Предупреждение №ВЛ/9878/22 предупреждение № 07-04/2022 по ст. 14.2 ФЗ от 22 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 07-04/2022

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

18 августа 2022 года                                                                                                                             г. Челябинск

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) из Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее – Уральское ГУ Банка России) поступили материалы проверки вх. № 10275/22 от 01.08.2022 в отношении индивидуального предпринимателя <…>, осуществляющего деятельность в ювелирном салоне оптовых цен «ФИГАРО» и использующего во внешнем оформлении входной группы торгового объекта в городе Челябинске по адресу: ул. Братьев Кашириных, д. 101 сведений «ЛОМБАРД».

Из представленных акта осмотра, фотоматериалов усматривается, что входная группа ювелирного салона оптовых цен «ФИГАРО» по адресу: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 101 содержит информационные носители (световое табло с бегущей строкой) со словом «ЛОМБАРД».

Факт осуществления деятельности ИП <…> в городе Челябинске по адресу ул. Братьев Кашириных, д. 101 установлен Уральским ГУ Банка России в ходе проверки.

Рассмотрение материалов позволяет прийти к следующим выводам.

По данным из ЕГРНИП ИП <…> зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области 29.04.2022.

Основным видом деятельности ИП <…> является 95.25 Ремонт часов и ювелирных изделий.

Дополнительные виды деятельности:

45.11 Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности;

47.77.2 Торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах;

47.79 Торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах.

В силу пункта 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 №18026, далее – Порядок) по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1 - 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.6 настоящего Порядка.

Согласно пункту 10.6 Порядка анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. Определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Временной интервал исследования товарного рынка определен с 29.04.2022 (дата регистрации ИП <…>) до даты вынесения предупреждения 18.08.2022.

Продуктовые границы рынка установлены в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) ИП <…>

Продуктовые границы товарного рынка, в данном случае 47.79 Торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах.

Географические границы рынка - город Челябинск на территории которого было выявлено нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из пункта 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

На территории города Челябинска по данным рубрики «Комиссионные магазины» справочной программы «2 ГИС.Челябинск» осуществляют деятельность 135 организаций:

«Аврора» комиссионный магазин;

«Везуха» комиссионный магазин ИП <…>;

«АРМАДА» сеть комиссионных магазинов техники (Победы проспект, 131; ул. Гагарина, 12; ул. Сталеваров, д. 33; ул. Кирова, д.2а);

«Комиссиончик», комиссионный магазин техники (ул. Чичерина, 38в; ул. Ворошилова, д. 57 а);

«Техно+», комиссионный магазин (Победы проспект, 184);

«ХолодГрад» магазин бытовой техники бывшего употребления (Комарова, 82);

комиссионный магазин ИП <…> (ул.Чичерина, 34, ул. Котина д.1-2);

комиссионный магазин ИП <…> ;

комиссионный магазин ИП <…>;

комиссионный магазин ИП <…> др.

В силу указанных положений указанные лица и ИП <…>являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на одном товарном рынке (рынок торговли розничной бывшими в употреблении товарами в магазинах) в пределах одних географических границ- город Челябинск, следовательно являются конкурентами по отношению друг к другу.

Таким образом, рынок торговли розничной бывшими в употреблении товарами в магазинах на территории города Челябинска является конкурентным.

По материалам Уральского ГУ Банка России деятельность в ювелирном салоне оптовых цен «ФИГАРО» в городе Челябинске по адресу: ул. Братьев Кашириных, д. 101 осуществляет ИП <…>

В помещении торгового объекта осуществляется консультирование о возможности получения физическими лицами денежных средств под залог движимого имущества (цифровой и бытовой техники, персональных компьютеров и пр.). При предоставлении займа оформляется договор купли-продажи товаров/комиссии с последующим обратным выкупом предмета залога с учетом начисленных процентов/комиссий (без документального оформления договора займа/залогового билета).

ИП <…> использует во внешнем оформлении входной группы торгового объекта информационные носители (световое табло с бегущей строкой) со словом «ЛОМБАРД».

Распространенная информация со словом «ЛОМБАРД» не подпадает под действие Федерального закона «О рекламе» и подлежит рассмотрению на соответствие требованиям Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии со статьей 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

В соответствии со статьей 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Согласно Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 N 569 (ред. от 04.10.2012) под комиссионером понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, принимающие товары на комиссию и реализующие эти товары по договору розничной купли-продажи.

Согласно части 1 статьи 358 ГК РФ принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.

В соответствии с частью 1 стать 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Согласно пункту 1 статьи 2.6 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения сведений о нем из указанного реестра.

Таким образом, природа услуг ювелирного салона оптовых цен «ФИГАРО», в котором осуществляет деятельность ИП <…>, в том числе принимающий товары на комиссию и реализующий эти товары по договору розничной купли-продажи и природа услуг ломбардов различны.

ИП <…> не является специализированной организацией – ломбардом.

Из определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно соответствовать нескольким условиям, а именно:

- совершаться хозяйствующими субъектами (группой лиц)-конкурентами;

- быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинить или быть способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Добросовестность (добропорядочность) позволяет установить, осуществлено ли рассматриваемое поведение в допустимых пределах осуществления гражданских прав; выход за допустимые пределы будет рассматриваться в качестве недобросовестного (недобропорядочного).

Разумность позволяет установить соответствие поведения определенного хозяйствующего субъекта деперсонализированным стандартам ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота; очевидное отклонение поведения такого участника будет свидетельствовать о неразумности.

Справедливость означает наличие равных возможностей для участия в гражданском обороте; несправедливость будет выражаться в создании необоснованных условий реализации контрагентами своих гражданских прав.

Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В действиях ИП <…> по использованию во внешнем оформлении входной группы торгового объекта - ювелирный салон оптовых цен «ФИГАРО» в городе Челябинске по адресу: ул. Братьев Кашириных, д. 101 информационных носителей (световое табло с бегущей строкой) со словом «ЛОМБАРД» содержатся все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

1.Действия ИП <…> затрагивают права и законные интересы иных участвующих на рынке хозяйствующих субъектов и потребителей.

2.Действия ИП <…> направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности не за счет собственных экономических ресурсов, а за счет введения в заблуждение потребителей относительно характеристик, оказываемых им услуг.

3. Такие действия ИП <…> противоречат требованиям Федерального закона «О ломбардах», обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

4. Распространение недостоверных сведений «ЛОМБАРД» способно ввести потребителей в заблуждение относительно предоставляемых ИП <…> услуг и привести к неполучению доходов в виде упущенной выгоды организаций, оказывающих услуги ломбардов, которое на законных основаниях получили право использования сведений «ломбард».

Использование ИП <…> во внешнем оформлении входной группы торгового объекта - ювелирный салон оптовых цен «ФИГАРО» в городе Челябинске по адресу: ул. Братьев Кашириных, д. 101 информационных носителей (световое табло с бегущей строкой) со словом «ЛОМБАРД» содержит признаки нарушения пункта 1 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

В связи с выявленным фактом использования ИП <…> во внешнем оформлении входной группы торгового объекта - ювелирный салон оптовых цен «ФИГАРО» в городе Челябинске по адресу: ул. Братьев Кашириных, д. 101 информационных носителей (световое табло с бегущей строкой) со словом «ЛОМБАРД» с признаками нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Челябинское УФАС России предупреждает ИП <…> о необходимости прекращения указанных действий путем удаления сведений «ЛОМБАРД» из оформления входных групп ювелирного салона оптовых цен «ФИГАРО» в городе Челябинске по адресу: ул. Братьев Кашириных, д. 101 в срок до 19 сентября 2022 года, но не позднее 10 рабочих дней со дня получения настоящего предупреждения.

О принятых мерах по устранению признаков нарушения пункта 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции и о выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (правоустанавливающие документы на помещение торгового объекта - ювелирный салон оптовых цен «ФИГАРО» в городе Челябинске по адресу: ул. Братьев Кашириных, д. 101, фотоматериалы входной группы без слова «ЛОМБАРД» и т.д.).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Вр.и.о. руководителя <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны