Решение б/н Решение и предписание по делу № 39-2014 в отношении ООО «Эде... от 28 октября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

05 июня 2014 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

председатель Комиссии:

Л.Н. Галичина, заместитель руководителя — начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

 

члены Комиссии:

И.П. Баранова, ведущий специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

Л.Р. Штепа, специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

 

 

рассмотрев дело № 39-2014 по признакам нарушения части 7 статьи 24 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения рекламы медицинских услуг при отсутствии предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалиста и рекламы финансовых услуг при указании одного условия, влияющего на стоимость займа, но при отсутствии иных условий, определяющих фактическую стоимость займа,

в отсутствие заявителя, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО «Эдельвейс», <...>, действующего на основании доверенности от 04.06.2012 № 14, генерального директора ООО «Эдельвейс» <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России обратилось физическое лицо с заявлением о размещении в газете «Среди вершин» рекламы с нарушением требований Федерального закона «О рекламе».

Проверка газеты «Среди вершин» на соответствие требованиям Федерального закона «О рекламе» показала, что предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости получения консультации специалиста отсутствует в рекламе:

«Стоматологическая клиника Ваш стоматолог Комплексное решение любых стоматологических проблем…», размещенной в газете «Среди вершин» № 5 (354) от 13 февраля 2014 года на первой странице, № 6 (355) от 20 февраля 2014 года на первой странице;

«Медицинский центр ООО «Вита»… Оториноларинголог (ЛОР) Аллерголог-иммунолог Кардиолог (Эхо) Невролог Врач-уролог (высшей категории) Гинеколог, Стоматолог, Ультразвуковое обследование (УЗИ) Эндокринолог…», размещенной в газете «Среди вершин» № 6 (355) от 20 февраля 2014 года на первой странице.

Также в газете «Среди Вершин» № 6 (355) от 20 февраля 2014 года на первой странице размещена реклама финансовых услуг: «Доступные деньги, займы на любые нужды 1% … Усть-Катав, ул. Ленина, д. 26 (магазин «Усадьба», 2 этаж)», в которой содержится одно из условий, влияющих на стоимость займа, а именно процентная ставка «1%», но отсутствуют иные условия, определяющие фактическую стоимость займа и влияющие на нее.

Издателем газеты «Среди вершин» является ООО «Эдельвейс» (456040, Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, д. 8, кв. 1).

Представители ООО «Эдельвейс» считают, что реклама стоматологической клиники «Ваш стоматолог» не содержит указания на конкретные медицинские услуги, а является рекламой медицинского учреждения. В рекламе медицинского центра «Вита», по мнению ООО «Эдельвейс», также отсутствуют конкретные медицинские услуги, ультразвуковое обследование является видом деятельности медицинского центра «Вита» и носит обобщенный характер. А указанный в данной рекламе список медицинских специалистов не относится к медицинской услуге, поскольку содержится в классе «В» Номенклатуры медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития от 27.12.2011 № 1664.

Исследовав материалы дела, заслушав лицо, участвующее в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

В рекламе стоматологической клиники «Ваш стоматолог», размещенной в газете «Среди вершин», отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости получения консультации специалиста.

Часть 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» предусматривает распространение специальных требования и ограничений, установленных настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Название клиники «Ваш стоматолог» является средством индивидуализации клиники «Ваш стоматолог», следовательно, специальные требования и ограничения, установленные в отношении рекламы медицинских услуг, оказываемых клиникой «Ваш стоматолог», распространяются также на рекламу части фирменного наименования указанной клиники «Ваш стоматолог».

В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалиста.

Отсутствие в рекламе Стоматологической клиники «Ваш стоматолог», размещенной в газете «Среди вершин» № 5 (354) от 13 февраля 2014 года на первой странице, № 6 (355) от 20 февраля 2014 года на первой странице, предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов противоречит требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

В рекламе медицинского центра «Вита», размещенной в газете «Среди вершин» № 6 (355) от 20 февраля 2014 года, присутствуют медицинские специальности: «Оториноларинголог (ЛОР) аллерголог-иммунолог, кардиолог, невролог», при этом отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов.

Использование в рекламе врачебных специальностей указывает на присутствие в рекламе образов медицинских работников.

Согласно пункту 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Учитывая изложенное, использование в рекламе медицинского центра «Вита», размещенной в газете «Среди вершин» образов медицинских работников: оториноларинголог, аллерголог-иммунолог, кардиолог, невролог - противоречит пункту 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, в указанной рекламе также отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости получения консультации специалиста, что противоречит требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», поскольку специальные требования и ограничения, установленные указанной нормой в отношении медицинских услуг, оказываемых медицинским центром «Вита», распространяются также на часть его фирменного наименования «Вита».

В газете «Среди Вершин» № 6 (355) от 20 февраля 2014 года на первой странице размещена реклама финансовых услуг: «Доступные деньги, займы на любые нужды 1%...». При этом в рекламе содержится одно из условий, влияющих на стоимость займа, а именно процентная ставка «1%», но отсутствуют иные условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся займом лица.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

На основании статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Понятие финансовой услуги для целей Федерального закона «О рекламе» включает не только услуги, прямо указанные в настоящем Федеральном законе, но также и другие услуги, связанные с привлечением либо предоставлением денежных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 807 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Частью 1 статьи 809 настоящего закона предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.

Изложенное позволяет сделать вывод, что услуги по предоставлению займа по своей природе и правовой цели являются финансовыми услугами, следовательно, при размещении рекламы таких услуг должны соблюдаться требования статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, отсутствие в рекламе финансовых услуг по предоставлению займа, размещенной в газете «Среди Вершин» № 6 (355) от 20 февраля 2014 года на первой странице, иных условий, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся займом лица, при указании только одного из таких условий – процентной ставки «1%», противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

На основании частей 6,7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель, ответственность за нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно сведениям, представленным ООО «Эдельвейс» рекламодателем рекламы стоматологической клиники «Ваш стоматолог» является ООО «Ваш стоматолог», рекламодателем медицинского центра «Вита» - ООО «Вита, рекламодателем финансовых услуг «Доступные деньги» является ООО «Доступные деньги.

Рекламораспространителем является ООО «Эдельвейс» как лицо, разместившее рекламу в газете «Среди вершин».

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей:

рекламу стоматологической клиники «Ваш стоматолог», размещенную в газете «Среди вершин» № 5 (354) от 13 февраля 2014 года на первой странице, № 6 (355) от 20 февраля 2014 года на первой странице, в которой содержится информация: «Стоматологическая клиника Ваш стоматолог Комплексное решение любых стоматологических проблем…», при отсутствии предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе»;

рекламу медицинского центра «Вита», размещенную в газете «Среди вершин» № 6 (355) от 20 февраля 2014 года на первой странице, в которой присутствуют сведения: «Медицинский центр ООО «Вита»… Оториноларинголог (ЛОР) Аллерголог-иммунолог Кардиолог (Эхо) Невролог Врач-уролог (высшей категории) Гинеколог, Стоматолог, Ультразвуковое обследование (УЗИ) Эндокринолог…», с использованием образов медицинских работников и в отсутствие предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 5 статьи 5 и части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе»;

рекламу финансовых услуг «Доступные деньги, займы на любые нужды 1% … Усть-Катав, ул. Ленина, д. 26 (магазин «Усадьба», 2 этаж)», размещенную в газете «Среди Вершин» № 6 (355) от 20 февраля 2014 года на первой странице, в которой отсутствуют иные условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся займом лица, при указании только одного из таких условий – процентной ставки «1%», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Эдельвейс» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Эдельвейс» и его должностного лица, ООО «Ваш стоматолог» и его должностного лица, ООО «Вита» и его должностного лица, ООО «Доступные деньги» и его должностного лица,

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме 20 июня 2014 года.

 

Председатель Комиссии

Л.Н. Галичина

Члены Комиссии

И.П. Баранова

Л.Р. Штепа

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

05 июня 2014 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

Л.Н. Галичина – заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

 

члены Комиссии:

И.П. Баранова – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

Л.Р. Штепа – специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

 

на основании своего решения от 05 июня 2014 года по делу № 39-2014 о признании ненадлежащей:

рекламы стоматологической клиники «Ваш стоматолог», размещенной в газете «Среди вершин» № 5 (354) от 13 февраля 2014 года на первой странице, № 6 (355) от 20 февраля 2014 года на первой странице, в которой содержится информация: «Стоматологическая клиника Ваш стоматолог Комплексное решение любых стоматологических проблем…», при отсутствии предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе»;

рекламы медицинского центра «Вита», размещенной в газете «Среди вершин» № 6 (355) от 20 февраля 2014 года на первой странице, в которой присутствуют сведения: «Медицинский центр ООО «Вита»… Оториноларинголог (ЛОР) Аллерголог-иммунолог Кардиолог (Эхо) Невролог Врач-уролог (высшей категории) Гинеколог, Стоматолог, Ультразвуковое обследование (УЗИ) Эндокринолог…» с использованием образов медицинских работников и в отсутствие предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 5 статьи 5 и части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе»,

рекламы финансовых услуг «Доступные деньги, займы на любые нужды 1% … Усть-Катав, ул. Ленина, д. 26 (магазин «Усадьба», 2 этаж)», размещенной в газете «Среди Вершин» № 6 (355) от 20 февраля 2014 года на первой странице, в которой отсутствуют иные условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся займом лица, при указании только одного из таких условий – процентной ставки «1%», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»,

руководствуясь пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Эдельвейс» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение:

части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», а именно, не размещать рекламу стоматологической клиники «Ваш стоматолог» и медицинского центра «Вита» без предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости получения консультации специалиста;

пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно, не использовать в рекламе медицинского центра «Вита» образы медицинских работников;

пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно, не размещать рекламу финансовых услуг ООО «Доступные деньги» в которой отсутствуют иные условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся займом лица, при указании только одного из таких условий – процентной ставки «1%».

2. Обществу с ограниченной ответственностью «Эдельвейс» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 22 июля 2014 года.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

Л.Н. Галичина

Члены Комиссии

И.П. Баранова

Л.Р. Штепа                                                                                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны