Решение б/н Решение по делу № 4-03/15 в отношении МУП «ПОВВ» от 27 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена 31 марта 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 6 апреля 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:


 

<…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

<…> – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

 

в присутствии:

- представителя МУП «ПОВВ» по доверенности от 25.12.2014,

рассмотрев дело № 4-03/15 по признакам нарушения Муниципального унитарного предприятия «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» (далее – МУП «ПОВВ») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Челябинского УФАС России 27.11.2014 поступило заявление <…> на действия МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» (далее – МУП «ПОВВ»), выразившиеся в необоснованном отказе от опломбировки индивидуального прибора учета горячей воды (далее - ИПУ), расположенного в жилом помещении (квартире 297) в многоквартирном жилом доме по адресу : <…>, а также в начислении платы за воду не по показаниям ИПУ в период с 15.10.2014 по 31.12.2014.

Из заявления следует, что 15.10.2014 <…> обратилась в МУП «ПОВВ» с заявкой о введении в эксплуатацию (опломбировке) индивидуального прибора учета горячей воды. 24.11.2014 представитель МУП «ПОВВ», явившийся для опломбировки ИПУ, отказалась ее осуществлять в связи с отсутствием паспортов на три другие ИПУ, надлежащим образом установленные и введенные в эксплуатацию.

27.11.2015 (вход. № 18305) <…> обратилась за защитой своих прав в Челябинское УФАС России.

22.12.2014 МУП «ПОВВ» на запрос Челябинского УФАС России от 04.12.2014 (исх. № 17692/03) представило акты приемки водомерных узлов в эксплуатацию, согласно которым установленный ИПУ горячей воды опломбирован 15.12.2014, а остальные проверены на наличие пломб.

11.02.2015 МУП «ПОВВ» дополнительно представило документы, согласно которым <…> был произведен перерасчет начисленной платы за услуги водоснабжения с учетом показаний ИПУ с 15.10.2014, также представлены квитанции на оплату услуг водоснабжения и водоотведения за январь 2015 года с учетом показаний ИПУ за прошлый период.

На комиссии 31.03.2015 представитель МУП «ПОВВ» пояснил, что 15.10.2014 <…> было отказано в опломбировке, так как заявитель не представила паспорта на ИПУ горячей воды, а также что в настоящее время указанный ИПУ введен в эксплуатацию, <…> произведен перерасчет платы за услуги водоснабжения, оказанные в спорный период, следовательно, законные права и интересы заявителя не нарушены.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях МУП «ПОВВ» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

  1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признаётся положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся водоснабжение и водоотведение.

Таким образом, МУП «ПОВВ» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанных товарных рынках.

Следовательно, МУП «ПОВВ» подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные статьёй 10 Закона о защите конкуренции.

2. В соответствии с пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правил № 354), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого помещения, поданной исполнителю.

Исполнителем может является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а именно: управляющая многоквартирным домом организация, товарищество собственников жилья или ресурсоснабжающая организация.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом, исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода ИПУ в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию ИПУ.

Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода ИПУ в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного ИПУ.

При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

Пунктом 81(2) Правил № 354 предусмотрено, что в случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода ИПУ в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных указанными Правилами, ИПУ считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей установленным требованиям, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

В пункте 81(4) Правил указано, что в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) указанных Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81(5) Правил №354).

Согласно материалам по заявлению МУП «ПОВВ» является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу<….>.

Кроме того, МУП «ПОВВ» по отношению к многоквартирному дому, расположенному по адресу: <…> , является исполнителем коммунальных услуг и обязано ввести ИПУ в эксплуатацию, а также учитывать его показания в срок, предусмотренный Правилами № 354.

Согласно материалам дела, 24.11.2014 представитель МУП «ПОВВ», явившийся для опломбировки ИПУ горячей воды, установленного по адресу: <…>, отказался ее осуществлять в связи с отсутствием паспортов на три другие ИПУ, надлежащим образом установленные и введенные в эксплуатацию.

Данный факт подтверждается актом обследования объекта от 24.11.2014, который <…> подписать отказалась и в котором указано:

в графе «обнаружено»: нет паспортов на водомеры;

в графе «причина отказа от опломбировки»: нарушение правил установки водомерного узла на основании технических условий.

Кроме того, в актах приемки водомерного узла в эксплуатации от 15.12.2015 содержится информация о том, что ИПУ горячей воды был введен в эксплуатацию, а по остальным ИПУ проведена поверка и сняты показания приборов.

Пояснения представителя МУП «ПОВВ» о том, что в опломбировке <…> было отказано из-за отсутствия паспорта на новый ИПУ не нашли подтверждения.

Однако проведение 15.12.2014 представителем МУП «ПОВВ» одновременно опломбировки нового ИПУ горячей воды и поверка остальных приборов, подтверждает доводы <…> о том, что 15.10.2014 представитель МУП «ПОВВ» для опломбировки требовала представить паспорта на все ИПУ.

Так как, Правилами № 354 не предусмотрен отказ в вводе в эксплуатацию ИПУ по причине отсутствия паспортов на установленные ранее приборы учета, Комиссия Челябинского УФАС России считает необоснованным отказ в опломбировке ИПУ горячей воды, установленного по адресу: <…> .

Кроме того, довод представителя МУП «ПОВВ» о том, что в настоящее время указанный ИПУ введен в эксплуатацию, а <…> в январе 2015 года произведен перерасчет платы за услуги водоснабжения, оказанные в спорный период, и следовательно, законные права и интересы заявителя не нарушены, не может быть принят, так как исполнитель коммунальных услуг по водоснабжению не разъяснил заявителю о ее праве на расчет платы за услуги водоснабжения с учетом показаний ИПУ независимо от отсутствия пломбы.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что МУП «ПОВВ» своими действиями, выразившимися в необоснованном отказе от опломбировки индивидуального прибора учета горячей воды (далее - ИПУ), расположенного в жилом помещении (квартире 297) в многоквартирном жилом доме по адресу: <…> , а также в начислении платы за воду не по показаниям ИПУ в период с 15.10.2014 по 31.12.2014, злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Материалами дела подтверждается, что ИПУ горячей воды <…> был опломбирован 15.12.2014, а перерасчет начисленной платы за услуги водоснабжения с учетом показаний ИПУ с 15.10.2014 был произведен в январе 2015 года.

В связи с тем, что МУП «ПОВВ» добровольно устранило последствия нарушения антимонопольного законодательства, путем опломбировки ИПУ, а также перерасчета платы за услуги водоснабжения, Комиссия Челябинского УФАС России считает нецелесообразным выдавать МУП «ПОВВ» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия МУП «ПОВВ», выразившиеся в необоснованном отказе от опломбировки индивидуального прибора учета горячей воды (далее – ИПУ), установленного в жилом помещении (квартире 297) многоквартирного дома по адресу: <…>, а также в начислении платы за воду не по показаниям индивидуального прибора учета в период с 15.10.2014 по 31.12.2014, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

  2. Прекратить производство по делу, возбужденному в отношении МУП «ПОВВ» по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» по факту необоснованного отказа от опломбировки ИПУ, расположенного в жилом помещении (квартире 297) многоквартирного дома по адресу: <…> , а также начисления платы за воду не по показаниям индивидуального прибора учета, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства;

  3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении МУП «ПОВВ» к административной ответственности за совершенное правонарушение.

Связанные организации

Связанные организации не указаны