Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-2856/2023 от 29 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-2856/2023 г. Челябинск Резолютивная часть решения оглашена «27» декабря 2023 года В полном объеме решение изготовлено «28» декабря 2023 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) рассмотрев жалобу ИП Ушакова И.И. (далее – Заявитель) (вх. № 16557-ЭП/23 от 11.12.2023, поступила по электронной почте 10.12.2023 в 22:21) на действия ГАУЗ ОЗП «Городская клиническая больница № 8 г. Челябинска» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку катетера для гемодиализа, 2023-20580 2 имплантируемого (извещение № 32313033004), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ИП Ушакова И.И. на действия ГАУЗ ОЗП «Городская клиническая больница № 8 г. Челябинска» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку катетера для гемодиализа, имплантируемого (извещение № 32313033004). В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Жалоба ИП Ушакова И.И. поступила в Челябинское УФАС России 10.12.2023 в 22:21. Окончание срока подачи заявок: 11.12.2023. Таким образом, сроки для подачи жалобы в антимонопольный орган соблюдены, следовательно, Заявитель был вправе подать жалобу на положения документации Заказчика. В составе документации Заказчика размещено техническое задание на катетер для гемодиализа, имплантируемый, который закупает ГАУЗ ОЗП «Городская клиническая больница № 8 г. Челябинска». Из довода жалобы Заявителя следует, что ГАУЗ ОЗП «Городская клиническая больница № 8 г. Челябинска» производится закупка товара конкретного производителя, среди установленных Заказчиком характеристик имеются требования однозначно указывающие на закупку товара конкретного производителя «Ковидиен ЛЛС», США. Такими определяющими признаками являются: - симметричный кончик с боковыми прорезями: - наличие в наборе: шприца, тампонов марлевых, повязок самоклеящихся, 2023-20580 3 скальпель. Товар иных производителей, по мнению Заявителя, не соответствует заявленной Заказчиком совокупности характеристик. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам жалобы. В письменных пояснениях Заказчика в частности указано следующее. «Закон о закупках, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также Положение о закупке Заказчика не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристиками объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. В зависимости от своих потребностей Заказчик вправе установить конкретные требования к техническим характеристикам товара. Состав набора обусловлен потребностью Заказчика и необходим для проведения медицинской манипуляции имплантации катетера: Шприц необходим для контроля забора крови из вены; Скальпель используется для резерва кожи при формировании канала для имплантации перманентного катетера; Тампоны марлевые необходимы для обработки операционного поля антисептиком и удаления выделений; Повязки самоклеящиеся для наложения повязок после окончания процедуры (два места). Уменьшения состава набора приведет к дополнительным затратам на закуп необходимых изделий медицинского назначения для осуществления процедуры имплантации катетера, так как каждая позиция необходима при проведении медицинской манипуляции». В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом ограничиваются доводами, составляющими предмет обжалования. Рассмотрев материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. ГАУЗ ОЗП «Городская клиническая больница № 8 г. Челябинска» приобретает катетер для гемодиализа, имплантируемый посредством проведения конкурентной закупочной процедуры на основании того порядка, запретов, дозволений, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Так, в силу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. 2023-20580 4 Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Законы о закупках Заказчиком при проведении закупки должен быть соблюден принцип равноправия, справедливости, отсутствию дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Комиссией Челябинского УФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения настоящей жалобы, а также выявления конкуренции на рынке, направлены запросы участникам рынка, реализующих медицинские товары. Вместе с запросами направлено и техническое задание Заказчика. ООО «СИКВЕЛТРЕЙД», ЗАО «Дельрус» пояснили об отсутствии у них катетеров соответствующих техническому заданию Заказчика. ООО «СИКВЕЛТРЕЙД» является официальным дистрибьютором ООО «АЛЬФАМЕДЭКС» и реализует изделие - Набор для катетеризации центральных вен MEDEREN, в вариантах исполнения. ООО «МЕДИМКОМ» (официальный дистрибьютер производителя «Ковидиен ЛЛС») указало, что под описание технического задания подходит изделие — гемодиализный катетер PALINDROME (Палиндром), производитель «Ковидиен ЛЛС», общество прекратило поставки данных катетеров. Информации об иных, подходящих катетеров описанию не представлено. Общество также указало, что на территории России зарегистрированы и иные производители гемодиализных катетеров, данный факт также поддерживается пояснениями ИП Ушакова И.И. На этапе формирования закупочной документации Заказчик посредством применения метода сопоставимых рыночных цен сформировал начальную (максимальную) цену договора, были направлены запросы о предоставлении ценовой информации о товаре. В материалах жалобы имеются коммерческие предложения направленные Заказчику, из которых следует, что все участники рынка предлагают к поставке гемодиализный катетер PALINDROME (Палиндром), производитель «Ковидиен ЛЛС». В рассматриваемой закупке принял участие один хозяйствующий субъект, что подтверждается протоколом подведения итогов, что исключает принцип конкуренции среди поставщиков. Наличие на рынке медицинских изделий подходящего полностью под техническое задание помимо катетера PALINDROME (Палиндром), производитель «Ковидиен ЛЛС» Комиссией Челябинского УФАС России не установлено, а Заказчиком не доказано. Комиссия Челябинского УФАС России соглашается с позицией Заказчика, согласно которой Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребности. Законодательство о закупках и законодательство о конкуренции не ограничивает заказчиков в формировании своей потребности в товарах, работах, услугах при надлежащем описании предмета закупки, требований к участникам закупки и тд, соблюдении принципов организации и проведения закупки (часть 1 статьи 3 Закона о закупках). Кроме того, законодательство о закупках, антимонопольное законодательство не запрещает Заказчику приобретать уникальный товар, не имеющего аналога, но с учетом потребностей Заказчика. Вместе с тем, рассматривая довод Заказчика о том, что требования являются необходимыми потребностями, а именно, что симметричный кончик с боковыми прорезями обеспечивает безопасное для пациента введение катетера и оптимальное 2023-20580 5 размещение в правом предсердии, а наличие в наборе спорных предметов необходимо для проведения медицинской манипуляции: Шприц необходим для контроля забора крови из вены; Скальпель используется для резерва кожи при формировании канала для имплантации перманентного катетера; Тампоны марлевые необходимы для обработки операционного поля антисептиком и удаления выделений; Повязки самоклеящиеся нужна для наложения повязок после окончания процедуры (два места), Комиссия Челябинского УФАС России отмечает следующее. Состав набора для катетера предусматривает: (не менее перечисленного): Игла интродьюсерная -1 шт, Шприц -1 шт, Проводник с прямым и J-образным концами -1 шт, Дилататор 14 Fr -1 шт, Дилататор 12 Fr -1 шт, Интродьюсер в разрывной клапанной оболочке 16 F -1 шт, Туннелер- 1 шт, Скальпель №11 – 1 шт, Тампоны марлевые - 4 шт, Повязки самоклеящиеся - 2 шт, Заглушки съемные - 2 шт. При этом, данные требования относятся не к функциональным характеристикам катетера, а его дополнительным комплектующим, исходя из сформированного технического задания не следует, что набор должен быть сформирован в единую стерильную, неразрывную упаковку, в связи с чем возможно сделать вывод о том, что Заказчик может приобрести спорные предметы отдельно. Заказчиком не приведено расчетов, описаний того, как приобретение предметов в отдельности повлечет существенное увеличение расходов учреждения. Требование о содержании в наборе шприца, тампонов марлевых, повязок самоклеящихся, скальпель отклоняется от позиции стандарта и в условиях наличия на рынке подходящего товара единственного производителя (PALINDROME (Палиндром), производитель «Ковидиен ЛЛС») являются «блокирующими» требованиями по отношению к другим участникам товарного рынка, а из пояснений Заказчика не следует, каким образом требования к наличию спорных предметов, симметричного кончика влияют на деятельность Заказчика в части оказания услуг здравоохранения гражданам, а приведенные в обосновании формулировки общего характера, никак, по мнению Комиссии, не обосновывают реальную потребность Заказчика или уникальность таких требований в конкретной закупке. Заказчиком не представлено документов, расчетов, локальных актов подтверждающих такую потребность. Заказчиком также не доказана его потребность в приобретении катетера, имеющего симметричный кончик с боковыми прорезями, не приведено достаточных доказательств, указывающих на преимущество данной формы кончика перед кончиками в ступенчатом и (или) раздвоенном исполнении. Доказательств того, что рынок по продаже катетеров для гемодиализа, (имплантируемого) не является конкурентным Заказчиком не представлено. Исходя из изложенного, Заказчик устанавливая требование о наличии симметричного кончика с боковыми прорезями и к наличию в наборе: шприца, тампонов марлевых, повязок самоклеящихся, скальпель в условиях имеющегося на рынке медицинских изделий единственного катетера производства «Ковидиен ЛЛС» и при отсутствии доказанной потребности в таком товаре не соблюдает требования описания предмета закупки установленные частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках. Кроме того, действия Заказчика при описании предмета закупки в нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках противоречат принципу равноправия, справедливости, отсутствию дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. 2023-20580 6 Следовательно доводы жалобы ИП Ушакова И.И. на положения закупочной документации Заказчика являются обоснованными. Указанные обстоятельства являются достаточным основанием для выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ИП Ушакова И.И. обоснованной. 2. Признать действия ГАУЗ ОЗП «Городская клиническая больница № 8 г. Челябинска»нарушением пункта 2 части 1, части 6.1 статьи 3 Закона о закупках. 3. Выдать ГАУЗ ОЗП «Городская клиническая больница № 8 г. Челябинска» предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки. 4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны