Решение №12954/04 Жалоба признана обоснованной от 27 сентября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «ИТПост»
119602, г. Москва,
ул. Никулинская, 23
корп. 1, этаж 1, пом. XII, ком. 18
info@it-post.su
ООО «Уральская энергосбытовая компания»
454090, г. Челябинск, пр. Ленина,
д. 28Д эт/пом 6/7
uralenergosbyt@yandex.ru
РЕШЕНИЕ
по жалобе № 074/07/3-1816/2019
Резолютивная часть решения оглашена 24 сентября 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 26 сентября 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия), в составе:
Председатель Комиссии: |
<.......>- |
|
||
Члены Комиссии: |
|
<.......> |
|
|
<.......> |
рассмотрев жалобу ООО «ИТПост» на действия ООО «Уральская энергосбытовая компания» при проведении закупки МФУ для офисной печати (извещение № 31908250375), в присутствии представителя заказчика по доверенности, в отсутствие подателя жалобы,
УСТАНОВИЛА:
05.09.2019 в Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «ИТПост» (далее – заявитель) на действия ООО «Уральская энергосбытовая компания» (далее – заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на заключение договора поставки МФУ для офисной печати (извещение № 31908250375) (далее – закупка).
До рассмотрения жалобы по существу от заявителя поступили заявления об уточнении доводов относительно нарушений, допущенных заказчиком при проведении закупки.
Так, по мнению заявителя, в ходе закупки заказчиком допущены нарушения, выразившиеся в необоснованном включении в документацию о закупке требований к участникам закупки о наличии опыта поставляемых товаров, а также статуса авторизованного партнера производителя.
Представитель заказчика, действующий на основании доверенности, по доводам, изложенным в жалобе, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам жалобы.
На заседании Комиссии представитель заказчика сообщил следующее.
Квалификационные требования к участникам закупки о наличии у них опыта работы на рынке соответствующих товаров и авторизации производителя были установлены в соответствии с Положением о закупках ООО «Уралэнергосбыт».
Указанные требования были установлены с целью снижения рисков заказчика от ненадлежащего исполнения поставщиком условий договора, заключенного по результатам закупки, и направлены на подтверждение способности участника закупки поставить, смонтировать и инсталировать технически сложное оборудование. Данное требование служит гарантией получения, в случаи необходимости, гарантийного обслуживания у производителя.
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Закупочная деятельность заказчика на момент проведения процедуры закупки регламентировалась Положением ООО Уралэнергосбыт» о закупках товаров, работ, услуг, утвержденным решением Совета директоров ООО «Уралэнергосбыт» от 03.056.2019 № 2 (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
29.08.2019 на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.zаkuрki.gоv.гu заказчик разместил извещение (№ 31908250375) и закупочную документацию (далее — документация о закупке).
Дата начала срока подачи заявок на участие в закупке: 29.08.2019.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 10:00 час. (время московское) 10.09.2019.
Дата и время окончания рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке: 15.00 час. (время местное) 13.09.2019.
Дата подведения итогов по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке: 15.05 час. (время местное) 13.09.2019.
Согласно протоколу подведения итогов на участие в запросе котировок на участие в закупке было подано 4 заявки, из которых: 2 заявки признаны соответствующими требованиям закупочной документации, 2 заявки (в том числе заявителя) признаны несоответствующими закупочной документации в связи с непредставлением в составе заявки подтверждения статуса официального партнера (пп 2, п. 21.1 Извещения).
В связи с поступившей в Челябинское УФАС России жалобой заказчик приостановил проведение аукциона в электронной форме в части подписания договора.
Изучив материалы жалобы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
ООО «ИТПост» подавало заявку на участие в аукционе, таким образом, заявитель был вправе подать жалобу на действия заказчика.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, в строго определенных случаях, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В настоящем случае жалоба ООО»ИТПост» содержит в качестве доводов обстоятельства, приведенные в части 10 статьи 3 Закона о закупках.
2. Согласно доводу заявителя, заказчиком необоснованно включены в документацию о закупке требования к участникам закупки о наличии опыта поставляемых товаров, а также статуса авторизованного партнера производителя.
В ходе исследования материалов жалобы установлено следующее.
В пункте 2 Извещения и закупке заказчиком установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме.
В подпункте 2.1.1 указанного пункта Извещения перечислены сведения и документы, которые должна содержать заявка участника закупка, в числе которых скан-копия сертификата, подтверждающего статус авторизированного партнера с организацией, которая производит продукцию, предлагаемую участником закупочной процедуры.
Подпунктом 2 пунктом 9 Извещения установлено дополнительное квалификационное требование к участникам закупки – действующий статус авторизированного партнера с организацией, которая производит продукцию, предлагаемую участником закупочной процедуры.
Кроме того, спецификацией (техническим заданием), входящей в состав документации о закупке, установлено требование к исполнителю о наличии опыта поставки товара в течение последних 3-х лет (подпункт 3.1 пункта 3).
Для подтверждения опыта, в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 2 спецификации, участнику в составе коммерческого предложения надлежит представить подтверждение наличия соответствующих опыта и статусов авторизации производителя, справку о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров по поставке копировально-множительной техники в течение 3-х последних лет.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 1.1.7.2 Положения о закупке.
Комиссией Челябинского УФАС России установлен факт включения заказчиком в документацию о закупке требований к участникам закупки о наличии опыта поставляемых товаров, а также статуса авторизованного партнера производителя.
Данные требования противоречат указанным принципам закупочной деятельности.
В соответствии с документацией о закупке, по ее результатам с победителем заключается договор поставки.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержанием договора поставки является обязанность поставщика доставить соответствующий товар в установленный таким договором срок заказчику.
При этом, поставщик может не являться производителем товара по предмету закупки и ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки, а получение статуса авторизованного партнера всецело зависит от волеизъявления третьего лица.
Кроме того, наличие опыта поставки и указанного статуса у поставщика не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору поставки, заключаемому по результатам закупки, в том числе в рамках исполнения гарантийных обязательств.
Товар, подлежащий поставке (МФУ – многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир), является часто закупаемым, не уникальным.
На основании изложенного, действия заказчика, установившего вышеуказанные положения в документации, ограничивает количество участников закупки и противоречат пункту 1.1.7.2 Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Довод подателя жалобы в данной части является обоснованным.
Нарушений в действиях закупочной комиссии по признанию заявки заявителя не соответствующей требованиям документации, Комиссией Челябинского УФАС России не выявлено.
Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Допущенное заказчиком нарушение в ходе проведения закупки является основанием, достаточным для выдачи предписания о возвращении запроса котировок в электронной форме на стадию формирования документации о закупке.
Допущенные нарушения также содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ИТПост» на действия ООО «Уральская энергосбытовая компания» при проведении запроса котировок в электронной форме на заключение договора поставки МФУ для офисной печати (извещение № 31908250375) (далее – закупка), обоснованной.
2. Признать действия ООО «Уральская энергосбытовая компания», выразившиеся в установлении в документации о закупке требований к участникам закупки о наличии опыта поставляемых товаров, а также статуса авторизованного партнера производителя, нарушением пункта 1.1.7.2 Положения ООО «Уралэнергосбыт» о закупках товаров, работ, услуг, утвержденного решением Совета директоров ООО «Уралэнергосбыт» от 03.06.2019 № 2, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать ООО «Уральская энергосбытовая компания» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Председатель Комиссии <.......>
Члены Комиссии <.......>
<.......>
<.......>