Решение №ВЛ/17816/21 по жалобе № 983-ж/2021 от 28 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

по жалобе № 983-ж/2021

 

АО «Сбербанк-АСТ» 119435, г. Москва,  Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9 info@sberbank-ast.ru МКУ "Служба заказчика по строительству и ремонту" г. Снежинск 456770, Челябинская обл., г. Снежинск, ул. Транспортная, д. 25, а/я 166 stroyzakaz@snzadm.ru ИП "..." РФ, Свердловская область, г. Артемовский, ул. Достоевского дом 12 ip.menshikov66@yandex.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-3756/2021

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 22 декабря 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 27 декабря 2021 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

"..."

 

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

"..."

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

"..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП "..." на действия муниципального казённого учреждения «Служба заказчика по строительству и ремонту» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству разгрузочного водовода диаметром 600 мм от здания 474 пл.29 до проспекта им. К.И. Щёлкина Челябинская область, г. Снежинск (извещение № 0369300005121000025) в присутствии:

- представителя муниципального казённого учреждения «Служба заказчика по строительству и ремонту» "...", действующего на основании приказа от 11.06.2021 № 01-21/13ЛС;

- представителя муниципального казённого учреждения «Служба заказчика по строительству и ремонту» "...", действующего на основании доверенности от 12.04.2021 №3;

- представителя муниципального казённого учреждения «Служба заказчика по строительству и ремонту» "...", действующего на основании доверенности от 30.06.202 № 01-18/763;

в отсутствие ИП "..." и/или его представителя, надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 15.12.2021 поступила жалоба ИП "..." (далее – заявитель) на действия муниципального казённого учреждения «Служба заказчика по строительству и ремонту» (далее – заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству разгрузочного водовода диаметром 600 мм от здания 474 пл. 29 до проспекта им. К.И. Щёлкина Челябинская область, г. Снежинск (извещение №0369300005121000025) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 07.12.2021 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки 0369300005121000025.

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. 0369300005121000025) определена в размере 150 993 218,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 15.12.2021 06:00.

Контракт по итогам проведения аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы заявитель считает, что аукцион проведен с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, согласно которым документацией об аукционе предусмотрено использование аналогичного товара. Кроме того, представители пояснили, что некоторые положения документации составлены в предыдущей редакции Закона о контратакой системе.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

  1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является, в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Объектом рассматриваемой закупки является строительство разгрузочного водовода диаметром 600 мм.

В пункте 4.2. раздела 4 аукционной документации указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

На официальном сайте размещена проектная документация. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

В жалобе заявитель указывает, что размещенная в составе документации об аукционе проектно-сметная документация содержит указание на конкретные товарные знаки, именно: задвижка клиновая 600 артикул 4000Е2 HAWLE, штурвал для задвижки артикул 7800 HAWLE, бентонит Super-Bore 50 LB Bag и др.

При этом заявителем не представлено доказательств, подтверждающих факт регистрации данных наименований в качестве товарных знаков.

В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Таким образом, бремя доказывания доводов жалобы возложено на заявителя. Однако материалами дела не подтвержден факт описания объекта закупки с использованием товарных знаков.

Также следует отметить, что обжалуемые положения документации об аукционе содержаться в проектно-сметной документации. При этом учитывая норму пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе включение проектной документации само по себе уже является надлежащим исполнением описания объекта закупки. Аналогичная позиция подтверждена судебной практикой в том числе по делу А53-16284/2020.

Более того, в разделе 6.2. документации об аукционе указано, что в точках подключения устанавливается отключающая арматура фирмы HAWLE (или аналог) диаметром 600 мм, на рабочее давление 1.0 МПа, с ручным управлением (климатическое исполнение арматуры по ГОСТ 15150-69-«У», класс герметичности арматуры по ГОСТ 9544-2005-«А»).

С учетом изложенного, довод заявителя на заседании Комиссии не нашел своего подтверждения.

  1. Федеральным законом от 30.12.2020 № 539-ФЗ внесены изменения в Закон о контрактной системе и из пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе исключено слово «учредителей».

Согласно действующей редакции пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

В пункте 4.3. раздела 4 Требований к заявке на участие в электронном аукционе, ее содержанию и составу документации об аукционе указано, что вторая часть заявки должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Таким образом, установленные заказчиком требования к составу второй части заявки изложены в недействующей редакции и не соответствуют в полной мере требованиям пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

  1. Федеральным законом от 30.12.2020 № 539-ФЗ внесены изменения в часть 1.1. статьи 31 Закона о контрактной системе, согласно которым указанное положение законодательства о контрактной системе изложено в следующей редакции: «заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона».

Вместе с тем, пункт 3.2.1. раздела 3 документации об аукционе изложен в недействующей редакции, а именно: отсутствие в предусмотренном Законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Таким образом, требования к участникам закупки установлены с нарушением положений части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

  1. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 34 Закона о контрактной системе).

Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения» утверждены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов. Согласно пункту 6 указанных Правил типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Объектом рассматриваемой закупки является строительство объекта капитального строительства - разгрузочного водовода диаметром 600 мм от здания 474 пл. 29 до проспекта им. К.И. Щёлкина Челябинская область, г. Снежинск.

В соответствии с Приказом Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр утверждены Типовые условия государственного или муниципального контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства (далее – Типовые условия контрактов).

Согласно пункту 5 Типовых условий контрактов контракт должен содержать следующие условия о приемке и оплате выполненных работ:

5.1. Приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (этапов работ) на основании сметы контракта, графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных работ (при наличии), условиями контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

5.1.1. При наличии необходимых средств в связи с перераспределением объемов финансирования с последующих периодов на более ранние периоды заказчик по согласованию с подрядчиком в соответствии с дополнительным соглашением к контракту принимает досрочно исполненные подрядчиком работы и оплачивает выполненные работы в соответствии со сметой контракта. При этом смета контракта не изменяется.

5.2. При приемке выполненных работ для подтверждения объемов и качества фактически выполненных подрядных работ по конструктивным решениям (элементам) и (или) комплексам (видам) работ, включенным в смету контракта, подрядчик представляет комплект первичных учетных документов, который определяется контрактом, а также исполнительную документацию.

5.3. При приемке выполненных работ не осуществляется сопоставление технологии производства фактически выполненных работ, технологиям, принятым при разработке сметных нормативов. Также при приемке выполненных работ не выделяется и не обосновывается стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций), и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика.

5.4. Первичным учетным документом, являющимся основанием для оплаты работ, выполненных в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ и (или) графиком оплаты выполненных работ, по завершении выполнения соответствующих конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, в том числе работ, выполняемых поэтапно, является акт о приемке выполненных работ, оформленный и подписанный в установленном контрактом порядке.

5.5. Стоимость выполненного, принятого заказчиком и подлежащего оплате объема работ по конструктивному решению (элементу) и (или) по комплексу (виду) работ, в том числе работ, выполненных поэтапно (), определяется по формуле (2):

 

где:

- цена единицы i-го конструктивного решения (элемента) и (или) комплекса (вида) работ в смете контракта, руб.;

- объем выполненных, принятых заказчиком и подлежащих оплате работ по i-му конструктивному решению (элементу) и (или) комплексу (виду) работ в принятых измерителях. Объем подлежащих оплате работ не превышает объем этих работ, включенный в смету контракта.

5.6. Стоимость выполненных, принятых заказчиком и подлежащих оплате работ (Свр) определяется суммированием соответствующих показателей по конструктивным решениям (элементам) и (или) комплексам (видам) работ, в том числе работ, выполненных поэтапно, по формуле (3):

 

Вместе с тем, проект контракта не содержит указанных положений типовых условий, что не соответствует требованиям части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункту 6 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения», пункту 5 Типовых условий контрактов, утвержденных Приказом Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр.

 

  1. В силу части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

Так, постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 установлено, что:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.

Таким образом, на рассматриваемый объект закупки распространяется сфера применения указанного нормативно-правового акта.

В соответствии с пунктом 5.1.47 проекта контракта подрядчик обязан выполнить работы в соответствии со статьей 110.2 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570.

При этом, возможные виды и объемы работ по муниципальному контракту в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.05.2017г. № 570 с учетом необходимых к выполнению работ документацией о закупке не установлены, что не соответствует подпункту а пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 №570, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в нарушение подпункта б пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует возможность указания конкретных видов работ и объемов работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570, определенные по предложению подрядчика.

6. Согласно пункту 2 статьи 42, пункту 8 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о закупке, документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Как следует из документации о закупке начальная (максимальная) цена контракта составляет 150 993 218,00 рублей, что требует установления в документации о закупке, в том числе в проекте контракта условия о предоставлении в качестве антидемпинговых мер обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона.

Вместе с тем, в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 8 части 1, части 4 статьи 64, части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе пункты 16.1 и 16.2 раздела 1. Общие сведения о закупке документации об аукционе, а также пункт 14.6. проекта контракта содержат сведения о возможности предоставления антидемпинговых мер, в том числе в виде информации, подтверждающей добросовестность участника закупки на дату подачи заявки наряду с обеспечением исполнения контракта, увеличенным в полтора раза.

Указанное условие исполнения контракт может привести к заключению контракта с нарушением требований законодательства о контрактной системе в случае снижения цены контракта участником закупки ниже порогового значения, указанного в статье 37 Закона о контрактной системе.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

 

Исходя из информации, представленной заявителем, заказчиком, уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать доводы жалобы ИП "..." на действия муниципального казённого учреждения «Служба заказчика по строительству и ремонту» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству разгрузочного водовода диаметром 600 мм от здания 474 пл.29 до проспекта им. К.И. Щёлкина Челябинская область, г. Снежинск (извещение № 0369300005121000025) обоснованными в части указания требований к составу заявки, а также требований к участникам закупки в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе и размещения в составе документации проекта контракта без учета положений утвержденных Типовых условий контрактов.

  2. По результатам рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 5 статьи 66, части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31, части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункту 6 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения», пункту 5 Типовых условий контрактов, утвержденных Приказом Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр, подпунктов а, б пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 №570, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

  3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, закупка признана несостоявшейся, поскольку на участие в закупке не поступило ни одной заявки.

  4. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии"..."

 

 

Члены комиссии "..."

 

 

"..."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-19238

 

 

Связанные организации

МКУ "Служба заказчика по строительству и ремонту" г. Снежинск
ИНН 7423015057, ОГРН 1027401354892
ИП Меньшиков Роман Анатольевич
ИНН 660205916409, ОГРН 321665800144022
АО «Сбербанк-АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441