Решение б/н Решение по делу № 40-2015 от 31 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

12 августа 2015 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией

Челябинского УФАС России;

 

члены Комиссии:

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

<…> – специалист 1-го разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

рассмотрев дело № 40-2015, возбужденное по признакам нарушения части 6 статьи 20 Федерального закона «О рекламе» по факту звукового сопровождения рекламы, распространяемой с использованием транспортного средства Муниципального унитарного предприятия «Челябинский городской электрический транспорт»,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Альфа» (далее – ООО «Группа компаний «Альфа») <…> по доверенности от 20.02.2015 б/н

в отсутствие:

заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

представителя Муниципального унитарного предприятия «Челябинский городской электрический транспорт» (далее – МУП «ЧелябГЭТ»),

представителя общества с ограниченной ответственностью «Южно-Уральское

Бюро рекламы» (далее – ООО «Южно-Уральское Бюро рекламы»), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

индивидуального предпринимателя <…> (далее – <…>), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) 13 января 2015 года поступило заявление жителя города Челябинска о звуковом сопровождении рекламы, транслируемой с начала января 2015 года на мониторах в трамваях по маршрутам № 7, 15, 22, входящим в маршрутную сеть города Челябинска.

Из заявления следует, что в вагоне трамвая размещен монитор, с помощью которого ранее транслировался видеоряд «Маршрутное телевидение», не содержащий рекламы. С начала 2015 года на мониторах в трамваях транслируется реклама, при этом некоторые рекламные ролики сопровождаются звуком, как например, реклама с предложением купить шубы. Заявитель требует отключить звук рекламы.

В связи с поступившим заявлением Челябинским УФАС России проведена документарная проверка в отношении МУП «Челябгэт», который оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа на трамвайных маршрутах в городе Челябинске.

В своих объяснениях МУП «Челябгэт» указало, что 12 января 2015 года отделом рекламы МУП «Челябгэт» был выявлен факт демонстрации на мониторах рекламного ролика со звуковым сопровождением. О данном факте было сообщено по телефону в ООО «Южно-Уральское бюро рекламы», которое занималось размещением рекламы в рамках договора с ООО «Группа компаний Альфа», с последним МУП «Челябгэт» заключен договор № 37/2014 от 01 октября 2014 года о предоставлении в подвижном составе МУП «Челябгэт» места для размещения установки информационной «ПМТ-Медиа», после чего звуковое сопровождение ролика было отключено.

Челябинским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения части 6 статьи 20 Федерального закона «О рекламе» в отношении ООО «Группа компаний Альфа». К участию в рассмотрении дела привлечено ООО «Южно-Уральское бюро рекламы».

В объяснениях ООО «Группа компаний «Альфа» указало следующее.

Размещение рекламно-информационных материалов на информационных установках «ПТМ-Медиа» осуществлял Агент – ООО «Южно-Уральское бюро рекламы» в рамках заключенного агентского договора от 30 декабря 2014 года № 112 между ООО «Группа компаний «Альфа» и ООО «Южно-Уральское бюро рекламы», система управления и контроля за размещением рекламно-информационных материалов была у Агента. Система управления информационными установками «ПМТ-Медиа» представляет собой программу, состоящую из шести разделов: «Реклама», «Эфир», «Мониторы», «Группы», «Сотрудники», «Настройки». Доступ ко всем шести разделам имеют только Партнеры. Доступ к разделам «Мониторы» и «Группы» имеют Техники. Агенту доступен раздел «Реклама», но размещение рекламно-информационных материалов возможно после подтверждения такого размещения Партнером. В период с 30.12.2014 по 05.02.2015 доступ к системе управления и контроль за размещением рекламно-информационных материалов на информационных установках «ПМТ-Медиа» осуществляло ООО «Южно-Уральское бюро рекламы» в лице его представителя – сотрудника. Обслуживание информационных установок «ПМТ-Медиа» осуществляло ООО «Первое маршрутное телевидение».

ООО «Группа компаний «Альфа» представило агентский договор от 30 декабря 2014 года № 112, заключенный с ООО «Южно-Уральское бюро рекламы», скрин-шоты программы «Adbus.pro», приложение к договору поставки № 28-0814–П от 28 августа 2014 года с технической характеристикой информационной установки «ПМТ-Медиа», договор о техническом обслуживании системы информирования и оповещения населения в общественном транспорте, заключенный между ООО «Группа компаний «Альфа» и ООО «Первое маршрутное телевидение», письмо ООО «Первое маршрутное телевидение» от 28 июля 2015 года, копии договоров на размещение рекламы, заключенные ООО «Южно-Уральское бюро рекламы» с рекламодателями.

Из представленных ООО «Группа компаний «Альфа» копий договоров на размещение рекламы, заключенных ООО «Южно-Уральское бюро рекламы» следует, что рекламодателем рекламы меховой фабрики «Шуба», распространявшейся в период с 01 по 31 января 2015 года является ИП <…>.

ИП <...> Д.А. в объяснениях указал, что заключил с ООО «Южно-Уральское бюро рекламы» договор от 15 декабря 2014 года № 108 о размещении рекламы в транспортных средствах. Согласованный видеоролик аудиосопровождения не содержал.

ООО «Южно-Уральское бюро рекламы» на рассмотрение дела не явилось, запрошенные Челябинским УФАС России сведения и материалы не представило.

Рассмотрев заявление и материалы, заслушав ООО «Группа компаний «Альфа» Комиссия приходит к следующим выводам.

В городе Челябинске 12 января 2015 года с использованием транспортного средства Муниципального унитарного предприятия «Челябинский городской электрический транспорт» осуществлялось звуковое сопровождение рекламы меховой фабрики «Шуба».

В соответствии с частью 6 статьи 20 Федерального закона «О рекламе» распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается.

Факт звукового сопровождение рекламы не оспаривается сторонами по делу и подтверждается объяснениями заявителя, служебной запиской начальника отдела рекламы МУП «ЧелябГЭТ» от 12 января 2015 года, письмом МУП «ЧелябГЭТ» от 05 февраля 2015 года в адрес ООО «Группа компаний Альфа».

Из материалов дела, в частности пункта 1.1. договора о техническом обслуживании системы информирования и оповещения населения в общественном транспорте от сентября 2014 года, заключенному между ООО «Группа компаний «Альфа» и ООО «Первое маршрутное телевидение» следует, что информационная установка «ПМТ-Медиа» - мультимедиа система информирования и оповещения населения на транспорте, включающая в себя компоненты, совокупность которых при установке в транспортном средстве позволяет осуществлять публичное исполнение видеороликов и иных материалов информационного содержания, предназначенная для информирования и оповещения населения путем публичного исполнения аудиовизуальной продукции в салоне транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров. Конкретная реализация информационной установки со временем может изменяться в зависимости от уровня развития технологий.

Технические характеристики информационной установки «ПМТ-Медиа» предусматривают звук 2,1 Вт (приложение к договору поставки № 28-0814–П от 28.08.2014 между ООО «Группа компаний Альфа» и ООО «Инновационные системы»).

Таким образом, информационные установки «ПМТ-Медиа», установленные в транспортных средствах МУП «ЧелябГЭТ» позволяли осуществить, в том числе и звуковое сопровождение рекламы.

Звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортного средства, принадлежащего МУП «Челябгэт» нарушает требования части 6 статьи 20 Федерального закона «О рекламе».

Доводы ООО «Группа компаний Альфа» о том, что в период с 30.12.2014 по 05.02.2015 ООО «Группа компаний Альфа» не имело доступа к системе управления и контроля за размещением рекламы на установках информационных «ПМТ-Медиа» Комиссией не принимаются ввиду следующего.

Согласно пункту 2.1. агентского договора от 30 декабря 2014 года № 112 между ООО «Группа компаний «Альфа» и ООО «Южно-Уральское бюро рекламы», ООО «Группа компаний «Альфа» приняло на себя обязательство принимать и размещать на информационных установках «ПТМ-Медиа» рекламно-информационные материалы заказчиков, поступающие на основе договоров, заключенных ООО «Южно-Уральское бюро рекламы».

В соответствии с приложением № 1 к агентскому договору от 30 декабря 2014 года № 112 оборудование включается автоматически от зажигания, водитель и кондуктор не имеют доступа к функции включения-выключения.

Таким образом, именно ООО «Группа компаний Альфа» обязано было обеспечить надлежащее размещение на информационных установках «ПТМ-Медиа» рекламно-информационных материалов заказчиков.

Вопросы, связанные с доступом сотрудников к управлению информационными установками для размещения рекламы решаются сторонами в рамках заключенных договоров. Это не может свидетельствовать об отсутствии нарушения законодательства о рекламе со стороны ООО «Группа компаний Альфа», взявшим на себя обязанность по надлежащему размещению рекламы в транспортных средствах.

При этом ООО «Группа компаний Альфа» не представлены какие-либо подтверждающие документы, устанавливающие наделение правом доступа конкретных сотрудников ООО «Южно-Уральское бюро рекламы» к системе управления информационными установками «ПТМ-Медиа».

Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 20 Федерального закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем указанной рекламы следует признать индивидуального предпринимателя <…>, заключившего договор от 15 декабря 2014 года № 108 с ООО «Южно-Уральское бюро рекламы» на размещение рекламы.

Так, согласно пункту 1.1. договора от 15 декабря 2014 года № 108, заключенному между ООО «Южно-Уральское бюро рекламы» и ИП Литвин Д.А., ООО «Южно-Уральское бюро рекламы» приняло на себя обязательства оказать рекламные услуги по размещению Спота на Оборудовании.

При этом в договоре определены понятия «спот» и «оборудование».

«Спот» - информация, размещенная на видео носителе и содержащая в себе рекламу. Оборудование – информационная установка с монитором 24 дюйма, предназначенная для публичного исполнения визуальной продукции в салоне транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров.

Согласно приложению № 2 к договору оказания услуг от 15 декабря 2014 года № 108 услуга - размещение рекламного спота 10 сек. «Шуба» на оборудовании (200 мониторов) с 1 января 2015 года по 31 января 2015 года 6 раз в час.

Рекламораспространителем ответственным за нарушение рекламного законодательства следует признать ООО «Группа компаний Альфа» ввиду следующего.

Согласно пункту 1.1. договора № 37/2014 от 01 октября 2014 года между МУП «Челябгэт» и ООО «Группа компаний Альфа» Исполнитель обязуется предоставить Заказчику места в подвижном составе Исполнителя для размещения установки информационной «ПМТ-Медиа».

В силу пункта 2.1.2. указанного договора ООО «Группа компаний Альфа» приняло на себя обязательство соблюдать действующее законодательство о рекламе и порядок её размещения.

В соответствии с пунктом 2.2.1 договора в период его действия Заказчик имеет право самостоятельно определять содержание и объем видео-рекламы, размещаемой на установках информационных «ПМТ-Медиа» в соответствии с законом о рекламе.

Следовательно, именно ООО «Группа компаний Альфа» не обеспечило надлежащее выполнение условий договора № 37/2014 от 01 октября 2014 года между МУП «Челябгэт» и ООО «Группа компаний Альфа» и допустило 12 января 2015 года звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортного средства МУП «ЧелябГЭТ» с нарушением части 6 статьи 20 Федерального закона «о рекламе».

Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

В связи с тем, что звуковое сопровождение рекламы было отключено незамедлительно после его обнаружения, что подтверждается служебной запиской начальника отдела рекламы МУП «ЧелябГЭТ» от 12 января 2015 года, письмом МУП «ЧелябГЭТ» от 05 февраля 2015 года в адрес ООО «Группа компаний «Альфа», необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства РФ отсутствует.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу меховой фабрики «Шуба», сопровождающуюся звуком с использованием транспортного средства МУП «ЧелябГЭТ», поскольку в ней нарушены требованы части 6 статьи 20 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Группа компаний Альфа» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме 20 августа 2015 года.

Связанные организации

Связанные организации не указаны