Решение б/н Решение по делу № 4-2014 от 12 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена «16» декабря 2014 года

В полном объеме решение изготовлено «30» декабря 2014 года

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России-начальника отдела за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 4-2014, возбужденное по признакам нарушения Индивидуальным предпринимателем <…> (далее – ИП <…>) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в издании номера газеты «Метро 74 Снежинск» от 16.01.2014 с наименованием, идентичным наименованию газеты общества с ограниченной ответственностью «Формат» (далее – ООО «Формат», Заявитель), а также размещении статьи «Метро» в новом свете», вводящей в заблуждение потребителей,

в отсутствие сторон,

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО «Формат» о недобросовестных конкурентных действиях ИП <…>, выразившихся во введении в заблуждение относительно истинного издателя газеты «Метро74 Снежинск».

Из заявления следует, что ООО «Формат» является издателем газеты «Метро74 Снежинск». В январе 2014 года он обнаружил в газете с аналогичным названием «Метро 74 Снежинск» № 1 (1) статью, в которой содержались сведения: «... несмотря на все слухи и заверения бывших издателей, именно эта газета является подлинным снежинским «Метро». По мнению заявителя, из статьи следует, что издаваемая им газета является «фальшивой». Заявитель считает такие действия ИП <…> недобросовестной конкуренцией.

В ходе рассмотрения фактов, изложенных в заявлении, Челябинское УФАС России запросило документы и объяснения ИП <…>.

Из объяснений следует, что в выпуске № 1 газеты дизайнером была допущена техническая ошибка, так как газета называется «Метроград Снежинск», что было указано в выходных данных, а в названии остался прежний логотип газет «Метро 74», издаваемых по области. Газета «Метроград Снежинск» входит в сеть газет «Метро», издаваемых ООО «Джем». Используется общий стиль, в связи с чем была допущена техническая ошибка. В следующих номерах ошибка была исправлена. Никаких ссылок на издателя, учредителя или редакцию газеты «Метро74 Снежинск» в статье нет, в связи с чем, по мнению ИП <…>, утверждения заявителя неверны.

Рассмотрение представленных документов, сведений приводит к следующему.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации

Из пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица 14 апреля 2009 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 20 по Челябинской области. Основным видом деятельности Заявителя является рекламная деятельность. Заявитель является издателем газеты «Метро74 Снежинск», что подтверждается Свидетельством о регистрации средства массовой информации от 13 апреля 2006 года № ПИ ФС11-0669.

ИП <…>. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 13 января 2014 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 20 по Челябинской области. Основным видом деятельности ИП <…> является рекламная деятельность. ИП <…> является издателем газеты «Метроград Снежинск», что подтверждается Свидетельством о регистрации средства массовой информации от 26 декабря 2013 года № ПИ ТУ74-01021.

В силу положений пунктов 4, 5, 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции Заявитель и ИП <…> являются конкурентами, поскольку их деятельность является аналогичной и осуществляется в пределах одних географических границ (Челябинская область, г. Снежинск).

На территории города Снежинска Челябинской области издается газета «Метро74 Снежинск», издателем которой является Заявитель.

16 января 2014 года в городе Снежинске Челябинской области по почтовым ящикам была распространена бесплатная газета с наименованием «Метро74 Снежинск». Согласно выходным данным редакцией и издателем указанной газеты является ИП <…>, а наименование газеты – «Метроград Снежинск».

Изучение газеты, издателем которой является Заявитель, и номера газеты «Метро 74 Снежинск» от 16.01.2014, издаваемой ИП <…>, приводит к выводу о сходстве их наименований, поскольку в наименованиях газет отсутствуют различия в грамматической форме слов, фонетическом и лексическом значении.

В указанной газете ИП <…> разместила статью «Метро в новом свете», содержащую, в том числе следующие сведения: «Вы держите в руках обновленную «Метро74». Она сменила свой формат и стиль, как и все издания региональной сети... Несмотря на все слухи и заверения бывших издателей, именно эта газета — подлинное снежинское «Метро», входящая в состав большой региональной сети изданий... Несомненно, обновленное, современное снежинское «Метро» придется по вкусу нашим читателям. С 20 января будем рады видеть рекламодателей и читателей в новом офисе по адресу: ул. Васильева, 34 (м-н «Бизон»)...».

Анализ сведений содержащихся в статье позволяет прийти к выводу о наличии в ней утверждения о смене формата и стиля снежинской газеты «Метро74», а также адреса редакции. Присутствие в статье сведений «именно эта газета — подлинное снежинское «Метро» в совокупности с названием газеты «Метро74 Снежинск» направлено на формирование восприятия данной газеты как единственного средства массовой информации, правомерно выпускаемого под указанным названием.

Вместе с тем, материалами дела установлено, что с 2006 года на территории г. Снежинска Заявитель является единственным издателем, осуществляющим выпуск газеты с названием «Метро74 Снежинск», что подтверждается данными официального сайта Роскомнадзора по Челябинской области. Данное обстоятельство свидетельствует о создании на протяжении длительного периода времени ассоциативной связи газеты «Метро 74 Снежинск» с организацией Заявителя.

Подача информации в такой форме может создать впечатление, что газета, выпускаемая заявителем, не является подлинной. Более того указание в газете на необходимость рекламодателей обращаться по новому адресу, соответствующего адресу ИП <…>, может вызвать перераспределение спроса в пользу последнего.

Особого внимания заслуживает тот факт, что газета ИП <…>, в которой размещалась указанная статья, зарегистрирована под иным названием «Метроград Снежинск», однако вышла под названием «Метро74 Снежинск». Данное обстоятельство также свидетельствует о направленности на введение в заблуждение потребителя относительно истинного издателя снежинской газеты «Метро74». Тот факт, что только в первом номере газеты была допущена техническая опечатка в названии газеты (вместо «Метроград-Снежинск» указано «Метро 74 Снежинск»), а в остальных номерах название указано правильно не исключает возможность введения потребителей в заблуждение, поскольку номер поступил в печать и был реализован.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция не допускается.

В действиях ИП <…>, выразившихся в издании номера газеты с наименованием, идентичным наименованию газеты заявителя, и в опубликовании в данном номере газеты «Метро74 Снежинск» статьи «Метро» в новом свете», присутствуют все признаки недобросовестной конкуренции, предусмотренные пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции:

1. Действия ИП <…> направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентом, поскольку издание газеты «Метро 74 Снежинск» № 1 (1) с наименованием идентичным наименованию газеты заявителя, при условии указания в газете сведений о смене формата и адреса редакции, может способствовать привлечению потребителей к газете ИП <…> и их оттоку от газеты заявителя.

2.Указанные действия ИП <…> противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

3. Совершение ИП <…> таких действий способно причинить убытки заявителю в виде снижения размера получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании ИП <…> от указанных действий (упущенная выгода), поскольку подача информации в такой форме создает общее вводящее в заблуждение впечатление относительно издателя газеты.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ИП <…>, выразившиеся в издании номера газеты «Метро 74 Снежинск» от 16.01.2014 с наименованием, идентичным наименованию газеты общества с ограниченной ответственностью «Формат» (далее – ООО «Формат», Заявитель), а также в размещении статьи «Метро» в новом свете», вводящей в заблуждение потребителей, нарушением части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ИП <…>.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны