Решение (комиссия) №ВЛ/10960/23 Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-1823/2023 по делу № 366-ж/2023 от 14 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64

 

Индивидуальный предприниматель

Золотухин Сергей Геннадьевич

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-1823/2023

по делу № 366-ж/2023

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 августа 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 10 августа 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

<…>

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Золотухина Сергея Геннадьевича (далее – ИП Золотухин С.Г., Заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона Закупка № 423-2023 на поставку расходных материалов для гинекологического отделения Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (извещение № 0369100040223000510) (далее – аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – Учреждение, Заказчик): <…>., действующей на основании доверенности № 39 от 09.06.2023; <…>., действующей на основании доверенности № 34 от 26.05.2023;

- представителей Заявителя: <…>., действующей на основании доверенности б/н от 23.06.2023,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ИП Золотухина С.Г. на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона Закупка № 423-2023 на поставку расходных материалов для гинекологического отделения Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (извещение № 0369100040223000510) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 26.07.2023 в 11:25.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку расходных материалов для гинекологического отделения Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России составляет 3 540 500,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 03.08.2023 09:00.

В соответствии с протоколом подведения итогов № 0369100040223000510 от 03.08.2023 победителем признан участник с идентификационным номером 114722125 с предложением о цене контракта 3 239 557,50 рублей.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

 

По мнению Заявителя, в техническом задании при описании объекта закупки Заказчик установил недостоверные характеристики товара, из-за данных ошибок участники закупки не могут правильно оформить заявку.

Исходя из описания технических характеристик по позициям 1 и 2 Заказчику необходимо медицинское изделие – Троакар эндоскопический, одноразового использования. При этом, в характеристиках к товару указано:

- для 1 позиции: длина рабочей части канюли, вводимой в брюшную полость через переднюю брюшную стенку: не менее 50 мм и не более 60 мм;

- для 2 позиции: длина рабочей части канюли, вводимой в брюшную полость через переднюю брюшную стенку: не менее 60 мм и не более 70 мм.

Заявитель в жалобе отмечает, что данному диапазону значений соответствует товар двух различных производителей, а именно: «Петерс Сурджикал» и «Аэскулап».

При этом, по мнению Заявителя, исходя из описания объекта закупки, потребности Заказчика будет соответствовать закупка разных моделей троакаров, что подтверждается расчётом НМЦК, согласно которому цена за единицу товара для позиции 1 и 2 различны.

Заявитель отмечает, что длина троакара «Аэскулап» 60 мм, и при формальном соответствии характеристик данного медицинского изделия описанию товара по каждой позиции, действительная потребность Заказчика в изделиях с различными диапазонами длин (от 50 мм до 60 мм и от 60 мм до 70 мм), поставкой троакара «Аэскулап» не может быть реализована.

При этом, у производителя «Петерс Сурджикал» есть различные модели, с характеристиками, соответствующими каждой позиции описания объекта закупки, с длиной рабочей части канюли 53 мм и 68 мм.

Из указанного Заявитель делает вывод о том, что потребности Заказчика соответствует товар единственного производителя - «Петерс Сурджикал».

 

Заказчик представил письменные возражения, в которых указал следующее.

Потребности Заказчика соответствуют товары нескольких производителей, что подтверждается коммерческими предложениями и содержанием заявок на участие в аукционе.

По мнению Заказчика, Заявитель не является производителем товара, являющегося потребностью Учреждения, и не ограничен в выборе хозяйствующих субъектов, у которых может приобрести требуемый товар.

Заказчик также поясняет, что данная закупка проводится для хирургических операций в области малого таза у женщин в гинекологическом отделении.

Для оказания медицинской помощи требуются троакары различной длины: от 50 мм до 70 мм в зависимости от конституции пациентов: с нормальным индексом массы тела (нормального телосложения), в том числе и для астеничных пациентов (с тонкой передней брюшной стенкой).

С учетом данной потребности Учреждения Заказчиком определена предельная длина троакара по позиции 1 - не более 60 мм, поскольку избыточная длина канюли троакара способствует его «сползанию» в брюшную полость и при опускании кромки канюли ниже артикуляционного механизма рабочих инструментов (ножницы, зажимы) – блокирует их работу.

Для группы пациентов с иной конституцией тела Заказчиком определена предельная длина троакара по позиции 2 - не более 70 мм.

Заказчиком в материалы дела представлена сравнительная таблица представлен аналог подходящий полностью под описание объекта закупки, с учетом характеристик и дополнительных нюансов в использовании.

Из проведенного анализа рынка троакаров аналог подходит для пациентов с нормальным индексом массы тела (нормального телосложения), в том числе и для астеничных пациентов (с тонкой передней брюшной стенкой), и не приводит к ограничению конкуренции, т.к. удовлетворяют потребность Заказчика.

Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

  1. В силу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке. Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила № 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения.

По смыслу пунктов 5 и 6 Правил использования № 145, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, при условии наличия в извещении об осуществлении закупки обоснования необходимости использования данных характеристик.

При этом, согласно пункту 7 Правил использования № 145 в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

 

Согласно пункту 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, далее - Обзор) включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.

При этом, в силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов; заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки; включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Следовательно, законодательство о контрактной системе допускает самостоятельное формирование заказчиком своей закупки, исходя из потребностей, и при описании товара заказчик вправе указывать характеристики товара, требования к объекту закупок, которые являются определяющими для него, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.

Согласно правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Обзора, указание заказчиком в документации характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Следовательно, заказчик при формировании технического задания вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара в специфике его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.

В соответствии с действующим законодательством о закупках участниками закупок могут выступать любые юридические или физические лица, а также индивидуальные предприниматели, имеющие возможность поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Действующим законодательством, также, как и извещением об осуществлении закупки, в отношении медицинских изделий не налагаются ограничения на поставку товаров лицами, не являющимися производителями.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, само по себе не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в описание объекта закупки требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, заказчик не обязан ограничивать свои объективные потребности в зависимости от количества производителей, выпускающих товар, отвечающий потребностям заказчика.

Из извещения об осуществлении закупки следует, что объектом закупки является медицинское изделие «Троакар эндоскопический, одноразового использования», код позиции по КТРУ 32.50.13.190-00007604.

Данный код КТРУ содержит следующую общую информацию о товаре: «Стерильное изделие для формирования отверстия, через которое вводится эндоскоп и сопутствующие инструменты во время минимально инвазивной операции, особенно при абдоминальных, гинекологических, урологических и торакальных процедурах. Изделие, как правило, разработано как интегрированный комплекс, с рукояткой или без нее. Изделие имеет самоуплотняющийся порт для минимизации утечки газа во время введения/удаления инструмента и запорный клапан для нагнетания газа. Некоторые модификации могут иметь прозрачную оптическую насадку, обеспечивающую видимость отдельных слоев ткани во время введения. Это изделие одноразового использования».

При этом, описание товаров, работ, услуг по данному коду КТРУ в Каталоге отсутствует.

Согласно описанию объекта закупки Заказчиком размещена потребность в товаре с определенными характеристиками, в том числе, в отношении показателя «длина рабочей части канюли, вводимой в брюшную полость через переднюю брюшную стенку»: по позиции 1 описания объекта закупки - не менее 50 мм и не более 60 мм, не менее 60 мм и не более 70 мм.

Согласно пояснениям Заказчика требования Технического задания в части указанных характеристик обусловлена спецификой хирургических операций для отдельной категории пациентов.

Доказательств отсутствия объективной необходимости в приобретении товара с набором характеристик, указанных в Техническом задании, Заявителем ни в составе жалобы, ни на заседании Комиссии антимонопольного органа не представлено.

Кроме того, Заявитель в жалобе отмечает, что данному диапазону значений соответствует товар как минимум двух различных производителей, а именно: «Петерс Сурджикал» и «Аэскулап».

Из содержания заявок на участие в аукционе следует, что на участие в закупке поступило три заявки, в составе которых предложены товары трех различных производителей, а именно:

- заявка с идентификационным номером 114722125 - предложен Троакар эндоскопический, диаметр 5 мм, длина 53 мм, а также Троакар эндоскопический, диаметр 5 мм, длина 68 мм, РУ № ФСЗ 2012/13266 от 19.07.2022, производитель - «ПЕТЕРС СУРДЖИКАЛ», Франция;

- заявка с идентификационным номером 114723190 - Троакар эндоскопический, одноразового использования, РУ № ФСЗ 2009/04296 от 16.05.2022, производитель: «Эскулап АГ», Германия;

- заявка с идентификационным номером 114720369 - Троакар эндоскопический, одноразового использования, РУ № ФСЗ 2009/04296 от 16.05.2022, производитель: «Эскулап АГ», Германия; Троакар хирургический одноразовый с канюлей, РУ № РЗН 2018/7685 от 09.10.2018, Китайская Народная Республика.

Указанное в совокупности подтверждает наличие достаточной конкурентной среды при проведении закупки.

Наличие данных товаров указанных производителей на соответствующем рынке подтверждается также коммерческими предложениями хозяйствующих субъектов, представленными в ответ на запрос информации о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупке, направленный Заказчиком в порядке части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе.

Из пояснений Заказчика следует, для оказания медицинской помощи Учреждению требуются троакары различной длины, от 50 мм до 70 мм в зависимости от конституции пациентов.

При этом, Заказчик пояснил, что все три модели медицинских изделий различных производителей, предложенных участниками в составе заявок на участие в аукционе, соответствуют потребности Заказчика с учетом совокупности характеристик, предусмотренных описанием объекта закупки, в том числе, по длине канюли равной 60 мм, что соответствует и диапазону значений от 50 до 60 мм, и диапазону значений от 60 мм до 70 мм.

Доказательства обратного Заявителем ни в составе жалобы, ни на заседании Комиссии не представлены.

Кроме того, Комиссия отмечает, что Заявитель не подавал заявку на участие в аукционе, что свидетельствует об отсутствии его материально-правовой заинтересованности в участии в закупке.

При этом, пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, указывает, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов.

 

С учетом изложенного, доводы жалобы Заявителя не находят своего подтверждения, не доказаны.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП Золотухина С.Г. на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона Закупка № 423-2023 на поставку расходных материалов для гинекологического отделения Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (извещение № 0369100040223000510) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

 

 

 

2023-12555

 

 

Связанные организации

ФГБОУ ВО "ЮУГМУ"
ИНН 7453042876, ОГРН 1027403890865
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ИП Золотухин Сергей Геннадьевич
ИНН 614100443302, ОГРН 319619600136170