Определение №АК/5197/23 Определение о ВД Банк Синара от 21 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации

о рекламе № 074/05/18-954/2023

21 апреля 2023 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе Козлова А.А., рассмотрев заявление физического лица (вх. № 2405-ИП/23 от 22.02.2023) по факту распространения 17.10.2022 в 12:54, 25.11.2022 в 14:55, 27.12.2022 в 10:03, 20.01.2023 в 16:07, 22.02.2023 SMSсообщений рекламного характера на номер +7-951-122-22-59 от отправителя SKB-SINARA без предварительного согласия абонента, с признаками нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее -Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

В Челябинское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 2405- ИП/23 от 22.02.2023) по факту распространения 17.10.2022 в 12:54, 25.11.2022 в 14:55, 27.12.2022 в 10:03, 20.01.2023 в 16:07, 22.02.2023 в SMS-сообщений рекламного характера на номер +7-951-122-22-59 от отправителя SKB-SINARA без предварительного согласия абонента следующего содержания:

1) «Для важных целей всегда есть возможность! Кредит от 6,9% год. до 1,62 млн. р. на 5 лет bit.ly/sinara-credit ПАО Банк Синара 88001000600» от 17.10.2022 г.;

2) «Мечтайте и покупайте без границ! Кредит онлайн на всё от 4,5% год. до 1,75 млн. р. до 5 лет: bit.ly/sinara-credit ПАО Банк Синара» от 25.11.2022 г.;

3) «2023-й будет выгодным! Откройте вклад «В Новый год!» в офисе по промокоду NGGUYGS по макс. Ставке 8,3% год. от 100 тыс. р. на 180 дн. И получите шанс выиграть 1 млн.р. sinara.ru/vnovyjgod ПАО Банк Синара» от 27.12.2022 г.;

4) «Горнолыжный сезон в разгаре! Кредит на отдых и снаряжение от 4,5% год. до 1,75 млн. р. до 5 лет bit.ly/sinara-credit ПАО Банк Синара» от 20.01.2023 г.;

5) «Скоро праздник весны и красоты! Выберете себе лучший подарок с кредитом от 4,5% год. до 1,82 млн. р. до 60 мес.: bit.ly/sinara-credit Проценты можно вернуть!» от 22.02.2023 г.

В качестве доказательства заявителем предоставлены скриншоты полученных рекламных сообщений. Челябинским УФАС России сделан запрос ООО «Т2 Мобайл» об отправителе указанных смс-сообщений на телефонный номер +7-951-122-22-59, под буквенным обозначением SKB-SINARA. В ответ на запрос ООО «Т2 Мобайл» пояснило, что указанные смс-сообщения направлены ООО «ОСК», с которым у Общества заключен договор № 216/SMS-BULK от 01.06.2015 в редакции дополнительного соглашения № 11. Челябинским УФАС России сделан запрос ООО «ОСК», в ответ на который Общество пояснило, что распространителем указанных сообщений является ООО «АйДиджитал», с которым у Общества заключен договор № 0111/15 от 01.11.2015.

Челябинским УФАС России сделан запрос ООО «АйДиджитал», в ответ на который Общество пояснило, что распространителем рекламных сообщений является ПАО «Банк Синара», с которым у Общества заключен договор об оказании услуг № 199.1.6-15-725 от 01.06.2015, в соответствии с которым ПАО «Банк Синара» несет ответственность и как рекламодатель, и как рекламораспространитель.

В адрес ПАО «Банк Синара» направлен запрос о письменных пояснениях по факту распространения указанных рекламных сообщений на номер +7-951-122-22-59 и наличии согласия абонента на их получение.

В ответ на запрос ПАО «Банк Синара» предоставило сведения о том, что указанный номер был указан в заявке на выдачу потребительского кредита, размещенной на сайте банка по адресу: https://landings.skbbank.ru/loan. При прохождении первого шага заполнения такой предварительной заявки на кредит, в котором указываются основные данные потенциального клиента Банка, предусмотрено заполнение соответствующего чек-бокса в случае принятия пользователем согласия на получение от Банка сообщений, в том числе информационного и рекламного характера, подробный текст которого указан в всплывающем окне при прохождении пользователем указанного этапа (далее — Согласие).

При условии заполнения обязательных полей в предварительной заявке на кредит и принятия потенциальным клиентом Согласия, такой клиент подтверждает введенные данные посредством получения кода подтверждения, подлежащего направлению на указанный клиентом телефонный номер (далее также код, смс-код), в связи с чем со стороны Банка 10.08.2020 на телефонный номер + 7-951-122-22-59 отправлено сообщение с кодом подтверждения, используемым потенциальным клиентом в целях продолжения формирования Заявки. После подтверждения введенных данных соответствующим кодом, заявитель продолжает заполнение Заявки (данные о работе, семье и т.д.), при этом, он может заполнить ее до конца или прервать заполнение в любой момент. В рассматриваемых случаях абонент с телефонным номером +7-951-122-22-59 заполнил заявку до конца, заявка была рассмотрена Банком и по ней было вынесено решение.

При этом отдельной графы для дачи согласия на получение рекламы на сайте банка не предусмотрено, клиент при нажатии кнопки «принимаю» выражает свое согласие на обработку его персональных данных и получение кредитной истории, но лишен возможности отказаться от рекламной рассылки.

По результатам рассмотрения заявления и материалов Челябинским УФАС России установлено следующее. Заявителю 17.10.2022 в 12:54, 25.11.2022 в 14:55, 27.12.2022 в 10:03, 20.01.2023 в 16:07, 22.02.2023 поступали СМС с рекламой услуг и предложений на телефонный номер +7-951-122-22-59 от отправителя под буквенным обозначением SKB-SINARA, без предварительного согласия абонента.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Из содержания сообщения усматривается, что данная информация содержит предложение по оказанию банковских услуг.

Таким образом, информация, поступившая заявителю посредством SMS-рассылки является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к банковскому продукту.

В силу части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Таким образом, Федеральным законом «О рекламе» установлен однозначный запрет на распространение рекламы по сетям электросвязи при отсутствии согласия абонента. Федеральный закон «О рекламе» возлагает обязанность доказывания факта наличия согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи на рекламораспространителя.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума ВАС от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах применения практики арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Абонент, согласно статье 2 Федерального закона «О связи», это пользователь услуг связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации. В соответствии с частью 1 статьи 44.1 Федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также - рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки, в случае осуществления рассылки по его инициативе, не докажет, что такое согласие было получено. При этом согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было не только однозначно идентифицировать такого абонента, но и подтвердить волеизъявление данного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя (пункт 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58).

Челябинское УФАС России сообщает, что согласно позиции ФАС России, согласие, полученное посредством заполнения каких-либо форм на сайтах в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», не позволяющих однозначно установить, кто именно дал согласие на получение рекламы, является ненадлежащим и влечет нарушение указанного требования статьи 18 Федерального закона «О рекламе», поскольку не позволяет подтвердить волеизъявление конкретного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

В пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 8.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указывается, что, поскольку Законом о рекламе не определен порядок и форма получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи, согласие может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Между тем, согласие абонента на получение рекламы должно четко содержать волеизъявление лица на получение рекламы.

В случае отсутствия четкого волеизъявления абонента реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента. ПАО Банк Синара не было доказано наличие согласия абонента +7-951-122-22-59 на распространение рекламы путем осуществления рекламной рассылки. Стоит отметить, что отсутствие дачи согласия подтверждается самим заявителем, который в своем обращении в антимонопольный орган сообщил, что не давал согласия на получение рекламной информации. Таким образом, распространение указанной рекламы без предварительного согласия абонента содержит признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе». На основании части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель. В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Рекламораспространителем следует признать Публичное Акционерное Общество Банк Синара (ИНН 6608003052, адрес: 620026, г. Екатеринбург, ул.Куйбышева, 75), как лицо, осуществившее распространение рекламы.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить производство по делу № 074/05/18-954/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело № 074/05/18-954/2023 к рассмотрению на 12 мая 2023 года в 14:00 по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 330.

3. Признать лицами, участвующими в деле: - заявитель; - лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства – ПАО «Банк Синара».

4. Лицу, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, представить в Челябинское УФАС России в срок до 10 мая 2023 года включительно надлежащим образом заверенные документы и сведения:

4.1) письменные пояснения по факту отсутствия отдельной графы, предусматривающей согласие пользователя на получение рекламной рассылки;

4.2) информацию о мерах, принятых по прекращению рекламной рассылки на номер телефона +7-951-122-22-59;

4.3) иные сведения, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей, их полномочия должны быть оформлены доверенностью на право представления лица в антимонопольном органе. Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения реализации Ваших прав на участие в рассмотрении дела путем дистанционного участия посредством видеоконференцсвязи с использованием программного обеспечения TrueConf необходимо на адрес to74@fas.gov.ru заблаговременно представить ходатайство об участии в данном рассмотрении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны