Решение №ВЛ/10073/22 решение по делу 442-ж/2022 от 25 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

решение по делу 442-ж/2022

 

Главное управление лесами Челябинской области

454092,

г. Челябинск, ул. Энгельса, 54

 

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»

454087, г. Челябинск,

ул. Калинина, 21

 

Общество с ограниченной ответственностью «КузбассДробМаш»

654006, Кемеровская область, Кузбасс,

г. Новокузнецк,

ул. Производственная, дом 21, корпус 6,

2 этаж, офис 1

 

Электронная торговая площадка АО «ТЭК-Торг»

119021, г. Москва,

ул. Тимура Фрунзе, д. 24

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-2260/2022

по делу № 442-ж/2022

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 22 августа 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 25 августа 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «КузбассДробМаш» (далее – ООО «КузбассДробМаш», заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки - электронного аукциона на поставку прицепного измельчителя (извещение №0869200000222003785), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Главного управления лесами Челябинской области (далее – заказчик) «<…>», действующих на основании доверенностей №№ 9430, 9431 от 18.08.2022;

- представителей ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» (далее – уполномоченное учреждение) «<…>», действующих на основании доверенностей №№ 11, 12 от 04.04.2022;

- представителей ООО «КузбассДробМаш» «<…>», действующих на основании доверенностей б/н от 18.08.2022.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 15.08.2022 поступила жалоба ООО «КузбассДробМаш» на положения извещения об осуществлении закупки - электронного аукциона на поставку прицепного измельчителя (извещение № 0869200000222003785) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам изменения извещения о проведении электронного аукциона опубликованы уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 05.08.2022 в 09:26.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку прицепного измельчителя – 5 716 666,67 рублей.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону № 0869200000222003785 от 16.08.2022.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка.

Согласно доводам жалобы ООО «КузбассДробМаш» описание объекта закупки не соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку установлены показатели товара, которым соответствует только одна модель измельчителя - Торнадо М350, производимом на территории Российской Федерации и стран Таможенного союза, сведения о котором содержатся в реестре российской промышленной продукции.

Представители заказчика, уполномоченного учреждения с доводами жалобы ООО «КузбассДробМаш» не согласились, пояснили, что требования к товару установлены «в связи с необходимостью обеспечения безопасности при эксплуатации и перемещению по дорогам общего пользования, а также пересеченной местности». При формировании описания объекта закупки заказчик руководствовался целью приобрести товар, обеспечивающий максимальную безопасность; закупить товар, позволяющий долго работать с данным товаром в любых необходимых условиях, в целях обеспечения готовности оперативно в любое время использовать товар для выполнения возложенных на заказчика функций, эффективного расходования бюджетных средств при соблюдении норм действующего законодательства в области безопасности движения. Предметом аукциона является поставка товара, а не его производство. Товар с предложенными заказчиком параметрами может быть поставлен неограниченным количеством поставщиков. Установив требования к конструкции прицепного измельчителя, а также к количеству подающих вальцов, заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения извещения об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе. Считают жалобу заявителя необоснованной.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе)

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении подрядчика.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Извещением о проведении электронного аукциона для закупки №0869200000222003785 объект закупки определен как поставка прицепного измельчителя.

Приложением № 1 к извещению о закупке является описание объекта закупки- «Техническое задание на поставку прицепного измельчителя», согласно которому к приобретаемому товару установлены, в том числе, следующие требования:

Наименование товара

Наименование показателя

Значение

Ед. изм.

Кол-во

Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки

Показатели, которые не могут изменяться

Прицепной измельчитель

 

 

ОКПД2.

29.20.23.190

 

 

 

 

 

Тип измельчителя

 

Барабанный, прицепной на колесном ходу с дополнительным откидным подающим столом

Шт.

1

Требование к конструкции

 

Шасси прицепного измельчителя и его рубительный механизм произведены одним предприятием-изготовителем и являются единым агрегатом – прицепным измельчителем

Система гидравлической подачи

 

Реверсивная

- подающий валец, шт.

Не менее 2

 

- стационарный привод вращения нижнего вальца от гидромотора

 

Наличие

- верхний валец с затягивателем боковых веток

 

Наличие

- гидромотор

 

Наличие

-гидрораспределитель

 

Наличие

-электрораспределитель

 

Наличие

- защита от затягивания в вальцы оператора

 

Наличие

 

Важно отметить, что во исполнение требований статьи 14 Закона о контрактной системе в извещении рассматриваемой закупки установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616). В связи с чем, для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке: в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции; в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров.

По мнению заявителя, на рынке измельчителей, производимых на территории Российской Федерации и членов Евразийского экономического союза, под заявленные заказчиком параметры подходит только одна модель измельчителя – Торнадо М350. Представители заявителя отметили, что основной «блокирующей» позицией спецификации является требование о том, что шасси прицепного измельчителя и его рубительный механизм должны быть произведены одним предприятием-изготовителем и являться единым агрегатом.

Представители Главного управления лесами Челябинской области отметили, что установленные параметры товара обусловлены желанием заказчика приобрести конкретный прицепной измельчитель, информация о технических характеристиках которого находится в свободном доступе, удовлетворяющий потребности заказчика.

Комиссия антимонопольного органа критически относится к представленным письменным пояснениям уполномоченного учреждения в части соответствия установленным в извещении характеристикам товара прицепных измельчителей трёх различных производителей («Morbark 1821», «Vermeer BC 1800XL», «Торнадо М350»), поскольку исходя из условий осуществления рассматриваемой закупки следует, что потенциальные участники закупки смогут предложить к поставке промышленный товар, сведения о котором содержатся в соответствующем реестре промышленных товаров.

При обращении к «Реестру промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации» следует, что в указанном реестре содержатся сведения в отношении шести позиций прицепных измельчителей двух различных производителей, в число которых не входит промышленный товар с наименованием «Morbark 1821», «Vermeer BC 1800XL». Тем самым не находит подтверждения довод о соответствии установленным в извещении характеристикам товара прицепных измельчителей трёх различных производителей.

При этом представители заказчика на заседании Комиссии не отрицали, что показатель единого агрегата шасси прицепного измельчителя и его рубительного механизма однозначно соответствуют промышленному товару «Торнадо М350».

Косвенно на соответствие установленным к приобретаемому заказчиком товару характеристик промышленного товара «Торнадо М350» указывает и тот факт, что коммерческие предложения, использованные при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, также содержат предложения о поставке исключительно прицепного измельчителя «Торнадо М350».

Следует отметить, что на участие в электронном аукционе поступила одна заявка. Из содержания единственной заявки следует, что к поставке предложен «Прицепной измельчитель ТОРНАДО М350» (Реестровая запись № 92\4\2022. Дата внесения в реестр: 05.03.2022).

Вместе с тем, потребность заказчика в приобретении прицепного измельчителя не освобождает заказчика от обязанности при описании существующей потребности соблюдать требования законодательства о контрактной системе, в том числе правила описания объекта закупки, установленные в статье 33 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, требования к характеристикам товара, установленные заказчиком при описании объекта закупки, нарушают положения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Действия должностного лица заказчика, уполномоченного учреждения могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.

 

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «КузбассДробМаш» на положения извещения об осуществлении закупки - электронного аукциона на поставку прицепного измельчителя (извещение № 0869200000222003785) обоснованной.

2. Признать в действиях должностного лица, разместившего извещение о закупке, нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, уполномоченному учреждению, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии В.А. Ливончик

 

Члены Комиссии Н.В. Фадеева

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-11114

 

 

Связанные организации

ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
ЭТП ТЭК-Торг
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
ООО "КузбассДробМаш"
ИНН 4217200595, ОГРН 1204200016745
Главное управление лесами Челябинской области
ИНН 7453171871, ОГРН 1077453000514