Постановление б/н Постановление по делу № 39-14.3 ч.1/17 от 2 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу 39-14.3 ч.1/17 об административном правонарушении

 

29 мая 2017 года г. Челябинск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, <…>, рассмотрев материалы административного дела № 38-14.3ч.1/2017, возбужденного в отношении <…> ООО «Бюро финансовой помощи» <…>______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(далее – <…>) по факту распространения рекламы со сведениями: «…Кредит…положительное решение… кредитования в АО КБ «Росинтербанк…», «Выгодный кредит всем!..», «Гарантия согласования минимум двумя банками» в газете «Губерния» и на Интернет-сайте bfр74.ru с нарушением требований пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

в присутствии <…>,

в присутствии специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России <…>,

исследовав материалы дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление физического лица, направленное Уполномоченным по правам человека в Челябинской области (исх.986-УПЧ/2016 от 30.09.2016) по факту размещения в газете «Губерния» ненадлежащего рекламного объявления лица с коммерческим обозначением «Бюро финансовой помощи».

Из обращения следует, что заявитель увидела рекламу в газете и обратилась в ООО «Бюро финансовой помощи» с целью получения кредита, где ей предложили оплатить стоимость консультационных услуг в размере 15 % от суммы кредита, из которых заявитель заплатила обществу 5500 рублей. После оплаты услуг заявителя направили в кредитные организации, одна из которых находится по адресу: г. Челябинск, ул. Гагарина, д. 30 (Почта банк), вторая по адресу: г. Челябинск, ул. Гагарина, д. 35 (Банк Российский капитал), где ей было отказано в получении кредита. Заявитель обратилась в общество с требованием о возврате уплаченных денежных средств, однако до настоящего времени деньги не возвращены. Также заявитель обратилась за помощью к Уполномоченному по правам человека в Челябинской области.

Из ответа ООО «Бюро финансовой помощи» на запрос Уполномоченному по правам человека в Челябинской области следует, что общество является кредитным брокером, оказывает только информационно-консультационные услуги для потенциальных заемщиков финансовых учреждений, не несет и не может нести ответственности за действия банка или иного финансового института. ООО «Бюро финансовой помощи» указало, что клиенту оказаны все услуги, получение которых он оплатил.

Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния» в письме вх. № 15923 от 18.11.2016 на запрос Челябинского УФАС России указало, что размещение рекламы осуществлялось ООО ИД «Гранада Пресс» в рамках договора № 2016/АП-Г от 31 декабря 2015 года, по которому ООО ИД «Гранада Пресс» выступает как Агентство.

ООО ИД «Гранада Пресс» в письменных пояснениях указало, что реклама в газете «Губерния» размещена по договору от 11.01.2016 с ООО «Бюро финансовой помощи». Согласно акту № 1480 от 30.11.2016 реклама общества размещалась в газете «Губерния» с марта по октябрь 2016 года.

  • Челябинским УФАС России установлено, что Интернет-ресурс bfр74.ru содержит информацию об оказываемых ООО «Бюро финансовой помощи» услугах. ООО «Бюро финансовой помощи» представило письменные пояснения, согласно которым ООО «Бюро финансовой помощи» выступает посредником между банками и заемщиками в процессе осуществления операций кредитования. В комплекс услуг, предоставляемых ООО «Бюро финансовой помощи» входит: подбор оптимальной схемы кредитования, консультации по вопросам получения ипотечных кредитов на покупку жилья; консультации по вопросам получения потребительских кредитов; консультации по вопросам получения кредитов под залог недвижимости, автомобилей и прочего имущества; консультации по вопросам получения кредитных и дебетовых карт; консультации по вопросам заключения сделки с кредитной организацией, что включает в себя сопровождение сделки с момента подачи заявки и до получения кредитных денежных средств, предоставление информации по алгоритму действия взаимодействия с кредитной организацией. При этом, какие-либо письменные соглашения с банками у ООО «Бюро финансовой помощи» отсутствуют. Интернет-сайт http://bfp74.ru принадлежит ООО «Бюро финансовой помощи» на праве собственности. Администратором домена http://bfp74.ru является <…> ООО «Бюро финансовой помощи» <…>. При размещении рекламного модуля в газете «Губерния» с указанием следующих сведений: «Кредит от 12% годовых, расчет по кредиту 500 тыс. рублей… решение по паспорту в день обращения, сумма до 2 млн. рублей… без страховок и комиссии за выдачу…» - в рекламном модуле также было указано, что «данная информация не является публичной офертой и ООО «Бюро финансовой помощи» не является банком или кредитной организацией и по данной услуге оказывает только консультационные услуги, предоставлена информация о возможности кредитования в АО КБ «РОСИНТЕРБАНК» лицензия Банка России 226 от 17.10.2014 г., ежемесячный платеж рассчитан на 60 мес. аннуитетными платежами по ставке 12% годовых, минимальный размер кредита 30000 рублей, максимальный 2500000 рублей». ООО «Бюро финансовой помощи» в настоящий момент расторгло договоренности с кредитными организациями в связи с изменением законодательства, регулирующего деятельность кредитных организаций и не выступает от их имени в качестве агента. ООО «Бюро финансовой помощи» в настоящий момент принято решение о корректировке рекламы, распространяемой посредством печатных изданий, внесены корректировки на сайте в сети «Интернет» bfp74.ru.

На запрос Челябинского УФАС России КБ «Ренессанс Кредит», ПАО «БыстроБанк», ПАО КБ «УБРиР», ФСКБ Приморья «Примсоцбанк», АО КБ «Пойдем!», АО «Банк Русский Стандарт», ПАО «Сбербанк России», АО «ВУЗ-банк» представили письменные пояснения, согласно которым между кредитно-финансовыми организациями и ООО «Бюро финансовой помощи» договорные правоотношения отсутствуют.

Факт размещения рекламы подтверждается договором от 11.01.2016 между ООО «Бюро финансовой помощи» и ООО ИД «Гранада Пресс», актом выполненных работ № 1480 от 30.11.2016.

На главной странице Интернет-сайта bfр74.ru по состоянию на 09.11.2016 размещен рекламный баннер со сведениями: «Бюро финансовой помощи. Выгодный кредит всем!..», «Гарантия согласования минимум двумя банками» и изображения логотипов банков с коммерческими обозначениями: «Ренессанс Кредит», «Примсоцбанк», «Вуз-банк», «Уральский банк реконструкции и развития», «Совкомбанк», «Быстробанк», «Уралсиб.Финансовая корпорация», «Банк Русский стандарт», «Финансовые решения Пойдем», «ВТБ 24», «Сбербанк», «Райффейзен Банк».

Здесь же присутствует активная ссылка «Узнать больше», которая содержит раздел «Услуги» (экспресс-кредит, потребительский кредит, рефинансирование, кредиты пенсионерам) и раздел «Немного о нас» («…Мы создали Бюро финансовой помощи для жителей Челябинска. Если вам нужны деньги в долг срочно, то наши консультанты выполнят работу за вас. Мы проверим вашу кредитную историю, поможем реабилитироваться и подберём самую подходящую программу в одном из банков-партнёров. Консультанты подскажут, какие документы нужно собрать и вы придёте в банк сразу за деньгами…»).

Факт размещения рекламы подтверждается актом осмотра № 220-2016 от 09.11.2016.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данном случае, на Интернет-сайте bfр74.ru размещен рекламный баннер со сведениями о предоставлении кредита с перечислением наименований 12 кредитных организаций (банков) и перечня услуг - экспресс-кредит, потребительский кредит, рефинансирование, кредиты пенсионерам. То есть информация направлена на привлечения внимание не столько к консультационным услугам ООО «Бюро финансовой помощи» в получении кредита, сколько к кредитным организациям и такая информация является рекламой.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Бюро финансовой помощи» является деятельность вспомогательная прочая в сфере финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения.

Как усматривается, из представленных с обращением материалов, ООО «Бюро финансовой помощи» оказывает информационные услуги по вопросам получения кредита, в том числе посредством консультации.

Так, между заявителем и ООО «Бюро финансовой помощи» заключен договор № 1285/16 от 12.08.2016 об оказании услуг, предметом которого являются информационные услуги по вопросам получения кредитов (займов) клиентом. Согласно акту приемки услуг от 12.08.2016 консультант оказал, а клиент услуги получил полностью, в объеме и срок, предусмотренные договором.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В рекламе, размещенной в газете «Губерния» № 30(177) 9-15 августа 2016 года, на Интернет-сайте bfр74.ru присутствует слово «кредит». Реклама может сформировать у потребителей мнение о том, что за услугой по оформлению кредита можно обратиться в ООО «Бюро финансовой помощи», на что указывают и следующие выражения: «Кредит от 12 % годовых, расчет по кредиту 500 тыс.рублей…… решение по паспорту в день обращения, без страховок и комиссии за выдачу…», « Выгодный кредит всем!...».

Поскольку ООО «Бюро финансовой помощи» в силу действующего законодательства не вправе осуществлять деятельность по предоставлению кредитов, оказывает информационные услуги, указанные в рекламе сведения о природе предоставляемых услуг, в данном случае «кредит» не соответствуют действительности, а реклама содержит признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Также в рекламе, размещенной в газете «Губерния» № 30(177) 9-15 августа 2016 года, на Интернет-сайте bfр74.ru присутствуют фразы «положительное решение», «…кредитования в АО КБ «Росинтербанк» и «Гарантия согласования минимум двумя банками» со ссылкой на наименования 12 банков, которые могут сформировать у потребителей мнение о том, что клиентам ООО «Бюро финансовой помощи» будут положительно одобрены заявки на получение кредита в банках- партнерах общества.

Документальных доказательств того, что клиентам ООО «Бюро финансовой помощи», получившим консультационные услуги общества, одобрены кредиты в кредитных организациях, указанных в рекламе, в частности в газете «Губерния» № 30(177) 9-15 августа 2016 года - АО КБ «Росинтербанк»; на Интернет-сайте bfр74.ru - «Ренессанс Кредит», «Примсоцбанк», «Вуз-банк», «Уральский банк реконструкции и развития», «Совкомбанк», «Быстробанк», «Уралсиб.Финансовая корпорация», «Банк Русский стандарт», «Финансовые решения Пойдем», «ВТБ 24», «Сбербанк», «Райффейзен Банк» Челябинским УФАС России не получено.

С учетом изложенного, присутствующие в рекламе сведения о положительных решениях, о безусловном одобрении получения кредитов в банках при получении консультационных услуг ООО «Бюро финансовой помощи» не находят документального подтверждения, в связи с чем реклама нарушает пункт 6 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение пунктов 2, 6 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рекламы следует признать ООО «Бюро финансовой помощи», как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается договором от 11.01.2016 между ООО «Бюро финансовой помощи» и ООО ИД «Гранада Пресс», актом выполненных работ № 1480 от 30.11.2016.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ <…> принята на <…> ООО «Бюро финансовой помощи» с 04.08.2015 года.

<…>, являясь <…> ООО «Бюро финансовой помощи», осуществляла руководство организацией, следовательно, несет ответственность за нарушения, допущенные обществом в ходе осуществления хозяйственной деятельности.

Распространение ненадлежащей рекламы также установлено решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 01 марта 2017 года.

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятьсот рублей; должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста до пятисот тысяч рублей.

Статья 1.5. КоАП РФ устанавливает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Материалами дела установлено, что <…> в отсутствие объективно непреодолимых препятствий, имела реальную возможность не распространять рекламу со сведениями: «…Кредит…положительное решение… кредитования в АО КБ «Росинтербанк…», «Выгодный кредит всем!..», «Гарантия согласования минимум двумя банками» в газете «Губерния» и на Интернет-сайте bfр74.ru с нарушением требований пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», однако ей не были приняты соответствующие меры, что доказывает факт наличия у <…> вины в совершении вменяемого ей нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вина <…> выразилась в ненадлежащем исполнении обязанности по соблюдению требований рекламного законодательства при распространении рекламы со сведениями: «…Кредит…положительное решение… кредитования в АО КБ «Росинтербанк…», «Выгодный кредит всем!..», «Гарантия согласования минимум двумя банками» в газете «Губерния» и на Интернет-сайте bfр74.ru, в результате чего были нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 8.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, суды должны учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения такого правонарушения, а не с момента принятия антимонопольным органом решения о нарушении законодательства о рекламе.

ООО ИД «Гранада Пресс» в письменных пояснениях указало, что реклама в газете «Губерния» размещена по договору от 11.01.2016 с ООО «Бюро финансовой помощи». Согласно акту № 1480 от 30.11.2016 реклама общества размещалась в газете «Губерния» с марта по октябрь 2016 года.

Таким образом, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности для привлечения <…> к административной ответственности в связи с распространением рассматриваемой рекламы истекает в октябре 2017 года в связи с чем привлечение <…> к административной ответственности осуществляется в пределах срока давности.

Наличие обстоятельств, объективно препятствующих Ситниковой Е.А. надлежащему соблюдению требований требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», Челябинским УФАС России не выявлено.

У <…> отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно – для соблюдения требований требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Однако <…> не приняла необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе.

При таких обстоятельствах <…> признается виновной в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, исключающих вину <…> в совершении данного административного правонарушения, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении при совершении данного административного правонарушения, не установлено.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена статьей 4.1.1, устанавливающей, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 2 указанного закона данные изменения вступают в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.07.2016).

Согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Бюро финансовой помощи» является субъектом малого предпринимательства (микропредприятие).

В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

<…> впервые совершила нарушение рекламного законодательства, материалы, свидетельствующие о причинении имущественного ущерба либо вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.

С учетом изложенного, при наличии обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса административное наказание <…> в виде административного штрафа, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит замене на предупреждение.

С учетом положений ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, закрепившей цели административного наказания, предупреждение является официальным предостережением юридического лица от возможности совершения им противоправного действия.

Применение предупреждения влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено предупреждение, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание

Руководствуясь статьями 4.1.1., 4.1, 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать <…> (______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________) виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии со статьей 4.1.1.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объявить <…> официальное порицание в форме предупреждения за нарушение требований части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  • 3 статьи 30.1. и частью 1 статьи 30.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Постановление объявлено 29 мая 2017 года в присутствии <…>.

Связанные организации

Связанные организации не указаны