Решение №074/06/104-117/2019 Сведения, представленные Управлением городской инженерной ин... от 25 марта 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района

456730, Челябинская область,

Кунашакский район,

с. Кунашак,

ул. Ленина 103

Общество с ограниченной ответственностью «Контракт»

443099, г. Сочи,

пер. Вишневый, 85Б, пом. 12

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва,

Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-248/2019

по делу 156-ж/2019

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 22 марта 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 25 марта 2019 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (далее – ООО «Контракт», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на газоснабжение котельной школы и жилых домов с. Халитово Кунашакского муниципального района Челябинской области (извещение № 0169600014119000003), в присутствии:

- представителя Управления по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района (далее – УЖКХСЭ, заказчик) «<…>», действующей на основании доверенности б/н от 21.03.2019;

в отсутствие представителей заявителя, уведомленных о времени и месте проведения Комиссии, письменных пояснений, ходатайств не представлено.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 15.03.2019 поступила жалоба ООО «Контракт» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на газоснабжение котельной школы и жилых домов с. Халитово Кунашакского муниципального района Челябинской области (извещение № 0169600014119000003) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам изменения извещения о проведении электронного аукциона опубликованы заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 07.03.2019 в 12:31.

Начальная (максимальная) цена контракта на газоснабжение котельной школы и жилых домов с. Халитово Кунашакского муниципального района Челябинской области – 24 400 000,00 рублей.

Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0169600014119000003 от 18.03.2019.

Протокол проведения электронного аукциона от 21.03.2019.

По результатам проведенного 21.03.2019 аукциона снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 32,29 %.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Доводы жалобы ООО «Контракт» заключаются в следующем.

Заказчиком сокращен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Неправомерно установлено требование к составу второй части заявки в части указания обязанности участника закупки - юридического лица предоставить сведения об идентификационном номере налогоплательщика без слов «при наличии», а также в части декларирования соответствия участника закупки требованию по пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Неправомерно установлено требование к составу первой части заявки.

Описание объекта закупки содержит указание на товарный знак без сопровождения словами «или эквивалент».

В проекте контракта заказчиком установлено условие о том, что «сроки начала и сдачи работ могут быть сдвинуты на срок действия обстоятельств непреодолимой силы, указанных в специальном акте», что не соответствует части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Представитель заказчика с доводами жалобы ООО «Контракт» не согласился, представил письменные пояснения, которые поддержал на заседании Комиссии. Указал, что срок подачи заявок установлен в соответствии с предписанием Челябинского УФАС России по делу № 074/06/105-11/2019 от 01.03.2019; требования к составу заявки установлены заказчиком в соответствии с нормами Закона о контрактной системе. Описание объекта содержит указание на тип ленты мастично-полимерной, вместе с тем, товарный знак в данном случае не указан. Пояснил, что документация об аукционе в целом соответствует Закону о контрактной системе.

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из анализа частей 1, 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.

В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Изменениями извещения о проведении электронного аукциона, пунктом 20 информационной карты документации о закупке определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе – 15.03.2019 09:00.

Статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

В соответствии с положениями статьи 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В силу статьи 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Комиссией антимонопольного органа 01 марта 2019 года вынесены решение и предписание № 074/06/105-11/2019. В соответствии с указанным предписанием заказчику надлежало внести изменения в документацию об аукционе с учетом положений законодательства о контрактной системе и с учетом решения Челябинского УФАС России № 074/06/105-11/2019 от 01.03.2019, в том числе продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем на 5 дней с даты размещения в единой информационной системе документации с внесенными изменениями.

В связи с тем, что документация с внесенными изменениями размещена в ЕИС 07.03.2019, срок окончания подачи заявок (15.03.2019) установлен заказчиком с соблюдением предписания антимонопольного органа (через семь дней с момента размещения измененной документации).

Более того, ООО «Контракт» не представлено доказательств нарушения его прав, невозможности подготовить заявку и «пополнить счет» для оплаты обеспечения заявки.

Довод заявителя не находит подтверждения, не обоснован.

2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

2.1. В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно пункту 31 информационной карты документации о закупке, устанавливающему требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

В связи с тем, что заказчик, установил, что согласия на выполнение работ в соответствии с проектом достаточно, что не противоречит законодательству о контрактной системе, довод заявителя о нарушении заказчиком части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе не находит подтверждения, не обоснован.

2.2. В силу пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Вместе с тем, заказчиком в пункте 31 информационной карты документации об аукционе установлено требование об обязательном указании идентификационного номера налогоплательщика без учета положений законодательства о контрактной системе о возможности неуказания данной информации при отсутствии идентификационного номера налогоплательщика у учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона, что влечет за собой нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя обоснован.

2.3. В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Пункт 31 информационной карты документации об аукционе цитирует требования пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, определяя, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы (их копии), подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Следовательно, требования к составу заявки установлены заказчиком в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, не предусматривают декларирование участниками закупки соответствия пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя не находит подтверждения, не обоснован.

3. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при составлении описания объекта закупки заказчиком используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Согласно изменениям извещения о проведении электронного аукциона для закупки № 0169600014119000003 объектом закупки является газоснабжение котельной школы и жилых домов с. Халитово Кунашакского муниципального района Челябинской области. В силу пункта 16 информационной карты документации об аукционе описание объекта закупки - строительство объекта «Газоснабжение котельной школы и жилых домов с. Халитово Кунашакского района Челябинской области» (Допработы). Работы должны выполняться в соответствии с проектом (Приложение 3 к информационной карте), техническим заданием и сметными расчетами (приложение №1 и №2).

В соответствии с позицией 40 Локальной сметы 02-01 (локального сметного расчета) на газопровод среднего и низкого давления установлено применение при выполнении работ ленты мастично-полимерной типа «Лиам».

По мнению заявителя, локальный ресурсно-сметный расчет заказчика содержит указание на товарные знаки.

Вместе с тем, лента «Лиам» - это изоляционная лента, которая изготавливается методом нанесения асмольной мастики на полимерную ленту из поливинилхлорида или полиолефина. В качестве основы ленты используются поливинилхлоридные или полиолефиновые ленты. Чтобы избежать слипания мастичного слоя в рулоне, для этого поверх мастичного слоя наносится антиадгезив. Такая лента предназначена для антикоррозийной защиты трубопроводов. Лента наносится на трубу изоляционными машинами.

Согласно данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности 22.05.2012 под номером регистрации 462409 правообладателем Общество с ограниченной ответственностью Научно-исследовательский центр «Поиск», 450049, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Новоженова, 86 зарегистрирован товарный знак «ЛИАМ».

При этом, существует ГОСТ 52602-2006 Лента антикоррозионная полимерно-асмольная «Лиам», который разработан на основе обобщения многолетнего опыта применения антикоррозионной полимерно-асмольной ленты «ЛИАМ» для защиты от подземной коррозии трубопроводов различного назначения и диаметра; распространяется на антикоррозионную полимерно-асмольную ленту «ЛИАМ» (далее - лента «ЛИАМ»), изготовленную методом нанесения асмольной мастики на полимерную ленту, и устанавливает требования к ленте «ЛИАМ», используемой для защиты от подземной коррозии стальных магистральных и промысловых трубопроводов, а также трубопроводов различного назначения диаметром до 1420 мм включительно, зон сварных стыков при строительстве и ремонте трубопроводов в составе наружного комбинированного антикоррозионного покрытия в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51164 и ГОСТ 9.602.

Как следует из общедоступных источников, лента антикоррозионная полимерно-асмольная «Лиам» выпускается и производится различными производителями.

Следовательно, указание в локальном сметном расчете на использование при выполнении работ ленты мастично-полимерной типа «Лиам», с учетом того, что «ЛИАМ» является зарегистрированным товарным знаком, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

При этом, жалоба заявителя не содержит доказательств указания заказчиком в документации о закупке товарного знака обезжиривателя «CAMISOLVE».

Довод заявителя в полном объеме не находит подтверждения, обоснован в части.

4. Согласно части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

В пункте 7.11 проекта контракта указано, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло по вине другой стороны или вследствие непреодолимой силы, а именно чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств: стихийных природных явлений (землетрясений, наводнений, пожаров и т.д.), действий объективных внешних факторов (военных действий и т.п.), подтвержденных в установленном законодательством порядке, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по контракту, которые возникли после заключения контракта, на время действия этих обстоятельств, если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение стороной своих обязательств, а также которые сторона была не в состоянии предвидеть и предотвратить.

При этом, в силу пункта 10.2 проекта контракта сроки начала и сдачи работ могут быть сдвинуты на срок действия обстоятельств непреодолимой силы, указанных в специальном акте.

При этом, законодательством о контрактной системе не определены права и обязанности заказчика и подрядчика в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, в связи с чем указанные обязательства сторон регламентируются гражданским законодательством

Довод заявителя не находит подтверждения, не обоснован.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями в действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, при вынесении решения антимонопольный орган принимает во внимание, что выявленные нарушения не влияют на права и законные интересы участников закупки в части ограничения возможности подачи заявок на участие в закупке, при этом не представляется возможным установить материально-правовую заинтересованность подателя жалобы в части его намерения участвовать в обжалуемой закупке.

Принимая во внимание, что допущенные заказчиком нарушения на результаты осуществленной закупки не повлияли, права заявителя не нарушены, на участие в аукционе поступило 10 заявок, шесть участников закупки приняли участие в электронном аукционе, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 32,29 %, Комиссия принимает решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Контракт» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на газоснабжение котельной школы и жилых домов с. Халитово Кунашакского муниципального района Челябинской области (извещение № 0169600014119000003) обоснованной в части: - установления требования об обязательном указании идентификационного номера налогоплательщика без учета положений законодательства о контрактной системе о возможности неуказания данной информации при отсутствии идентификационного номера налогоплательщика у учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона; - указания в локальной смете товарного знака «ЛИАМ», в остальной части не нашедшей подтверждения, необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «<…>»

 

Члены Комиссии «<…>»

«<…>»

Связанные организации

Связанные организации не указаны