Решение №ВЛ/17729/21 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 074/06/105-3774/2021№ (981-ж/2021) от 27 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Администрация города Магнитогорска

 

455044, Челябинская область,

г. Магнитогорск, просп. Ленина, д.72.

 

ООО «РТС-тендер»

 

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

 

Гражданину

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/105-3774/2021№ (981-ж/2021)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 21.12.2021

В полном объеме решение изготовлено 24.12.2021

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

 

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу гражданина, при участии в дистанционном режиме:

- представителя Администрации города Магнитогорска действующего на основании доверенности от 27.07.2021,

- представителя Администрации города Магнитогорска  действующего на основании доверенности от 19.02.2021,

- представителя Администрации города Магнитогорска Черных А.С., действующего на основании доверенности от 25.02.2021,

- представителя Администрации города Магнитогорска  действующего на основании доверенности от 17.12.2021,

- представителя Администрации города Магнитогорска , действующего на основании доверенности от 17.12.2021,

- представителя Администрации города Магнитогорска , действующего на основании доверенности от 17.12.2021,

- представителя Администрации города Магнитогорска  действующего на основании доверенности от 27.07.2021,

- гражданина, личность удостоверена на основании паспорта,


У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 15.12.2021 поступила жалоба гражданина на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0169300000321003503 на поставку автомобиля легкового для административно-хозяйственного подразделения (далее – аукцион).

Согласно представленным документам 16.11.2021 Администрация города Магнитогорска объявила о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону 7 391 513, 52 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 17.12.2021.

На момент рассмотрения жалобы гражданина контракт не заключен.

На заседании Комиссии заявитель указал, что в документации о закупке установлены характеристики, которые по совокупности позволяют предложить к поставке автомобиль марки Volkswagen Comfortline Long 2.0 biTDI DSG 4Motion, при этом удлиненная модель кузова не является существенным показателем автомобиля.

В жалобе также указано, что дополнительные показатели, которые установлены в документации о закупке являются избыточными и не предусмотрены действующим законодательством.

Кроме того, заявитель указал, что заказчиком нарушены правила нормирования, так как в соответствии с муниципальным правовым актом г. Магнитогорска стоимость товара с кодом по ОКПД2, который указан в извещении о закупке, не должна превышать 2 500 000, 00 рублей.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.

В документации о закупке указаны показатели автотранспортного средства, соответствующие потребности заказчика, при этом для проведения закупки получено разрешение Министерства промышленности и торговли РФ, которое одобрило приобретение иностранного товара. В документации о закупке указано обоснование необходимости дополнительных характеристик, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе. Более того, правила нормирования, указанные в жалобе, действуют с 2022 года, в связи с чем на оспариваемую закупку данные требования не распространяются.

 

Изучив представленные документы и материалы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Аналогичные требования должны находить отражение в документации о закупке и проекте контракта в силу пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Так, описание объекта закупки, изложенное в документации об аукционе, должно содержать полную и однозначную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства, и позволяющую участнику закупки сформировать ценовое предложение на участие в аукционе.

В приложении № 1 к документации о закупке указано описание автомобиля (легкового) (КТРУ 29.10.20.000-00000008) с указанием как минимальных и максимальных показателей, так и неизменных показателей: год выпуска, типа легкового автомобиля, цвет кузова, ширина, длина, высота, клиренс, количество дверей, количество посадочных мест, тип двигателя, экологический класс, рабочий объем двигателя, тип привода, тип коробки передач, шины, ширина, высота профиля, размер колесных дисков, тип колесных дисков, материал салона, тормозные механизмы задние, тормозные механизмы передние, комплектация транспортного средства.

При этом, в приложении № 4 содержится обоснование необходимости включения в описание товара дополнительных характеристик, непредусмотренных каталогом товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, в материалы дела заказчиком представлено разрешение Министерства промышленности и торговли РФ на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара (от 18.03.2021 исх. 20580/20), в соответствии с которым заказчику. одобрена возможность закупки продукции «автомобиль легковой» (ОКПД2 29.10.2, ТНВЭД ЕАЭС: 8703 32), действительное в течение 18 месяцев со дня его выдачи.

При этом, в приложении к разрешению содержится заявка заказчика (от 17.02.2021 № 616А/4533/2021), в которой указан производитель автомобиля Volkswagen Multivan 6.1 (Германия).

Вместе с тем, при описании объекта закупки заказчик не указал конкретную марку автомобиля, а определил характеристики транспортного средства, что не противоречит части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

В жалобе заявителя указано, что по совокупности габаритных размеров транспортного средства (ширина, длина, высота, клиренс) возможно приобрести только автомобиль Volkswagen Comfortline Long 2.0 biTDI DSG 4Motion, при этом автомобили (Toyota Hiace 5 300 x 1 970x1 990, HyundaiH-1 5150 × 1920× 1925, PeugeotTravellerBusiness VIP 2.0HDi AT long 5308 × 1920 × 1940, Citroen Spacetourer 5309 x1920 x 1940, Opel Zafira 4658 x 1884 x1685, Фиат Добло 4 406 x 1 832x 1 845) не соответствуют требованиям документации о закупке.

Вместе с тем, заявителем не представлены доказательства (руководства по эксплуатации, каталоги и другая документация), которые бы подтверждали доводы жалобы заявителя, что не позволяет сделать вывод об ограничении количества участников закупки.

Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что действия заказчика при осуществлении закупки, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, могут быть обжалованы в рамках Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

При этом заявление о нарушении антимонопольного законодательства подается в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции. В заявлении должны быть указаны сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица, наименование и место нахождения для юридического лица), имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства, существо требований, с которыми заявитель обращается, перечень прилагаемых документов. В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

 

2. Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила № 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В пункте 5 Правил № 145 указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» пункта 5 Правил № 145.

Согласно пункту 6 Правил № 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Таким образом, при формировании объекта закупки заказчик должен указать обоснование дополнительных показателей, то есть раскрыть необходимость их наличия с точки зрения целей, которые намерен достичь заказчик при приобретении соответствующего товара.

В извещении о закупке товар отнесен к коду по КТРУ 29.10.20.000-00000008 «автомобиль легковой».

В приложении № 4 содержится обоснование необходимости включения в описание товара дополнительных характеристик, в том числе наличие датчика света, автоматического переключения света фар ближний-дальний, системы экстренного торможения, системы распределения тормозного усилия, датчика дождя, мультифункционального рулевого колеса, адаптивного круиз-контроля, системы мониторинга слепых зон, системы стабилизации при боковом ветре, системы контроля давления в шинах.

При этом, в обоснование установления данных дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, указано следующее: «в целях защиты кузова и коррозийного слоя защиты автомобиля».

Вместе с тем, ни на заседании Комиссии, ни в письменных пояснениях заказчик не обосновал причинно-следственную связь, каким образом указанные функциональные опции повлияют на защиту кузова от коррозии.

Более того, в дополнительных письменных, а также устных пояснениях заказчика указано, что данные функции необходимы для предотвращения и минимизации риска дорожно-транспортных происшествий с указанием государственных стандартов, которые предусматривают данные характеристики.

Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что в техническом задании предусмотрен ряд дополнительных характеристик автомобиля, обоснование необходимости наличия которых, не связано с данными показателями, в нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пунктов 5,6 Правил № 145.

Комиссия отмечает, что в разрешении, выданном Министерством промышленности и торговли РФ, указаны показатели, которые содержались в заявке заказчика, однако при формировании технического задания заказчиком определены характеристики в большем объеме, чем при согласовании с указанным органом власти, тогда как ряд показателей, (пассажировместимость, тип двигателя), рекомендуемых Министерством, не вошли в описание объекта закупки.

 

Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что вопросы, связанные с соблюдением правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в силу пункта 2 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе относятся к функциям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в связи с чем жалоба в указанной части будет передана в Главное контрольное управление Челябинской области.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы гражданина на действия заказчика обоснованными в части указания обоснования необходимости использования дополнительных характеристик с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пунктов 5,6 Правил № 145.

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадке предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

* Решение и предписание размещено в единой информационной системе во вкладке «органам контроля» - «реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний» - поиск по № извещения – № жалобы - вкладка «документы»

 

 

2021-19112

 

 

Связанные организации

Администрация г. Магнитогорска
ИНН 7446011940, ОГРН 1027402226830
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666