Решение б/н Решение и предписание № 39-04-18.1/15 по жалобе ООО «Технопл... от 22 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 39-04-18.1/15

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена 20 апреля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 апреля 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

- < … > – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

- < … > – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- < … > – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО «Технопласт» вх. 10.04.2015 № 5460 на действия Областного государственного унитарного предприятия «Сосновское ПРСД» (далее - ОГУП «Сосновское ПРСД»), выразившиеся в предъявлении к участникам закупки требования, не предусмотренного документацией о закупке, и принятии необоснованного решения о закрытии процедуры закупки при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для дорожной разметки пластиком (извещение № 31502165574),

в присутствии представителей ООО «Технопласт», ОГУП «Сосновское ПРСД»

 

УСТАНОВИЛА:

 

24.03.2015 в 12:58 (МСК+2) на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.zаkuрki.gоv.гu и на электронной торговой площадке OTC-tender по адресу: http://otc-tender.ru ОГУП «Сосновское ПРСД» опубликовало извещение о закупке № 31502165574 «Запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для дорожной разметки пластиком» (далее - запрос предложений).

Вид и предмет запроса предложений - запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов.

Начальная (максимальная) цена договора: 24 998 000,00 руб., включая НДС 18%.

24.03.2015 в 12:58 (МСК+2) закупка переведена на этап «Подача заявок» с этапа «Формирование извещения».

30.03.2015 в 13:43 (МСК+2) опубликованы разъяснения закупочной документации.

30.03.2015 в 13:56 (МСК+2) опубликованы разъяснения закупочной документации.

31.03.2015 в 10:16 (МСК+2) закупка переведена на этап «Работа комиссии» с этапа «Подача заявок».

31.03.2015 10:42 (МСК+2) опубликован протокол № 31502165574-01 «Протокол открытия доступа к заявкам».

31.03.2015 14:49 (МСК+2) опубликован протокол № 31502165574-02 «Протокол рассмотрения заявок».

02.04.2015 08:21 (МСК+2) опубликовано извещение об отказе от проведения закупки.

02.04.2015 08:21 (МСК+2) проведение закупки отменено извещением об отказе от проведения закупки № 31502165574.

10.04.2015 в Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Технопласт» на действия ОГУП «Сосновское ПРСД» при проведении запроса предложений.

14.04.2015 жалоба ООО «Технопласт» и уведомление об ее поступлении размещены на сайте www.chel.fas.gov.ru.

Согласно доводам жалобы ОГУП «Сосновское ПРСД», сообщив ООО «Технопласт» о признании его победителем запроса предложений, предъявило требование по представлению образцов продукции, не предусмотренное закупочной документацией. Ответ на просьбу ООО «Технопласт» разъяснить необходимость представления образцов продукции от ОГУП «Сосновское ПРСД» не последовал. 02.04.2015 ОГУП «Сосновское ПРСД» разместило приказ от 01.04.2015 № 13 о закрытии процедуры закупки, в связи с временным отсутствием денежных средств на приобретение материалов для дорожной разметки, что ущемляет права и законные интересы ООО «Технопласт» как победителя закупки и противоречит положениям закупочной документации.

Законный представитель ООО «Технопласт», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на ее рассмотрение не

явился, представив дополнительные пояснения вх. 16.04.2015 № 5861 по доводам

жалобы.

Согласно представленным дополнительным пояснениям документальное подтверждение признания заявки ООО «Технопласт» на участие в закупке лучшей, истребования ОГУП «Сосновское ПРСД» у ООО «Технопласт» образцов продукции перед заключением договора, а также направления в ОГУП «Сосновское ПРСД» запроса информации о необходимом количестве, сроках поставки, целях, для которых будут использоваться данные образцы и об основаниях необходимости их поставки у Общества отсутствует, так как переговоры по данным вопросам проводились посредством телефонной связи.

Вместе с тем, действия заказчика по истребованию образцов продукции и закрытию процедуры закупки по основаниям, не предусмотренным закупочной документацией, незаконны и необоснованны.

Представители ОГУП «Сосновское ПРСД» по доводам жалобы пояснили следующее.

В силу документации по проведению запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов, утвержденной директором ОГУП «Сосновское ПРСД» (далее - Документация запроса предложений), процедура запроса предложений не является конкурсом и не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств, в т.ч. по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений и иным его участником.

П. 7.6.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОГУП «Сосновское ПРСД», утвержденного директором ОГУП «Сосновское ПРСД» 10 апреля 2014 года (далее - Положение о закупке, Положение), определено, что запрос предложений не является конкурсом, поэтому при осуществлении закупки путем Запроса предложений Комиссия вправе завершить процедуру закупки без определения победителя (в случае отказа Заказчика от проведения закупки), а Заказчик имеет право отказаться от заключения договора, и не заключать договор по результатам выбора победителя без объяснения причин, не возмещая никому из участников закупок понесенные ими расходы в связи с участием в процедуре запроса предложения.

Таким образом, Заказчик вправе на любом этапе проведения запроса предложений отказаться от закупки.

Также представители ОГУП «Сосновское ПРСД» подтвердили, что в результате оценки заявок, поступивших на участие в запросе предложений, его победителем было признано ООО «Технопласт». Но ввиду обнаружения факта отсутствия у ОГУП «Сосновское ПРСД» денежных средств на приобретение материалов для дорожной разметки Заказчиком было принято решение об отказе от запроса предложений и заключения договора с его победителем.

Факт истребования Заказчиком у ООО «Технопласт» образцов закупаемой продукции представители ОГУП «Сосновское ПРСД» не признали.

Кроме того, представителями ОГУП «Сосновское ПРСД» подтверждено противоречие положений Документации и Положения о закупке в части, касающейся оснований и порядка отказа от закупки.

Изучив материалы жалобы, заслушав пояснения представителей ОГУП «Сосновское ПРСД» и ООО «Технопласт», Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

  1. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Содержание принципа информационной открытости закупки в деятельности заказчика включает такие требования как доступность информации об основаниях принятия закупочной тех или иных решений по отношению к участникам закупки, доступность информации о порядке проведения этапов закупочной процедуры, доступность для потенциальных участников закупки положения о закупке и др.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке ОГУП «Сосновское ПРСД» разработано в соответствии с Законом № 223-ФЗ и регулирует деятельность Заказчика при осуществлении закупки продукции.

1. Оценивая довод жалобы о предъявлении ОГУП «Сосновское ПРСД» к ООО «Технопласт» требований, не предусмотренных документацией о закупке, Комиссия приходит к следующим выводам.

В силу п. 2 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случае предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке.

В силу ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Документация запроса предложений не содержит требования о поставке победителем закупки перед заключением договора образцов продукции.

Между тем, соглашаясь с доводом подателя жалобы в части отсутствия в документации указанного требования, Комиссия отклоняет довод об истребовании ОГУП «Сосновское ПРСД» у ООО «Технопласт» образцов продукции ввиду неподтверждения данного довода материалами жалобы.

Следовательно, в действиях ОГУП «Сосновское ПРСД» отсутствует состав нарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

2. Оценивая довод жалобы о принятии ОГУП «Сосновское ПРСД» решения об отказе от запроса предложений по основаниям, не предусмотренным Положением о закупке, Комиссия приходит к следующим выводам.

В силу п. 7.6.2 Положения о закупке запрос предложений не является конкурсом, поэтому при осуществлении закупки путем Запроса предложений Комиссия вправе завершить процедуру закупки без определения победителя (в случае отказа Заказчика от проведения закупки), а Заказчик имеет право отказаться от заключения договора, и не заключать договор по результатам выбора победителя без объяснения причин, не возмещая никому из участников закупок понесенные ими расходы в связи с участием в процедуре запроса предложения.

Таким образом, Положением регламентировано право Заказчика на отказ от проведения запроса предложений по своему усмотрению в любое время до заключения договора.

Принимая во внимание отсутствие императивного запрета на совершение отказа от закупки, проводимой в порядке Закона № 223-ФЗ, с учетом необходимости следования цели эффективного использования заказчиком денежных средств и принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, Комиссия считает, что реализация Заказчиком установленного Положением о закупке права на отказ от проведения запроса предложений ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ не противоречит.

Кроме того, согласно п. 30 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (далее - Положение о размещении), в случае если положением о закупке, размещенном на официальном сайте, предусмотрено размещение на официальном сайте информации об отказе заказчика от проведения закупки и заказчиком принято решение об отказе от проведения закупки, документ, содержащий сведения об отказе от проведения закупки, размещается на официальном сайте.

То есть возможность установления в Положении и реализации Заказчиком рассматриваемого права прямо предусмотрена нормами действующего законодательства.

Из анализа Положения о закупке Комиссия приходит к выводу об отсутствии в нем перечня оснований для отказа Заказчиком в проведении запроса предложений.

Основания для отказа от заключения договора (несоответствие участника закупки, обязанного заключить договор, требованиям, установленным в документации о закупке; предоставление участником закупки, обязанным заключить договор, недостоверных сведений в заявке на участие в закупке, а равно в заявке на участие в закупке по первому этапу либо предквалификационной заявке), приведенные в п. 8.6 Положения, не тождественны основаниям для отказа в проведении запроса предложений, регламентированного п. 7.6.2 Положения.

Так, право на отказ от заключения договора, предусмотренный п. 8.6 Положения,

подлежит реализации в условиях завершения процедуры закупки и выбора победителя по итогам ее проведения, а не ее отмены, и зависит от соответствия/несоответствия победителя требованиям закупочной документации. Отказ от запроса предложений волей и в интересах Заказчика является безусловным основанием для аннулирования данной процедуры без выбора победителя, а при определении победителя не влечет таких правовых последствий как заключение с ним договора, освобождая Заказчика от каких-либо обязательств в рамках данной закупки.

Из п. 31 Положения о размещении следует, что в извещении об отказе от проведения закупки, размещаемом на официальном сайте, подлежит указанию информация об основании принятия такого решения.

Согласно материалам жалобы в размещенном на сайте приказе от 01.04.2015 № 13 о закрытии процедуры закупки указано такое основание для принятия указанного решения как временное отсутствие денежных средств на приобретение материалов для дорожной разметки, что соответствует принципу информационной открытости, установленному п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

3. В силу п. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

3.1. Согласно части 1 раздела 1 Документации запроса предложений настоящая документация запроса предложений подготовлена в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ и Положением о закупке Заказчика.

Процедура запроса предложений не является конкурсом, и ее проведение не регулируется статьями 447-449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Процедура запроса предложений также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, данная процедура запроса предложений не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств, в том числе по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником.

В соответствии с п. 13.1 Документации запроса предложений Заказчик вправе отказаться от проведения запроса предложений не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений.

В соответствии с п. 13.2 Документации запроса предложений извещение об отказе от проведения запроса предложений размещается Заказчиком на электронной торговой площадке otc-tender.ru в течение двух дней со дня принятия решения об отказе от проведения запроса предложений.

Согласно материалам жалобы дата и время окончания подачи заявок на участие в запросе предложений (по местному времени) - 31.03.2015 12:00.

С учетом п. 13.1 Документации запроса предложений отказ Заказчика от проведения запроса предложений возможен не позднее 29.03.2015 12:00.

С учетом п. 13.2 Документации запроса предложений извещение об отказе от проведения запроса предложений подлежало размещению до 31.03.2015 12:00.

Таким образом, ОГУП «Сосновское ПРСД», приняв решение об отказе от проведения запроса предложений 01.04.2015 и разместив извещение об этом 02.04.2015, действовало в противоречие порядку отказа от проведения запроса

предложений, установленному Документацией, что подтверждено представителями ОГУП «Сосновское ПРСД» на заседании Комиссии.

На основании изложенного, Комиссия квалифицирует действия ОГУП «Сосновское ПРСД», выразившиеся в нарушении порядка отказа от проведения запроса предложений, регламентированного п. 13.1, 13.2 Документации запроса предложений, нарушением принципа информационной открытости закупки, установленного п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Вместе с тем, основания для выдачи ОГУП «Сосновское ПРСД» предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения запроса предложений путем отмены приказа от 01.04.2015 № 13 о закрытии процедуры закупки и устранения порядка заключения договора по ее результатам, отсутствуют ввиду отмены Заказчиком запроса предложений.

6

3.2. Исходя из п. 7.6.2 Положения о закупке Заказчик вправе отказаться от проведения процедуры закупки на любой ее стадии до заключения договора с победителем.

Следовательно, п. 13.1, п. 13.2 Документации запроса предложений, устанавливающие право Заказчика на отказ от проведения закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, не соответствуют п. 7.6.2 Положения о закупке.

В связи с чем, Комиссия признает действия ОГУП «Сосновское ПРСД», выразившиеся в установлении в документации запроса предложений порядка отказа от проведения закупки в противоречие с Положением о закупке, нарушением принципа информационной открытости закупки, установленного п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Учитывая характер допущенного нарушения, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ОГУП «Сосновское ПРСД» предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения запроса предложений.

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Технопласт» вх. 10.04.2015 № 5460 на действия ОГУП «Сосновское ПРСД» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для дорожной разметки пластиком (извещение № 31502165574), необоснованной;

2. Признать действия ОГУП «Сосновское ПРСД», выразившиеся в нарушении порядка отказа от проведения запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для дорожной разметки пластиком (извещение № 31502165574), регламентированного п. 13.1, 13.2 Документации запроса предложений, нарушением п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ;

3. Признать действия ОГУП «Сосновское ПРСД», выразившиеся в установлении в Документации запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для дорожной разметки пластиком (извещение № 31502165574) порядка отказа от проведения закупки в противоречие с Положением о закупке, нарушением п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ;

4. ОГУП «Сосновское ПРСД» выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупок.

 

 ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе № 39-04-18.1/14

21 апреля 2015 года                                                                                            

г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

- < … > – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

- < … > – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС  России;

- < … > – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 1 статьи 3, статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 20.04.2015 по жалобе ООО «Технопласт» вх. 10.04.2015 № 5460 № 39-04-18.1/14,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

      1. ОГУП «Сосновское ПРСД» с момента получения настоящего предписания прекратить   нарушение   порядка  организации,  проведения  запроса  предложений  в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для дорожной разметки пластиком путём совершения действий, указанных в п. 2 настоящего предписания;

        2. ОГУП «Сосновское ПРСД»  при формировании документации о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для дорожной разметки пластиком указывать в ней порядок отказа от проведения запроса предложений в соответствии с Положением о закупке и пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ;

3. ОГУП «Сосновское ПРСД» в качестве доказательства исполнения п. 2 настоящего предписания при опубликовании во втором квартале 2015 года извещения и документации о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для дорожной разметки пластиком  представлять в Челябинское УФАС России копию документации о проведении указанной закупки в течении 10 (десяти) календарных дней с момента ее опубликования на официальном сайте;

4. ОГУП «Сосновское ПРСД» в случае непроведения во втором квартале 2015 года запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для дорожной разметки пластиком ежемесячно сообщать об этом в Челябинское УФАС России.

  1. 2. Признать действия ОГУП «Сосновское ПРСД», выразившиеся в нарушении порядка отказа от проведения запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для дорожной разметки пластиком (извещение № 31502165574), регламентированного п. 13.1, 13.2 Документации запроса предложений, нарушением п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ;

    3. Признать действия ОГУП «Сосновское ПРСД», выразившиеся в установлении в Документации запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для дорожной разметки пластиком (извещение № 31502165574) порядка отказа от проведения закупки в противоречие с Положением о закупке, нарушением п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ;

4. ОГУП «Сосновское ПРСД» выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупок.

Связанные организации

Связанные организации не указаны