Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 07-07/20 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИ... от 10 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация города Челябинска

пл. Революции, д. 2, г. Челябинск, 454113


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 07-07/20
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ 
ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
«10» июля 2020 года                                     г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по результатам рассмотрения заявления Общества с ограниченной ответственностью «Теплоснабжающая организация» (далее – ООО «ТСО», Заявитель) на действия Администрации города Челябинска (далее – Администрация), выразившиеся в предоставлении субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат организаций коммунального комплекса по приобретению топливно-энергетических ресурсов, связанных с выполнением работ, оказанием услуг для обеспечения надлежащего и бесперебойного теплоснабжения населения, установлено следующее.
Постановлением Администрации от 24.11.2017 № 515-П утвержден Порядок предоставления субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат организаций коммунального комплекса по приобретению топливно-энергетических ресурсов, связанных с выполнением работ, оказанием услуг, для обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения населения (далее – Порядок).
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам регулируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг» (далее – Общие требования).
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпункт 3 части 2 статьи 78 БК РФ определяет, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Часть 3 статьи 78 БК РФ указывает, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Пункт 3 Общих требований устанавливает, что в целях определения общих положений о предоставлении субсидий указываются, в том числе категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете) (подпункт г).
Действующее законодательство обязывает определять в актах, которыми утверждается порядок предоставления определенных субсидий, категории получателей, поскольку из буквального толкования статьи 78 БК РФ и Общих требований следует, что получателями субсидии могут выступать и юридически лица, и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, либо критерии отбора, в случае, если порядком предоставление субсидии предусмотрен отбор.
Подпункт 1 пункта 7 Порядка определяет, что соглашение может быть заключено при условии, если по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения, получатель субсидии относится к категории получателей субсидий, указанной в пункте 3 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 3 Порядка, субсидии предоставляются организациям, обеспечивающим теплоснабжение населения и объектов бюджетной сферы, осуществляющим теплоснабжение по регулируемым тарифам на территории города Челябинска, в хозяйственном ведении (аренде) которых находятся муниципальные объекты теплоснабжения (далее – получатели субсидий), в целях обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения населения.
Из указанного следует, что положения Порядка в качестве категории понимают владение имуществом на определенном праве.
Вместе с тем, согласно Толковому словарю Ефремовой Т. Ф. под категорией понимается группа однородных предметов, явлений или лиц, объединенных общностью каких-либо признаков; под критериями – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. В свою очередь, под признаком понимается примета, знак, по которому можно узнать, определить что-либо; отличительное свойство, качество.
Владение имуществом на праве хозяйственного ведения или праве аренды не является категорией получателей субсидии, поскольку не относится к признаку лица.
Вместе с тем, пункт 3 Порядка уже закрепляет категорию получателей субсидий – организация, обеспечивающая теплоснабжение населения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Пункт 1 статьи 48 ГК РФ закрепляет определение понятия юридического лица, в соответствии с которым таким лицом признаются организации, которые имеют обособленное имущество и отвечают им по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Следовательно, установление в Порядке условия о том, что получателем субсидии является  «организация» указывает на то, что таким лицом может быть исключительно юридическое лицо.
Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Исходя из приведенного понятия, теплоснабжающая организация может иметь объекты теплоснабжения не только на праве хозяйственного ведения или аренды, как это указано в Порядке, но также и на праве собственности.
Установив в Порядке требование о том, что получателем субсидии являются теплоснабжающие организации, осуществляющие теплоснабжение по регулируемым тарифам на территории города Челябинска, в хозяйственном ведении (аренде) которых находятся муниципальные объекты теплоснабжения, Администрация ограничила круг лиц-потенциальных претендентов на возможность подачи заявки с целью получения субсидий, что, в том числе, свидетельствует о преимущественных условиях получения субсидии указанными в пункте 3 Порядка лицами.
Пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.
Указанный запрет распространяется на акты либо действия органа местного самоуправления, которые, ограничивая самостоятельность хозяйствующих субъектов либо создавая дискриминационные условия деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В связи с наличием в действиях Администрации по утверждению Постановлением от 24.11.2017 № 515-п Порядка, при установлении в нем требования о том, что получатель субсидии должен иметь муниципальные объекты теплоснабжения на праве хозяйственного ведения или аренды, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 названной нормы, Челябинское УФАС России, поскольку указанное приводит или может привести к созданию преимущественных условий отдельным хозяйствующим субъектам при предоставлении субсидии по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на том же рынке, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждает Администрацию о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно в срок до 31 июля 2020 года:
 привести Порядок в соответствие с требованиями действующего законодательства путем исключения из пункта 3 Порядка указания на то, что получатель субсидии должен иметь муниципальные объекты теплоснабжения на праве хозяйственного ведения или аренды.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих внесение изменений в Порядок, а также документов, подтверждающих опубликование актов об отмене Порядка, если опубликование таких актов предусмотрено Уставом муниципального образования).
В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.
Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.


Руководитель                                                           А. А. Козлова



8 (351) 265-93-79
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны