Решение б/н Признать жалобу ООО «Территория чистоты» на действия заказчи... от 23 августа 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области»

454090, г. Челябинск, ул. III-го Интернационала, 118А

ООО «Территория чистоты»

454084, г. Челябинск, ул. Кожзаводская, д. 108, офис 3

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/105-1634/2019 (617-ж/2019)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 20 августа 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 23 августа 2019 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

Членов Комиссии:

<…>

-

 

<…>

-

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Территория чистоты» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по стирке, сушке, глажке, дезинфекции белья и постельных принадлежностей для государственных нужд (извещения № 0869100000419000181) в присутствии:

- представителя ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области» (далее – заказчик) <…>, действующего на основании доверенности № 246 от 21.05.2019;

- представителя ООО «Территория чистоты» (далее- заявитель) <…>, действующего на основании доверенности № 1 от 09.01.2019;

- представителя ООО «Индустрия Чистоты» (заинтересованное лицо) <…>, действующего на основании доверенности от 16.10.2018,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 13.08.2019 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по стирке, сушке, глажке, дезинфекции белья и постельных принадлежностей для государственных нужд (извещения № 0869100000419000181) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 30.07.2019.

Начальная (максимальная) цена контракта на проведение профилактической дезинфекции – 418 473 рубля 53 копейки.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

Согласно доводам жалобы, заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности с указанием вида деятельности дезинфектология, поскольку ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области» не является медицинской организацией или другой организацией, входящей в частную систему здравоохранения, соответственно, медицинскую деятельность не оказывает.

Представитель заказчика с доводом жалобы не согласился, представил письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержал, и пояснили, что дезинфекционная деятельность рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляет терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 № 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 «Дезинфектология».

Согласно пункту 3.1. СП 3.5.1378-03 дезинфекционная деятельность включает в себя, в том числе: хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, камерное обеззараживание вещей, обработку объектов, в том числе транспорта, оборудования.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к медицинской деятельности относит, в том числе, профилактику заболеваний, то есть комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

В связи с тем, что дезинфекционные работы не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие «медицинская деятельность».

Деятельность по проведению дезинфекционных работ в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» является деятельностью в области охраны здоровья граждан и медицинской деятельностью, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Пунктом 18 информационной карты документации об аукционе установлены обязательные требования к участникам закупки, установленные в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности с указанием вида деятельности дезинфектология в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно доводам жалобы, заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности с указанием вида деятельности дезинфектология, поскольку ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области» не является медицинской организацией или другой организацией, входящей в частную систему здравоохранения, соответственно, медицинскую деятельность не оказывает.

Комиссией принята во внимание позиция, изложенная в письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2016 № 14-5/993, от 20.03.2018 № 27-3/3018147-131: «при осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не является медицинской услугой, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует».

Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.

В силу пункта 3 Положения "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (далее - Положение о лицензировании) медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, в том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Деятельность по стирке белья в указанном перечне отсутствует. Между тем, согласно Положению о лицензировании дезинфектология включена в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Дезинфекционная деятельность включает в себя разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг.

В Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие, в том числе, из работ по дезинфекции, включающей в себя (в соответствии с общепринятой терминологией) работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон №323-ФЗ) под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ).

Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ).

Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль.

С учетом указанного дезинфекционная деятельность рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляет терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 № 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".

В силу пункта 1.3. СП 3.5.1378-03 указанные санитарные правила обязательны для физических и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, занимающихся дезинфекционной деятельностью.

Согласно пункту 3.1. СП 3.5.1378-03 дезинфекционная деятельность включает в себя, в том числе: хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, камерное обеззараживание вещей, обработку объектов, в том числе транспорта, оборудования.

Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.

Закон № 323-ФЗ к медицинской деятельности относит, в том числе, профилактику заболеваний, то есть комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

В связи с тем, что дезинфекционные работы не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие «медицинская деятельность».

С учетом изложенного, деятельность по проведению дезинфекционных работ в соответствии с Законом № 323-ФЗ должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе №52-ФЗ, и в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ подлежит лицензированию.

Из материалов дела следует, что услуги по дезинфекции (камерная дезинфекция постельного белья, мягкого инвентаря) входят в предмет закупки.

Из технического задания к контракту следует, что услуги представляют собой комплекс работ: стирку белья, включая замачивание, предварительную стирку, кипячение, обработку специальным средствами; сушку; глажку; камерную дезинфекцию; комплектование чистого белья по наименованию предметов белья.

Из описания предмета закупки следует, что работы представляют собой единую услугу, которая должна быть оказана исполнителем при осуществлении всего комплекса описанных действий, в том числе камерной дезинфекции.

В соответствии с пунктом 2.7.15 ГОСТ Р 56994-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Термины и определения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.06.2016 №748-ст), камерная дезинфекция - это дезинфекция, осуществляемая с применением дезинфекционной камеры.

При этом, камерная дезинфекция, в первую очередь, необходима для вещей, которые могут контактировать с возбудителями инфекции или грибковых заболеваний. Указанная мера применяется с учетом предусмотренных нормативных предписаний и имеет целью снижение риска передачи и заражения инфекционными, вирусными или бактериальными инфекциями людей.

Дезинфекционные камеры обеспечивают обеззараживание постельных принадлежностей. Иные методы обеззараживания мягких вещей не гарантируют полноты дезинфекции и дезинсекции, а обеззараживание кипячением неприемлемо для постельных принадлежностей (подушки, одеяла, матрацы) и некоторых других мягких вещей. В дезинфекционных камерах используют физические (водяной пар, паровоздушная смесь, сухой горячий воздух), химические (формальдегид и др.) или одновременно и те и другие дезинфицирующие средства.

Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н установлены требования к квалификации инструкторов дезинфекторов. Согласно указанному приказу данные работники осуществляют свою деятельность под руководством врача-дезинфектолога.

Таким образом, услуги, связанные с дезинфекцией постельного белья, мягких материалов, нельзя рассматривать в качестве услуг, которые могут оказываться организацией, не имеющей лицензии.

Для осуществления дезинфекционной деятельности юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по дезинфектологии и штат специалистов с необходимым медицинским образованием.

На заседании Комиссии антимонопольного органа представитель заказчика обратил внимание на особый характер подразделений заказчика, в отношении которых осуществляться услуги по стирке и дезинфекции (Центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ), центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП)).

Так, приказом МВД России от 01.09.2012 № 839 "О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей" утверждена Инструкция по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей". Согласно пункту 4 данной Инструкции в ЦВСНП организуется и проводится лечебно-профилактическая и противоэпидемическая работа в соответствии с законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Аналогично профилактические работы предписано проводить при содержании центров временного размещения иностранных граждан (пункт 12.8 "СанПиН 2.1.2/3041-96. 2.1. Коммунальная гигиена. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Устройство, оборудование и содержание центров временного размещения иммигрантов - иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев. Санитарные правила и нормы", утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 12.01.1996 № 1).

С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает нарушений в действиях заказчика, выразившихся в установлении требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности с указанием вида деятельности дезинфектология.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Территория чистоты» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по стирке, сушке, глажке, дезинфекции белья и постельных принадлежностей для государственных нужд (извещения № 0869100000419000181) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

 Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны