Решение (комиссия) №ВЛ/15786/23 решение от 16 ноября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF5
решение
ИП <...>
Администрация города Трехгорного zakaz_trg@mail.ru bystritskaya_trg@mail.ru Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» г. Трехгорный
(извещение № 0169300043223000125) |
Р Е Ш Е Н И Е
№ 074/06/105-2588/2023 (№ 470-ж/2023)
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена «13» ноября 2023 года
В полном объеме решение изготовлено «16» ноября 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<...> | ||
Членов Комиссии: |
<...> | ||
|
<...> |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП <...> на положения извещения при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: «Внутриквартальные тепловые сети МКР-5 от котельной К-4 к жилым домам по улице Потапова, 1, 3, 5 и улице Строителей, 35. Капитальный ремонт» (извещение № 0169300043223000125), в присутствии:
- представителей Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» г. Трехгорный (далее – заказчик) <...>, действующих на основании распоряжения от 15.04.2015 № 38-12, доверенности от 20.10.2023 № 5;
- представителя администрации города Трехгорного (далее — уполномоченный орган) <...>, действующей на основании доверенности от 31.08.2022 № 01-05/34,
в отсутствие представителей ИП <...> (далее – заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 07.11.2023 поступила жалоба заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: «Внутриквартальные тепловые сети МКР-5 от котельной К-4 к жилым домам по улице Потапова, 1, 3, 5 и улице Строителей, 35. Капитальный ремонт» (извещение № 0169300043223000125) (далее – аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 27.10.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта – 60 431 152,31 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам закупки не заключен.
Согласно доводу жалобы заказчиком неправомерно установлены при осуществлении закупки дополнительные требования к участникам закупки согласно позиции 8 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571).
Представители заказчика представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали, что применение дополнительных требований к участникам аукциона заказчик считает обоснованным, так как необходимые к выполнению строительно-монтажные работы по своей сложности и условиям выполнения относятся к реконструкции. Кроме того, работы выполняются в зимнее время, в стесненных условиях жилой застройки при эксплуатации тепловых сетей на весь период проведения работ.
При установлении дополнительных требований по позиции 8 раздела II Приложения к постановлению Правительства РФ № 2571 от 29.12.2021 заказчик не пытался ограничить количество участников аукциона, а хотел обеспечить возможность участия в нем только тех организаций, которые имеют большой опыт выполнения подобных строительно-монтажных работ, обладают достаточной материально-технической базой и квалифицированными кадрами.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 утверждены требования к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исходя из положений пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 следует, к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению «Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приложение) при любых конкурентных процедурах, если объект закупки включен в Приложение и в ряде случаев превышает определенную начальную (максимальную) цену контракта. При этом соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными Приложением к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.
Объектом рассматриваемой закупки является «Выполнение строительно-монтажных работ на объекте: «Внутриквартальные тепловые сети МКР-5 от котельной К-4 к жилым домам по улице Потапова, 1, 3, 5 и улице Строителей, 35. Капитальный ремонт».
Указанное отражено, в том числе в предмете контракта, заключаемого по итогам закупки, а именно:
«2.1. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению строительно-монтажных работ на объекте: «Внутриквартальные тепловые сети МКР-5 от котельной К-4 к жилым домам по улице Потапова, 1, 3, 5 и улице Строителей, 35» Капитальный ремонт.» (далее – работы) в соответствии с Приложениями № 1, 1а, 6, 7 к Контракту и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и произвести оплату».
Однако, как следует из содержания извещения, к участникам аукциона установлены дополнительные требования согласно позиции 8 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, которые устанавливаются при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции линейного объекта.
Вместе с тем, приложение к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 содержит позицию 11, которая предусматривает дополнительные требования к участникам при проведении закупки работ по капитальному ремонту линейного объекта:
«наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)».
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса РФ:
14.1) реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;
…
14.3) капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно письменным пояснениям заказчика от 10.11.2023 исх.№ 01-03/549-07 из описания характера строительно-монтажных работ, выполняемые работы, по мнению заказчика, можно отнести по своей сути к работам по реконструкции объекта. Все участки тепловой сети строятся вновь, при этом трубы укладываются в железобетонные лотки, которых ранее не было.
Однако одновременно в указанных письменных пояснениях заказчик поясняет, что по своим параметрам объект после выполнения всех работ не изменит свои основные характеристики: прежней останется трасса и протяженность тепловых сетей, количество тепловых камер, диаметр и материал труб, в связи с чем проектная документация разработана на капитальный ремонт.
Необходимо отметить, что проектная документация «Внутриквартальные тепловые сети МКР-5 от котельной К-4 к жилым домам по улице Потапова, 1, 3, 5 и улице Строителей, 35» Капитальный ремонт» прошла государственную экспертизу на предмет достоверности определения сметной стоимости. В положительном заключении государственной экспертизы от 18.07.2023 № 74-1-1-2-041449-2023 указан вид работ - капитальный ремонт.
С учетом изложенного, Комиссии Челябинского УФАС России не представляется возможным сделать вывод о том, что заказчиком закупаются работы по строительству, реконструкции линейного объекта.
Таким образом, в нарушение частей 4, 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при проведении аукциона к участникам установлены дополнительные требования, которые не соответствуют объекту закупки.
В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <...> на положения извещения при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: «Внутриквартальные тепловые сети МКР-5 от котельной К-4 к жилым домам по улице Потапова, 1, 3, 5 и улице Строителей, 35. Капитальный ремонт» (извещение № 0169300043223000125) обоснованной.
2. Признать нарушение частей 4, 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<...> |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
<...> |
|
|
<...> |
Исп.<...>
2023-17826