Решение №ВЛ/7533/22 О включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчик... от 30 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

7

 

О включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по делу РНП-74-208/2022

 

Администрация Озерского городского округа Челябинской области

 

456784, Челябинская обл., г. Озерск, пр.Ленина, д. 30А

 

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт экономики, управления и социальных отношений» (АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений»)

 

107564, г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 38, стр. 2

 

Директору АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений»

 

"..."

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-1575/2022

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 27 июня 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 30 июня 2022 года.

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

"..."

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

"..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

"..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение администрации Озерского городского округа Челябинской области (далее - заказчик) о включении сведений об АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений» (далее – исполнитель), о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание образовательных услуг по обеспечению дистанционного обучения (далее – закупка) присутствии:

- представителя администрации Озерского городского округа Челябинской области "...", действующего на основании доверенности от 23.06.2022 № 01-02-18/308;

- представителя АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений» "...", действующего на основании доверенности от 22.06.2022;

- представителя АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений» "...", действующего на основании доверенности от 22.06.2022;

- слушателя "..."

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание образовательных услуг по обеспечению дистанционного обучения.

Согласно представленным документам 01.12.2020 администрацией Озерского городского округа Челябинской области и АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений» на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключен муниципальный контракт от 01.12.2020 № 112/2020 (далее – контракт) по цене 20 000 рублей 00 копеек.

Как следует из содержания обращения заказчика, а также документов, представленных в составе данного обращения, исполнителем услуги не оказаны. В качестве авансового платежа в адрес исполнителя перечислены денежные средства в размере 100% от цены контракта, которые заказчику не возвращены.

Представители исполнителя с доводами обращения не согласились, указали, что исполнитель уведомил заказчика о необходимости переноса семинара на 2021 год. В связи с тем, что срок действия контракта установлен до 31.12.2020, исполнитель не предполагал о наличии обязательств по контракту, помимо возврата денежных средств. Также представители АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений» указали, что денежные средства возвращены заказчику в соответствии с платежным поручением от 22.06.2022 № 346, задержка возврата вызвана человеческим фактором сотрудников исполнителя.

 

Изучив представленные документы, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

 

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе).

В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Пунктом 9.2 контракта допускается его расторжение по соглашению сторон, по решению суда, или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть его в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Статьей 783 ГК РФ определено, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Таким образом, исходя из системного толкования норм права существенными условиями контракта являются его предмет и сроки оказания услуг.

В соответствии с пунктом 1.1 контракта исполнитель по заданию и за счет заказчика обязуется оказать образовательные услуги по обеспечению дистанционного обучения и предоставлению учебно-методических материалов по итогам работы практического семинара «Управление социально-экономическим развитием регионов и муниципальных образований в 2021 году» (семинар), на условиях, предусмотренных контрактом, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке, установленном контрактом.

Пунктом 1.4 контракта предусмотрено, что оказание услуг осуществляется в период: с 17 декабря 23020 г. по 18 декабря 2020 г.

После освоения слушателем образовательной программы и успешного прохождения итоговой аттестации слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца (пункт 1.5 контракта).

Согласно пункту 2.1. контракта цена составляет 20 000,00 рублей. Оплата по контракту производится авансовым платежом в размере 100 % по безналичному расчету путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет исполнителя, указанный в контракте, на основании представленного исполнителем счета, в течение 10 (десяти) дней с даты его получения заказчиком.

Исполнителем 07.12.2020 выставлен счет № ЗГУ-145/ОП-2-ИЕ на оплату услуг в размере 100% от цены контракта (20 000,00 рублей). Денежные средства в адрес АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений» переведены заказчиком 10.12.2020, о чем свидетельствует платежное поручение от 10.12.2020 №508240.

Таким образом, в предусмотренный контрактом срок, обязательства заказчиком исполнены в полном объеме.

Вместе с тем, исходя из письма от 15.12.2020 № 1979 исполнителем в одностороннем порядке перенесены сроки оказания услуг на 2021 год. Конкретная дата проведения семинара отсутствует. Однако указано, что подробная информация по семинару будет направлена дополнительно. При этом дополнительно о новых датах проведения семинара по указанной в контракте теме впоследствии так и не сообщено.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что исполнителем нарушены существенные условия контракта. При этом, Комиссия не принимает во внимание письма иных участников семинара о переносе сроков проведения семинара, поскольку волеизъявление третьих лиц, не являющихся сторонами контракту, не является основанием для переноса сроков оказания услуг. Более того, в иные сроки услуги также не оказаны.

Также следует отметить, что в силу правоприменительной практики окончание срока действия контракта не снимает обязанность стороны по исполнению взятых на себя обязательств.

Кроме того, образовательные услуги оплачены исполнителю в размере 100 % авансовым платежом. Заказчиком неоднократно писались письма о возврате полученных средств (письма от 04.03.2021, 24.05.2021, 14.10.2021, 11.11.2021). Согласно пояснениям сторон денежный средства возвращены заказчику по истечении 1,5 лет со дня их перечисления (платежное поручение от 22.06.2022 № 346).

Таким образом, услуги заказчиком не получены. Соответственно, АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений» нарушены существенные условия исполнения контракта, что свидетельствует о наличии у заказчика оснований для принятия решения об одностороннем расторжении контракта.

Заказчиком 06.05.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 01.12.2020 № 112/2020 на оказание образовательных услуг по обеспечению дистанционного обучения. Данное решение направлено АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений» 06.05.22 заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в контракте: 107564, г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 38, стр. 2. Согласно уведомлению о вручении письма оно вручено адресату 13.05.2022. Администрацией Озерского городского округа Челябинской области уведомление о вручении письма получено 08.06.2022.

Довод АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений» согласно которому решение исполнителем не получено, следовательно, заказчиком нарушен порядок одностороннего расторжения контракта, не принимается Комиссией во внимание, поскольку согласно уведомлению о вручении письмо направлено по адресу, указанному в контракте, и вручено адресату. Доказательства, что данное письмо содержало иные вложение АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений» не представлено. Иных способов уведомления исполнителя, в том числе размещение решения на сайте единой информационной системе, законодательством о контрактной системе в рассматриваемом случае не предусмотрено.

Учитывая положения части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение вступает в силу и контракт считается расторгнутым с 20.06.2022. Обращение о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков получено антимонопольным органом 20.06.2022 вх. № 8058/22.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.

Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе):

- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Таким образом, в ходе рассмотрения вопроса о включении исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков Комиссия исходит из совокупности обстоятельств:

- наличие (отсутствие) нарушения заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, включая проверку фактов существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- наличие (отсутствие) факта недобросовестного поведения со стороны участника закупки.

При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что исполнителем деньги по контракту получены, а услуги не оказаны. Кроме того, сторонами дела не представлены, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений» совершались действия, направленные на исполнение контракта. Каких-либо иных документов, свидетельствующих о невозможности исполнения контракта, а также о наличии обстоятельств, обладающих признаками чрезвычайности и непредотвратимости, АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений» в материалы дела не представлено.

Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений» осознавало особый статус заказчика и социальную значимость правоотношений.

Таким образом, совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о недобросовестности действий со стороны АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений».

Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений» не совершены действия по исполнению контракта.

Принимая во внимание, что исполнителем услуги не оказаны, заказчик правомерно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В связи с этим, включение АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является необходимой мерой его ответственности.

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Сведения, представленные администрацией Озерского городского округа Челябинской области в отношении автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Институт экономики, управления и социальных отношений» (ИНН 7718164921), ее директора "..."(ИНН "..."), включить в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание образовательных услуг по обеспечению дистанционного обучения, сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Институт экономики, управления и социальных отношений» и иных лиц, указанных в пункте 1 резолютивной части настоящего решения, в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                               "..."

 

Члены Комиссии                                                                                          "..."

 

                                                                                                                              "..."

 

2022-8172

 

 

Связанные организации

АНО ДПО "Институт экономики, управления и социальных отношений"
ИНН 7718164921, ОГРН 1027739468349
Администрация Озерского ГО
ИНН 7422000403, ОГРН 1027401182379