Решение №12954/04 Жалоба признана обоснованной от 27 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
 решение.pdf (3737.67 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ИТПост»

119602, г. Москва,

ул. Никулинская, 23

корп. 1, этаж 1, пом. XII, ком. 18

info@it-post.su

ООО «Уральская энергосбытовая компания»

454090, г. Челябинск, пр. Ленина,

д. 28Д эт/пом 6/7

uralenergosbyt@yandex.ru

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 074/07/3-1816/2019

Резолютивная часть решения оглашена 24 сентября 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 26 сентября 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия), в составе:

Председатель Комиссии:

 

<.......>-

 

Члены Комиссии:

 

<.......>

 

   

<.......>

 

рассмотрев жалобу ООО «ИТПост» на действия ООО «Уральская энергосбытовая компания» при проведении закупки МФУ для офисной печати (извещение № 31908250375), в присутствии представителя заказчика по доверенности, в отсутствие подателя жалобы,

УСТАНОВИЛА:

05.09.2019 в Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «ИТПост» (далее – заявитель) на действия ООО «Уральская энергосбытовая компания» (далее – заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на заключение договора поставки МФУ для офисной печати (извещение № 31908250375) (далее – закупка).

До рассмотрения жалобы по существу от заявителя поступили заявления об уточнении доводов относительно нарушений, допущенных заказчиком при проведении закупки.

Так, по мнению заявителя, в ходе закупки заказчиком допущены нарушения, выразившиеся в необоснованном включении в документацию о закупке требований к участникам закупки о наличии опыта поставляемых товаров, а также статуса авторизованного партнера производителя.

Представитель заказчика, действующий на основании доверенности, по доводам, изложенным в жалобе, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам жалобы.

На заседании Комиссии представитель заказчика сообщил следующее.

Квалификационные требования к участникам закупки о наличии у них опыта работы на рынке соответствующих товаров и авторизации производителя были установлены в соответствии с Положением о закупках ООО «Уралэнергосбыт».

Указанные требования были установлены с целью снижения рисков заказчика от ненадлежащего исполнения поставщиком условий договора, заключенного по результатам закупки, и направлены на подтверждение способности участника закупки поставить, смонтировать и инсталировать технически сложное оборудование. Данное требование служит гарантией получения, в случаи необходимости, гарантийного обслуживания у производителя.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность заказчика на момент проведения процедуры закупки регламентировалась Положением ООО Уралэнергосбыт» о закупках товаров, работ, услуг, утвержденным решением Совета директоров ООО «Уралэнергосбыт» от 03.056.2019 № 2 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

29.08.2019 на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.zаkuрki.gоv.гu заказчик разместил извещение (№ 31908250375) и закупочную документацию (далее — документация о закупке).

Дата начала срока подачи заявок на участие в закупке: 29.08.2019.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 10:00 час. (время московское) 10.09.2019.

Дата и время окончания рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке: 15.00 час. (время местное) 13.09.2019.

Дата подведения итогов по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке: 15.05 час. (время местное) 13.09.2019.

Согласно протоколу подведения итогов на участие в запросе котировок на участие в закупке было подано 4 заявки, из которых: 2 заявки признаны соответствующими требованиям закупочной документации, 2 заявки (в том числе заявителя) признаны несоответствующими закупочной документации в связи с непредставлением в составе заявки подтверждения статуса официального партнера (пп 2, п. 21.1 Извещения).

В связи с поступившей в Челябинское УФАС России жалобой заказчик приостановил проведение аукциона в электронной форме в части подписания договора.

Изучив материалы жалобы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

ООО «ИТПост» подавало заявку на участие в аукционе, таким образом, заявитель был вправе подать жалобу на действия заказчика.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, в строго определенных случаях, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В настоящем случае жалоба ООО»ИТПост» содержит в качестве доводов обстоятельства, приведенные в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

2. Согласно доводу заявителя, заказчиком необоснованно включены в документацию о закупке требования к участникам закупки о наличии опыта поставляемых товаров, а также статуса авторизованного партнера производителя.

В ходе исследования материалов жалобы установлено следующее.

В пункте 2 Извещения и закупке заказчиком установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме.

В подпункте 2.1.1 указанного пункта Извещения перечислены сведения и документы, которые должна содержать заявка участника закупка, в числе которых скан-копия сертификата, подтверждающего статус авторизированного партнера с организацией, которая производит продукцию, предлагаемую участником закупочной процедуры.

Подпунктом 2 пунктом 9 Извещения установлено дополнительное квалификационное требование к участникам закупки – действующий статус авторизированного партнера с организацией, которая производит продукцию, предлагаемую участником закупочной процедуры.

Кроме того, спецификацией (техническим заданием), входящей в состав документации о закупке, установлено требование к исполнителю о наличии опыта поставки товара в течение последних 3-х лет (подпункт 3.1 пункта 3).

Для подтверждения опыта, в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 2 спецификации, участнику в составе коммерческого предложения надлежит представить подтверждение наличия соответствующих опыта и статусов авторизации производителя, справку о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров по поставке копировально-множительной техники в течение 3-х последних лет.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 1.1.7.2 Положения о закупке.

Комиссией Челябинского УФАС России установлен факт включения заказчиком в документацию о закупке требований к участникам закупки о наличии опыта поставляемых товаров, а также статуса авторизованного партнера производителя.

Данные требования противоречат указанным принципам закупочной деятельности.

В соответствии с документацией о закупке, по ее результатам с победителем заключается договор поставки.

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержанием договора поставки является обязанность поставщика доставить соответствующий товар в установленный таким договором срок заказчику.

При этом, поставщик может не являться производителем товара по предмету закупки и ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки, а получение статуса авторизованного партнера всецело зависит от волеизъявления третьего лица.

Кроме того, наличие опыта поставки и указанного статуса у поставщика не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору поставки, заключаемому по результатам закупки, в том числе в рамках исполнения гарантийных обязательств.

Товар, подлежащий поставке (МФУ – многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир), является часто закупаемым, не уникальным.

На основании изложенного, действия заказчика, установившего вышеуказанные положения в документации, ограничивает количество участников закупки и противоречат пункту 1.1.7.2 Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Довод подателя жалобы в данной части является обоснованным.

Нарушений в действиях закупочной комиссии по признанию заявки заявителя не соответствующей требованиям документации, Комиссией Челябинского УФАС России не выявлено.

Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Допущенное заказчиком нарушение в ходе проведения закупки является основанием, достаточным для выдачи предписания о возвращении запроса котировок в электронной форме на стадию формирования документации о закупке.

Допущенные нарушения также содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ИТПост» на действия ООО «Уральская энергосбытовая компания» при проведении запроса котировок в электронной форме на заключение договора поставки МФУ для офисной печати (извещение № 31908250375) (далее – закупка), обоснованной.

2. Признать действия ООО «Уральская энергосбытовая компания», выразившиеся в установлении в документации о закупке требований к участникам закупки о наличии опыта поставляемых товаров, а также статуса авторизованного партнера производителя, нарушением пункта 1.1.7.2 Положения ООО «Уралэнергосбыт» о закупках товаров, работ, услуг, утвержденного решением Совета директоров ООО «Уралэнергосбыт» от 03.06.2019 № 2, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ООО «Уральская энергосбытовая компания» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Председатель Комиссии <.......>

Члены Комиссии <.......>

                          <.......>

                          <.......>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны