Решение №ВЛ/16385/22 решение от 27 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

10

 

решение

 

ООО «МД-КОНСАЛТИНГ»
445051, г. Тольятти, Приморский б-р,

д. 2б, оф. 5
md-consulting63@mail.ru

ФБГУЗ «Клиническая больница № 71 ФМБА России»
456780, Челябинская обл., г. Озерск,

ул. Строительная, 1
orz-71@mail.ru; cmsch71@fmbamail.ru

Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»
115114, г. Москва, ул. Кожевническая, 14, стр. 5
ko@roseltorg.ru

 

Комиссии по осуществлению закупок

(извещение № 0369100004722000391)

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-3445/2022 (№ 657-ж/2022)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 22 декабря 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 27 декабря 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «МД-КОНСАЛТИНГ» на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (извещение № 0369100004722000391), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме представителя ФБГУЗ «Клиническая больница № 71 ФМБА России» (далее – заказчик) <...>, действующей на основании доверенности от 03.06.2022 № б/н;

в отсутствие представителей ООО «МД-КОНСАЛТИНГ» (далее – заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 15.12.2022 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (извещение № 0369100004722000391) (далее – конкурс, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении конкурса опубликовано заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 29.11.2022.

Начальная (максимальная) цена контракта 9 911 899,87 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам закупки не заключен.

Доводы жалобы заключаются в следующем.

1. Заказчик не установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 34 раздела VI приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

2. Заказчик ненадлежащим образом установил предмет контрактов (договоров), учитываемых при оценке заявок участников закупки.

По мнению заявителя, указывая, что оцениваться будут контракты, предметом которых является исключительно оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны), оказанных непосредственно участником закупки, за какие-либо три календарных года деятельности, на объектах лечебно-профилактических медицинских организаций, заказчик нарушает нормы законодательства, а также ограничивает права участников закупки, обладающих опытом оказания услуг по охране иных объектов (территорий).

3. Заказчик установил критерии оценки заявок, ограничивающие права участников закупки. В рамках показателя оценки «наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании» Заказчик установил излишне узкие критерии оценки заявок - «Перечень документов, подтверждающих место нахождения организации-участника конкурса в г. Озерске… », соответственно, данные требования ограничивают право на участие в закупке лиц, находящихся на территории иных субъектов Российской Федерации, что не соответствует части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.

С доводами жалобы заказчик не согласился, представил письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержал и пояснил следующее.

Законодатель определяет право заказчика не устанавливать дополнительные требования, в случае, если цена контракта не превышает 500 тыс. руб., но не определяет обязанности заказчика устанавливать требования, в случае, если цена контракта будет больше 500 тыс. руб., как, например, это указано по остальным пунктам применения данного постановления.

Установленные критерии оценки выбраны исходя из имеющегося у заказчика права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям заказчика, с учетом конкретных особенностей рынка, объекта закупки и условий контракта.

Установление показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых услуг по таким критериям, и соответствующих им величин значимости, является правом заказчика. В данном случае такое установление не является произвольным и не создает неравных условий для участников закупки.

В связи с этим прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, представляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, по которому будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения, принадлежит заказчику.

Таким образом, установленный заказчиком порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации, направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при оказании услуг по объекту закупки.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Позицией 34 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 установлены дополнительные требования к участникам при осуществлении закупок услуг по обеспечению охраны объектов (территорий), а именно:

«наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)».

При этом пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.

Однако заказчиком в нарушение части 4 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки не установлены дополнительные требования к участникам, предусмотренные позицией 34 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571.

Довод заявителя является обоснованным.

 

2. В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Пунктом 3 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 2604 (далее - Положение), предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом «а» настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается;

в) документом, предусмотренным приложением 1 к Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;

е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «д» пункта 31, подпунктом «г» пункта 32 и подпунктом «г» пункта 33 Положения.

Заказчиком в пункте 2.1 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение № 5 к извещению) установлено, что в рамках показателя критерия оценки «квалификация участников закупки» рассматриваются договоры на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны), оказанных непосредственно участником закупки, за какие-либо три календарных года деятельности, на объектах лечебно-профилактических медицинских организаций (в соответствии с номенклатурой таких организаций, утвержденной Приказом Минздрава России от 06.08.2013 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций») (за исключением контрактов (договоров), заключенных участником конкурса с субподрядными организациями).

На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что оказание услуг частной охраны на объектах учреждений здравоохранения и на иных объектах не является сопоставимым по характеру, требование заказчика обусловлено спецификой предусмотренной, в том числе ГОСТ Р 59588-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Обеспечение безопасности медицинских организаций. Оказание охранных услуг на объектах медицинских организаций. Общие требования» (далее — ГОСТ Р 59588-2021), Приказом Минздрава России от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций».

Согласно письму Минфина России от 06.05.2022 № 24-06-07/41956 заказчик самостоятельно определяет с учетом специфики планируемой закупки необходимые требования к участникам закупки, в том числе к установлению соответствующего опыта у участника закупки, подлежащие оценке заказчиком, необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.

Таким образом, установленный заказчиком детализированный показатель критерия оценки является сопоставимым по характеру с предметом контракта, то есть учреждением здравоохранения фактическим затребован опыт оказания услуг на объектах лечебно-профилактических медицинских организаций. В связи с чем довод является необоснованным, недоказанным.

 

3. Как следует из доводов жалобы, заказчик в нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установил критерий оценки заявок, ограничивающий права участников закупки, а именно: в части предоставления документов, подтверждающих место нахождения организации-участника конкурса в г. Озерске, данные требования ограничивают право на участие в закупке лиц, находящихся на территории иных субъектов Российской Федерации.

Комиссия обращает внимание заявителя, что в соответствии с Законом о контрактной системе критерий «квалификация участников закупки» не является критерием допуска и применяется исключительно для оценки заявок. Отсутствие документов, подтверждающих место нахождения организации-участника конкурса в г. Озерске, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и извещения о закупке и не ограничивает число участников закупки.

Кроме того, на заседание Комиссии заказчиком представлены сведения из Реестра частных охранных организаций Челябинской области, из содержания которых следует, что только лишь на территории г. Озерска зарегистрировано 6 частных охранных организаций.

Таким образом, доводы заявителя об ограничении количества участников закупки не находят своего подтверждения на заседании Комиссии.

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

 

1. В силу части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Согласно пункту 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) качественные характеристики объекта закупки;

б) функциональные характеристики объекта закупки;

в) экологические характеристики объекта закупки.

В соответствии с пунктом 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.

Пунктом 19 Положения предусмотрено, что если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением 1 к Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.

Пунктом 3 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение № 5 к извещению) установлено следующее:

 

Качественные характеристики объекта закупки

 

наличие у участника конкурса действующего договора о взаимодействии в обеспечении правопорядка с правоохранительными органами г. Озерска Челябинской области

Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки действующего договора о взаимодействии в обеспечении правопорядка с правоохранительными органами г. Озерска Челябинской области:

 

- копия действующего договора о взаимодействии в обеспечении правопорядка с правоохранительными органами г. Озерска Челябинской области.

 

К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

 

Как следует из пункта 3 раздела II Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение № 5 к извещению), «наличие у участника конкурса действующего договора о взаимодействии в обеспечении правопорядка с правоохранительными органами г. Озерска Челябинской области» является детализирующим показателем оценки.

Согласно пункту 1.1. проекта контракта «По настоящему контракту Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: услуги частной охраны (Выставление поста охраны), предусмотренные статьей 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом».

Пунктом 9 раздела 2 Технического задания предусмотрено, что исполнитель должен обеспечить взаимодействие с органами внутренних дел, в том числе поиск и предоставление по поручению заказчика необходимых видеозаписей представителям правоохранительных органов (в течение 1 рабочего дня со дня подписания контракта предоставить заказчику копию договора о взаимодействия).

В силу статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а частные детективы оказывают содействие правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, установленный заказчиком показатель оценки «качественные характеристики объекта закупки» фактически подразумевает оценку комиссией по осуществлению закупок части обязательств, которые входят в предмет по контракту, заключаемому по итогам конкурса, что не отвечает смыслу осуществления процесса оценки, заложенному в определении понятия «конкурс».

Содержание показателя «качественные характеристики объекта закупки», включающего оценку наличия у участника закупки действующего договора о взаимодействии в обеспечении правопорядка с правоохранительными органами г. Озерска Челябинской области, не только не позволяет сопоставить заявки участников закупки по причине присвоения максимального количества баллов только лишь за факт наличия документа, но и не способствует выявлению лучшего предложения, поскольку фактически отражает обязательные условия исполнения контракта, а не лучшие.

Комиссия отмечает, что в основе показателей нестоимостных критериев должны содержаться объективные, полные и однозначные данные, позволяющие участнику закупки определить, какие сведения характеризуются заказчиком с точки зрения лучших условий исполнения контракта, на основании которых комиссия сможет произвести оценку заявок, с учетом подхода ко всем участникам закупки.

Требования к показателям, раскрывающим содержание нестоимостного критерия, в том числе подтверждающим качество услуг, в Положении не установлены, что дает право заказчику определить показатели с учетом требований, позволяющих выявить участника закупки, который предложит наилучшие условия исполнения контракта.

Однако между содержанием показателя критерия оценки, установленного заказчиком, и качеством услуг, которые будут выполняться таким участником при исполнении им обязательств по контракту, должна быть причинно-следственная связь.

Иными словами, если условия исполнения обязательства в части необходимого заказчику качества оказания услуг уже установлены им в Техническом задании, в проекте контракта, в нормативно-правовых актах, любое иное описание качества оказания таких услуг не будет иметь какого-либо правового значения для победителя конкурса на стадии исполнения контракта. Следовательно, результаты такой оценки участника закупки не могут быть соотнесены комиссией по осуществлению закупок с ожидаемыми результатами качества оказанных таким участником услуг в рамках исполнения им контракта.

Таким образом, оценка наличия у участника закупки действующего договора о взаимодействии в обеспечении правопорядка с правоохранительными органами г. Озерска Челябинской области не отвечает смыслу показателя оценки «качественные характеристики объекта закупки» нестоимостного критерия, не раскрывает содержание и суть данного показателя, что противоречит смыслу оценки заявок участников закупки и нарушает положения пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пунктов 17, 19 Положения.

 

2. Подпунктом «б» пункта 24 Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться такой показатель оценки, как наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов.

Как следует из пункта 2 раздела II Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение № 5 к извещению), заказчиком в рамках критерия оценки «квалификация участников закупки» предусмотрен показатель оценки «наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов». При этом детализирующим показателем оценки является:

«признак № 1 (место нахождения организации-участника конкурса в соответствии с действующей лицензией на осуществление частной охранной деятельности)».

Пунктом 2.1.2 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение № 5 к извещению) установлен перечень документов, «подтверждающих место нахождения организации-участника конкурса в г. Озерске, которое указано в лицензии на осуществление частной охранной деятельности по предмету конкурса в качестве места оказания услуг:

выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);

договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);

иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании)».

Комиссия Челябинского УФАС России, проанализировав указанный порядок оценки заявок по нестоимостному критерию, пришла к следующим выводам.

Во-первых, в силу статьи 11.2 Закона РФ от 11.03.1992 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, согласно действующему законодательству в лицензии на осуществление частной охранной деятельности не может содержаться информация о месте оказания услуг «г. Озерск», поскольку такая лицензия действует на всей территории Российской Федерации.

Во-вторых, согласно пункту 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 27 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте «б» пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением 1 к Положению, устанавливаются перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом «б» пункта 24 Положения, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.

Вместе с тем, установленный заказчиком детализирующий показатель оценки «место нахождения организации-участника конкурса в соответствии с действующей лицензией на осуществление частной охранной деятельности» не отражает ни перечень оборудования, ни перечень других материальных ресурсов участников закупки.

Кроме того, неясно, каким образом информация о месте нахождения организации-участника конкурса в соответствии с действующей лицензией на осуществление частной охранной деятельности необходима для оказания услуг, являющихся объектом закупки. Тем более, что указанная информация содержится в открытом доступе в силу подпункта «в» пункта 2 Правил ведения реестров лицензий на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности и предоставления сведений из них, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 498.

Ко всему прочему, наличие такого материального ресурса, как объект недвижимого имущества, не ограничивается лишь местом нахождения организации, указанным в лицензии, например, организация может быть зарегистрирована в г. Челябинске, а иметь недвижимое имущество в г. Озерске.

Таким образом, Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение № 5 к извещению) в нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 27 Положения не раскрывает, каким образом установленный заказчиком детализирующий показатель оценки нестоимостного критерия позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, что противоречит сути и смыслу проведения конкурса, оценки заявок участников конкурса.

 

3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Извещением о проведении конкурса заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на право осуществления частной охранной деятельности, в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьи 11 Закона РФ 2487-1 от 11.03.1992 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»): п. 1 - защита жизни и здоровья граждан; п. 2 - охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении; п. 6 - обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона РФ № 2487-1 от 11.03.1992 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

При этом заказчиком в извещении не предусмотрена возможность участия в конкурсе ФГКУ «УВО ВНГ России», отделов вневедомственной охраны и иных организаций, которые вправе оказывать услуги охраны на основании организационно-правовых документов, регламентирующих их деятельность путем представления при подаче заявки документов, предусмотренных федеральным законодательством, свидетельствующих о том, что исполнитель имеет право на оказание перечисленных услуг (Положение, Устав).

Кроме того, необходимо отметить, что согласно положениям статьи 1 Федеральным законом от 14.04.1999 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее – Закон о ведомственной охране) ведомственная охрана – совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств. К охраняемым ведомственной охраной объектам относятся здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.

В соответствии со статьей 8 Закона о ведомственной охране ведомственная охрана осуществляет в том числе защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.

Таким образом, Законом о ведомственной охране не установлено ограничение деятельности ведомственной охраны в части наличия права осуществления охранной деятельности исключительно в отношении объектов, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Законодательство Российской Федерации не содержит условий, ограничивающих деятельность ведомственной охраны исключительно задачами в отношении только подведомственных ей объектов, в связи с чем участие в закупке на охрану зданий вправе принимать любые заинтересованные лица, соответствующие требованиям к участникам закупки, независимо от ведомственной принадлежности объектов.

Пояснения заказчика относительно того, что требования к участникам закупки установлены исходя из выбранной заказчиком позиции КТРУ 80.10.12.000-00000003 Услуги частной охраны (Выставление поста охраны) приняты во внимание, однако Комиссия отмечает, что под КТРУ понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе ОКПД2 ОК 034-2014, то есть каталог, в первую очередь, определяет требования к описанию объекта закупки. Тогда как требования к участникам закупке не обусловлены позицией КТРУ, а продиктованы требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, требования к участникам закупки заказчиком установлены в нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «МД-КОНСАЛТИНГ» на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (извещение № 0369100004722000391) обоснованной в части неустановления дополнительных требований к участникам закупки, в остальной части - необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, частей 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пунктов 17, 19, 27 Положения.

3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

2022-17602

 

 

Связанные организации

ООО «МД-КОНСАЛТИНГ»
ИНН 6321132539, ОГРН 1046300997940
АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1027739521666
ФГБУЗ "КБ № 71 ФМБА России"
ИНН 7422001206, ОГРН 1027401183039