе в порядке, предусмотренном законодательством, за свой счет и своими силами устанавливать или демонтировать снаружи помещения и на фасаде здания, а также внутри помещения фирменную вывеску. Для обозначения своего местонахождения за свой счет размещать рекламу, в том числе наружную и иную информацию.

В соответствии с договором аренды б/н от 05.10.2018 (далее – Договор 2) между ИП <…> и ИП <…>, последний арендует нежилое помещение по адресу: г. Челябинск, ул. 60 лет Октября, д. 2 , для размещения в нем комиссионного магазина.

Таким образом, ИП <…> с 2018 года по настоящее время арендует помещения и осуществляет деятельность в комиссионных магазинах «Победа» в городе Челябинске по адресам: ул. 60 лет Октября, д. 2; ул. Б.Хмельницкого, д. 25.

Условием Договора 1 ИП <…> предоставлена возможность размещать наружную рекламу. Документов, указывающих, что ИП <…> принял во владение и пользование помещения с уже размещенной рекламой комиссионного магазина «Победа» в материалах дела не имеется.

Согласно актам приема-передачи нежилых помещений они были осмотрены ИП <…> и приняты без каких-либо замечаний. Входные группы нежилых помещений относятся к принятому в аренду имуществу, что усматривается из план-схемы к Договорам 1, 2. Акты приема-передачи нежилых помещений к Договорам 1,2 не содержат сведений о наличии каких-либо конструкций при принятии ИП <…> помещений в пользование. Документов, указывающих, что ИП <…> с 2018 года по настоящее время обращался к Арендодателям по вопросам демонтажа каких-либо конструкций на фасадах помещений, принятых им в аренду, также не представлено (запросы, претензии и т.п.).

ИП <…> осуществляет деятельность под коммерческим обозначением комиссионный магазин «Победа». Это обозначение размещено на как вывесках объектов, в которых осуществляет свою деятельность ИП <…>, так и на конструкциях на входных группах.

При изложенных основаниях Комиссия не может прийти к выводу о том, что конструкции с Рекламой 1,2,3 размещены не ИП <…>, а иным лицом либо в интересах иного лица.

Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Сведениями о том, что распространение Рекламы 1,2,3 прекращено по состоянию на 29.08.2019 Челябинское УФАС России не обладает, от ИП <…> информация не поступила.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу комиссионного магазина «Победа», размещенную в городе Челябинске по адресам:

ул. 60 лет Октября, д. 2, в которой присутствуют сведения: «0% на 5 дней 5000 рублей…займ…Ломбард», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

ул. Богдана Хмельницкого, д. 25 со сведениями: «…0% на 5 дней 5000 рублей…», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ИП <…>

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны