Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1083/2024 от 5 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1083/2024 г. Челябинск Резолютивная часть решения оглашена «31» мая 2024 года В полном объеме решение изготовлено «04» июня 2024 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) рассмотрев жалобу ООО «КЕЙТЕРИНГ СЕРВИС» (вх. № 7723-ЭП/24 от 16.05.2024) на действия закупочной комиссии ГСУСОССЗН «Магнитогорский психоневрологический интернат» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку средств личной гигиены (извещение № 32413553696), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «КЕЙТЕРИНГ СЕРВИС» на 2024-9041 2 действия закупочной комиссии ГСУСОССЗН «Магнитогорский психоневрологический интернат» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку средств личной гигиены (извещение № 32413553696). В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Жалоба ООО «КЕЙТЕРИНГ СЕРВИС» поступила в Челябинское УФАС России 16.05.2024. Дата подведения итогов закупки: 14.05.2024. Таким образом, сроки для подачи жалобы в антимонопольный орган соблюдены, следовательно, Заявитель был вправе подать жалобу на действия закупочной комиссии Заказчика. Заявитель в своей жалобе указывает, что в отношении его заявки (заявка № 5), содержащей минимальное ценовое предложение в размере 726 688 рублей 00 копеек, не был применен приоритет в соответствии с нормами постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее — Постановление № 925), что является нарушением требований Закона о закупках. На этом основании закупочной комиссией Заказчика была дана неверная оценка сопоставления заявок участников процедуры закупки. 2024-9041 3 Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам жалобы. Рассмотрев материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы по следующим основаниям. 26.04.2024 ГСУСОССЗН «Магнитогорский психоневрологический интернат» в ЕИС опубликовано Извещение о проведении закупки № 32413553696, закупочная документация, утвержденная Заказчиком. Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора Согласно итоговому протоколу закупочная комиссия Заказчика подвела следующие результаты. Регистрац ионный номер заявки Участник закупки Ценовое предложение (руб) Итоговое предложение участника закупки с учетом предоставленного приоритета (15 %), используемого при оценке и сопоставления заявок (ч.2 ПП РФ № 925) Присвоенный порядковый номер заявки Результат запроса котировок электронной форме 5 ООО «КЕЙТЕРИНГ СЕРВИС» 726 688,00 726 688,00 2 1 ИП Лац А.О. 747 504,44 747 504,44 3 3 ООО «Аврора» 795 875,50 676 494,17 1 Победитель 6 ИП Бургучева Е.М. 956 939,60 Отклонен 2 ИП Заар Т.А. 1 062 582,50 Отклонен 2024-9041 4 4 ИП Гудилин А.Н. 1 086 065,00 923 155,25 4 В силу пункта 2 Постановления № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке. Закупочная комиссия Заказчика, производя оценку и сопоставление заявок, в отношении заявки ООО «Аврора» применила приоритет, предусмотренный пунктом 2 Постановления № 925. В соответствии с пунктом 8 Постановления № 925 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. В состав Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года входит Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года (п.п.»а» ч.1 Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года). Согласно ГАТТ 1994 года товарам происхождения из стран, присоединившихся к ГАТТ 1994, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами из стран, присоединившихся к ГАТТ 1994, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, за исключением случаев, которые, в том числе относятся к общим исключениям (статья 20 ГАТТ 1947), исключениям по соображениям безопасности (статья 21 ГАТТ 1994). Статьей 20 «Общие исключения» ГАТТ 1947 регламентированы случаи исключения в том числе, товаров необходимых для защиты жизни или здоровья человека, животных и растений. Заказчик указывает, что в поданной ООО «КЕЙТЕРИНГ СЕРВИС» заявке предложен товар, страной происхождения которого помимо Россия является и Китай, являющаяся в соответствии с Генеральным соглашением по тарифам и торговле 1947 года договаривающейся стороной. Однако, в рассматриваемом случае закупаемый товар – Средства личной гигиены, относится к исключениям, указанным в статье XX ГАТТ 1947. Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о несостоятельности данного довода, поскольку из буквального толкования статьи XX ГАТТ 1947 следует, что данные исключения сопровождаются принятием соответствующих мер любой договаривающейся стороной соглашения. Однако, Заказчиком не представлены доказательства наличия принятых мер (какие-либо нормативные акты) Российской Федерацией, Китаем. 2024-9041 5 Из указанных положений международных договоров (соглашений) Российской Федерации и Постановления № 925 следует, что заказчики, по общему правилу, не имеют оснований для предоставления российским товарам (работам, услугам) приоритета по отношению к товарам (работам, услугам) стран - членов ВТО и ЕАЭС. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно ГАТТ 1994 года товарам происхождения из стран, присоединившихся к ГАТТ 1994, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами из стран, присоединившихся к ГАТТ 1994, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, за исключением случаев, которые, в том числе относятся к общим исключениям (статья 20 ГАТТ 1994), исключениям по соображениям безопасности (статья 21 ГАТТ 1994). Пунктом 1 статьи I части I ГАТТ 1947 установлено, что любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся Стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территорий всех других Договаривающихся Сторон. Согласно пункту 4 статьи III части II ГАТТ 1947 товарам с территории любой договаривающейся стороны, ввозимым на территорию другой договаривающейся стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. В связи с изложенным, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что при закупке товаров, работ и услуг юридическими лицами, подпадающими под действие Закона о закупках, приоритет, предусмотренный Постановлением № 925, предоставляется товарам (подрядчикам, исполнителям) стран ВТО, а также подрядчикам и исполнителям стран ЕАЭС наравне с российскими товарами (подрядчиками, исполнителями), то есть товары этих стран в рамках исполнения Постановления № 925 полностью приравниваются к товарам российского происхождения. Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 23.01.2020 № 303-ЭС19-12126, Арбитражного суда Волго-Вятского округа, приведенной в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции по делу № А28-533/2020 от 28.09.2021, Арбитражного суда Московского округа, приведенной в постановлении по делу № А40-162016/2021 от 16.06.2022. В соответствии с подпунктом «в» пункта 6 Постановления № 925 приоритет не предоставляется в случае, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о 2024-9041 6 поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами. От участников, допущенных к участию в закупке (заявки № 1,3,4,5) поступили следующие предложения на предлагаемый товар: – участник № 1 указал страны происхождения товаров: Россия, Китай. Стоимость товаров производства Китай составляет 46 690,00 руб. что составляет 6,24 %, товар Российского происхождения составляет 93,75 %. стоимости всех предложенных участником товаров. – участник № 3 указал страну происхождения всех товаров Россия. Стоимость товаров Российского происхождения составляет 100 % стоимости всех предложенных участником товаров. – участник № 4 указал страну происхождения всех товаров Россия. Стоимость товаров Российского происхождения составляет 100 % стоимости всех предложенных участником товаров. – участник № 5 указал страны происхождения товаров: Россия, Китай. Стоимость товаров производства Китай составляет 36 250,00 руб. что составляет 4,99 %, товар Российского происхождения составляет 95,01 % стоимости всех предложенных участником товаров. Согласно подпункту «г» пункта 6 Постановления № 925 приоритет не предоставляется, если в заявке на участие в закупке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг. Из буквального толкования положений Постановления № 925 применение его преференций зависит исключительно от объема товаров российского производства по отношению к такому объему товаров иностранного происхождения. При этом объем исчисляется в стоимостном выражении. Таким образом, заявки №№ 1, 5 возможно отнести к заявкам c предлагаемым товаром российского происхождения. Китай является членом ВТО, следовательно, данный товар в рамках исполнения Постановления № 925 полностью приравнивается к товарам российского происхождения. Таким образом, закупочной комиссией приоритет согласно Постановлению № 925 никому из участников не должен был быть предоставлен, так как: товары стран - участников ВТО / ЕАЭС приравниваются к товарам российского происхождения; заявки № №1, 5 относятся к заявкам с предлагаемым товаром российского происхождения. 2024-9041 7 При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий закупочной комиссии требованиям, установленным пунктом 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках. Доводы жалобы признаны обоснованными. Указанные обстоятельства являются достаточным основанием для выдачи закупочной комиссии обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «КЕЙТЕРИНГ СЕРВИС» обоснованной. 2. Признать действия закупочной комиссии ГСУСОССЗН «Магнитогорский психоневрологический интернат» нарушением пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках. 3. Выдать закупочной комиссии ГСУСОССЗН «Магнитогорский психоневрологический интернат» предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки. 4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны