Решение по жалобе б/н Сведения о принятом решении по жалобам №№ 074/10/18.1-3108/2... от 24 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Жалобы признаны обоснованными. В действиях ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» при проведении Конкурса  устанволены нарушение порядка организации и проведении Конкурса.  В порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» выдано  предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка действующего законодательства, при организации и проведении торгов. Принято решение о передаче соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалов для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений. 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобам №№ 074/10/18.1-3108/2022, 074/10/18.1-3111/2022,

074/10/18.1-3122/2022

 

21 ноября 2022 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе (далее – Комиссия):

 

Председателя

Комиссии:

<…>

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов

Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

при рассмотрении жалоб ООО фирма «Интерсвязь», ООО «Система-А», ООО «ЭК-Мобайл» (далее — заявители) на неправомерные действия Областного государственного казенного учреждения «Организатор перевозок Челябинской области» (далее — ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области», организатор торгов)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступили жалобы ООО фирма «Интерсвязь», ООО «Система-А», ООО «ЭК-Мобайл» на неправомерные действия ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» при организации и проведении конкурса на право заключения договора по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района, извещение № 2527334 (далее — Конкурс, торги).

В качестве доводов ООО «Система-А» указано, что у организатора торгов отсутствуют полномочия на проведение Конкурса. Заявитель полагает, что организатором торгов неправомерно в конкурсной документации установлены положения, предусматривающие обязанность перевозчиков оплачивать услуги оператора автоматизированной системы оплаты проезда (далее - АСОП) по тарифам такого оператора и присоединиться к регламенту взаимодействия участников АСОП (далее - Регламент). ООО «Система-А» также указывает, что контрагентам (перевозчикам) навязываются условия договора, заключаемого по результатам Конкурса, невыгодные или не относящиеся к предмету договора.

Согласно доводам ООО фирма «Интерсвязь» в конкурсной документации неправомерно установлены положения, предусматривающие необходимость обеспечения интеграции АСОП с определенными внешними информационными системами (далее - ИС), что исключает возможность интеграции АСОП с внешними ИС, не относящимися к банковской сфере, в том числе мобильными приложением «Интерсвязь. Умный город». Заявитель отмечает, что в в календарном плане Конкурсной документации не указаны мероприятия, обеспечивающие функционирование уже существующих сервисов по оплате проезда, просмотр пассажиром истории транзакций по оплате совершенных поездок, состояние личного счета и иных сведений. ООО фирма «Интерсвязь» полагает, что организатором торгов неправомерно установлено требование о разработке Регламента оператором АСОП, поскольку такой Регламент будет являться нормативным правовым актом. Кроме того, согласно доводам Заявителя, в конкурсной документации отсутствуют положения о порядке, сроках, условиях заключения трехсторонних соглашений между оператором АСОП, заказчиком и владельцами внешних ИС, а также направления запроса оператором АСОП владельцу внешней ИС. В конкурсной документации содержатся требования по поддержанию микросхем (коммерческих продуктов), в том числе из стран, отнесённых российским законодательством к числу недружественных, и ограничена возможность поддержания микросхем стандарта MIFARE. ООО фирма «Интерсвязь» отмечает, что у должностного лица, утвердившего конкурсную документацию, отсутствуют полномочия по ее утверждению.

В качестве доводов ООО «ЭК-Мобайл» указано, что в конкурсной документации отсутствует описание объекта закупки, позволяющее участникам оценить объем работ, ресурсы и сформировать окончательное предложением по стоимостному критерию, не соблюдены общие требования к их проведению, установленные гражданским законодательством. Из документации четко не следует, какие обязанности возлагаются на оператора АСОП по работе с социальными транспортными картами. ООО «ЭК-Мобайл» отмечает, что конкурсная документация не содержит требований о соблюдении перевозчиками, являющимися муниципальными предприятиями, положений законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц; заказчиком неправомерно установлено требование об оборудовании перевозчиками транспортных средств системой безналичной оплаты проезда и о необходимости присоединения к Регламенту. Согласно доводам ООО «ЭК-Мобайл» конкурсная документация содержит противоречивые положения относительно порядка пользования ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» АСОП. Кроме того, заявитель указывает, что конкурсная документация содержит условия о работе АСОП только на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу, однако, организатором торгов дано разъяснение, что при подготовке конкурсной документации допущена неточность, а работа АСОП предполагается в том числе на маршрутах наземного городского электрического транспорта. ООО «ЭК-Мобайл» отмечает, что согласно условиям конкурсной документации победителю торгов необходимо будет работать с оборудованием перевозчиков (осуществлять ремонт, устранять программные ошибки), однако, сведений о таком оборудовании и его количестве в документации не приведено; из документации не следует частота проведения маркетинговых и иных мероприятий с использованием мобильного приложения и сайта в сети Интернет, не предусмотрены порядок и сроки согласования дизайна и оформления транспортных карт, а также требования к выполнению таких работ, не определены порядок и объем работы центра по обработки звонков пользователей на территории АСОП. ООО «ЭК-Мобайл» обращает внимание на отсутствие в конкурсной документации технического описания внешних информационных систем, с которыми необходимо осуществить интеграцию АСОП, условий и сроков заключения с владельцами таких систем трехсторонних соглашений. Помимо этого, согласно доводам заявителя, в конкурсной документации отсутствует полная и понятная информация о требованиях к составу заявки в части документов, подтверждающих наличие у претендента опыта по организации автоматизированного учета оплаты проезда, а организатором торгов даны противоречивые разъяснения соответствующих положений конкурсной документации.

На основании изложенного, заявители полагают, что конкурсная документация составлена с нарушением требований действующего законодательства, просят обязать организатора торгов устранить допущенные нарушения и отменить торги.

ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» представлены следующие письменные пояснения, поддержанные представителями на заседании Комиссии.

Организатор Конкурса руководствовался при проведении торгов статьями 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Законом Челябинской области от 30.12.2019 № 71-ЗО «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок между органами местного самоуправления Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района и органами государственной власти Челябинской области» в редакции Закона Челябинской области от 05.10.2022 № 71-ЗО (далее – Закон № 71-ЗО), Приказом Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - Министерство) от 06.10.2022 № 482 «Об организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам, автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа, между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района» в редакции Приказа Министерства от 07.10.2022 № 490 (далее — Приказ № 482).

Полномочия ОКГУ «Организатор перевозок Челябинской области» по проведению Конкурса следуют из подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 11 части 2 статьи 3 Закона № 71-ЗО, Приказа № 482.

Организатор торгов отмечает, что в проекты государственных государственных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, которые планируется заключать на 2023 год будут включены обязанности подрядчика (перевозчика) присоединиться к Регламенту в соответствии с пунктами 6, 13 Типовых условий контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок указанных работ для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2022 № 1445 (далее — Типовые условия контракта).

ОКГУ «Организатор перевозок Челябинской области» считает необоснованным довод заявителя о навязывании контрагентам (перевозчикам) невыгодных и не относящихся к предмету договора условий, поскольку перевозчики не являются сторонами договора, заключаемого по результатам Конкурса.

По доводам жалобы ООО фирма «Интерсвязь» организатор торгов указывает, что ключ от домофона в виде брелока, используемый в качестве транспортной карты, должен быть поддержан оператором АСОП, а ООО фирма «Интерсвязь» может стать участником АСОП в качестве агента и присоединиться к Регламенту, что позволит осуществлять пополнение в том числе действующих на территории АСОП транспортных карт через сервис по обслуживанию транспортных карт АСОП.

В конкурсной документации отсутствует указание на стандарт Mifare на основании решения Челябинского УФАС России от 12.07.2022 № АК/8226/22.

Организатор торгов отмечает, что Регламент не является нормативным правовым актом, будет разработан оператором АСОП и в установленном календарном планом порядке согласован с организатором Конкурса.

В конкурсной документации отсутствуют положения о порядке, сроках и условиях заключения трехсторонних соглашений между оператором АСОП, заказчиком и владельцами внешних ИС, поскольку заключение таких соглашений зависит в том числе от владельцев внешних ИС и не могут быть отражены в конкурсной документации.

Полномочия по утверждению конкурсной документации возложены на заместителя директора ОКГУ «Организатор перевозок Челябинской области» в соответствии с пунктом 1 Приказа ОКГУ «Организатор перевозок Челябинской области» от 07.10.2022 № 79/1.

ОКГУ «Организатор перевозок Челябинской области» указывает, что доводы жалобы ООО «ЭК-Мобайл» об отсутствии надлежащего описания объекта закупки не основаны на нормах действующего законодательства.

Организатор торгов полагает, что договор, заключаемый по результатам Конкурса, в соответствии с гражданским законодательством относится к непоименованным договорам, специальных требований к проведению Конкурса действующее гражданское законодательство также не содержит, в связи с чем общие требования к проведению торгов, установленные ГК РФ организатором торгов не нарушены.

ОКГУ «Организатор перевозок Челябинской области» отмечает, что допущенные противоречия при разъяснении положений конкурсной документации в части вопроса о сроках подписания договоров, подтверждающих наличие аналогичного опыта, обусловлены технической ошибкой, в связи с чем организатором торгов даны дополнительные разъяснения с четким обозначением периода заключения договоров, которые будут являться подтверждением у участники конкурса такого опыта. Организатор торгов отмечает, что для подтверждения опыта, претендента на участие в торгах, достаточно подтверждения оказания услуг процессорного центра, о чем даны дополнительные разъяснения положений конкурсной документации.

В части вопроса предоставления организатору торгов прав пользования АСОП ОКГУ «Организатор перевозок Челябинской области» указывает на то, что положениями конкурсной документации урегулирован указанный вопрос, каких-либо прав в отношении АСОП организатору торгов не требуется, а оператор АСОП обеспечивает предоставление Заказчику отчетности по формам, приведенным в Приложении № 1 к техническому заданию конкурсной документации.

На основании изложенного, ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» полагает, что доводы Заявителей являются необоснованными.

 

Изучив представленные материалы, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

1.1. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Закон о защите конкуренции устанавливает, что лица, не подавшие заявки, имеют право обратиться с жалобой на торги в антимонопольный орган, если их права нарушены действиями (бездействием), которые воспрепятствовали им подать заявку, поскольку именно к такому результату приводят нарушения установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

В Челябинское УФАС России поступили 3 жалобы на действия организатора торгов: ООО фирма «Интерсвязь», ООО «Система-А», ООО «ЭК-Мобайл».

Обжалование ООО фирма «Интерсвязь», ООО «Система-А», ООО «ЭК-Мобайл» действий ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области», как организатора торгов, связано с нарушением порядка размещения информации о проведении торгов, нарушением порядка организации и проведения торгов, в том числе ввиду неразмещения полной и достаточной информации о торгах, в результате чего могут быть затронуты законные права и интересы как названных заявителей, так и неопределенного круга лиц, в том числе связанные с возможностью участия в торгах.

Кроме того, ООО «ЭК-Мобайл», согласно представленным ООО «РТС-Тендер» сведениям, подана заявка на участие в торгах.

В связи с этим жалобы ООО фирма «Интерсвязь», ООО «Система-А», ООО «ЭК-Мобайл» на действия организатора торгов подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

1.2. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального района, городского округа отнесены к вопросам местного значения муниципального района, городского округа соответственно (пункт 6 статьи 15, пункт 7 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

В соответствии с подпунктами 12, 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение); социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, жертв политических репрессий, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.

По данным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Автоматизация учета оплаты проезда пассажирами на маршрутах регулярных перевозок и автоматизированное распределение денежных средств, полученных от такой оплаты, является нуждой публичного образования в целях реализации полномочий по усовершенствованию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные информационные системы создаются, модернизируются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве, законодательством о концессионных соглашениях, а в случаях, если эксплуатация государственных информационных систем осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с иными федеральными законами.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 29.12.2014 № 280 (в ред. от 16.09.2022) утверждено Положением о Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее – Положение).

Пунктом 8 Положения установлено, что Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: координацию деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (подпункт 4); осуществление полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с Законом № 71-ЗО (подпункт 45-1).

Пунктом 11 части 2 статьи 3 Закон № 71-ЗО (в ред. от 05.10.2022) определено, что к полномочиям уполномоченного органа (Министерства) по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района относится установление регулируемых тарифов на регулярные перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, включая установление порядка организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам на регулярные перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и организацию указанного автоматизированного учета, а также включая установление порядка организации автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты пассажирами проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам на регулярные перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на регулярные перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, и организацию указанного автоматизированного распределения денежных средств.

Правительством Челябинской области издано Распоряжение № 115-рп от 27.02.2020 «О создании Областного государственного казенного учреждения «Организатор перевозок Челябинской области», в соответствии с которым функции и полномочия учредителя возложены на Министерство (пункт 3), основной целью деятельности учреждения определена организация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района (пункт 5).

Приказом Министерства от 28.02.2020 № 88 утвержден Устав Областного государственного казенного учреждения «Организатор перевозок Челябинской области» с изменениями № 1 и № 2, внесенными Приказами Министерства от 22.07.2022 № 338 и от 05.10.2022 № 479 (далее – Устав).

В пункте 2.3 Устава приведены основные виды деятельности учреждения, в том числе:

- организация автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам (подпункт 22);

- реализация установленных учредителем заданий и планов выполнения работ в рамках осуществления уставной деятельности (подпункт 30).

Пунктом 1.3 Устава определено, что учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральным органов исполнительной власти, Уставом (Основным законом) Челябинской области, законами и иными нормативными правовыми актами Челябинской области, распорядительными документами учредителя и органа исполнительной власти Челябинской области по управлению областным государственным имуществом Челябинской области, государственным заданием, иными документами, издаваемыми учредителем по вопросам деятельности учреждения в пределах своих полномочий, Уставом.

Приказом Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области от 30.12.2021 № 464 утвержден План оказания (услуг) работ ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» на 2022 год (далее – План).

В рамках мероприятия 2 Плана - «Внедрение единой системы оплаты проезда для Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района», предусмотрены следующие показатели:

- подготовка аукционной документации и проведение конкурсных процедур по определению оператора для внедрения системы оплаты проезда; разработка проекта Порядка проведения конкурса, критерии отбора участников, проекта договора и технического задания для проведения конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации процесса и автоматизации учета платы за проезд пассажиров и провоз багажа на маршрутах регулярных перевозок (пункт 2.1);

- разработка и подготовка проекта нормативного правового акта о едином билетном меню для Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района (пункт 2.2);

- разработка предложений по развитию системы оплаты проезда в отношении системы городского пассажирского транспорта (пункт 2.3).

Приказом Министерства от 06.10.2022 № 482 (в редакции Приказа Министерства от 07.10.2022 № 490) утвержден Порядок проведения открытого конкурса на право заключения договора по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам, автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа, между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района» (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства от 06.10.2022 № 482 организация автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа, между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района, производится в соответствии с договором, который заключается по итогам конкурса, проведенного согласно Порядку.

Пунктом 3 Приказа Министерства от 06.10.2022 № 482 определено, что ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» необходимо организовать и провести конкурс, в том числе осуществить следующие мероприятия:

- разработать конкурсную документацию, включая утверждение критериев отбора участников конкурса, разработку технического задания к конкурсу и проекта договора;

- заключить договор по итогам конкурса.

В соответствии со статьей 123.22 ГК РФ, с частью 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» казенные учреждения признаются типом государственных, муниципальных учреждений.

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что казенное учреждение это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Как следует из вышеуказанных положений, казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам.

Казенные учреждения в гражданском обороте действуют от имени публично-правового образования.

Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

На основании изложенного, к государственным (муниципальным) казенным учреждениям отнесены те учреждения, которые по определению должны содержаться за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, цель создания которых - оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение государственных (муниципальных) функций.

Из системного толкования указанных правовых актов следует, что ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области», созданное в целях оказания государственных (муниципальных) услуг и выполнения государственных (муниципальных) функций, действует на основании Устава, руководствуется в своей деятельности требованиями действующего законодательства, а также правовыми актами, издаваемыми Министерством, являющимся учредителем казенного учреждения.

Таким образом, проведение ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» торгов по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств является обязательным для данного учреждения.

Проведение ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» рассматриваемого Конкурса осуществляется в связи с реализацией властных полномочий и способно влиять на конкуренцию на соответствующем товарном рынке, который исходя из полученных антимонопольным органом документов и сведений является конкурентным.

В частности заинтересованность в рассматриваемых торгах проявили следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Уралинфотек», ООО «Сбертройка», ООО «ЭК-Мобайл», ООО «Бенток-Смоленск», ООО «Система-А». Помимо указанных лиц при проведении конкурса с извещением № 2395628 заинтересованность проявили ООО «АСМЕД», ООО «БИНОМ СОФТ», Департамент Банковских технологий, ООО «Системы телефонных электронных карт», ООО «Элбиус».

Таким образом, на территории трех муниципальных образований, образующих Челябинскую городскую агломерацию, казенным учреждением проводятся торги по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, т. е. выбору оператора АСОП, который осуществляет ввод в эксплуатацию АСОП с последующим осуществлением в течение 5 лет деятельности победителя в качестве единственного оператора такой системы.

На основании изложенного, проведение Конкурса является обязательным для ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданных Заявителями жалоб на действия организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, по указанным основаниям Комиссия отклоняет довод ООО «Система-А» об отсутствии у ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» полномочий на проведение Конкурса.

 

2. ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» при организации и проведении Конкурса руководствовался статьями 447, 448 ГК РФ, Порядком.

В соответствии с пунктом 2 статьи 448 ГК РФ извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Пунктом 3 статьи 448 ГК РФ определено, что условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

Согласно пункту 21 Порядка извещение и документация размещаются организатором конкурса на сайте электронной торговой площадки (ЭТП) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не менее чем за тридцать календарных дней до дня рассмотрения заявок.

Требования к содержанию извещения о проведении конкурса и конкурсной документации определены пунктами 22, 23 Порядка.

Извещение и конкурсная документация размещены на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru (извещение № 2527334).

Предметом Конкурса является право на заключение договора по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района. Предмет торгов раскрывается ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» в техническом задании (приложение № 4 конкурсной документации, приложение № 1 к проекту договора, входящего в состав конкурсной документации; далее — техническое задание).

Даты начала и окончания подачи заявок 09.10.2022 и 07.11.2022 соответственно.

Дата рассмотрения, сопоставления, оценки заявок - 10.11.2022.

Дата подачи окончательных предложений - 11.11.2022.

Дата подведения итогов торгов – 16.11.2022.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок № 2527334 от 10.11.2022 на участие в Конкурcе подано 4 заявки, которые допущены к участию в торгах.

Торги приостановлены в связи с поступлением жалоб на действия организатора торгов, договор по результатам Конкурса не заключен.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, а также в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы установлено следующее.

 

2.1. В соответствии с приказом ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» от 07.10.222 № 79/1 «Об организации и проведении конкурса и создании конкурсной комиссии» заместителю директора ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» поручено организовать и провести Конкурс, в том числе разработать и утвердить конкурсную документацию, включая критерии отбора участников конкурса, проект договора и технического задание.

07 ноября 2022 года заместителем директора ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» утверждена конкурсная документация.

На основании изложенного, довод ООО фирма «Интерсвязь» об отсутствии у лица, утвердившего конкурсную документацию, полномочий по ее утверждению признан Комиссией необоснованным.

 

2.2. Довод ООО «Система-А» о том, что у ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» отсутствуют правовые основания для установления и регулирования тарифов на услуги оператора АСОП отклонен Комиссией, поскольку определение предельного значения критерия Конкурса не связано с государственным регулированием тарифов, а установлено в целях проведения Конкурса и выбора участника торгов, предложившего лучшее значение по такому критерию.

Вместе с тем, пунктом 5.1 проекта договора определено, что размер тарифа оператора АСОП определяется Регламентом и составляет не более «__» процента от объема платы за проезд пассажиров и провоз багажа с использование транспортных карт, специального вида транспортных карт и наличных денежных средств, которая подлежит перечислению перевозчикам, в соответствии с заключенными государственными контрактами на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории АСОП.

Однако из положений договора и конкурсной документации не следует, что размер такого тарифа не может превышать окончательное предложение победителя торгов по стоимостному критерию, что может привести к заключению с победителем торгов договора на условиях отличных от предложенных в заявке победителя Конкурса.

Комиссия считает необходимым отметить, что по результатам Конкурса будет определен размер платы в процентном выражении, в пределах которого перевозчики обязаны будут оплачивать оператору АСОП за счет платы, получаемой за проезд, то есть определяются условия, касающиеся третьих лиц.

На территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района пассажирские перевозки осуществляют перевозчики, транспорт которых оборудован автоматическими системами для оплаты проезда, являющиеся муниципальными унитарными предприятиями и общества с ограниченной ответственностью, в уставном капитале которых имеется доля участия муниципального образования.

Закупки товаров, работ, услуг такими хозяйствующими субъектами необходимо осуществлять с учетом положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В связи с чем Комиссия соглашается с доводом ООО «Эк-Мобайл» о необходимости соблюдения перевозчиками Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», однако, указанные обстоятельства не свидетельствуют о нарушении ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» порядка их организации и проведения, установленными статьями 447, 448 ГГК РФ, Порядком. Указанное также отмечалось Челябинским УФАС России в решении по жалобам №№ 074/10/18.1-1550/2022, 074/10/18.1-1555/2022, 074/10/18.1-1561/2022, 074/10/18.1-1633/2022 от 07.07.2022.

 

2.3. Согласно пункту 3.2.6 проекта договора заказчик обязан предусмотреть в государственных контрактах на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории АСОП, обязанность перевозчиков присоединиться к Регламенту взаимодействия участников АСОП.

Пунктом 5.1 проекта договора определено, что размер тарифа оператора АСОП определяется Регламентом и составляет не более «__» процента от объема платы за проезд пассажиров и провоз багажа с использование транспортных карт, специального вида транспортных карт и наличных денежных средств, которая подлежит перечислению перевозчикам, в соответствии с заключенными государственными контрактами на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории АСОП.

Пунктом 5.2 проекта договора установлено, что тариф оператора АСОП удерживается оператором АСОП с каждой зафиксированной в АСОП поездки из суммы денежных средств, подлежащих перечислению оператором АСОП в пользу перевозчиков согласно п. 5.1 договора.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно подпункту 28 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ система безналичной оплаты проезда является характеристикой транспортного средства, влияющей на качество перевозок.

Действующим законодательством не установлена безусловная обязанность перевозчиков по оборудованию транспортных средств системой безналичной оплаты проезда, как и требование о соблюдении правил ее использования.

При этом заказчик вправе предусмотреть в контракте применение созданной им автоматизированной информационной системы оплаты проезда.

Так, пунктом 6 Типовых условий контрактов установлено, что в случае если контрактом предусматривается применение созданной заказчиком автоматизированной информационной системы, в обязанности подрядчика (перевозчика) включается условие о размещении в транспортном средстве оборудования, необходимого для использования этой системы, и соблюдении установленных заказчиком правил ее использования, при этом заказчик обязан установить перечень оборудования, подлежащего размещению в транспортных средствах для использования этой системой, и правила ее использования (пункт 13 Типовых условий контрактов).

Необходимо отметить, что нормативные правовые акты, устанавливающие такую обязанность, а также порядок, регламентирующий использования автоматизированной системы оплаты проезда, на территории Челябинской области, в том числе в границах Челябинской агломерации, не приняты, как и правила ее использования установленные заказчиком.

В соответствии с разделом 1 технического задания Регламент определен как документ, определяющий порядок взаимодействия и взаиморасчетов между оператором АСОП и участниками АСОП, в том числе описание протокола, а также форматов информационного взаимодействия, который разрабатывается оператором и согласовывается с организатором конкурса в порядке, предусмотренном календарным планом.

Из указанного следует, что Регламент не является правилами использования АСОП, установленными заказчиком, поскольку разрабатывается оператором такой системы и определяет лишь порядок взаимодействия и взаиморасчетов между оператором АСОП и участниками АСОП, в том числе протоколы и форматы информационного взаимодействия.

Комиссия отмечает, что принятие заказчиком на себя обязанности по включению в государственные контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории АСОП, обязанности перевозчиков присоединиться к Регламенту взаимодействия участников АСОП, разрабатываемому оператором АСОП, а не условия о необходимости применения созданной заказчиком автоматизированной информационной системы и соблюдении установленных заказчиком правил ее использования, может не соответствовать пунктам 6 и 13 Типовых условий контрактов.

Комиссия отклоняет довод ООО «Система-А» о том, что контрагентам (перевозчикам) навязываются условия договора, заключаемого по результатам Конкурса, невыгодные или не относящиеся к предмету договора, поскольку заказчик вправе предусмотреть в контракте применение созданной им автоматизированной информационной системы оплаты проезда и соблюдение установленных им правил ее использования.

Кроме того, с учетом определения Регламента, приведенного в разделе 1 технического задания, названный документ не является нормативным правовым актом, следовательно, довод ООО фирма «Интерсвязь» по указанному вопросу не может быть признан обоснованным. Комиссия отмечает, что какие-либо нормативные правовые акты, регламентирующие использование АСОП на территории Челябинской агломерации не приняты.

 

2.4. По доводам заявителей об осуществлении интеграции АСОП с внешними информационными системами Комиссия считает возможным указать следующее.

Перечень внешних информационных систем, с которыми необходимо реализовать интеграцию определен в пункте 5.3.1 технического задания (описание протокола взаимодействия с ИТС приведено в приложении № 5 к техническому заданию):

ИС облачной фискализации данных в соответствии Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»;

ИС Банка-эквайера. Взаимодействие с Банком-эквайером с целью проведения платежей по Банковским картам. Соответствие стандартам безопасности международных платежных систем PCI-DSS;

ИТС, мобильное приложение ИТС и портал ИТС (привязка карты, получение баланса, получение истории поездок, получение списка действующих абонементов, покупка билета и пополнение баланса). Описание протокола взаимодействия (формата обмена данными) ИТС приведено в Приложении № 5 к настоящему техническому заданию.

Основные требования, предъявляемые к совместимости обмена данными между подсистемами АСОП и внешними информационными системами, приведены в пункте 5.3.2 технического задания (использование стандартизованных протоколов и интерфейсов обмена данными; все протоколы взаимодействия должны быть документированы; должна обеспечиваться передача информации по поездкам, стоп-листам, географическим координатам мест посадки и высадки пассажиров; взаимодействие подсистем АСОП с внешними информационными системами, должно осуществляться по защищённым каналам связи и др.). Обмен данными между АСОП и внешними информационными системами осуществляется на основании трехсторонних соглашений, заключаемых с оператором АСОП, заказчиком и владельцами внешних информационных систем.

В соответствии с пунктом 4.29 технического задания Оператор АСОП обязан разработать Регламент, соглашения взаимодействия оператора АСОП с внешними ИС и согласовать их с заказчиком.

Согласно пункту 2.14 календарного плана (Приложение 2 к проекту договора) организация взаимодействия с внешними информационными системами ( срок 2 месяца с даты заключения договора).

Перечень, приведенный в пункте 5.3.1 является закрытым и не предусматривает действующие на территориях муниципальных образований автоматизированные системы оплаты проезда.

Согласно сведениям, имеющимся в распоряжении антимонопольного органа, оператором действующей автоматизированной системы оплаты проезда (программно-аппаратный комплекс «Ехать быстро», правообладатель программного обеспечения ООО «Трансгидсервис») на территории Челябинского городского округа является МУП «Служба организации движения» (договор с ООО «Бенток-Смоленск» от 01.09.2014 №01/2014), которое также осуществляет выпуск и выдачу транспортных карт. Уполномоченным органом по выпуску и выдаче социальных карт является Управление транспорта города Челябинска, программное обеспечение автоматизированной системы оплаты проезда выбрано в соответствии с законодательством о контрактной системе (извещение № 0169300000120002330, муниципальный контакт № 1по-2020 от 25.12.2020, исполнитель ООО «ЭК-Мобайл», заказчику предоставлено неислючительное право на использование программного обеспечения с неограниченным сроком ).

В Копейском городском округе услуги, связанные с оплатой проезда на муниципальных маршрутах регулярных перевозок, оказывает ООО «Уралинфотек».

Информации о прекращении использования на территории муниципальных образований указанных систем конкурсная документация не содержит. Следовательно при условии, что такие системы являются действующими, фактически эксплуатируются на территории муниципального образования, с учетом отсутствия информации о прекращении их использования возникает вопрос о необходимости их интеграции с АСОП, которая будет введена в эксплуатацию по результатам Конкурса.

Однако сведений об указанных внешних информационных системах и необходимости их интеграции с АСОП конкурсная документация не содержит.

Из указанного следует, что в случае прекращения действия на территории муниципальных образований, входящих в Челябинскую агломерацию, действующих автоматизированных систем оплаты проезда после выбора по результатам Конкурса оператора АСОП условия об обеспечении интеграции АСОП с такими системами может быть не предусмотрена заказчиком.

При сохранении на территории таких муниципальных образований функционирования действующих автоматизированных систем оплаты проезда после выбора по результатам Конкурса оператора АСОП возникает и необходимость рассмотрения вопроса об обеспечении интеграции АСОП с такими системами.

Однако из условий конкурсной документации напрямую указанное не прослеживается.

Помимо этого, на территории Челябинской агломерации действуют и иные информационные системы, в том числе мобильное приложение «Интерсвязь. Умный город», не приведенные в пункте 5.3.1 технического задания, однако, из положений конкурсной документации не следует возможность их интеграции с АСОП. При этом, комиссия отмечает, что интеграция отдельных внешних информационных систем с АСОП необходима для ввода в эксплуатацию и функционирования АСОП, а отдельных — может быть реализована в процессе эксплуатации (функционирования) АСОП, в том числе в заявительном порядке путем присоединения к Регламенту, что из конкурсной документации напрямую не следует.

Таким образом, техническое описание внешних информационных систем, условия заключения трехсторонних соглашений между оператором АСОП, заказчиком и владельцами внешних информационных систем (в том числе сведения о возмезности/безвозмездности таких соглашений), срок их заключения, информация о прекращении или продолжении использования на территории муниципальных образований действующих автоматизирвоанных систем конкурной документацией не предусмотрены. Отсутствие указанной информации, может привести к невозможности победителем торгов осуществить мероприятия календарного плана, в установленные в нем сроки, а также к невозможности претендентам на участие в торгах установить техническую возможность интеграции предлагаемой ими системы с внешними информационными системами, а также свои затраты на выполнение таких мероприятий. Указанное свидетельствует о том, что организатором торгов не в полной мере приведены сведения о предмете торгов в соответствии с пунктом 2 статьи 448 ГК РФ, подпунтком 2 пункта 22 Порядка, а отсутствие такой информации препятствует оформлению потенциальными участниками торгов своих заявок и конкурсных предложений.

На основании изложенного, Комиссия признает обоснованными доводы ООО «ЭК-Мобайл», ООО фирма «Интерсвязь» об отсутствии в конкурсной документации технических характеристик внешних информационных систем, наименований действующих на территории Челябинской агломерации внешних ИС, с которыми необходимо осуществить интеграцию АСОП, условий заключения с владельцами таких систем трехсторонних соглашений, а также довод ООО фирма «Интерсвязь» об исключении возможность интеграции АСОП с внешними ИС, не относящимися к банковской сфере, в том числе мобильными приложением «Интерсвязь. Умный город».

 

2.5. В части доводов ООО фирма «Интерсвязь» о возможности использования для оплаты проезда ключ (брелок), использующий стандарт Mifare, Комиссия считает возможным указать следующее.

В соответствии с разделом 1 технического задания транспортная карта – носитель, на котором размещено транспортное приложение, включает в себя, в том числе следующие виды специальных карт: банковская карта, виртуальная транспортная карта.

Согласно пункту 3.3.1 технического задания учет (контроль) оплаты проезда и регистрация проезда и провоза багажа пассажиров с использованием различных типов карт в том числе транспортной карты, включая виртуальную транспортную карту, транспортную карту в виде брелока, браслета или кольца.

В соответствии с пунктом 4.36 технического задания оператор АСОП обязан обеспечить поддержку (регистрацию в АСОП), учет (контроль) оплаты проезда и регистрацию проезда по действующим на территории АСОП транспортным картам и социальным картам, в случае передачи оператору АСОП данных, необходимых и достаточных для поддержания действующих на территории АСОП транспортных карт
и социальных карт.

Пунктом 5.22 Технического задания определено, что сервис по обслуживанию транспортных карт АСОП должен обеспечить возможность приема платежей в счет обслуживания транспортных карт (пополнения, подключение тарифных планов) в Online-режиме для Агентов и иметь следующий функционал: обеспечение пополнения баланса карты в момент предъявления; обеспечение удаленного пополнения баланса карты в режиме реального времени; приём в качестве средств оплаты магнитных, контактных, бесконтактных Банковских карт и наличных денежных средств; информационный канал, посредством которого осуществляется взаимодействие между ИС, использует защищённое соединение; предоставление интерфейса по выбору типа приобретаемого билета или суммы пополнения карты; учет пополнений Транспортных карт и приобретенных абонементов; предоставление информации о проданных билетах и пополнениях в режиме реального времени; протоколирование обмена данными.

Комиссия соглашается с доводами организатора торгов о том, что ООО фирма «Интерсвязь» может стать участником АСОП в качестве агента и присоединиться к Регламенту.

При этом, Комиссия критически относится к доводу ООО фирма «Интерсвязь» о невозможности использования согласно условиям конкурсной документации для оплаты проезда ключа (брелока), использующего стандарт Mifare.

Mifare не является стандартом микросхем, а представляет собой торговую марку бесконтактных смарт-карт.

Согласно пункту 5.10.2 технического задания АСОП должна обеспечивать поддержку технологических решений, используемых в бесконтактных микропроцессорных смарт-картах.

В Приложении № 2 к техническому заданию указано, что терминалы, поддержку которых обеспечивает оператор АСОП, должны предусматривать возможность чтения бесконтактных микропроцессорных смарт-карт.

В пункте 5.4.1 технического задания приведены ГОСТы, содержащие общие требования к бесконтактным картам на интегральных схемах, и отмечено, что после ввода АСОП в эксплуатацию, оператор АСОП должен обеспечить поддержку действующих на территории АСОП транспортных карт, в случае передачи оператору АСОП данных, необходимых и достаточных для поддержания действующих на территории АСОП Транспортных карт, в том числе, отвечающих требованиям приведенных ГОСТов.

Таким образом, положения конкурсной документации предусматривают поддержку и возможность чтения бесконтактных микропроцессорных смарт-карт, соответствующих требованиям отдельных ГОСТов, независимо от их производителя и торговой марки.

 

2.6. В разделе 1 Технического задания приведены следующие понятия транспортной и социальной карт:

- социальная карта – карта, предоставляемая физическим лицам, имеющим право
на получение мер социальной поддержки, в рамках АСОП используется для учета (контроля) оплаты проезда и Регистрации проезда с предоставлением льготы и передачи распоряжения на осуществление перевода в целях совершения операций в рамках АСОП;

- транспортная карта – носитель, на котором размещено Транспортное приложение, позволяющее Пользователям в рамках АСОП осуществлять Регистрацию проезда. Транспортная карта имеет уникальный идентификационный номер и является картой
на предъявителя, если иное не установлено Регламентом взаимодействия Участников АСОП для соответствующего вида Транспортной карты, обслуживаемой в АСОП. Транспортная карта включает в себя, в том числе следующие виды специальных карт: Банковская карта, ВТК.

Из указанного следует, что организатором торгов разделены указанные понятия.

В отношении социальных карт пунктом 3.3.1 технического задания установлено требование об обеспечении учета (контроля) оплаты проезда и регистрация проезда и провоза багажа пассажиров, а также пунктом 5.5 технического задания обеспечение поддержки действующих социальных карт АСОП.

Пункты 4.5, 4.14, 4.18 технического задания не предусматривают обязанности оператора совершать действия в отношении социальных карт (указанные пункты распространяются только на транспортные карты).

Таким образом, довод ООО «ЭК-Мобайл» об отсутствии в конкурсной документации четкого распределения обязанностей оператора АСОП по работе с социальными картами признана Комиссией необоснованным.

 

2.7. В соответствии с пунктами 2, 4 Порядка, 2, 4 конкурсной документации предметом конкурса, является право на заключение договора по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района.

Согласно пункту 2.1 проекта договора предметом такого договора является оказание услуг по организации автоматизированного учета оплаты проезда на Территории АСОП в соответствии с техническим заданием.

Вместе с тем, в пункте 3.2.6 проекта договора указана обязанность органиатора торгов предусмотреть в государственных контрактах на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории АСОП, обязанность перевозчиков присоединиться к Регламенту взаимодействия участников АСОП.

В пункте 5.1 проекта договора также указано, что размер тарифа оператора АСОП определяется от объема платы за проезд пассажиров и провоз багажа, которая подлежит перечислению перевозчикам, в соответствии с заключенными государственными контрактами на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на Территории АСОП.

В ответ на запрос о разъяснении положений конкурсной документации от 28.10.2022 № 468589 организатором торгов указано, что в пунктах 3.2.6, 5.1 проекта договора допущены неточности, заказчиком на основании Закона № 71-ЗО предполагалась работа АСОП на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа по нерегулируемому тарифу, включая маршруты наземного городского электрического транспорта.

Вместе с тем, ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» изменения в указанной части в положения конкурсной документации, в том числе в проект договора не внесены.

Отсутствие полной и четкой информации о работе АСОП на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемому тарифу, включая маршруты не только автомобильного транспорта, но и наземного городского электрического транспорта, свидетельствует, что организатором торгов в нарушение пункта 2 статьи 448 ГК РФ, подпункта 2 пункта 22, подпункта 2 пункта 23 Порядка, не в полном объеме указана информация об описании предмета торгов и информация, необходимая потенциальным участникам для оформления участия в торгах, а также сведения о порядке формирования цены договора, а доводы заявителя в рассматриваемой части признаны Комиссией обоснованными.

 

2.8. Пунктом 2.1 проекта договора установлено, что оператор АСОП обязуется оказать услуги по организации автоматизированного учета оплаты за проезда на территории АСОП в соответствии с техническим заданием (Приложение №3 к проекту договора).

Из содержания технического задания следует, что услуги по организации процесса и автоматизации учета оплаты за проезд пассажиров и провоз багажа на маршрутах регулярных перевозок включают в себя в том числе:

- устранять программные ошибки в работе оборудования перевозчика, осуществлять ремонтные работы оборудования перевозчика (пункты 4.11, 4.12 технического задания);

- по заданию заказчика проводить маркетинговые и иные организационные мероприятия (пункт 4.12 технического задания);

- разработать и согласовать с заказчиком оформление (дизайн) и наименование транспортных карт (пункт 4.13 технического задания)

- организовать работу с обращениями пользователей, в том числе центра по обработке звонков пользователей с возможностью бесплатного вызова для пользователя (пункта 4.27 технического задания).

При этом, оплата услуг по заключаемому по результатам Конкурса договору со стороны заказчика не осуществляется, а расходы оператора АСОП на оказание услуг по организации процесса и автоматизации учета оплаты за проезд предусмотрено компенсировать за счет тарифа оператора определенный процент от платы за проезд (не более 4 % от размера платы за проезд пассажиров и провоза багажа), который является стоимостным критерием Конкурса. Величина значимости такого критерия составляет 80 %.

Таким образом, для оформления участия в конкурсе потенциальным участникам необходимо осуществить расчет конкурсного предложения по стоимостному критерию и рассчитать свои расходы на оказание услуг по организации процесса и автоматизации учета оплаты с учетом всех предусмотренных техническим заданием мероприятий.

Конкурсная документация не содержит информации, позволяющей осуществить такой расчет, в том числе сведения о количестве и виде действующих транспортных карт, предполагаемом количестве и виде транспортных карт выпуск и эмиссию которых необходимо осуществить оператору АСОП в соответствии с условиями конкурсной документации, сведений о количестве и характеристиках оборудования установленного у перевозчиков, в отношении которого необходимо выполнять работы по ремонту, устранению ошибок, не приведена периодичность проведения маркетинговых и иных мероприятий с использованием мобильного приложения и сайта в сети Интернет, не регламентирован порядок и сроки согласования дизайна и оформления транспортных карт, а также требования к выполнению таких работ, отсутствует объем работы центра по обработки звонков пользователей на территории АСОП.

Отсутствие информации, необходимой для расчета предложения потенциальных участников о размере тарифа оператора АСОП, свидетельствует, что организатором торгов в нарушение пункта 2 статьи 448 ГК РФ, подпункта 2 пункта 22 Порядка, не в полном объеме указано описание предмета торгов и информация, необходимая потенциальным участникам для оформления участия в торгах, а доводы Заявителей в рассматриваемой части признаны Комиссией обоснованными.

 

2.9. Согласно пункту 5.1.1 Технического задания основная и резервная базы данных АСОП должны разворачиваться исполнителем и функционировать на площадке центра обработки данных (ЦОД), управляемого исполнителем. Серверное оборудование АСОП должно управляться и обслуживаться исполнителем.

Пунктом 5.1.2 определено, что доступ к данным АСОП и функциям по управлению этими данными в рамках функционирования АСОП должны предоставляться участникам АСОП с использованием специализированных автоматизированных рабочих мест.

Пунктом 2.3 технического задания определено, что обладателем информации, содержащейся в АСОП, является заказчик.

В соответствии с пунктом 4.30 технического задания оператор АСОП обязан обеспечить доступ заказчика и участников АСОП к информации, обрабатываемой и хранящейся в АСОП, в порядке, определенном Регламентом.

Оператор АСОП обязан владеть исключительным правом, правом использования (лицензии) либо договором оказания услуг в отношении АСОП и процессинговых услуг АСОП по обработке транспортных карт (пункт 4.4 технического задания).

Согласно пункту 2.3 проекта договора исключительное право на АСОП и входящие в нее компоненты не подлежит передаче заказчику.

Пунктом 4.25 технического задания определено, что оператор АСОП обязан обеспечить полный доступ заказчика ко всем программным средствам АСОП, указанным в п. 5.2. технического задания, предполагающий в т.ч. создание дополнительных учетных записей в АСОП и назначение им прав.

Согласно пояснениями представителей организатора торгов, предоставление каких-либо прав на использование АСОП ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» не требуется, а является достаточным на основании пункта 4.33 предоставления заказчику отчетности, содержащей данные о количестве зарегистрированных в АСОП транзакций с разбивкой по периодам, маршрутам, видам оплат и категорий пассажиров, в том числе по льготным категориям граждан, в формате и в порядке, согласованных с заказчиком (Приложение № 1 к техническому заданию).

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что указанное не соответствует пункту 4.25 технического задания.

На основании изложенного, Комиссия полагает, что доводы ООО «ЭК-Мобайл» об отсутствии в конкурсной документация четких и понятных положения относительно порядка пользования ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» АСОП (в том числе указания вида передачи права пользования системой), является обоснованным.

Указанное свидетельствует о том, что организатором торгов не в полной мере приведено описание предмета торгов в соответствии с пунктом 2 статьи 448 ГК РФ, подпунктом 2 пункта 22 Порядка, а отсутствие такой информации препятствует оформлению потенциальными участниками торгов своих заявок и конкурсных предложений.

 

2.10. Согласно подпунктам 3, 4 6, 8, 10 пункта 23 Порядка конкурсная документация помимо прочих сведений должна содержать требования к заявке, требования к документам, входящим в состав заявки, порядок подачи заявок на участие в конкурсе, критерии оценки участников конкурса, порядок оценки участников конкурса.

Согласно пункту 27 конкурсной документации для участия в конкурсе заявитель через электронную торговую площадку подает организатору конкурса в срок, установленный в извещении, заявку на участие в конкурсе по форме, установленной документацией, а также документы, предусмотренные пунктом 30.

Подпунктом 4 пункта 30 конкурсной документации установлено, что в состав заявки на участие в конкурсе должны входить в том числе документы, подтверждающие предложение заявителя в соответствии с критериями оценки.

Однако в нарушение подпунктов 3, 4 пункта 23 Порядка пункт 30 конкурсной документации не содержит перечня документов, предоставляемых претендентами на участие в торгах в составе заявки в целях подтверждения предложения заявителя.

Отсутствие указанной информации в том числе могло привести к даче организатором торгов противоречивых разъяснений положений конкурсной документации в части требований к документам, подтверждающим наличие у претендента опыта по организации автоматизированного учета оплаты проезда, представляемым в составе заявки.

Так, в пункте 3 формы конкурсного предложения, являющегося приложением 1 к заявке на участие в Конкурсе, указывается наличие у участника аналогичного опыта по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Российской Федерации, с использованием программно-аппаратного комплекса и процессинговых услуг автоматизированной системы оплаты проезда. Аналогичный опыт определяется по количеству исполненных или действующих договоров предоставления исключительного права, права использования (лицензии) либо договора оказания услуг, которые были подписаны не позднее 3 (трех) лет от даты размещения извещения о проведении конкурса, и подтверждается копиями данных договоров. Информация предоставляется в соответствии с предложенной формой и приложением копий договоров.

ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» в ответ на запросы о разъяснении положений конкурсной документации от 28.10.2022 № 468568 и № 468541 даны следующие разъяснения:

- опыт ведения аналогичной деятельности у участника должен составлять более 3 лет, что требует подтверждения копиями договоров, заключенных до 2019 года (пункт 1);

- оценка аналогичного опыта предполагает, что заказчиком, который получает услугу по договору, должны быть орган исполнительной власти субъекта РФ, его подведомственное учреждение или орган местного самоуправления субъекта РФ , на которых возложены соответствующие полномочия (пункт 4);

- только услуги процессорного центра не будут достаточными для подтверждения аналогичного опыта, т. к. процессинговый центр не будет соответствовать назначению и целям ведения АСОП (п.3 технического задания; пункт 6).

В последующем организатором торгов в дополнение к указанным ответам от 01.11.2022 на запросы о разъяснении положений конкурсной документации пункты 1, 4, 6 изложены в новой редакции:

- опыт ведения аналогичной деятельности у участника подтверждается копиями договоров в период с 09.10.2019 по дату размещения Конкурса на электронной торговой площадке (пункт 1);

- оценка аналогичного опыта предполагает, что заказчиком, который получает услугу по договору, должны быть орган исполнительной власти субъекта РФ, его подведомственное учреждение или орган местного самоуправления субъекта РФ, государственные унитарные предприятия органов местного самоуправления или субъектов РФ, либо иные организации, на которых возложены соответствующие полномочия (пункт 4);

- услуги процессорного центра не будут достаточными для подтверждения аналогичного опыта (пункт 6).

Согласно пояснениями организатора торгов, допущенные противоречия при разъяснении конкурсной документации в указанной части обусловлены технической ошибкой при размещении ответа на запрос, после обнаружения которой даны дополнительные разъяснения.

Вместе тем, Комиссия критически относится к доводам организатора торгов, поскольку дополнения к ответам организатора торгов от 01.11.2022 на запросы о разъяснении положений конкурсной документации в части пунктов 1, 4, 6 не соответствуют содержанию пункта 3 формы конкурсного предложения, являющегося приложением 1 к заявке на участие в Конкурсе.

Так, из буквального содержания указанного положения следует, что опыт подтверждают договоры оказания услуг, которые были подписаны не позднее 3 (трех) лет от даты размещения извещения о проведении Конкурса (09.10.2022), т. е. до 09.10.2019; требования к стороне таких договоров организатором торгов не установлены; не предусмотрена возможность подтверждения необходимого опыта в отдельности на процессинговые услуги автоматизированной системы оплаты проезда.

Вместе с тем, в пункт 3 формы конкурсного предложения, являющегося приложением 1 к заявке на участие в Конкурсе, какие-либо изменения не вносились.

На основании изложенного, Комиссия полагает, что довод ООО «Эк-Мобайл» об отсутствие полной и понятной информация о требованиях к составу заявки в части документов, подтверждающих наличие у претендента опыта по организации автоматизированного учета оплаты проезда, и даче организатором торгов противоречивых разъяснений соответствующих положений конкурсной документации является обоснованным.

 

Поскольку выявленные нарушения в действиях организатора торгов содержат существенные нарушения порядка их организации и проведения, а также могут повлиять на результаты Конкурса и как следствие привести к неверному определению победителя торгов, Комиссией Челябинского УФАС России принято решение о наличии оснований для выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобы ООО фирма «Интерсвязь», ООО «Система-А», ООО «ЭК-Мобайл» обоснованными.

2. Признать в действиях ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» при проведении Конкурса нарушение порядка организации и проведении Конкурса, предусмотренного пунктом 2 статьи 448 ГК РФ, подпункта 2 пункта 22, подпунктами 3, 4 пункта 23 Порядка.

3. В порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции выдать ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии <…>

 

Члены Комиссии<…>

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобам №№ 074/10/18.1-3108/2022, 074/10/18.1-3111/2022, 074/10/18.1-3122/2022 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов

«21» ноября 2022 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), в составе:

 

Председателя

Комиссии:

 <…>

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, на основании решения №№ 074/10/18.1-3108/2022, 074/10/18.1-3111/2022, 074/10/18.1-3122/2022 от 21.11.2022 по жалобам ООО фирма «Интерсвязь», ООО «Система-А», ООО «ЭК-Мобайл» на действия Областного государственного казенного учреждения «Организатор перевозок Челябинской области» (далее — ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области», организатор торгов),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» в срок до 05.12.2022 совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района, извещение № 2527334 (далее — Конкурс, торги), а именно:

1) внести в конкурсную документацию изменения в части приведения ее в соответствие с требованиями пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 22 (в том числе подпункта 2), пункта 23 (в том числе подпунктами 3, 4) Порядка проведения открытого конкурса на право заключения договора по организации автоматизированного учета оплаты пассажирами (в том числе пассажирами, которым предоставлены льготы на проезд) проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам, автоматизированного распределения денежных средств, полученных от оплаты проезда пассажиров и провоза багажа, между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым тарифам на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района», утвержденного Приказом Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области от 06.10.2022 № 482, с учетом решения по жалобам №№ 074/10/18.1-3108/2022, 074/10/18.1-3111/2022, 074/10/18.1-3122/2022 от 21.11.2022;

2) принять решение об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения Конкурса;

3) принять решение о продлении срока подачи заявок на участие в Конкурсе не менее чем на 10 дней со дня опубликования и (или) размещения изменений, внесенных в конкурсную документацию;

4) разместить на сайте электронной торговой площадки в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» решение о внесении изменений в конкурсную документацию, отмене протоколов, составленных в ходе проведения Конкурса, и продлении срока подачи заявок на участие в Конкурсе;

5) уведомить участников, подавших заявки на участие в торгах, о выдаче Челябинским УФАС России предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов, о внесении изменений в Конкурсную документацию, об отмене составленных протоколов, о продлении срока подачи заявок на участие в Конкурсе.

3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Челябинское УФАС России в срок до 09 декабря 2022 года с приложением подтверждающих документов (решения о внесении изменений в конкурсную документацию, отмене протоколов, о продлении срока подачи заявок на участие в Конкурсе, документов, подтверждающих размещение указанных решений на сайте электронной торговой площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием сайта и даты размещения). Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и описью документов.

 

<…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны