Решение (комиссия) №АК/8719/23 решение от 3 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

решение

 

ООО «Прогресс Арена»
185035,
г. Петрозаводск, ул. Максима Горького, д. 25 пом. 1
89114030981@ya.ru 89114030981@yandex.ru progresarena@ya.ru

 

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»
454084, г. Челябинск, ул. Калинина,

д. 21
zakup@zakup74.ru

ГБУЗ «Районная больница г. Сатка»
456912, Челябинская обл., Саткинский район, г. Сатка, ул. Куйбышева, д. 15
zakaz-crb@yandex.ru

АО «Тэк-Торг»
119034, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, 24, комн.31 эт.3
help@tektorg.ru

 

Комиссии по осуществлению закупок

(извещение № 0869200000223005209)

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/100-1446/2023 (313-ж/2023)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 28 июня 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 03 июля 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Прогресс – Арена» на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку мебели для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная больница г. Сатка» (извещение № 0869200000223005209), в присутствии:

- представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная больница г. Сатка» (далее – заказчик) <...>, действующих на основании доверенностей от 28.06.2023 № 39, от 28.06.2023 № 40;

- представителей ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» (далее — уполномоченное учреждение) <...>., действующих на основании доверенностей от 09.06.2023 № 11, от 13.06.2023 № 13, от 13.06.2023 № 12;

- представителя ООО «Прогресс – Арена» (далее — заявитель) <...>, действующей на основании доверенности от 21.05.2023,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 21.06.2023 поступила жалоба заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку мебели для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная больница г. Сатка» (извещение № 0869200000223005209) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 13.06.2023, изменение извещения о проведении электронного аукциона — 16.06.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта 1 368 187,07 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам закупки не заключен.

Доводы жалобы заключаются в следующем.

При осуществлении закупки в нарушение требований законодательства не установлен запрет, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее — Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616).

Представители заказчика, уполномоченного учреждения представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали, что запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, не установлен при проведении аукциона в связи с тем, что цена на каждую единицу товара не превышает 300 тыс. руб., а общая стоимость по каждой позиции не выходит за рамки 1 млн руб.

В соответствии с Письмом Минпромторга России от 08.07.2020 № 47475/12 под совокупностью товаров применительно к Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 следует понимать те товары, которые соответствуют одному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее -ОКПД 2).

Указанные в объекте закупки товары относятся к разным кодам ОКПД2. Исходя из перечисленных товаров закупки коды ОКПД2 совпадают лишь по двум позициям № 2, № 3 и №5,№ 6.

1. 31.01.10.000-00000004 - Стол письменный (ОКПД -31.01.12.110);

2. 31.01.12.150-00000003- Тумба офисная деревянная (ОКПД -31.01.12.150);

3. 31.01.12.150- Тумба офисная деревянная (ОКПД -31.01.12.150);

4. 31.01.12.139-00000001 -Шкаф деревянный для документов (ОКПД - 31.01.12.139);

5. 31.01.12.131-00000001- Шкаф для одежды деревянный ОКПД - (31.01.12.131);

6. 31.01.12.131-00000001- Шкаф для одежды деревянный.

При этом стоимость единицы каждого товара не превышает 300 тыс. руб. и в совокупности стоимость товаров по каждому из кодов ОКПД 2 не превышает 1 млн руб.

Следовательно, данная закупка попадает под исключения запрета, указанного подпунктом «б» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

 

В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).

Как следует из извещения о проведении аукциона, заказчиком осуществляется закупка товаров отнесенных к следующим позициям Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — КТРУ):

- 31.01.12.131-00000001 шкаф для одежды деревянный;

- 31.01.12.131-00000001 шкаф для одежды деревянный;

- 31.01.12.139-00000001 шкаф деревянный для документов;

- 31.01.10.000-00000004 стол письменный;

- 31.01.12.150-00000003 тумба офисная деревянная,

а также товара «тумба офисная деревянная» с указанием кода ОКПД2 31.01.12.150 без уточнения позиции КТРУ.

Согласно информации, опубликованной в единой информационной системе по позициям КТРУ (31.01.12.131-00000001, 31.01.12.131-00000001; 31.01.12.139-00000001; 31.01.10.000-00000004; 31.01.12.150-00000003), товары включенные в данные позиции отнесены к коду ОКПД2 31.01.1 Мебель для офисов и предприятий торговли.

В соответствии с ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 14-ст, в ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:

XX класс

XX.X подкласс

XX.XX группа

XX.XX.X подгруппа

XX.XX.XX вид

XX.XX.XX.XX0 категория

XX.XX.XX.XXX подкатегория.

Таким образом, коды ОКПД2 31.01.12.131, 31.01.12.139, 31.01.12.150, 31.01.12.110 являются категориями и подкатегориями одной подгруппы кода ОКПД2 31.01.1 Мебель для офисов и предприятий торговли, который включен в перечень, являющийся приложением к Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.

С учетом изложенного, при осуществлении закупки в нарушение части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе не установлен запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее,

 

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила № 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения.

При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В пункте 5 Правил № 145 указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 6 Правил № 145 в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Так, в описании объекта закупки (Приложение № 1 к извещению) заказчиком установлены дополнительные характеристики к закупаемым товарам, не предусмотренные позициями КТРУ. Например, по позиции «Шкаф деревянный для документов» КТРУ 31.01.12.139-00000001:

Вид материала

 

ЛДСП

В соответствии с потребностью заказчика

Тип шкафа

 

Двухстворчатый

В соответствии с потребностью заказчика

Верхняя (закрытая) секция шкафа:

 

 

В соответствии с потребностью заказчика

Полки, шт

Не менее 2-х шт

 

В соответствии с потребностью заказчика

Двери

 

Наличие 2-х дверей и ЛДСП

В соответствии с потребностью заказчика

Нижняя секция шкафа

 

 

В соответствии с потребностью заказчика

Выдвижные ящики, шт

Не менее 6 не более 8

 

В соответствии с потребностью заказчика

Ручки на дверцах и ящиках

 

Наличие

Является обязательной фурнитурой для возможности ручного открывания дверей шкафа

Габаритные размеры:

 

 

В соответствии с потребностью заказчика

Ширина, мм

Не менее 800 не более 850

 

В соответствии с потребностью заказчика

Глубина, мм

Не менее 380 не более 400

 

В соответствии с потребностью заказчика

Высота, мм

Не менее 1860 не более 1900

 

В соответствии с потребностью заказчика

Цвет изделия

 

Оттенки светлых тонов

В соответствии с потребностью заказчика

При этом фраза «В соответствии с потребностью заказчика» не подтверждает обоснованность требований заказчика к характеристикам товара, являющихся объектом закупки, из указанных положений извещения о закупке не следует, в чем выражается безусловная потребность заказчика во включении в описание объекта закупки подобных характеристик.

Таким образом, в Приложении № 1 к извещению заказчиком не раскрыто обоснование необходимости установления дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, а обоснование «В соответствии с потребностью заказчика» не является по своему существу таковым и не описывает потребность заказчика в применении той или иной характеристики, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 6 Правил № 145.

Кроме того, Комиссия Челябинского УФАС России критически относится к требованию заказчика относительно характеристики товара по показателю «Цвет изделия», а именно: «Оттенки светлых тонов», по причине неоднозначности и необъективности данного требоввания.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе ,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Прогресс – Арена» на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку мебели для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная больница г. Сатка» (извещение № 0869200000223005209) обоснованной.

2. При осуществлении закупки (извещение № 0869200000223005209) нарушены часть 3 статьи 14, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил № 145.

3. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

Исп.<...>

 

2023-9869

 

 

Связанные организации

АО "Тэк-Торг"
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
ООО "Прогресс Арена"
ИНН 1001348804, ОГРН 1201000004732
ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
ГБУЗ "Областная больница г. Сатка"
ИНН 7417002331, ОГРН 1027401062589