Решение №ВЛ/17341/21 решение от 20 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

решение

 

ООО «УРАЛСТРОЙКОМ»
454092, г. Челябинск, ул. Елькина, д. 92, пом. 31
uraltorgkom@bk.ru

Муниципальное казенное учреждение Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства»
456200, г. Златоуст, ул. Таганайская,

каб. 101
zgogkh@yandex.ru, admzakupki@list.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-3687/2021 (№ РНП-74-561/2021)

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 15 декабря 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 20 декабря 2021 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

 

старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Муниципального казенного учреждения Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства» о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «УРАЛСТРОЙКОМ», о его директоре, участнике, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на благоустройство набережной в районе храма св. Благоверного Князя Александра Невского (извещение № 0169300003320000368), при участии в заседании Комиссии:

- представителей Муниципального казенного учреждения Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – заказчик) <...>, действующих на основании доверенностей от 14.12.2021 № 12-д/УЖКХ, от 14.12.2021 № 11-д/УЖКХ;

- представителя ООО «УРАЛСТРОЙКОМ» (далее – общество, подрядчик) <...> (директор в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц),

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении ООО «УРАЛСТРОЙКОМ» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на благоустройство набережной в районе храма св. Благоверного Князя Александра Невского (извещение № 0169300003320000368) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам 10.12.2020 заказчик и ООО «УРАЛСТРОЙКОМ» заключили контракт на благоустройство набережной в районе храма св. Благоверного Князя Александра Невского по цене 13 944 200,21 руб.

Как следует из содержания обращения заказчика, подрядчиком при выполнении работ допущены отступления от условий контракта, которые не устранены в установленный заказчиком срок, и являются существенными, в связи с чем решением от 25.11.2021 заказчик отказался от исполнения контракта.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 08.12.2021.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 10.2 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, заказчиком 25.11.2021 составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое 25.11.2021 вручено директору общества нарочно, а также 26.11.2021 по электронной почте, в единой информационной системе во вкладке «дополнительная информация о закупках, контрактах» размещено 29.11.2021.

Согласно материалам дела, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в единой информационной системе 10.12.2021 в разделе «информация об исполнении (расторжении) контракта».

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 08.12.2021.

Таким образом, на дату заседания Комиссии, согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, контракт считается расторгнутым.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

Между заказчиком и ООО «УРАЛСТРОЙКОМ» 10.12.2020 заключен муниципальный контракт № 0169300003320000368 (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.3 предметом контракта являются «работы по благоустройству набережной в районе храма св. Благоверного Князя Александра Невского, в соответствии c проектом (приложение № 1 к контракту), локальной сметой № 22 (приложение №2 к контракту), ведомостью материалов (приложение № 1 к локальной смете № 22), техническим заданием (приложение № 3 к контракту)».

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

В пунктах 1.4, 1.5 контракта заказчиком указан срок выполнения работ:

«1.4. Срок начала выполнения работ: с 15.04.2021 г.

1.5. Срок окончания выполнения работ: до 30.07.2021г.».

Из пояснений представителя заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.11.2021 следует, что подрядчиком обязательства, предусмотренные контрактом, выполнены ненадлежащим образом, при выполнении работ допущены существенные нарушения условий контракта. Так, в ходе проверки, проведенной заказчиком 13.10.2021 установлено, что асфальтовое покрытие, уложенное подрядчиком в ходе исполнения муниципального контракта, имеет дефекты в виде выкрашевания, трещин. 14.10.2021 подрядчику заказчиком направлено письмо (исх. № 4036/УЖКХ) с требованием в срок до 18.10.2021 устранить замечания по асфальтовому покрытию. По состоянию на 15.11.2021 указанные замечания подрядчиком не устранены.

В силу пункта 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Заказчиком, помимо прочего, в материалы дела представлены письмо от 16.09.2021 № 918 МБУ «Капитальное строительство» Администрации Златоустовского городского округа, письма заказчика (от 17.09.2021 № 3620/УЖКХ, от 22.09.2021 № 3676/УЖКХ, от 14.10.2021 № 4036/УЖКХ, от 15.11.2021 № 4496/УЖКХ), из содержания которых следует, что в результате комиссионного выезда в рамках предварительной проверки выявлены недостатки, препятствующие приемке работ, а именно:

«- ливневая канализация не функционирует, выявлен участок с контр уклоном, в котором стоит вода;

- не проведена замена треснутых бордюров;

- зачеканку швов выполнить в соответствии с нормативами;

- асфальтовое покрытие имеет дефекты в виде выкрашевания, трещин;

- газон посеян не в полном объеме;

- в урнах отсутствую вкладки для сбора мусора;

- урны не закреплены;

- основание дорожки (вблизи альпийской горки) имеет перепады, швы не заполнены песком».

Представитель подрядчика на заседании Комиссии пояснил, что в адрес заказчика 12.10.2021 направлены акты скрытых работ № 39 от 19.08.2021, № 40 от 24.08.2021, №41 от 18.08.2021, №42 от 09.09.2021, №43 от 15.09.2021, № 44 от 18.09.2021, №45 от 11.08.2021, № 46 от 31.07.2021, № 47 от 13.09.2021 подписанные организацией осуществляющей строительный контроль, уведомления о несоответствии сметной документации нормам действующего законодательства РФ, технические решения устраняющие недостатки сметной документации, акты по форме КС-2 на выполненные работы. Акты скрытых работ заказчиком не подписаны с 12.10.2021 несмотря на неоднократные обращения в адрес заказчика. Технические решения не подписываются заказчиком на протяжении срока действия контракта.

Подрядчик отметил, что по результатам неоднократных совещаний, в том числе 01.11.2021 предложено провести вырубку асфальтового покрытия силами подрядчика ООО «УРАЛСТРОЙКОМ». Представитель подрядчика уведомил заказчика посредством телефонной связи об осуществлении вырубки асфальта и необходимости присутствия на объекте. С участием представителей подрядчика и заказчика 16.11.2021 осуществлен отбор/вырубка асфальтового покрытия в количестве 5 образцов.

Областным государственным казенным учреждением «Южно-Уральский центр дорожных испытаний и исследований» проведены лабораторные испытания и даны следующие результаты:

1) Протокол лабораторных испытаний № 1221/С от 24.11.2021 Устройство нижнего слоя покрытия (Храм, парковка) - асфальтобетон по коэффициенту уплотнения соответствует требованиям СП, ГОСТ.

2) Протокол лабораторных испытаний № 1222/С от 24.11.2021 Устройство нижнего слоя покрытия (лодочная станция) - асфальтобетон по коэффициенту уплотнения соответствует требованиям СП, ГОСТ.

3) Протокол лабораторных испытаний № 1223/С от 24.11.2021 Устройство верхнего слоя покрытия (Храм, парковка) - асфальтобетон по коэффициенту уплотнения соответствует требованиям СП, ГОСТ.

4) Протокол лабораторных испытаний № 1224/С от 24.11.2021 Устройство верхнего слоя покрытия (лодочная станция) - асфальтобетон по коэффициенту уплотнения соответствует требованиям СП, ГОСТ.

5) Протокол лабораторных испытаний № 1225/С от 24.11.2021 Устройство однослойного покрытия (велодорожка) - асфальтобетон не соответствует требованиям СП, ГОСТ.

По мнению подрядчика, заказчик не предоставил возможности обществу в предоставлении доказательств подтверждающих отсутствие дефектов либо возможности их устранить.

Представитель общества на заседании Комиссии отметил, что недостатки асфальтобетона на территории велодорожки возможно устранить при наличие технической возможности и соответствующего температурного режима наружного воздуха. Учитывая зимний период времени, устранение замечаний надлежит осуществить в период наружного температурного режима не менее +5°C.

Помимо прочего, представитель общества пояснил, что подрядчик от исполнения обязательств по контракту не уклонялся, работы выполнены в полном объеме, в настоящее время результатом работ заказчик пользуется.

Указанные обстоятельства частично подтверждают представленные сторонами в материалы дела акты формы КС-2, КС-3, подписанные сторонами, а также платежные поручения от 29.11.2021 № 109560, от 01.12.2021 № 112091 на общую сумму 13 075 455,12 руб.

Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с качеством выполненных работ по контракту, по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что обществом принимались возможные меры и совершались конкретные действия с целью выполнения работ, являющихся предметом контракта.

Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Изучив материалы дела Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что обществом выполнена большая по объему часть работ по контракту, что подтверждается документами, представленными сторонами в материалы дела, в том числе протоколами лабораторных испытаний. Переписка сторон подтверждает намерение общества исполнить контракт.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «УРАЛСТРОЙКОМ», о его директоре, участнике.

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

РЕШИЛА:

Сведения, представленные Муниципальным казенным учреждением Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства» об ООО «УРАЛСТРОЙКОМ» (ИНН 7447271638), о его директоре, участнике, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии<...>

 

Члены Комиссии . <...>

 

<...>

 

<...>

 

2021-18658

 

 

Связанные организации

ООО "Уралстройком"
ИНН 7447271638, ОГРН 1177456025174
МКУ "УЖКХ" ЗГО
ИНН 7404057750, ОГРН 1117404004211